Человек в социокультурных типах философии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ
Кречетова
Анна Арсентьевна
Человек в
социокультурных типах философии
Курсовая работа
Волгоград
"Истина отдельна от добра и зла, истина
отдельна от человека и человечества, но только до тех пор, пока существует
добро и зло, пока существует человек и человечество. Нет человечества - к чему
истина? Никто не ищет знаний, значит, - нет человечества и к чему истина? Есть
ответы на все вопросы, значит, не надо искать знаний, значит, - нет
человечества и к чему же тогда истина? Когда поэт сказал: "И на ответы нет
вопросов", - он описал самое страшное состояние человеческого общества -
конечное его состояние..."
А. Стругацкий, Б. Стругацкий, "Сказка о тройке"
Карл Ясперс ввел понятие Осевого времени
(800-200 г. до н.э.), имея в виду тот временной отрезок, когда и произошел
поворот в истории от мифологической эпохи к эпохе научно-философского
осмысления мира и места человека в нем. Почти одновременно в Китае, Индии и на
Западе мыслителями были рассмотрены все возможности философского осмысления
действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма.
Ясперс пишет: "Новое, возникшее в ту эпоху, сводится к тому, что человек
осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас
мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные
вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит
перед собой высшие цели". Одна из двух основных функций философии -
мировоззренческая рассматривает важнейший вопрос формирования у человека
мировоззрения. Стоит учесть, что мировоззрение "рождается" в
результате научного образования либо возникает стихийно под воздействием
социального окружения. Возможны и смешанные, паллиативные варианты, когда одни
элементы индивидуального воззрения на окружающий мир оказываются научно
выверенными, а другие остаются на уровне расхожего обыденного мнения, с его
заблуждениями и предрассудками. Правда, никакая философская система не может
гарантировать абсолютного отсутствия во взглядах человека подобных
"огрехов", потому что сама от них вряд ли свободна. И в то же время
только систематическое философское образование способно свести
"заблудившуюся" составляющую нашего мировоззрения к минимуму.
Кроме основных функций: мировоззренческой и
методологической (занимающейся поиском плодотворных методов познания и решения
философских вопросов), философия несет функции неспецифические, прямо
относящиеся к рассматриваемой проблеме человека в философии - гуманистическую и
общекультурную.
Ad notam, гуманизм (лат. humanus - человечный,
человеческий) - совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав
человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем
развитии, о создании благоприятных условий для общественной жизни. Понятие
гуманизма появляется в начале XIX века для обозначения течения общественной
мысли, возникшего в эпоху Возрождения. В узком смысле гуманизм Возрождения
рассматривался как культурная педагогическая программа, связанная с обращением
к дисциплинам, находящимся вне рамок схоластической учености: (к риторике,
грамматике, истории). В более широком смысле гуманизм эпохи Возрождения - новый
способ мышления, связанный с изменением взгляда на место человека в мире, на
границы и возможности его активности в сфере науки, искусства, политики. Вообще
понятие гуманизма используется для характеристики социально-философских
воззрений. В этом смысле гуманизм - мировоззренческий признающий человека в
качестве высшей ценности. Гуманизм французского Просвещения XVIII века в форме
концепции "естественных прав" человека выступил основой критики
буржуазных порядков. Представители так называемой "экологической
этики" считают, что подлинный гуманизм возможен только при рассмотрении
человечества как органического элемента природного и космического целого. В
религиозной христианской философии гуманизм подвергается критике,
рассматривается в качестве одного из основных заблуждений человека. Гуманизм
как поклонения человека самому себе оказывается в рамках этой традиции формой
идолопоклонничества, несвободы человека.
Гуманистическая функция философии направлена
на воспитание личности в духе гуманизма, научно обосновывающего пути
освобождения человека, его дальнейшего совершенствования. Собственно, философия
и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым
античным афоризмом о Человеке как мере всех вещей. Античные философы, философы
эпохи Возрождения, французские материалисты XVIII века, Маркс и Энгельс,
экзистенциалисты - все они имеют в фокусе своего мировоззрения человека как
чувствующее, мыслящее и творящее существо. Каждый из классиков философии,
каждое направление, развивая учение о человеке, проявляли новую, важную грань.
Это наследие предстает, как попытка всесторонне решить проблему человека в
окружающем его мире. Три исчерпывающих вопроса об этом Иммануил Кант
сформулировал в своей <174>Критике чистого разума<175> как:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?
Кант утверждал, что в этих вопросах объединяются
"все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)".
Несколько слов об общекультурной функции
философии. Сегодня философия является важнейшим элементом культуры
человечества, способным саккомулировать весь мировой багаж знаний и тем или
иным образом повлиять на любую из отраслей культуры. Никогда не считался
культурным человек, философски не "подкованный", а человек,
занимающийся философией "профессионально" - личность совершенно
особенная. О нем говорит Кант в "Логике": "...Философия есть идея
совершенной мудрости, указывающей нам последние цели человеческого разума...
Философ должен определить:
1) источник человеческого знания
2) объем возможного и полезного применения
всякого знания и,
наконец,
3) границы разума
Философу требуются главным образом две вещи:
культура таланта и умение, чтобы применять их к всевозможным целям. То и другое
должно соединяться, ибо без знаний никогда нельзя стать философом, но также и
одни знания никогда не создают философов, если целесообразие всех знаний и навыков
не образует единства и не возникает сознание соответствия этого единства высшим
целям человеческого разума..." В "Критике чистого разума" Кант
продолжает: "...и философ есть не виртуоз разума (Vernunftkunstler), а
законодатель человеческого разума...".
Фридрих Ницше видит задачу настоящего философа
в следующем: "Этим исследователям надлежит сделать ясным, доступным
обсуждению, удобопонятным, сподручным, все случившееся и оцененное, надлежит
сократить все длинное, даже само "время" и одолеть все прошедшее. Это
колоссальная и в высшей степени удивительная задача...подлинные же философы
суть повелители и даже законодатели, они говорят "так должно быть!",
они-то и определяют "куда?" и "зачем?" человека."
Один из основных вопросов философии -
смысложизненный (каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни
человека?), возникал и формировался неравномерно, в ходе истории философии
"выдвигаясь" и уходя с переднего плана. В истории философии
встречались различные варианты решения смысложизненного вопроса, вплоть до
самых "необычных" - от проповеди эгоизма и культа человека и кончая
оправданием самоубийства. Стоит учесть, что смысложизненный вопрос находится в
фокусе не только философии, но и других форм общественного сознания- морали,
религии, искусства. В некотором отношении (благодаря своей чувственности и
образности) они способны оказывать на человека большее воздействие, нежели
логически мыслящая философия, но при этом у философии остается существенное
преимущество: в отличие, например, от религии, она более
"приземлена", стремится обнаружить смысл жизни человека на выходя за
рамки его земного существования.
Проблема смысла жизни приобретает особое
значение в периоды кризисного состояния общества. И именно кризис афинской
демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос "Что есть благо для
человека?"
Русский философ-идеалист Евгений Николаевич
Трубецкой (1863-1920) так пишет о важности веры с сам смысл человеческой жизни:
"Вера в смысл жизни неразрывно связана с верой в человека как носителя
этого смысла, в безусловное, царственное достоинства человека". Другой
русский философ - Семен Михайлович Франк (1877-1950) замечает: "Мы не
можем жить для жизни; мы всегда - хотим ли мы того или нет - живем для
чего-то... в философской этике Гегеля человеческая жизнь должна обретать смысл
как проявление и орудие саморазвития и самопознания абсолютного духа; но
известно, на какие трудности наталкивает это построение. Наш Белинский,
который, ознакомившись с философией Гегеля, воскликнул в негодовании: "Так
это я, значит, не для себя самого познаю и живу, а для какого-то абсолютного
духа. Стану я для него трудиться!" - бы, конечно, совершенно прав. Жизнь
осмыслена, когда она, будучи служением абсолютному и высшему благу, есть вместе
с тем не потеря, а утверждение и обогащение самой себе - когда она есть
служение абсолютному благу, которое есть благо и для меня самого".
Логичнее всего будет представить развитие
представления о человеке в мировой философии в качестве экскурса в историю
философии, что можно попытаться сделать. Но если быть точнее, экскурс в полном
смысле этого слова провести вряд ли представляется возможным, потому как за
свою трех тысячелетнюю историю существования философия накопила так много
знаний, что даже краткое упоминание всех течений и направлений, возникавших в
ней, займет огромные объемы. Поэтому лучшим способом рассмотрения развития
"мысли человеческой" станет анализ места человека в различных
социокультурных типах философии.
Большая корректность термина
"социокультурный" по сравнению с термином "исторический"
состоит в том, что позволяет подключить к анализу того или иного типа
философствования и выявлению различий этих типов между собой понятие
менталитета как глубинного плата общественной психологии, являющейся, в свою
очередь, одной из важнейших составляющих культуры данного народа.
Итак, колыбелью философского знания явились
три восточные древнейшие цивилизации - ближневосточная (Месопотамия,
Палестина), индийская и китайская.
Восточную философию нередко называют
космоцентрической, однако это не совсем верно, потому как здесь в фокусе
внимания человек, но в центре миропонимания - его сопряжение с космосом, с
природой. Значит, космос и природа интересуют восточных мыслителей в связи с
необходимостью выработать стратегию поведения человека в мире.
Большинство древневосточных мыслителей
пропагандировали, что человек есть часть природы, и он должен сохранять свое
единство с ней . Основоположник даосизма Лао-Цзы (IV-III в. до н. э.) отвергал
целесообразность каких-либо усилий человека и общества относительно покорения
природы. Он писал: "Если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им,
того постигнет неудача, ибо мир - священный сосуд, которым нельзя
манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто
хочет присвоить его, потеряет его".
Лао-Цзы был канонизирован в качестве святого в
эпоху Тан (7-9 в.в.). Основные его идеи были изложены в книге "Дао дэ
цзин": все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути -
"Дао". В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они
переходят в свою противоположность. Человек, согласно учению даосизма, должен
следовать естественности вещей, отказаться от мудрствования. Дальнейший путь
человека в этом мире даосисты видели в возвращении его к первобытнообщинному
образу жизни. Соблюдение "Дао" жизни, согласно одному из видных
сторонников даосизма - Ян Чжу, позволит человеку "сохранить свою природу в
целости", а по словам другого даосиста, Инь Вэя, оно необходимо для
приобретения человеком мудрости и познания им истины. Инь Вэй учил, что душа
человека состоит из тончайших частиц, которые приходят и уходят в зависимости
от "чистоты" или "засоренности" нашего органа мышления
(синь).
Нельзя сказать, чтобы в древнекитайской
философии не встречались сторонники "взятия милости у природы силой".
К их числу относился Сюнь-цзы (ок. 313-288 г.г. до н. э.) - древневосточный
философ материалист. С его точки зрения, нужно "использовать небо в своих
интересах" и "используя возможности человека, самим изменять
вещи". По мнению Сюнь-цзы, процесс познания начинается со свидетельств
органов чувств, и только рассуждая над этим "банком чувственных
данных", человек получает правильное представление о чем-либо. Широкое
признание получила теория Сюнь-цзы о врожденных злых качествах человеческой
природы.
Главной мировоззренческой проблемой
древневосточной философии было отношение человека к миру, в первую очередь,
социальному. Это было вызвано тем, что все великие книги Осевого времени были
созданы в условиях глубочайших кризисов тогдашних иранского, израильского,
индийского и китайского обществ. Идеологи Осевого времени работали над
"философской помощью" человеку и массам, попавшим в кризисную роковую
ситуацию. Раздумывая над этим, и Будда, и Конфуций, и пророки стараются, прежде
всего, понять природу человека, которому эта помощь будет адресована, но дают
разные ответы. Для пророков искажение физической и духовной природы человека,
возможно, исправить при помощи Бога, от его имени "излечить"
общество. Для Будды неудивительно, что "бытие есть страдание", и нужно
предложить человеку эффективный путь самосовершенствования. Конфуций учит, что
в природе человека, его симпатиях и антипатиях, в его желаниях и целях
преобладает биологичное, и нужно научить его от этого избавиться. Будда и
Конфуций дают существенно отличающиеся друг от друга программы
совершенствования поведения человека. Буддистская этика более личностна,
индивиду предлагается путь, ведущий к устранению страданий ("благой
восьмеричный путь"), включающий в себя: правильное суждение, правильное
решение, правильную речь, правильную жизнь, правильное стремление, правильное
внимание, правильное страдания, правильное сосредоточение (под ним буддизм
подразумевает медитационную практику). Соблюдение этих
"правильностей" ведет к нирване, которую можно достичь уже на 4-ой
ступени. Пребывание в нирване - проявление высшей активности человеческой
сущности и духовной энергии, освобожденной от оков низменной привязанности.
Буддизм отвергает в пользу нирваны гедонизм и аскетизм, этика же Конфуция более
социологизирована и политизирована, ее главная цель - адаптировать человека к
новым общественным условиям и научить его повиноваться государству. Заслуживает
внимания негласный спор древневосточных мыслителей о познаваемости мира
человеком. Сюнь-цзы убежден, что "способность познавать (вещи) -
врожденное свойство человека; возможность быть познанным - закономерность
вещей". Споры обнаруживаются и в дебатах по поводу источников
человеческого знания. В одной из философских частей индийского эпоса
"Махабхарата" мы встречаем доводы предъявляемые умом чувствам:
"Без меня не обоняет нос, язык не чувствует вкуса, образа глаз не
обьемлит, не познает касаний кожа; ухо, покинутое мной, никак не воспринимает
звука". Чувства же отвечают, что только они являются дверьми в обиталище ума,
и без них ум угасает и истощается.
Страницы: 1, 2, 3
|