рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалка

3)           однородность и взаимозаменяемость кокур. товаров;

4)           взаимозаменяемость товарами;

5)           отсутствие ценовых ограничений;

В этих условиях фирма производит продажу по ценам, кот. в точности компенсир. необх. произв. расходы поставщика  при достижении статич. эф-ти. Ни одна из фирм не имеет возможности для игры на разнице цен, т.е. нет намерения назначить цену ниже рыночной и нельзя назначать цену выше рын. под угрозой перехода рынка к др. поставщикам. Ни один поставщик не имеет власти над рынком. Положение долгосрочности равновесия на рынке характеризуется тремя свойствами:

·        издержки на производство единицы продукции является предельным, т.е. производство является эффективным экономически.

·        отсутствует свехнормальная прибыль, в то же время инвесторы  получают достаточный доход для поддержания инвестиций на уровне, необходимом для эффективного производства продукта; избыточный доход на капитал отсутствует.

·        каждая фирма производит продукцию  со средним общими издержками, равными мин. значению.

Фирмы, которым не удается обеспечить уровень мин. затрат на единицу продукции понесут убытки и будут вынуждены уйти с рынка.  При этой модели конкурентности ресурсы используются мах. эффективно с т. зр. общества.

Монопольно-конкур. рынок близок к рынку своб. конкуренции, но эта модель предполагает разнообразие продукции. Различные поставщики предлагают сходную продукцию, но не полностью взаимосвязанную. Существует дифференциация товара – т.е. продаваемый на рынке предмет не является стандартным. Дифференциация существует из-за качественных отличий или из-за предполагаемых отличий м/у продуктами (различие в престиже торговой марки, в рекламе и т.д.)

При данной модели каждый поставщик имеет определенную долю власти над рынком поскольку некоторые потребители предпочитают именно его продукцию и готовы платить больше. Данная модель рынка не может обеспечить эффективности, кот.  имеет рынок совершенной конкуренции с т. зр. общества, т.е. расходы выше. При данной модели каждый поставщик является как бы монополистом, но имеет конкурентов, существует относительная свобода выхода и входа на рынок, возможности использования власти над рынком ограничены.

Олигопольный рынок – характеризуется небольшим количеством поставщиков и серьезными барьерами входа на рынок. Обычно присутствуют от 2х до 10 фирм, производящих прибл. одинаковые объемы продукции. Фирмам не выгодно  вести ценовые войны в силу их дороговизны и неспособствованию производительности.

Возможно два вида поведения фирм на рынке:

1)                     некооперативная –когда каждый продавец сам решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

2)                     кооперативная – формируется картельный рынок. Он характеризуется:

·        объединением нескольких продавцов (покупателей) или всех для проведения единой сбытовой политики;

·        назначений единой цены всеми продавцами (покупателями) и (или) согласованное ее изменение в долгосрочной перспективе.

·        квотирование выпуска  (закупок) для покупателей

·        раздел рынка по территориальному признаку, по кругу клиентов;

·        согласованное участие в конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.

Всегда существует возможность подрыва  картельного соглашения одним из участников, поэтому корт. рынки на практике не м.б. долгосрочными образованиями. Поэтому сейчас явные соглашения картельного типа редки. Чаще наблюдаются неявные (скрытые) соглашения. Существует тенденция горизонтальных  и вертикальных взаимосвязей м/у крупными  корпорациями и небольшими фирмами.

Горизонтальными явл. связи м/у крупной фирмой и небольшой в форме кооперации фирм, выпускающих однородные товары, либо в форме взаимодействующих фирм, находящихся на одной стадии производственного процесса и выполняющих различные функции по изготовлению основного продукта (н-р мелкие фирмы изготовляют части изделия, а головная занимается сборкой).

Вертикальными называются связи м/у крупными корпорациями и небольшими фирмами, находящихся на разных стадиях производственного процесса. Н-р крупная – занимается переработкой сырья, сборкой продукции, мелкие – поставляют сырье, осуществляют дальнейшую обработку основ. продукции или перерабатывают побочную продукцию, занимаются реализацией. Наиболее распространена из вертикальных форм система Фрайгайзинга – заключение контракта, по которому корпорации передают права продажи своих товаров нескольким фирмам (дилерам).

Монополистический рынок. Существует при наличии оной фирмы, производ. продукт, у кот. нет близкого заменителя. По словарю монополия хар-ся как соотношение м/у спросом и предложением, при кот. один из этих факторов по объективным причинам находится в исключительно выгодном положении. Такое абсолютное преобладание предоставляет хозяйствующим субъектам, добивающимся монопольного положения исключительного права распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом и фактически гарантирует получение сверхприбыли. При отсутствии конкур-го пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования.


8.      Понятие и признаки рынка как объекта правового регулирования.

Правовые механизмы антимонопольной политики строятся в первую очередь на основе исследования состояния конкурентной среды и уровня концентрации товарных рынков. Осознание сущности и содержания  таких экономических категорий как товар, товарный рынок, релевантный рынок, конкурентная среда, рыночная концентрация  позволяет понять методику исследования конкурентной среды.

Товар – продукт д-ти, включающий работы и услуги, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот. По новому:  это объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена, или иного введения в оборот. В экономической литературе определений понятия рынок множество. Наиболее популярно: это место встречи продавцов и покупателей для совершения сделки, которая могла принести прибыль продавцу и удовлетворить нужды покупателя.

Рынок – это товар или группа товаров и географическое пространство на котором они продаются так, что некая фирма, стремящаяся к увеличению дохода является единственным продавцом этих продуктов, в  определенном регионе может поднимать цены на небольшую но устойчивую во времени величину.

Юридическое понятие. Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.


9.      Принципы, лежащие в основе анализа товарного рынка.

Основными принципами, лежащими в основе анализа товарного рынка и направлением его регулирования являются следующие:

1.      Системного подхода.

2.      Динамического подхода.

3.      Территориального подхода.

4.      Комплексного подхода.

5.      Выделяют так же формально-юридические методы.

-1- товарный рынок рассматривается как система взаимодействующих субъектов, в отношении которых действует правило взаимозаменяемости товаров. Субъекты рынка формируются как по товарному признаку, так и по горизонтальному, т.е. в зависимости от того, кто является потребителем продукции. Товарный рынок как категория  применяется для анализа дел, попадающих в сферу антимонопольного законодательства. Товарный ранок меняется в зависимости от конкретной ситуации и носит релевантный характер.

Внутренняя среда товарного рынка находится  в сфере прямого и обратного влияния государства в лице антимонопольного законодательства для предупреждения возникающих противоречий как в экономической, так и правовой системах.

Антимонопольное законодательство имеет цель не допустить широкий разрыв между пониманием конкуренции и реальным поведением некоторых субъектов.

-2- предполагает рассмотрение процессов структуры рынка,  концентрации и демонополизации, выявления из имеющих доминирующее положение в постоянном развитии. Кроме этого для определения взаимозаменяемых товаров необходимо анализировать динамику цен и реакцию на нее потребителей.

-3- предполагает рассмотрение товарного рынка в пределах определенных территориальных границ, где потребитель может приобрести товар и отсутствие такой возможности за их пределами. Наряду с национально-государственными и административно-территориальными образованиями под соответствующими территориями понимаются и межрегиональные образования, локальные рынки и группы населенных пунктов.

-4- для судебных разбирательств важнейшим является принцип комплексного подхода, т.е. одновременное использование совокупности методов, как экономических, так и формально-юридических, поэтому для принятия решений имеет значение конкретные экономические результаты.

-5- Формально-юридические помогают описать, классифицировать и систематизировать гос-прав. явление, возникающее в конкурентных отношениях, исследовать их внутреннюю форму и методы внешнего воздействия на них.

На товарном рынке складываются 2 типа отношений:

·        отношения конкурирующих между собой субъектов;

·        отношения этих субъектов с поставщиками или потребителями соответствующих товаров.


10.  Основные критерии оценки товарного рынка. Нормативная основа.

Категория товарный рынок используется с одной стороны для оценки экономической ситуации на рынке, с другой стороны – для определения сферы антимонопольного контроля, регулирования  и применения соответствующих норм.

В юридической практике появилось понятие «релевантный рынок» - это уместный, относящийся к делу рынок. Критериями его считаются товарные и географические границы, в пределах которых для конкретного субъекта  рыночных отношений складываются отношения конкуренции и монополий.

Одной из основных характеристик оценки состояния товарного рынка является анализ конкурентной среды, которая включает в себя исследование интенсивности конкурентных сил и исследование состояния структуры рынка. Анализ интенсивности конкурентных сил включает:

·        анализ конкурентной ситуации в отрасли или на рынке;

·        исследование стратегических подходов, которые используют компании для установления конкурентных преимуществ и определения характера и направления действия конкурентных сил.

В теории выделяют 5 конкурентных сил:

1) соперничество между конкурентами продавцами в одной отрасли;

2) попытки компаний из др. отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров – заменителей;;

3) потенциальное появление новых конкурентов;

4) рыночная власть и средства воздействия, используемые поставщиками сырья;

5) рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями продукции.

 Эти 5 конкурентных сил именуются по автору «конкурентные силы Портера». Рассмотрение модели действия этих сил необходимо для того, чтобы проанализировать направление действия конкурентных сил, правильно разработать комплекс правовых, экономических, организационных норм, противодействующих проявлению монопольной власти.

Анализ структуры рынка предполагает определение:

·        товаров и географических границ рынка;

·        размера (емкости)  рынка;

·        кол-во субъектов на рынке и их относительной величины;

·        открытости рынка;

·        доминирующего положения и рыночной власти;

·        выявление интенсивности процессов слияния и поглощения;

·        степени вертикальной или горизонтальной интеграции;

·        уровня концентрации рынка.


11.  Категория «рыночная концентрация».

Рыночная или экономическая концентрация с т. зрения экономики – это сосредоточение эк-значимых признаков или характеристик в руках незначительного количества хозяйствующих субъектов. Юридическое понятие: это сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции . В качестве единицы концентрации рассматривается предприятия, являющиеся экономической единицей, выраб. стратегию поведения на рынке. Концентрация экономической власти м.б. пред-на  в виде кол-х и кач-х признаков.

Кол-е характеристики концентрации:

1)      активы предприятий (матер., нематер.)

2)      объем произвед. продукции;

3)      численность работающих;

4)      фонд з/П

5)      прибыль и др.

Концентрация собственности показ. то, на сколько высока степень сформированности лиц, владеющих акциями.

Конц. продуктов служит показателем сравнит. положения крупных продавцов при предоставлении конкретных товаров или услуг.

Конц. покупателей – отражает ситуацию при которой большой % конкретной продукции приобретается сравнительно малым числом покупателей.

Рыночная власть- такая ситуация, когда фирма или группа фирм способны повысить цену и поддержать ее на уровне превышающем уровень, обусловленный конкуренцией, способность навязывать условия поведения на рынке и ограничить доступ на рынок других субъектов. Ситуация когда какое-то предприятие может контролировать экономические процессы на конкретном рынке и создавать условия для проявления своей монопольной власти именуется в экономике власть «доминирующего положения»


12.  Алгоритм оценки состояния конкурентной среды.

Структура рынка влияет на его  поведение и на результаты его деятельности. В идеале высокая результативность д.б. следствием  рацион. рын. структуры и рационального поведения фирм. Но по разным причинам внешнего характера рынок может стать несостоятельным, что приводит к экономическим результатам, не желательным для общества. В этих условиях государство должно принять на себя корректирующие функции, чтобы воздействуя на структуру рынка улучшить его параметры и механизмы деятельности.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.