рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Человек в социокультурных типах философии

Человек, в понимании Марка Аврелия, тройственен: у него есть тело, оно бренно, есть душа, или "проявление жизненной силы" и есть руководящее начало, знаменитый стоический гегемоникон, руководящее начало - разум. Марк Аврелий называет разум человека его гением, его божеством. Человек должен чествовать его в себе, "не осквернять живущего в груди гения". Такова раздвоенность человека в его жизни: он и кратковременное, ничтожное существо, и существо, преследующее прочные цели. Это объясняется собственной раздвоенностью Марка Аврелия как философа-стоика и правителя громадной державы.

Нравственная позиция эпикурейцев же, очевидно, больше соответствовала античному менталитету. Это не восточный человек, не отделяющий себя от полустертого МЫ, но это еще и не европеец, который возвел собственную человеческую активность в культ. Если следовать классификации Освальда Шпенглера, античный человек занимает среднюю позицию между людьми Востока и Европы.

В V-IV веках до н.э. зарождается релятивизм - учение об условности истины, субъективности нашего знания. Протагор сказал: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют". То есть человек не только соизмеряет вещи, но и определяет, существуют они или нет.

В V-VI веке н.э. В Западной Европе начинает складываться феодализм, появляются первые ростки средневековой культуры. Средневековая философия представляет собой синтез христианского откровения и античной философии. Казалось бы, восточные по своему духовному типу, арабская и еврейская философии, тем не менее органично вписываются в контекст средневековой философии. Например, Ибн Синна (Авиценна) (980-1037 гг.) - врач, ученый, мыслитель, - убежден в познаваемости мира силами человека, подчеркивая принцип единства логического мышления и опыта, разума и эксперимента. Авиценна признавал возможность раздельного существования религии и философии.

Средневековая философия традиционно квалифицируется как теоцентрическая (от греческого theos - бог). Проблема космоса, места человека в нем, персонифицируется в лице Абсолютной личности, то есть Бога. В центре внимания средневековой философии - по-прежнему человек, но не как частичка космоса, а как результат божественного творчества. Бог создал человека по образу своему и подобию, значит, человек стал еще более ответственным за свои поступки. Богоцентристское по своему обличью мировоззрение поставило много новых и важных проблем дальнейшего развития личности и в определенной степени способствовало их решению.

Между Средневековьем и Новым временем лежит переходная эпоха - Возрождение (Ренессанс). Эта эпоха общекультурного переворота характеризовалась освобождением человека и общества от прессинга религии и формированием нового самоосознания человека - личности гордой и самоутверждающейся, творческой и эстетичной. В результате меняется ориентация философии: из космоцентричной античной, теоцентричной средневековой, она становится антропоцентричной. Существенная черта философии Ренессанса - "непрофессиональность" большинства ее мыслителей. Она проистекает из главной целевой установки эпохи Возрождения - гуманизма. В связи с этим роль философии в связи с этим не принижается, просто размывается граница между "любовью к мудрости" и любовью к другим формам деятельности, прежде всего к тем, которые выходят непосредственно на человековедение. Отсюда - настоящий культ художника. Сосредоточение на человековедческой проблематике отнюдь не означало отрешения мыслителей Возрождения от исследования других мировоззренческих и методологических проблем, в частности, пантеизма ("всебожия") - слияния Бога с природой. Пантеистами эпохи Возрождения (Кузанским, Бруно) был сделан чрезвычайно важный шаг на пути свободомыслия.

Николая Кузанского (1401-1464) интересовали, прежде всего, две проблемы: отношение Бога к миру и место и роль человека в нем. Кузанский писал о человеке: "Человек есть бог, только не абсолютно, раз он человек, он - человеческий бог (humanus deus)...человек может быть человеческим богом; а в качестве бога но по-человечески может быть человеческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим: внутри человеческой потенции есть по-своему все. Человечность есть человечески определенным образом единство, оно же и бесконечность, и если свойство единства - развертывать из себя сущее, то человек обладает силой развертывать из себя все в круге своей области, все производить из потенции своего центра...соответственно, у творческой деятельности человека нет другой конечной цели кроме человека. Он не выходит за свои пределы, когда творит, но, развертывая свою силу, достигает самого себя...".

Творческое начало в человеке было превращено в культ мыслителями Возрождения. Если в восточной философии наличествовал культ человека пассивного, а в античные времена эта созерцательность смягчается эстетическим отношением человека к тому, что он делает, то с эпохи Возрождения все формы общественного сознания вырабатывают и пропагандируют принципиально новое учение о призвании человека, и вполне последовательно переходит от пропаганды культа активного человека к культу науки и знаний. Важнейшие деятели Возрождения не только воспевали возможности науки, они творили ее.

В содержательном плане философия Нового времени продолжила начатый мыслителями Возрождения путь к культу знания вообще и научного в особенности. Убедительное свидетельство тому - основные идеи Френсиса Бэкона (1561-1626). Он задумал проект "Великого восстановления наук", важной частью которого был основной труд Бэкона "Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы". В основе бэконовской классификации наук лежали способности человеческого разума (память, воображение и рассудок). Бэкон считал главным источником философии рассудок, а ее предметом - Бога, природу и человека. Главная задача научной философии - очистить разум от так называемых "идолов" субъективности и ложных авторитетов, представить "отправные точки" для всех областей знания. По Бэкону, религия не относится к научной истине, а лишь служит основой для политического и нравственного объединения людей. Знание, учит Бэкон, должно выводиться из эксперимента и двигаться в науке следует согласно индукции (от лат. inductio - наведение, от единичных фактов - к общим выводам). В "Новом Органоне" Бэкон пишет "Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает..."

Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, математик, физик и физиолог, первым постарался преодолеть односторонность бэконовского подхода. Если Бэкон эмпирик, то Декарт - рационалист, подтверждения достоверности человеческих знаний он ищет в возможностях и особенностях нашего интеллекта. "Cogito, ergo sum" - "Я мыслю, следовательно, существую",-- провозгласил Декарт. "Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только то, что представляется моему столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению".

Декарт развил концепцию врожденных идей, обосновывая существование теоретических идей, и ввел дуализм - решение основного субстанционального вопроса в пользу наличия двух субстанций в мире и человеке - материальной и духовной.

Критику рационализма Декарта с позиций сенсуализма представляли собой философские взгляды английских материалистов XVII века - Томаса Гоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704). Гоббс создал систему механического материализма, отрицая субстанциональное бытие души, сводя и объясняя всю человеческую жизнедеятельность законами механики, утверждая то, что человек -- лишь механизм. Гоббс - сторонник теории общественного договора; она считал, что государство учреждается в целях всеобщего мира и личной безопасности каждого. По Гоббсу, в основе нравственности лежит естественный закон человеческой природы - стремление к самосохранению, а ценности определяются отношением к благу - предмету желания человека, которым является гражданский мир. Другой английский материалист -- Джон Локк отмечал огромную роль внешнего опыта в процессе познания и характеризовал душу человека при его рождении с помощью древнего образа "чистой доски" (tabula rasa), которая за время жизни наполняется все новым содержанием. Локк также поддерживал теорию общественного договора и выступил как один из предтеч классического либерализма.

Тем не менее, в XVII веке еще была жива декартовская традиция, развитая рядом философов, в том числе Бенедиктом Спинозой (1632-1677). Спиноза преодолевает декартовский дуализм, приходя к единой субстанции -- Богу, который и есть природа как причина самой себя (natura est causa sui). Главный труд Спинозы - "Этика, доказанная в геометрическом порядке"-- все его части подчинены проблеме человека и его поведения. Эту проблему Спиноза решает, исходя из своего понимания субстанции как бога-природы. Природа свободна, ибо все ее действия проистекают из собственной необходимости, которая господствует в мире, распространяясь и на человека. И насколько человек способен своим разумом постичь эту необходимость, настолько он свободен - "Свобода есть осознанная необходимость". В "Этике" Спиноза пишет: "Люди... поскольку они живут по руководству разума, необходимо делают только то, что хорошо для человеческой природы, а, следовательно, и для каждого отдельного человека, то есть согласно с природой каждого человека. Следовательно, и сами люди, поскольку они живут по руководству разума, необходимо всегда сходны друг с другом". "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать", - главное этическое требование Спинозы.

В XVIII веке идеологи английской буржуазии, несущие прежде знамя материализма, перешли на позиции идеализма, который обрел "второе дыхание" в субьективном идеализме Джорджа Беркли и Давида Юма. Субьективный идеализм зафиксировал в специфическом виде уже имевшиеся творческие успехи человека, человеческого ума, и выразил (хотя и в гипертрофированном виде) идею демиургической роли человека по отношению к внешнему миру.

В XVIII веке на авансцену выходит Франция. Просвещение как философско-политическое течение объединило всех прогрессивных мыслителей. Главными идеологами Просвещения во Франции были Франсуа Вольтер и Жан-Жак Руссо.

Вольтер (настоящее имя - Аруэ Франсуа Мари, 1694-1778), деист. Его Бог - великий инженер, создавший физический миропорядок и вечные заповеди - главные законы для человека. Все остальное, что есть в религиях - суеверие. Ответственность за историю человечества целиком лежит на самих людях. Вольтер учил, что каждый из людей имеет полное право на то, чтобы его естественные права уважали; все люди равны в правах и имеют право на свободу мысли.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал человека ответственным за собственные заблуждения, признавая при этом врожденность моральных принципов человека - естественность человеческого стремления к добру и справедливости. Главной Руссо считал идею равенства и свободы. Руссо первым поставил важнейшую проблему социальной философии - проблему отчуждения. Основой отчуждения человека от человека у Руссо является частная собственность.

В гносеологии просветители поддерживали сенсуализм - обязательный компонент эмпиризма. Один из наиболее выдающихся французских философов-сенсуалистов Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) в теории познания следовал за Локком, однако отрицал существование другого, помимо ощущений, источника знаний. Преувеличение субъективности ощущений в итоге привело Кондильяка к выводам, близким к субъективному идеализму. В одном из своих важнейших произведений - "Трактате об ощущениях" - Кондильяк пишет "Человек есть ни что иное, как то, что он приобрел". И очень просто и доходчиво решает главную загадку человека: "Деятельность наших способностей зависит от сравнения наших удовольствий и страданий, т.е. от наших потребностей. Следовательно,  последним мы обязаны тем счастьем, которым наслаждаемся. Сколько у нас потребностей, столько наслаждений... Здесь зародыш всего того, чем мы являемся, источник нашего счастья или злополучия. Таким образом, единственное средство изучить самих себя заключается в том, чтобы наблюдать влияние этого начала!"

В "Трактате об ощущениях" Кондильяк доказывает основные теоремы сенсуализма используя в качестве модели абстрактно существующую статую, последовательно награждаемую всей гаммой человеческих ощущений и именно этим путем постигающую окружающий мир. Это дает Кондильяку основание заявить: "Жить..это, собственно, наслаждаться, и жизнь длиннее для тех, кто умеет умножать предметы своего наслаждения".

Также Кондильяк учит, что "в каждом человеке имеется как бы два Я: привычное Я (le moi d`habitude) и размышляющее, сознательное Я (le moi d`reflexion). Первое... управляет нашими животными способностями, второе... заботится о приращении нашего счастья".

Под большим воздействием  французских просветителей находились французские материалисты, с которыми Вольтер и Руссо и сотрудничали, и полемизировали.

Французский материализм XVIII века в лице Дени Дидро (1713-1784), Жюльена Ламетри (1709-1751), Поля Гольбаха (1723-1789), Клода Гельвеция (1715-1771) явился высшей ступенью развития механистического материализма. Эти философы стояли на вершине научных знаний того времени и были названы энциклопедистами, т.к. издали 35 томов Энциклопедии, вобравшей в себя "все достижения знания".

Энциклопедисты одними из первых выступили против субъективного идеализма, и, опираясь на достижения естественных наук, сумели дать развернутое философское определение материи. Поль Гольбах в "Системе природы" говорил о двух основных свойствах материи:

1) независимости от сознания

2) воздействии на чувства человека

Французские материалисты вывели, что "движение - это способ существования... и нет и не может быть нематериального движения".

Несмотря на это, энциклопедисты продолжали оставаться метафизиками, ибо само движение сводилось ими к различному сочетанию между собой простейших элементов тел. Для материалистов XVIII века был характерен и антиисторизм: мир неизменен, свое завершение он нашел в человеке и законы природы не подлежат дальнейшему развитию. Развитие же общества ставилось материалистами в зависимость от развития идей и даже личных настроений - "мнения правят миром".

Французские материалисты дали ценную концепцию человека как продукта общественной среды. Концепция энциклопедистов видит путь к обществу равных людей в уничтожении социального неравенства, но как это сделать - ответа не дает.

Тем временем в Германии бушевали исторические перемены. Ряд причин вынудил немецкую буржуазию на компромисс с феодалами; буржуазия и хотела власти и боялась остаться один на один с пролетариатом после ликвидации феодализма.

Наиболее видные мыслители той эпохи - Кант, Гегель, а в первой половине XIX века - Фейербах, своей философией выдвинули ряд положительных моментов и "отправных точек" для дальнейшего развития философского знания.

Иммануил Кант (1724-1804) выдвинул ряд плодотворных идей, материалистических и диалектических. Кант ввел в свою теорию познания понятие априорного знания - полученного до опыта, независимо от него, уклонившись тем самым к идеализму.

Георг-Вильгельм Фридрих Гегель создал не менее противоречивую философскую систему; войдя в историю философии как крупнейший идеалист и один из "отцов" диалектики одновременно. Тот, кто создал наиболее цельную для того времени диалектику, сняв "аристотелев запрет" на поиск противоречий в окружающем мире, Гегель дает разработку вопроса о роли труда в формировании человека как существа разумного, производящего и творческого.

Расхождение ученика Гегеля - Людвига Фейербаха (1804-1872) с учителем началось с отношения Фейербаха к религии. В "Сущности христианства" Фейербах утверждает несовместимость религии с разумом; Бог, по Фейербаху, - фантастическое отражение человеком своей сущности, как и гегелевский "абсолютный дух". Тем не менее, есть обыкновенное человеческое сознание, оторванное от человека. И лишь изучая природу, философ приобретает знания. Философская система, пытающаяся выйти за пределы природы или человека, игнорирующая и то, и другое - ничтожна и бессмысленна.

Однако, критикуя философскую систему Гегеля, Фейербах не принимал и гегелевскую диалектику, не сумев обнаружить в ней рациональное зерно - мысль о поступательном развитии мира. Метафизика дала себя знать и в антропологическом материализме Фейербаха. Человек у него - внеисторическое существо с неизменной природой, сущностью, которая присуща всем людям во все времена. При объяснении общества он опирается на антропологию, которую считает единственной истиной. Фейербах первым выдвинул "теорию разумного эгоизма", (развитую впоследствии Николаем Гавриловичем Чернышевским (1828-1889), который писал в главном своем труде "Антропологический принцип в философии": "...Вообще надобно бывает только всмотреться попристальнее в поступок или чувство, представляющиеся бескорыстными, и мы увидим, что в основе их все-таки лежит та же мысль о собственной личной пользе, личном удовольствии, личном благе...")

Как оказалось, Фейербах не хотел устранить религию, просто хотел усовершенствовать ее, положив в основу Любовь человека к человеку.

В этике Фейербах также был идеалистом, видя суть к усовершенствованию общества в моральном усовершенствовании каждого отдельного человека. Из идеализма, антропологизма и метафизики вытекла созерцательность философии Фейербаха. Это стало определенным шагом назад для немецкой классической философии до появления ее прямого наследника - марксизма, который может быть определен как заключительный аккорд к вершине развития классической европейской философии, предложивший философии принципиально новые решения ее вопросов: достижения органического единства материализма и диалектики; распространение материализма на объяснение общественной жизни; преодоление созерцательного характера философии и т.д. Маркс провозгласил: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" и "Точка зрения старого материализма есть "гражданское" общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество или обобществившееся человечество".

Главная задача марксизма сегодня - восстановление критически-творческого отношения к самому себе.

Неклассическая философия европейского типа привнесла в развитие философского понятия о человеке ряд позитивных моментов, например, поворот к человеку, экзистенциальность, обращение к проблемам его индивидуального мироощущения и существования, обвинение всей предшествующей философии в отчужденности от человека. Экзистенциалист Жан-Поль Сартр (1905-1980) в произведении "Экзистенциализм - это гуманизм" высказывался о самоосознании человека: "Человек - прежде всего проект, который переживается субъективно... Я отвественнен, таким образом, за себя самого и за всех, и создаю определенный образ человека, который выбираю: выбирая себя, я выбираю человека вообще... Мы одиноки, и нам нет извинения. Это и есть то, что я выражаю словами. Человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир отвечает за все, что делает."

Однако сознательный фон, на котором развивался экзистенциализм, был мрачен, что заставило именовать в ряде случаев "очеловеченную философию" "философией страха". Один из основных мыслителей-экзистенциалистов Альбер Камю (1913-1960) писал: "есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить... стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, - значит, ответить на фундаментальный вопрос философии".

Сегодня популярно и такое течение как постмодернизм, отрицающий все достижения классической философии и обращающий их в nihil (ничто) и делающий вывод о близком конце истории и человека. Тем не менее, далеко не все философское пространство заполнено неклассической и постмодернистской философией. Развиваются и живут классические философские направления, а значит, о конце философии как науки и тем более человека в ней говорить пока рано.

Особое место в философском наследии занимает русская философия, исследованная гораздо хуже восточной и европейской. Ее отличительными чертами являются "философствование о судьбе России"; мессианская идея особого пути и места России; стремление придать философии преобразующий характер; ориентация философствования на всеобщее, "тотальное". Если русский философ и обращался к проблеме не всей страны, а отдельно взятого человека или просто человека как такового, что человек в итоге все равно оказывался частью "особого" русского общества. Это объясняется некоторыми чертами общинности, русским менталитетом, и радует тем, что на русской почве концепции "сверхчеловека" никогда не появлялись и не могли бы появиться.

Оценивая развитие марксизма в постреволюционной России мы сталкиваемся с парадоксом: с одной стороны, диалектический и исторический материализм имел все шансы для плодотворного развития и эволюции; с другой - официозная философия все больше догматизировалась и превращалась в "служанку политики". Были "отдифференцированы" учение об обществе от онтологии, диалектики, теории познания; причем при этом человековедческая проблематика практически исчезла...

Показательно, что в "Философской энциклопедии" и философских словарях того времени мы не обнаруживаем термина "смысл жизни". Возобладавший в обществе остаточный подход к развитию социальной сферы жизни откликнулся в самой философии остаточным подходом к проблематике человека, оттеснением ее все дальше на периферию философского знания. Тем не менее, несмотря на все препоны, в данный момент идет накопление  прогрессивных идей для последующего взлета философского знания.

          


Послесловие

Человек - единственное существо, способное осознать себя, свой мир, свое существование, свое бытие. Он - объект и субъект познания, практически самый важный и единственный инструмент философии, ее орудие. Феноменальность человека состоит в том, что он живет, чтобы найти истину, единственный смысл своей жизни и направить это знание во благо себе же самому и человечеству в целом. Роль человека велика, и нужно правильно осознать ее и не сходить с верной колеи, решая проблемы взаимодействия и сопряжения человека с миром, природой, разумом и самим собой.



               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Крапивенский С.Э. Общий курс философии / Волгоград, издательство Волгоградского Государственного университета, 1998

2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / Москва, "Высшая школа", 1991

3. Философский словарь / Москва, Издательство политической литературы, 1980

4. Краткий философский словарь / Москва, "Проспект", 1997

5. Основы философских знаний. Хрестоматия / Москва, 1993

6. Хрестоматия по философии / Москва, "Проспект", 1997

7. Чернышевский Н.Г. Сочинения. В 2-х томах. Том 2 / Москва, Академия наук СССР, институт философии, издательство "Мысль", 1987

8. Этьен Бонно де Кондильяк. Сочинения в 3-х томах. Том 2./ Москва, Академия наук СССР, институт философии, издательство "Мысль", 1982

9. А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Избранное. В 2-х томах.  Том 2. / Москва, "Известия", 1991.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.