Билеты по философии (БрГТУ)
1. Философия - это наука о природе, обществе и человеческом мышлении. Круг основных проблем философии: А) онтология - учение о мире или бытии. Б) гносеология - теория познания. В) методология . диалектика . метафизика Г) антропология Д) аксиология - учение о ценностях. Е) социальная философия - учение об обществе. В истории философии выделяют 3 подхода к пониманию её предмета: . старо - античный - философия тождественна науке и её предмет - вся действительность; . традиционный - наука о первых началах или метафизика; . современный - философия - учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Функции философия ( её роль в обществе): . мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень мировоззрения. . гносеологическая - определение направления дальнейшего познания мира. . методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику. . аксиологическая - духовные ценности . гуманистическая - воспитание гуманистических идей. 2. Основным вопросом философии является соотношение в мире мышления и бытия, сознании и материи, идеального и материального. Данный вопрос характеризуется 2 сторонами: . онтологическая - отвечает на вопрос: что первично - идеальное или материальное- 2 направления для решения этого вопроса: А) монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное Б) дуализм Монизм делится на материализм (материя первична, а сознание вторично) и идеализм (идеальное первично, а материальное вторично). Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека). . гносеологическая - отвечает на вопрос, познаваем ли мир. Гностицизм - мир познаваем, агностицизм - мир полностью или частично не познаваем. 3. Мировоззрение - совокупность взглядов, принципов, оценок, определяющих понимание мира человеком и своего места в нём и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Структура мировоззрения: . познавательный компонент; . ценностно-нормативный; . эмоционально - волевой; . практический. 3 стороны мировоззрения: . эмоционально - психологическая (чувства, настроения) - мироощущение; . опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений - мировосприятие; . познавательно - интеллектуальная сторона - миропонимание. Уровни мировоззрения: - жизненно - практический; - теоретический - к нему относится философия. 4. Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое мировоззрение, характеризующееся эмоционально - образной формой, очеловечиванием природы, отсутствием рефлексии (самосознания), утилитарной направленностью ( практика). Исторически вторым типом мировоззрения является религиозное, которое основывается на вере в существование сверхъестественных сил, опирается на образно - эмоциональные и чувственно - наглядные формы восприятия, рефлексия отсутствует. Исторически третий тип мировоззрения - философия - отражение мира в рациональной теоретической форме, является рефлексивным, т. е. содержит размышления над собственными представлениями о мире и человеке; основной принцип - свободомыслие. 5. Античная философия охватывает период с 6 века до н. э. до 6 века н. э. В её истории выделяются след. этапы: - сократовская ( древнегреческая философия); - классическая греческая философия; - эллинистическая философия. Досократовская философия 6 век до н. э. до 5 века н. э.). Милецкая школа - представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они первые попытались найти первоосновы всего существующего, стремились понять природу в целом, выяснить, что остаётся неизменным, несмотря на изменчивость форм. На первом месте для них - поиск причины. Фалес - причина всего сущего - вода, так как все материальные вещи связаны с водой. Анаксимандр - за первоначало брал некое безкачественное первовещество (апейрон), которое не имеет границ, но из него обособляются тёплое и холодное - качественные противоположности, которые дали начало всем веществам. Анаксимен - в качестве первоначала брал воздух. Школа не сделала никаких научных открытий - материалисты, диалектики. Школа Пифагора - представители занимались философско- математическими изысканиями, считая, что число есть существо и ядро реальной вещи (является субстанцией). Ими было положено начало полярно - диалектическому мышлению, идеализму и мистике. Они пытались сформулировать законы развития мира на основе математики - материалисты, метафизики. Гераклит - в качестве первоначала считал огонь как символ всеобщей стихии в образе живого динамичного первоначала, объясняющего изменчивость и многообразие мира. Природа - носительница всего существующего, всего, что исчезает и возникает, но из природы и огня он выделяет, но не отрывает логос (слово), которое присуще всем и всему, всем и через всё управляемое - материалист, диалектик. Эллейская школа - Сенофал, Парменид - разработали учение, во многом противоположное учению Гераклита и Милецкой школы, считая главной проблемой проблему бытия и мышления. Бытие - это то, что можно познать только разумом, а не органами чувств, потому что только мышлению дано неизменное и единое, т. е. бытие. Субстанцией у них являлась стихия - материалисты, метафизики. Атомисты - Демокрит и Левкипп - принимают тезис о том, что бытие есть нечто простое и неделимое, в качестве бытия берут атом - наименьшие физические частицы, разделённые пустотой. Атом - бытие, пустота - небытие. Атом нельзя увидеть, но о них можно помыслить. Цепляясь друг за друга, они образуют чувственно - постигаемые вещи - материалисты, диалектики. Софисты - их учение вводит тему человека и сознания. Представители: Протогор и Горгий - их отношение к философии имело утилитарную направленность. "Человек есть мера всех вещей". Они считали, что бытие - это изменчивый, чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Они положили начало поиску новых форм достоверности знаний. Классическая философия (5-4 век до н. э.). Представители: Сократ, Платон, Аристотель. Сократ - философия его есть этический рационализм. Главная проблема - человек и его сознание. Главная задача - научить человека думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к человеку, к самому себе. Платон - в его учении можно выделить составные части: - онтологию - бытие - вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Оно множественно, т . е. бытие есть вид, идея, сущность. Платон различает сущность и явления, т. е. то, что существует по истине и то, что существует, но не имеет истинного бытия - разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. - Космологию - учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Космос получил бытие как одушевлённое и одарённое умом - объективный идеализм (Демиурд). - Гносеологию - опирается на учение о душе. Тело человека смертно, а душа бессмертна. Душа, соприкасаясь с миром идей, созерцает их. Таким образом, познание есть припоминание душой мира идей. Истинное знание даёт мышление, а чувственное восприятие даёт мнение. - Этику - условие нравственных поступков - истинное знание, которым в принципе обладает душа. Части души: разумная, волевая, вожделеющая. Сочетание этих 3 частей души под руководством разума даёт начало добродетели, справедливости. Аристотель - ученик Платона - провёл разграничение наук на теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, ремёсла). Онтология - бытие есть нечто устойчивое, неизменное, неподвижное. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она делает предметы, не позволяя им сливаться с другим. Есть низшие сущности, состоящие из материи как формы, где форма превращает материю из возможности в действительность, и высшие сущности, т. е. чистые формы - лишённые материи формы. Учение о душе - Душа есть форма по отношению к материи - это проявление активности жизненных сил. Душа и тело связаны между собой. Выделяет 3 вида души: растительная (способность к питанию), животная (способность к ощущению), разумная. Учение о человеке - Человека отличает способность к интеллектуальной жизни, которая предполагает нравственную позицию. Добродетели бывают дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Высшая форма деятельности человека - познавательная и теоретическая. Эллинистическая философия (конец 4 века до н. э. до 6 века н. э. ). Высшей ценностью считается дружба. В данный период существуют следующие основные течения: - Эпикуреизм - предание удовольствию; - Стоицизм - следование судьбе и долгу; - Кинизм - воздержание от суждений. Все они обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души - отказ от разработки фундаментальной философии. Предпочтение отдаётся этике, причём весьма односторонней, которой отстаиваются пути достижения "атарксии" - невозмутимости. 6. Отличительная черта философии Нового времени (17-18 век) - обращение к гносеологии. Данный период отличается неравномерностью своего развития. Принципиальная новизна философии Нового времени в том, что, "заглянув" в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила 2 сферы: - То, что принадлежит повседневному, актуальному познанию человека; - То, что принадлежит его глубинной сути, сущности. Бэкон - "новый органон" - дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Главными препятствиями на пути познания он считал человеческое заблуждения, которые назвал идолами. Бэкон выдвинул теорию двойственной истины, разграничив философию и теологию. Цель философии - изучение законов природы и разработка методов познания природы. Центральная часть философии Бэкона - учение о методе. Метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта (эмпиризм). Познание начинается с чувственных восприятий внешнего мира, но они нуждаются в экспериментальной проверке. Опыты должны ставиться по методу индукции. Рационализм Декарта - рационалистический метод - считал, что научные открытия совершаются не вследствие опыта, а вследствие деятельности ума, который направляет опыт. Ко всем наукам применял особенности математического метода познания. Основой научного метода по Декарту является постулат: "Я мыслю, значит, я существую", т. е. сомневаться можно во всём, но только не в своём существовании. Выдвигая на первый план проблему познания, Бэкон и Декарт заложили основы новых философских систем и раскола действительности на субъект и объект познания, где субъект - носитель познавательной деятельности, мыслящая субстанция. Спиноза - учение о субстанции - сторонник рационализма, противопоставляет чувственные представления (воображения) пониманию. Чувственные представления - низший род знаний, слагается из 2 способов восприятия: o смутный опыт - даёт неполную правду; o рассудок или разум - оперирует общими понятиями и даёт достоверные знания. Главная проблема для Спинозы - проблема взаимоотношения человека с Богом. Бог - неисчерпаем, бесконечен, он может обличье, нести своё Слово в форме, доступной людям определённой эпохи. Бог Спинозы - это субстанция - первооснова мира, имеющая основания своего бытия в самой себе. 7. Философия средних веков охватывает период с 5 по 15 века. Этот период тесно связан с христианством. Основные вопросы связаны с проблемой Бога, что отражало тенденцию философии к сокрализации (сближение с религиозным учением) и морализации (сближение с этикой). Философия определяется следующим: o библейским традиционализмом, ретроспективностью; o особым значением экзегетики - искусством правильного толкования и разъяснения положений Завета; o тенденцией к назидательству, учительству; o теоцентризмом - Бог в центре мира. При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко выделяются этапы патристики (1- 6 века) и схоластики (11 - 15 века). Вершина патристики - Августин Блаженный. Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей. Он обосновывает креационизм, т. е. положение о творении природы и материи Богом. В теоцентризме Августина происходит конкретизация религиозного представления о Боге. В этот период происходит оформление крестьянской догматики и философии, в которой определённую роль играют элементы платонизма. Фома Аквинский - пик средневековой схоластики. На этом этапе происходит систематическая разработка христианской философии под влиянием наследия Аристотеля. Центральная проблема Фомы Аквинского - гармония веры и разума - томизм. Другая проблема, которая находилась в фокусе внимания Фомы Аквинского, - это проблема существования Творца мира и человека. Бытие Бога постигается и верой и разумом. Недостаточно ссылаться только на то, что каждый верующий принимает Бога интуитивно. 8. Философия эпохи Возрождения. (14-17 века).- это период перехода от средневековья к Новому времени, когда происходит возрождение античной культуры. Философия в этот период характеризуется следующим: o поиск жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям; o обоснование идеи доверия к естественному человеческому разуму; o заложение основ философии, свободной от религиозно - мировоззренческих предпосылок; o антропоцентризм - человек - центр мира; o гуманизм; o пантеизм - Бог растворяется в природе - переход от Бога - личности к Богу - духу. Данте - "Божественная комедия" - человек имеет двоякую - смертную и бессмертную - природу, он есть среднее звено между тленным и нетленным. Поэтому имеет двойное предназначение. У человека 2 "конечные" цели: o достигается в земной жизни, заключается в проявлении собственной добродетели; o достигается посмертно и при содействии божественной воли. Петрарк - развивал идеи Данте о двойном предназначении человека - философия схоластического типа непригодна для жизненного наставления. Салютати - главное - воспитать нового человека, обладающего способностью совершать добродетельные поступки. Это свойство вырабатывается со временем. Хотя земная жизнь и дана Богом, задача человека состоит в том, чтобы построить её в соответствии с природными законами добра и справедливости. Кузанский, Дж. Бруно - на более высоком уровне вели поиск метафизических оснований гуманистических воззрений. Кузанский считал, что каждая вещь, в т. ч. и человек, выступает как содержащая в свёрнутом виде весь мир, как микрокосм. Но человек является микрокосмом и на другом уровне, он предназначен для творчества. Дж. Бруно лишает Солнце положения центра Вселенной, принимая гелиоцентрическую концепцию Коперника. Центр - нигде, и он - везде. Человек - конечное земное существо - обладает конечной смертной душой. Только разумная безличная часть души может быть бессмертна. Человек предназначен для творческого созидания на основе познания. Разум - способность постичь бесконечную Вселенную. Эразм Роттердамский - для него философия - это знание нового типа, к которому стремился Сократ, это мудрое понимание жизни. Он осуществляет перевод и критическое издание Нового завета, публикует труды отцов церкви, критикует церковные порядки, духовенство. Он жаждет великой религиозной реформы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|