рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Билеты по философии (БрГТУ)

p> 5) Искусство

6) Наука

7) Философия.

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Они различаются по:

. Предмету отражения. Политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти, религиозное сознание принимает форму зависимости человека от неземных, сверхъестественных сил.

. Формам отражения. Наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, искусство – в форме художественных образов, религия – в форме церковных догматов, мораль – в форме нравственных чувств и норм, ценностей, идеалов.

. Особенностям своего развития. В науке осуществляется прогресс познания, в искусстве главным является понимание эстетических критериев.

. Выполняемым социальным функциям – практические различия. Наука имеет познавательную и практическую функции, искусство – познавательную, идеологическую (воспитательную) и эстетическую функции.

Все формы по выполняемым ими социальным функциям делятся на 2 вида:

. 1 вид – политическое сознание, право и мораль, которые связаны с регулированием человеческих отношений -–выступают как формы духовно – практического освоения социальной действительности.

. 2 вид – наука, искусство, философия, которые представляют собой формы духовного и духовно – практического освоения действительности.

. Промежуточное место занимает религия, так как предстаёт и как форма мировоззрения, и как регулятор общественных отношений.

Формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно проникают друг в друга и влияют друг на друга.

33. Ценность – всё, что имеет для человека определённую значимость, личностный или общественный смысл.

Ценностные аспекты человека взаимосвязаны с познавательными и волевыми. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Основное содержание ценностных ориентаций – политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.

В систему ценностей человек могут входить различные ценности:

Смысложизненные (добро и зло);

Универсальные (семья, образование);

Межличностные отношения (честность, бескорыстие);

Общественно – признанные (трудолюбие, социальное положение);

Демократические (свобода слова, совести).

Ценностные установки ориентируют человека в окружающей действительности на :

Осознание ценностной установки образует мотив деятельности

Мотив определяет способ и характер самой деятельности, т. е. выступает в качестве цели.

Философское учение о ценностях называется аксиологией. Учение о ценностях не сразу стало достоянием философов, а только после того, как удалось развести понятия бытия и блага.

Ценность – это свойство того или иного общественного предмета и явления удовлетворять потребностям, желаниям, интересам человека.

34. Реальные отношения человека с природой свидетельствуют о том, что как бы ни стремился человек возвыситься над природой, пренебречь природными условиями своей жизни, объективно он подчиняется этим условиям и зависит от них. Характер сложившихся природно – человеческих отношений традиционно составляет предмет внимания философии, которая выясняет наиболее общие принципы структуры природы и организации самого человека, используя при этом возможности онтологического описания и гносеологического объяснения.

Философия древних греков продвигается в осознании феномена человеческого мира и природы как целостности. Римская философия ограничивает возможности человека. Понимание человека как части природы выдвинуло требования удовлетворения его «земных» потребностей. В эпоху христианства происходит обожествление природы, в эпоху Возрождения обожествление природы сменяется поэтическим преклонением перед человеком. В концепции Монтескье человек рассматривается как часть природы, а многозначность его жизни объясняется условиями внешней среды.

Кант полагает, что только непрерывно растущая деятельность и культура могут лежать в основе взаимосвязи человека и природы. Фихте подчёркивал, что «природа представляет собой одно целое, части которого связаны между собой». Человек, по его мнению, есть особое проявление всех сил природы в их соединении. В 18 веке человек перестал чувствовать себя органической частью космоса, он оказался как бы один на один с природой, что заставило его искать свои внутренние истоки в ней самой.

Сегодня мы пока ещё далеки от возможности выносить категоричные суждения о путях создания оптимальных взаимоотношений человека с природой. Природное существо – человек формировался по законам природы, многообразие которой предопределяет чувственную жизнь человека. Природа существует не только вне человека, но и в самом человеке: через него она ощущает, познаёт себя. Проблему взаимоотношения человека и природы следует рассматривать как историческую. Исторически развивающееся единство человека и природы выражается в итоге в материальном производстве. Именно в этой сфере следует искать ответ на те трудности, которые испытывает общество в своих взаимоотношениях с природой.

Взаимодействие человека с окружающей природой давно переросло формы разумного потребления, не наносящего ей ущерба. В настоящее время актуальность философских размышлений и исследований в контексте взаимоотношений человека и природы определяется наличием и обострением экологической опасности как таковой. Экологические трудности современной эпохи сами по себе – сугубо важный вопрос и предмет конкретных научно – практических мер и решений. Комплекс экологических проблем, характеризующих современное состояние промышленно – технологического воздействия на среду обитания, для философской теории играет роль определённого симптома. Речь идёт о том, что способ деятельно – практического бытия человека в мире и соответствующие ему формы сознания перестали быть разумными, а потому и действительными. В настоящее время необходим переход цивилизации на новую ступень и новые пути развития. В этом смысле экологическая проблематика образует как бы момент, модификацию темы «человек – природа», формирует предмет анализа, требующий привлечения средств философии. Сам факт становления корпуса новых экологических наук стал предметом устойчивого философско – методологического интереса. Экологическая ситуация формирует объект философии как методологии науки. В настоящее время экологические проблемы всё более обостряются. Человек загрязняет химическими и радиационными веществами всё вокруг себя: от Мирового океана до космического пространства. Экологические проблемы многоуровневы. Их следует решать как на национальном, так и на межнациональном уровне.

Основой обострения экологических проблем является стремительный научно – технический прогресс, ориентированный на безудержный рост потребления.

Мы всё чаще слышим предупреждения биологов, генетиков, медиков, о том, что человек находится перед лицом опасности исчезновения как биологический вид.

35. На процесс материально – практического взаимодействия человека и природы существенное воздействие оказывают особенности современного этапа социального развития, который связан с научно – технической революцией. В ходе НТП выделяют особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил. Первым этапом НТР стал этап механизации, освободивший человека от изнурительного физического труда. Вторым этапом (главное направление современной НТР) является автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР – превращение науки в ведущую силу производства.

Концепции будущего развития:

. Концепция «постиндустриального» общества – обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития – научные центры. Суть: всеобщая технизация жизни способна решить все социальные проблемы.

. Концепция технофобии, т. е. страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из- под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.

НТР ведёт к изменениям в социальной сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем. Глобальные проблемы – это проблемы, касающиеся системы «мир – человек» в целом и имеющие планетарный характер. От их решения напрямую зависит жизнь социума, судьба человечества. К ним можно отнести проблемы экологии, охрану здоровья человечества, демографические проблемы, проблемы кризиса культуры, вопросы войны и мира. Современные исследования позволяют отнести к глобальным проблемам более двух десятков проблем, среди которых:

. Угроза экологической катастрофы;

. Минерально – сырьевой кризис;

. Медико – биологические проблемы здоровья;

. Сохранение вида homo sapiens;

. Проблемы предотвращения войны с использованием средств массового поражения;

. Прекращение гонки вооружения;

. Сокращение ареалов нищеты и бедности;

. Проблемы энергетического кризиса и др.

Причины возникновения глобальных проблем состоят в усиленном росте потребностей человека, в возросших технических средствах воздействия общества на природу. К характерным особенностям глобальных проблем современности относится наличие тесной взаимосвязи между ними, при которой обострение одной проблемы ведёт к обострению всей цепочки проблем. Можно сказать, что глобальные проблемы – это сложный клубок проблем. Поэтому попытки их обособленного рассмотрения и решения малоэффективны. Глобальные проблемы должны решаться комплексно, координированно, усилиями многочисленных субъектов мирового сообщества.

36. Когда разговор о человеке ведётся среди обывателей, то, как правило, утверждается, что человеческая сущность – врождённое качество, личность – благоприобретённое. Человеческую сущность нельзя потерять, переменить или повредить столь же легко, как личность. Личность можно изменить почти полностью, изменяя обстоятельства. Она может быть даже утрачена. В понимании сущности личности больше вопросов, чем ответов.

Всё дело в том, что этой проблемой стали заниматься только в 20 веке.

Однако одно можно сказать с уверенностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на её социальные качества. Личность является предметом изучения многих наук – философии, социологии, психологии, физиологии. С философской точки зрения можно так определить её суть. Основу личности составляет устойчивая система социально – значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно – экономической и культурной жизни общества и оказании определённого влияния на происходящие в обществе и в мире событий. Ещё одной из проблем в философии является определение факторов, которые влияют на формирование личности. Однозначно эти факторы определить нельзя – их множество. Но можно сказать, что наиболее главная роль в формировании личности принадлежит социальным условиям – воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям.

Воспитание формирует моральные и общественные ценности, образование – мышление и анализ происходящих событий, социальная среда – мировоззренческие, профессиональные, нравственные ценности, родители предстают перед ребёнком как его «первый мир», формируют основу личности. Сознательность выделяется в качестве важного элемента жизнедеятельности личности. Сознательность – это сопряжённые со знанием цели бдительность и мудрость. В контексте активизирования своих способностей основной проблемой человека оказывается его неспособность достичь определённой концентрации для использования своих способностей.

В качестве препятствий называют: связанное состояние сознания, рассеянность, внутреннее напряжение, вибрации.

Проблема эволюции человеческой личности решается сквозь призму расширения её способностей и совершенствования нравственных регулятивов.

Первый шаг к возможной эволюции – в изучении самого себя. Человек должен обрести сознание внутреннего единства, постоянного Эго. Для собственного саморазвития человек должен научиться наблюдать за собой, отличая полезные и вредные черты. Человек должен стремиться приобрести духовные качества внутреннего самосознания души: доброжелательность, терпимость, сострадание, прощение, радость, любовь и т. д. В этом заключается решение проблемы сохранения личностного начала на длительный срок, которая притягивает к себе многих учёных, философов и валеологов.

Категория «свобода» многогранна. О свободе говорят в её соотношении с произволом, необходимостью, выбором, волей, отчуждением и ответственностью. Общее содержание категории «свобода» предполагает индивидуальную свободу, всеобщее равенство, свободу воли, свободу принятия решений, свободу мысли и свободу слова. Гегель говорил о том, что свобода – это то же самое, что закон, определённые законом права.

Бертран Рассел истолковывает свободу как отсутствие препятствий для исполнения наших желаний (неограниченная свобода превращается в несвободу). Дж. Сорос интерпретирует свободу как функцию человеческой способности менять своё положение. Понятие «свобода» тесно связано с понятием «ответственность». Представление об ответственности связывают с такими феноменами, как репрессивность и наказуемость. Ответственность отождествляется с необходимостью каждого мыслящего индивида «держать ответ» за содеянное. Исторически основой формирования чувства ответственности стало выделение себя из окружающей среды.

Ответственность предполагает знание, которое не имеет свободного существования вне Я. Оно предельно концентрировано внутри и вокруг нашего Я. Человек оказывается существом, которое постоянно ищет себя, в каждый момент испытывает и перепроверяет условия своего существования. И лишь благодаря этой возможности давать ответ самому себе и другим человек становится «ответственным» существом. Мерой и исходным пунктом ответственного отношения к себе выступают другие люди. Довольно распространённой является точка зрения, согласно которой об ответственности за поступки следует говорить только при наличии чувства вины. Здесь ответственность истолковывается с оттенком юридического требования наказания, нести ответственность за содеянное означает искупать свой проступок. Однако ответственность следует понимать более широко. Чувство ответственности всегда ориентирует сознание на соотношение мира реального и мира должного.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.