Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит,
режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
А. С. Пушкин Полное собрание
сочинений.
Маяковский же писал, что битвы революции посерьезнее
Полтавы, а любовь - пограндиозней онегинской любви. Искусство социалистического
периода трактовало возвышенное как совершенство, доступное человеку,
достижимое через труд и борьбу. Оптимистический взгляд на возвышенное ярко был воплощен
в монументе Мухиной «Рабочий и колхозница». Пафос устремленности в будущее,
воля к его осуществлению звучали в этом произведении. Оно было пронизано не
упованием на небо и его дары, а верой в силу труда, символы которого - серп и
молот зажаты в руках порывисто шагающих мужчины и женщины.
Возвышенное в свете событий нового
тысячелетия требуют новых художественных средств. Оно пробуждает в людях
художников, т. е. воспитывает в них способность находить внутреннюю меру предметов,
сообразовывать их свойства с общественными потребностями человека, учит
чувствовать и понимать красоту и творить сообразно ее законам, воплощает в
своих образах идеал красоты. Великие произведения неувядаемы, в них выражаются
и закрепляются на века общечеловеческие завоевания в освоении мира по законам
красоты.
Возвышенное в обществе - это созданные руками
человека гигантские технические сооружения, мощные социальные движения, в
которые втянуты огромные массы людей, мощное по результатам творческое
созидание. Значение таких явлений со всей полнотой может быть раскрыто лишь в
ходе жизнедеятельности ряда поколений. Иными словами, масштабы и мощь этих
творений человека таковы, что полное их освоение может быть лишь итогом целого
исторического процесса.
3. Гений как проявление возвышенного.
Определяя возвышенное как эстетическую
категорию, возникающую в результате многовекового развития эстетической мысли и
отражающую эстетическое величие окружающего мира, материальных и духовных
творений человека, а также процесс нравственного, духовного, интеллектуального
становления личности как величайшего эстетического явления, мы признаем, что
возвышенное - это эстетическое свойство предметов и явлений, но главным
образом - это эстетическое состояние души человека, переживающего эти явления.
Для возникновения возвышенного необходимы два момента: нечто величественное,
грандиозное, способное вызвать сильные ощущения у человека, и человек,
способный на такие ощущения.
Для того чтобы божественно-природное
возвышенное превратилось в возвышающее человека, необходимо с детства
пробуждать в человеке и укреплять духовность его инстинкта. Но нужно помнить,
что дух и духовность - это подлинная драгоценная реальность, это то, что
придает жизни высший смысл, что ее освящает. Для одного - это природа, для другого
- искусство, для третьего - религия. У каждого, писал русский философ И. Ильин,
«своя собственная дверь» в это царство, но только с открытием ее человеку
по-настоящему станет доступно высокое, возвышенное. Оно появляется тогда,
когда человек стремится к совершенству. Римский поэт I в. до
н.э. Секст Проперций сказал: «О великом только желать - уже достаточно».
Этот свет совершенства, это влечении к
Божественному и позволяет воспринимать божественно-природное возвышенное. Это
влечение человеческого духа к совершенству придает духовное измерение
грандиозным природным стихиям и интегрирует их в систему наших ощущений и
суждений. Но чтобы это произошло, пишет Ильин, надо как можно раньше в
человеке «зажечь и раскалить» «духовный уголь», чуткость ко всему Божественному,
ко всему возвышенному, волю к совершенству и вкус к доброте.
В последнее время уровень возвышенного в силу значительного влияния на
исследователей марксистской материалистической традиции существенно занижен.
Возвышенное отождествляется с грандиозном, величественным, крупномасштабным.
Возвышенное не соизмеримо и не отождествимо с прекрасным. Если
прекрасное - проявление это мера и гармония, то возвышенное -возвышенного некое
нарушение гармонии, порядка, нечто незавершенное. Возвышенное проявляется и как
исключительный характер, и как исключительный талант - гений, о чем писал
Кант. Первоначальное слово «гений» означало демона или демоническое существо,
прозванное Сократом «внутренним голосом». Но в XVI в. вера в демонов
была утрачена и начало распространяться современное понимание этого слова. И
оно стало синонимом слова «искусность» и соединилось с платоновской концепцией
вдохновения. Такое сочетание сыграло большую роль в теории эстетики XVIII в.
Рациональным канонам противопоставили божественное вдохновение, что нашло свое
отражение в работе английского автора XVII в. Э. Юнга «Размышление относительно
оригинального творчества», повлиявшей на немецких мыслителей.
Большое внимание проблеме творца, гения как
существа возвышенного уделял и русский философ И.А. Ильин. Прежде всего
творческий человек, по мнению Ильина, должен быть свободен от всякой цензуры:
никакое внешнее указание не должно ограничивать его духовное созерцание,
поскольку любая цензура пресекает его вдохновение.
Таким людям нужно облегчать процесс их
творчества: нужен им творческий покой, значит, им нужно обеспечить тишину и
беззаботность; нужна мраморная глыба, чтобы создать из нее «Давида»
Микеланджело, - надо достать и доставить в мастерскую этот мрамор. Мечтает
творец о необыкновенной скрипке, - надо помочь в осуществлении этой мечты. Но
прежде всего гения следует избавить от нужды. Нельзя допустить, чтобы гений
всю жизнь терпел нужду и бился с долгами, подобно Рембрандту, Бетховену,
Гоголю и Достоевскому. Нельзя допустить, чтобы он умер от бедности и голода,
подобно Шопену. Непозволительно оставлять его беззащитным в тот опасный час,
когда какой-нибудь порочный и злой авантюрист, наподобие Дантеса или
Мартынова, покусится на него, как на Пушкина и Лермонтова, чтобы убить его на
поединке. Напротив, его жизненный путь должен быть огражден и сглажен, чтобы он
мог свободно предаваться своему вдохновению, создавая свои лучшие произведения
и выговаривая свои видения для вечности. Ибо в таком человеке поистине струится
Божий поток, а к его словам и песням прислушиваются ангелы.
Следующий очень важный для творчества момент -
это проблема досуга. Аристотель считал свободным от природы человека тогда,
когда он способен иметь свои мысли, а не только воспринимать чужие. Но для
вынашивания своих творческих идей он нуждается в досуге. Досуг творца и досуг
простого труженика - это разные понятия. Труженик использует свободное время
для развлечений, спорта, получения наслаждений.
Досуг творца - это напряженное созерцание или
духовное вслушивание. В часы досуга он погружается в предмет до тех пор, пока
этот предмет не овладеет им, и тогда мысли просятся к перу, перо - к бумаге.
Минута - и стихи свободно потекут. То, что созерцает гений, это объективная
предметная сущность бытия. Каждый человек должен стараться в эту сущность
проникнуть. В земной жизни Ильин видел два элемента: несущуюся потоком хаоса
случайную пыль и сокровенно сияющую и тихо призывающую субстанциальную ткань. И
смысл жизни в том, чтобы в эту ткань проникнуть, преодолев хаотическую пыль
случайностей единичного. Каждый человек, пишет Ильин, начинает свой путь в
ночи, окруженный темнотой, вокруг жуткая неизвестность и только кое-где через
мрак сверкают и призывают далекие звезды. И каждый человек призван к тому, чтобы
всмотреться и вчувствоваться в тот единственный источник света, из которого
эти звезды заимствуют свое сияние. К сожалению, многие люди всю жизнь блуждают
в темноте, даже не зная, что им нужна помощь. Их лишенность не осознана ими,
они не ищут и не добиваются высшего. Помочь им могли бы и помогают творцы, в
первую очередь, гении. И их миссия на земле очень велика. Они созерцают,
вынашивают и отдают. Они рассылают во все стороны свои лучи, «незваные,
непрошеные, нередко отвергаемые или изгоняемые, может быть, даже побиваемые
камнями».
И хотя их часто отвергают, не признают при
жизни - их миссия на земле очень возвышенна. Как пишет Ильин, их первый луч -
беспокоит, второй - раздражает, третий - оскорбляет и лишь четвертый -
пробуждает.
Религиозный мыслитель Ильин следующим образом
определяет и природу возвышенного, и природу гениальности. Возвышенное - это
Бог, обладающий бесконечным количеством творческих идей. Когда эти идеи из Его
вечного лона ниспадают в хаос земного мира, бурный, поток смятения, подхватывая
их, их искажает, «растерзывает их дивный состав»! Отсюда, по мнению Ильина,
возникает высокое задание: увидеть каждую из этих идей в ее полном составе и
восстановить в ее совершенном виде.
Согласно египетскому мифу, богиня Изида по
всему свету искала тело своего мужа Озириса, растерзанное на четырнадцать
частей. Она эти части находила и не создавала тело мужа, а лишь восстанавливала
его в первозданной красоте. Поэтому творческого человека, гения Ильин
сравнивает с ищущей Изидой: гений воссоздает высокие Божьи творения, рассеянные
по миру греховным человечеством. Миссия гения на этой земле невосполнима: ему
светит целостный облик искомого, он проверяет себя высшей, возвышенной
необходимостью, которая открывается ему в духе, он наслаждается воссозданием
Вечного, он радуется, ведя отблеск Божественного в своем творении.
III.
Заключение.
Итак, в
силу принципиальной ограниченности уровня формализации предмета эстетики и его
многогранности, требующей от исследователя фундаментальных знаний практически в
области истории искусства и всех гуманитарных наук, как минимум, и обостренного
художественного чувства, эстетика до сих пор остается во всех отношениях
наиболее сложной, трудоемкой, дискуссионной и наименее упорядоченной из всех
гуманитарных дисциплин. Сегодня, как и в момент возникновения, в центре
внимания эстетики стоят две главные супер-проблемы: эстетическое и искусство в
его сущностных основаниях. Термины, их обозначающие, фактически – ее главные
категории, метакатегории. Все остальные категории являются производными от них
и имеют целью в той или иной мере конкретизировать отдельные аспекты и уровни
главных категорий и феноменов, обозначаемых ими. Все это свидетельствует как о
необычайной сложности и многоликости предмета эстетики, постоянно
балансирующего на грани материального -- духовного; рационального --
иррационального, вербализуемого -- невербализуемого; так и о больших
перспективах этой науки. Уже сегодня достаточно ясно наметились тенденции
перерастания ее в некую гипернауку, которая постепенно втягивает в себя
основные науки гуманитарного цикла: филологию, теоретическое искусствознание,
отчасти культурологию, семиотику, структурализм, и активно использует опыт и
достижения многих других современных наук.
И полное
определение эстетики с точки зрения ее метода должно звучать следующим образом:
эстетика это система закономерностей, категорий, общих понятий, отражающая в
свете определенной практики существенные эстетические свойства реальности и
процесса ее освоения по законам красоты, в том числе бытия и функционирования
искусства восприятия и понимания продуктов художественной деятельности.
Важно сделать вывод о категории возвышенного,
что в истории эстетики сложились две точки зрения на взаимоотношение
прекрасного и возвышенного: 1) возвышенное есть превосходная степень
прекрасного, особого рода прекрасное, отличающееся величиной или мощью; 2)
возвышенное противоположно прекрасному, и при его восприятии возникает
эстетически негативная реакция. Однако рассмотрение возвышенного в качестве
разновидности прекрасного столь же односторонне, как и противопоставление этих
категорий друг другу. Необходимо избавиться от этой односторонности, вобрать в
определение все рациональное из предшествующего опыта эстетики.
Итак, возвышенное - это объективное
эстетическое свойство, присущее предметам и явлениям, которые обладают широкой
положительной общественной значимостью, оказывают влияние на жизнь целых
народов или всего человечества. Ввиду своей колоссальной мощи и огромного
масштаба возвышенные явления не могут быть сразу полностью освоены, поэтому по
отношению к ним человек не свободен. Прекрасное - сфера свободы, возвышенное - сфера
несвободы человека.
Из истории видно, что великие художники в любую эпоху с учетом
неповторимых особенностей ее противоречий стремились всякий раз установить
гармоничное соответствие личности и общества. Подлинное искусство учит людей
гуманизму, стремится помочь им найти для борьбы со злом те средства, которые
соответствовали бы высоким и гуманным целям. И всестороннее развитие личности,
гармоническое ее объединение с историей, с обществом, с человечеством – высшее
гуманное назначение искусства.
IV. Список использованной литературы.
1.
Борев Ю. Б. Эстетика. М.,
1988;
2.
Бычков В. В., Бычков О. В.
Эстетика. Новая Философская Энциклопедия. Т. 4. М., 2001;
3.
Кривцун О.А. Эстетика:
Учебник. М., 2001;
4.
Лосев А.Ф. Шестаков В.П.
История эстетических категорий. М., 1965;
5.
Никитич Л.А. Эстетика. М.,
2003;
6.
Флоренский П. Избранные
труды по искусству. М. 1996;
7.
Яковлев Е.Г. Эстетическое
как совершенное. М., 1995.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|