Аксиология как учение о ценностях
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЛИАЛ В г. БАРНАУЛЕ
Кафедра философии, истории и права
АКСИОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ
Реферат по философии
Выполнил студент
группы 2БГ-2
Борисова Анна Владимировна
Научный руководитель
к. филос. н., доцент В. Е. Фомин
оценка
Барнаул 2006
План.
Введение
1.
Предыстория аксиологии
2.
Становление философской теории ценности в конце
XIX– начале XX веков
3.
Общие методологические предпосылки аксиологии
4.
Что такое ценности
5.
Зачем нужна конструктивная аксиология и её
принципы
6.
Альтернативы аксиологии
Заключение
Список
литературы
Введение.
Я выбрала тему «Аксиология как учение о ценностях».
Выбрала её потому, что она является одной из актуальных в настоящее время, так
как в современном мире люди начинают забывать о духовных ценностях и сё
больше думают материальных. Это является проблемой современного мира.
При написании реферата я изучила
доступную литературу, а именно: «Философия теории ценностей» М. С.Кагана,
«Ценности в проблеме мира: философские основания и социальные приложения
Конструктивной аксиологии» Н. С. Розова, «Проблема ценности в философии» А. Г.
Харчевой. Так как в этих работах наиболее полно, широко и доступно изложена
аксиология.
Вопросы, о которых пойдет речь в
данной работе, сами по себе далеко не новы. Это вопросы о полезном и вредном,
добре и зле, справедливом и несправедливом, должном и недопустимом, прекрасном
и безобразном, об идеале и благе. Все это и принято суммарно именовать
ценностями, положительными и отрицательными. Эти вопросы и явились для меня
задачами при написании реферата:
- проследить предысторию
аксиологии;
- проанализировать становление
философской теории ценности;
- изучить методологические
предпосылки аксиологии;
- понять, что такое ценности;
- выявить смысл конструктивной
аксиологии, и нужна ли она;
- просмотреть альтернативы
аксиологии.
Я поставила перед собой ряд задач, на которые должна найти
ответ.
1. Предыстория аксиологии.
Аксиология (от axio – ценность, logos – слово, учение) – один из самых молодых разделов философии. Как
самостоятельная философская наука аксиология появилась лишь в конце прошлого
века. Разумеется, суждения о различных видах ценности – о благе, доброте,
красоте, святости и т. п. – встречаются и у классиков античной философии, и у
теологов средневековья, и у ренессансных мыслителей, и у философов Нового
времени, однако обобщающего представления о ценности как токовой и
соответственно о закономерности её проявления в различных конкретных формах
в философии не было до середины прошлого столетия.
Чем же объясняется такое позднее рождение теории ценности?
Вопрос этот тем более существен, что смежная с аксиологией отрасль философии –
гносеология – давно уже обрела теоретическую самостоятельность, в XVII веке её проблематика находилась в центре философских дискуссий, а в
учении Г. Гегеля само развитие человечества было определено как познавательный
процесс – процесс “самопознание Абсолютного Духа”. Хотя представления о
доброте, благе, красоте, величии и ряде других подобных явлений культуры уже
были предметом размышления античных философов, анализировались явления эти разрозненно,
ибо не осознавались как конкретные проявления единого начала. Существовавшее у
греков понятие “калокагатии” (calos – прекрасный, cagathos – нравственный) было пережитком исходного синкретизма ценностного
сознания, и уже рассуждениях Сократа и Платона этот этико-эстетический
синкретизм уверенно преодолевался. Понимание единства различных проявлений
ценностного сознания человека приходит гораздо позже, чем философское
представление о разуме и его роли в жизни и развитии человечества. Именно разум
как способность познания стоит в центре внимания греческой мысли. причём логос
– это и разум, и слово, поскольку слово является непосредственным носителем
мысли. Греческая философия, при всём различии материалистических и
идеалистических учений, при всей противоположности релятивизма софистов и
абсолютного идеализма Платона, не говоря уже о строго теоретическом дискурсе
Аристотеля, –сугубо рационалистическая философия, и даже миф,
описывающий мир богов, рассматривался Лукрецием как способ познания природы.
поэтому такие “эпифеномены” культуры как нравственное, эстетическое,
политическое и даже религиозное сознание, были для античных мыслителей
явлениями маргинальными, побочными – в человеке они видели носителя Логоса, что
и сделало его в их глазах “мерой всех вещей”, по классической формуле
Протагора. Греческая философия, в отличие и от древневосточных культов и от
вытеснивших её в средние века мировых религий, была лишена мистицизма и
экстатического восприятия божеств, являясь, по сути дела,
демистифицированным, хотя ещё не демифологизированным, художественно-
образным познанием=осмыления мира.
Средневековая ментальность, утвердившая приоритет Веры по
отношению к Разуму иррационалистичная по своей доминанте, должна была, привести
теологическую мысль христианства к разработке теории ценности – ведь
религиозное сознание по самой своей природе является формой ценностного
сознания, и должно было себя таковой осознавать. Применительно к
средневековью нельзя говорить о собственно аксиологических представлениях, ибо
у средневековых философов и теологов, как и у античных мыслителей, встречаются
лишь разрозненные высказывания о разных видах ценности, но отсутствует
целостное представление о природе ценности как таковой, единой в множестве её
конкретных модификаций, – отсутствует по той простой причине, что теологам
известна лишь одна подлинная ценность – Бог. Все другие ценности –
нравственные, эстетические, политические, даже сама истина, – являются для
религиозного сознания только эманациями Божества, манифестациями потустороннего
мира, божественно-духовной энергии. Аксиология растворилась здесь в теологии.
В религиозной философии, в теологии и вообще в религиозном
сознании нет потребности сознания теории ценности, ибо ценность дана здесь
только в религиозной форме как представление о священном, сверхчувственном,
божественном, а различия между всеми конкретными модификациями ценности и
ценностного сознания объявляются несущественными, поверхностными, чисто
формальными.
Возрождение, суть которого – противопоставление
теоцентризму средневековья натуроцентристских и гуманистических представлений
нового социального слоя феодального общества – горожан, вернулось к тем идеям,
которые начали складываться в нерелигиозной философии античного полиса.
Возрождение возрождало, прежде всего, представление о земной, а не мистической
природе нравственного, эстетического, правового, политического сознания, а тем
самым стремилось понять своеобразие каждой из этих форм отношения человека к
миру; но их связь как разных проявлений единого ценностного отношения ещё не
осознавалось, и понятие “ценность” не приобрело, поэтому значения философской
категории; все же подходы к решению такой задачи уже были намечены – у
итальянских гуманистов встречаются рассуждения о нравственных ценностях (Л.
Валла), о красоте как специфической ценности (Л. Б. Альберти), независимой от
ценностей религиозных, а политические ценности были признаны Н. Макиавелли
независимыми не только от религии, но и от морали.
Единая теория ценности не сложилась и в XVII – XVIII веках, ибо представления о красоте,
доброте, справедливости, социальном прогрессе оставались периферийными для того
типа сознания, доминантой которого стало вместо религиозной веры познание
природы и которое должно было поэтому опираться на илу Разума, на вытеснявшее мистику
научное мышление, а прежде всего, на лежащее в основе естествознания безоценочное
в принципе, математическое знание – mathesis universalis.
В середине XVIII века стала
осознаваться односторонность рационалистически-сциентистской ориентации
культуры, и начались поиски альтернативного взгляда на человека, его духовный
мир, его связь с другими людьми и природой. Подытожило достижения философской
мысли эпохи Просвещения учение И. Канта, одновременно заложившее теоретические
основы нового исторического типа европейской культуры – Романтизма. Романтизм
взрыхлил почву для рождения теории ценности, решительно противопоставив
рационализму Просвещения, который абсолютизировал возможности познавательной
деятельности мышления, эмоциональную активность духовной жизни человека.
Романтизм завершил переход от традиционной культуры с её стабильными
принципами, освященными авторитетом мифа и воспринимавшимися, поэтому не как
ценности, а как объективные законы бытия, к культуре
личностно-креативной, динамичной и инновационной, ценностное обеспечение
которой воспринималось уже не как раз и навсегда данное, божественное по
своему происхождению, а как человеческое, формирующееся в культуре и потому
изменчивое – и в историческом времени, и в географическом пространстве.
Так Романтизм впервые достиг Историю как закономерную смену
одного типа культуры с его специфическими ценностями другим и одновременно
признал в Востоке своеобразный тип культуры, отличный от Западного по
воплощенным в нём ценностям, но равномерный европейскому, если не более
возвышенный, благородный, прекрасный.
Эмотивизм Романтизма, историзм и релятивизм его
миропонимания заставил философию выйти за пределы традиционного для неё
конструирования онтологической и гносеологической концепций, смещая угол зрения
на внепознавательное отношение субъекта к объекту, что и должно было, в
конечном счете, привести к осознанию этого отношения как ценностного.
Как прекрасно сформулировал это А. Уайтхед, “Романтическая реакция была
протестом от лица ценностей”. Теоретически опиравшаяся на идеи И. Канта и И.
Фихте, психологически подготовленная Романтизмом, идеологически обусловленная
социальными метаморфозами, изменившими лик Европы в XVIII
– XIX веках, аксиология теоретически осмыслила
наступление новой эпохи.
2. Становление философской теории ценности в
конце XIX – начале XX
веков.
Выявление своеобразия феномена Ценности, принципиально
отличающегося от фактуальности объективного бытия, с его предметными
формами (Gestalten), было осуществлено в 60-е годы XIX века немецким философом Г. Лотце в его трактате “основания
практической философии”; так преодолевалось одностороннее онтологическое
представление просветителей об однородности предстоящей перед человеком
реальности; к ценностям были отнесены благое, прекрасное, справедливое и другие
проявления бытия, обращённые “к нашим чувствам, но совершенно не зависящие от
нашего произвола”, и “приговором нашего чувства устанавливается определённая
градация этих ценностей”. Вместе с тем нельзя не согласиться с М. Хайдеггером,
который в курсе лекций, посвященном становлению теории ценности в немецкой
философии, не без ехидства заметил, что “Лотце не удалось зрелое рассмотрение
проблемы ценности”, потому что он “робел перед системой и в то же время к ней
стремился”. Решающее же значение в утверждении места ценностного сознания в
культуре имела философия Ф. Ницше: “Идея ценности в метафизике пришла к
господству … решительно только через Ницше”, поскольку создатель образа
Заратустры само бытие трактовал, в конечном счёте не как объективную
реальность, а как ценность, тем самым растворяя онтологию в аксиологии. Роль Ф.
Ницше в становлении аксиологии отмечал и В. Виндельбанд, и упоминавшийся ее
историк А. Штерн, говоря, что творец Заратустры “взрыхлил почву” для разработки
теоретических основ философии ценности.
В начале XX века Г. Мюнстерберг дал
своей книге “Философия ценностей” выразительный подзаголовок: “Основные
принципы мировоззрения” и впервые в истории аксиологичекой мысли построил
таблицу, призванную продемонстрировать закономерность строения всеохватывающего
мировоззрения человека ценностного осмысления им мира:
|
Логические ценности
|
Эстетические ценности
|
Эстетические ценности
|
Метафизические ценности
|
Жизненные ценности
Внешнего мира
Ближайшего окружения
Внутреннего мира
|
Ценности наличного бытия
(предметы непосредственного восприятия)
Вещи
Существа
Оценивание
|
Ценности единства (предмет
радостного переживания)
Гармония
Любовь
Счастье
|
Ценности развития (предметы
возвышающие)
Рост
Прогресс
Саморазвитие
|
Божественные ценности
(предметы веры)
Творение
Откровение
Спасение
|
Культурные ценности
Внешнего мира
Ближайшего окружения
Внутреннего мира
|
Ценности взаимосвязи
(предметы познания)
Природа
История
Разум
|
Ценности красоты (предметы увлечения)
Изобразительное искусство
Поэзия
Музыка
|
Ценности созидания
(предметы признания)
Хозяйство
Право
Нравы
|
Основные ценности (предметы
убеждения)
Вселенная
Человечество
Сверх-Я
|
Подобный подход продуктивный, ибо
графическое представление системы ценностей лишь иллюстрирует наличие самой
этой системы.
В начале XX века
внимание философов к аксиологической проблематике становилось всё более и более
широким, оттесняя ещё недавно господствовавшую эспистемологическую тематику.
Показательна характеристика этого
времени, которую дал Г. Пикон в предисловии к одному из разделов составленной
им хрестоматии “Панорама современных идей”, вышедшей в Париже в 1968 г. (ее
сокращенный перевод на русский язык был опубликован в Нью-Йорке в 1982 г.): “Те
изменения условий жизни и мысли, которые с конца XIX века происходили со все
большим ускорением и сегодня представляются нам подлинной мутацией, неизбежно
должны были поставить под вопрос основные принципы, которые определяют наше
существование, и во имя которых мы судим человеческие поступки. Под сомнение
было поставлено также и то, что мы называем гуманизмом, этикой, цивилизацией,
культурой, то есть те ценности, которыми мы руководствуемся и на основе которых
оцениваем наше поведение”.
Страницы: 1, 2
|