Диалектика: принципы, законы, категории
МОСКОВСКИЙ
ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Юридический Факультет
РЕФЕРАТ
ПО
ФИЛОСОФИИ
Тема: «Диалектика:
принципы, законы,
категории»
ВЫПОЛНИЛ: Студент
1-го курса Бабич О.Б.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Москва,
2001 г.
Реферат
на тему:
Диалектика:
принципы, законы, категории
Содержание
Введение 2
Диалектические принципы_ 2
Конкретность истины 2
Единство логического и исторического,
абстрактного и конкретного 2
Практика как критерий истины 2
и практического определителя связи
предмета с тем, что нужно человеку 2
Законы диалектики 2
Закон единства и борьбы
противоположностей 2
Закон перехода количественных изменений в
качественные 2
Закон отрицания отрицания 2
Основные диалектические закономерности и
категории 2
Сущность и явление 2
Содержание и форма 2
Случайность и необходимость 2
Причина и следствие 2
Возможность и действительность 2
Единичное, особенное и всеобщее 2
Заключение 2
Список использованной литературы_ 2
ДИАЛЕКТИКА
(греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности,
наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин
«Д.» в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал
Д. как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений,
способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий
(Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл Д. логический
метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит
познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
Софисты придали термину Д. дурной оттенок, называя Д. - искусство представлять
ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23),
мегарцы Д. называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Д. в философии
Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от
других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений:
аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые
в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных
суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить
посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое
умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые
имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века в
философии термин «Д.» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт
называл Д, особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи,
термин Д. употреблялся в значении «логика», а иногда под Д. подразумевали
искусство дискутирования.
В
философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к
истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания
утверждений, претендующих на объективность, она становится Д. (И.Кант, Критика
чистого разума, П., 1915, с. 66).
По
Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод познания,
противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия
основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства
пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия держится
односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения.
Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например,
что мир или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 —
71). Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на
разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных
определений. Д. — метод познания, посредством которого постигается с высшей
точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция Д. у Гегеля —
учение о самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание
предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений
рассудка.
Открытые
Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом
и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что
«…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же
диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся
случайностью событий…» (Ф.Энгельс, «Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).
В
марксистской философии термин Д. употребляется в значении теории и метода
познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на
основе внутренних противоречий. Марксистская Д. исходит из признания
постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не
просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение,
конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от
низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные
законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача
диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю
своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем
главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего
существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.
Конкретность истины или же отрицание существования
абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в
которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д.
Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом
всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в
отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.
Диалектика
абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства,
взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой
лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее
общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины.
Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент
конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь
как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.
Принципы
развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они
протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и
правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических
условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из
этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических
процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие
объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с
помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.
Критерий И. не может
быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте.
Поскольку И. предполагает определенное познавательное отношение субъекта к
объекту и в этом смысле «истина относится не только к субъекту, а также к
объекту» (Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку
критерий И. должен представлять собой определенное отношение, отличное от
процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким
отношением, материальным процессом является обществ. практика, которая и
образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка
все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические
положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не
поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения субатомной
физики, закон стоимости в политической экономии и т. д.). Та или иная научная
теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии
реализовать поставленные ими цели.
Наиболее общими законами диалектики
являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба
противоположностей, отрицание отрицания.
В своем происхождении, историческом развитии и
соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики
представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его
познания в динамике их развития.
Эти
законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития
материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического
мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их
историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных
законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных
категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы
диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.
Движущую силу развития выражает закон единства и
борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и
явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из
взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и
различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния
незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон,
тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям,
которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний
источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого
себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином
предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и
взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря
противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения,
борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в
единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие,
выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет
источник развития.
Будучи отраженным в системе теоретического
знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод
научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в
самой сущности предметов» (Ленин В. И., «Философские тетради», М., 1947, с.
237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира
внутри самого мира.
Развитие
как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого
качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и
непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до
известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того
же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах
одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной
ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество
и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности,
революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.
Закон перехода количественных изменений в
качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.
Всякое развитие есть определенным образом направленный
процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое
явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое
явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью
первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое
условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и
утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь
возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым
отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания.
В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение
предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения
пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания
дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь,
поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного
качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на
более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон
выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между
различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и
преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что
высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в
его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от
предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому
заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это
первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию,
выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть
плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как
результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.
Диалектика не исчерпывается тремя
основными законами. Кроме них так же существует ряд диалектических
закономерностей, конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики,
выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и
необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное,
особенное и всеобщее и т.д.
Категории и закономерности диалектики существуют
в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.
Сущность
и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его
познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся
в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или
иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В
мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных
форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение
сущности предмета составляет задачу науки.
Страницы: 1, 2
|