Сущность
и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в
процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории
Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму
проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я.
не означает их совпадения, тождества: “...если бы форма проявления и сущность
вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и
Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд. т. 25, ч. 2, с. 384).
Явление
богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего
содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения,
особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как
сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой
по отношению к явлению, сущность также изменяется: “...не только явления
преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...” (В.И. Ленин, ПСС, т.
29, с. 227). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием
законов его развития: “...закон и сущность понятия однородные..., выражающие
углубление познания человеком явлений, мира...” (там же, с. 136)
Содержание
и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей
стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его
свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть
способ существования и выражения содержания. Термин “форма” употребляется также
для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием
структуры. Отношение Содержания и формы характеризуется единством, доходящим до
их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во
взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону
целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в
ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте разрешается
“сбрасыванием” старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся
содержанию.
Диалектическое
понимание формы, предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся
структуры: необходимо, по мысли Маркса, “... генетически вывести различные
формы...” и понять “...действительный процесс формообразования в его различных
фазах” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом
объективной субординации С. и ф.
Развивая
анализ особенностей развития как борьбы С. и ф., составными моментами которой
являются взаимопереход С. и ф. и “наполнение” старой формы новым содержанием,
В. И. Ленин сформулировал важное положение о том, что “...всякий кризис, даже
всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с
новым содержанием” (В.И. Ленин, ПСС, 5-е изд., т. 27, с. 84). Разрешение
противоречий между С. и ф. может протекать по-разному — от полного отбрасывания
старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования
старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем
случае и форма не остаётся прежней, новое содержание “... может и должно
проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить,
победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...” (там же,
т. 41, с. 89).
Применительно
к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектике на
основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как
содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в
совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В
содержание мышления входят все многообразные определения действительности,
воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние
при определенных условиях приобретают специфически логические функции,
выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления
развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание
мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.
Необходимость
и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере
зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень
детерминированности явления. При определенных условиях необходимость – вещь,
явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся,
всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития;
выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются
его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при
котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся
в действительность.
Случайность
– отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей
действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат
перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения
возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных
условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в
действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления
необходимости и дополнение к ней.
Необходимость
выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими
детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и
определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом
развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только
одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же
причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью
своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных,
непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия
комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью
своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать
необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе
связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе
связей.
Причина и следствие - категории, отображающие
одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается
явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или
влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое
причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях
вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием
относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а
каждая причина в соответственном отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве:
одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В
области общественных наук причины отличаются от поводов — процессов,
способствующих их проявлению.
Знание
причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением
реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов
объективного мира.
Диалектика
признаёт отправным пунктом анализа понятия причины самодвижение материи,
которое выступает как взаимодействие. Совокупность всевозможных взаимодействий
вещей и процессов природы составляет всеобщее (универсальное) взаимодействие,
исходя из которого «... мы приходим к действительному отношению» (К.Маркс и
Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 20, с. 546).
П.
и с. суть отдельные стороны, моменты, звенья универсального взаимодействия.
Только мысленно изолируя, отделяя его акт и абстрагируясь от обратного влияния
произведённого на источник порождения, можно говорить об одностороннем действии
причины на следствие. В реальных процессах следствие не является пассивным, оно
может воздействовать на свою причину.
П.
и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия.
Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с.
выступает как причина изменения явлений и процессов.
В
природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия,
взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и соответственно — многообразие
причинно-следственных зависимостей. В современной науке классификация
причинно-следственных связей проводится по различным признакам. Так, по
признаку природы отношений причинно-следственные связи подразделяются на
материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические,
химические, биологические, социальные; по характеру связей — на динамические и
статистические; по числу и связности воздействий - на простые, составные,
однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следственные
связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные,
объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др.
В
гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную
методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение
познания по причинно-следственной цепи — от случайности к необходимости, от
единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.
Возможность и действительность –
категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета
или явления в природе, обществе и мышлении.
Возможность – есть объективно существующая
тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной
закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.
Действительность - есть объективно существующее
единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
В. и д. — это категории, отражающие свойства самого
материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи.
В. и д.— соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого
процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и
органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная
возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится
в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых
протекает развитие. Примером такого превращения может служить любое превращение
предмета из одного качественного состояния в другое: одной элементарной частицы
в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую фантазию
и т. д. В случае, когда зерно превращается в растение, зерно является исходным
пунктом, а растение — результатом развития. Зерно содержит в себе различные
возможности, в нем действуют различные тенденции развития. При благоприятных
температурных и пр. условиях его основная биологическая тенденция прокладывает
себе путь и получает всестороннее проявление: зерно развивается в растение. В
зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь оно
существует актуально, в действительности; зерно заключало в себе возможность
растения — его первую ступень развития, теперь налицо действительность растения
— его вторая ступень развития. Возможность превратилась в действительность.
Возможность
является более бедным и абстрактным понятием, а действительность более богатым
и конкретным. Действительность в самом широком смысле — это весь объективно
существующий мир, объективная реальность, бытие материи вообще, вся
материальная действительность. В плане гносеологии действительность в этом
смысле противопоставляется сознанию, хотя сознание само является частью
действительности, ее высшим продуктом, и за пределами гносеологии это
противопоставление является не абсолютным, но лишь относительным. В более узком
смысле можно говорить о социальной действительности и общественном сознании.
Действительность как материальный мир представляет собой бесконечную в
пространстве и времени движущуюся материю и состоит из бесконечного множества отдельных
объектов (предметов, явлений, процессов), которые возникают, существуют и
исчезают, превращаясь в нечто другое по сравнению с тем, чем они были. При этом
каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат
превращения некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал
лишь как тенденция развития, как возможность, прежде чем он стал
действительностью. Т. о., действительность в собственном смысле есть ступень
развития каждого отдельного предмета; она представляет собой как бы часть,
момент действительности в самом широком смысле и противопоставляется
возможности. Действительность растения — это само растение, существующее в
материальном мире как часть, как предмет этого мира; и если в плане гносеологии
растение противостоит своему понятию как предмет действительности его отражению
в сознании человека, то в самой действительности оно противостоит заключенной в
зерне тенденции как результат — исходному пункту развития, как действительность
— возможности.
Единичное
— определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей
данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к
миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления
данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его
однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его
количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как
основания счета. Е. есть диалектическая противоположность всеобщего. В своей
изолированности Е. — такая же пустая абстракция, как и общее без Е. «...
Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему... Всякое
отдельное неполно входит в общее и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов
связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.»
(В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38, с. 359).
Диалектика устанавливает, что Е. всегда есть
продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. Появление,
изменение и исчезновение Е. всегда имеют место внутри определенных всеобщих
условий, внутри сложнейшего взаимодействия массы других Е., т. е. внутри
действительности, управляемой конкретно-всеобщими законами. В развивающейся
действительности постоянно осуществляется переход, превращение Е. во всеобщее и
особенное, и обратно. Действие всеобщей закономерности выражается в Е. и через
Е., а всякая новая всеобщая форма (закономерность) всегда вначале выступает в
действительности в виде единичного исключения из всеобщего правила (будь то
рождение нового биологического вида, новой формы общественных отношений и т.
д.). Никакая реальная система явлений не может развиваться, не выделяя из
своего состава новых и новых единичных формообразований, вносящих в нее новые
различия, изменяющих ее общий облик Е., т. о., реализует многообразие в
единстве и является необходимой формой развития действительности. При этом
сохраняются и воспроизводятся развитием, получая всеобщее значение, лишь такие
единичные «исключения», которые соответствуют общей тенденции развития,
требованиям, заложенным во всей совокупности условий, и реализуют эти
требования своей особенностью, своим отличием от других Е. Через единичные, случайные
отклонения, прокладывает себе дорогу общая необходимость, закономерность.
Особенное
- категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его
противоположных моментов — единичного и всеобщего. Обычно О. рассматривается
как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Напр., понятие
«русский» выступает как общее по отношению к каждому русскому человеку и как О.
по отношению к понятию «славянин». Последнее выступает как общее по отношению к
понятию «русский» и как О. по отношению к понятию «человек». При более глубоком
рассмотрении О. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и
всеобщим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках целого. В
процессе познания противоположности общего и единичного снимаются,
преодолеваются в категории О., которая выражает общее в его реальном, единичном
воплощении, а единичное — в его единстве с общим. О. выступает как
реализованное общее. Категория О.— важный момент движения познания в глубь
объекта.
Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т.
е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании
человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы понятий,
определений. Абстрактно В., выделенное путем сравнения из массы единичных и
особенных явлений, играет в познании важную, но ограниченную роль. Само по себе
абстрактно В. не в состоянии выразить подлинную всеобщность, т. к. В.
существует вне сознания не как простое подобие, не как абстрактное тождество
явлений, а как живая конкретная связь различных и противоположных друг другу
вещей, явлений, процессов, как закон, необходимость, включающая в свой состав
случайность, противоречие формы и содержания и т. д. «Форма всеобщности в
природе- это закон... Форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и
тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в
бесконечное» (Ф.Энгельс «Диалектика природы», М., 1955, стр. 186-185). В., т.
о., существует в действительности через особенное, единичное, различное и
противоположное, через переход, превращение противоположностей друг в друга, т.
е. как конкретное тождество, единство противоположностей и различий, а не как
«абстракт, присущий отдельному индивиду» (Маркс К. и Энгельс Ф., ПСС, 2-е изд.,
т. 3, с 3).
Диалектическое мышление как реальный
познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера
диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития
общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия,
адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации
человека в мире и преобразования его в интересах людей.
- И.Кант,
Критика чистого разума, П., 1915 г.
- Гегель, Соч., т. 1,
М. — Л., 1929 г.
- Ф.Энгельс,
«Анти-Дюринг, М., 1957 г.
- Г.В. Плеханов,
Избр. филос. произв., т. 3, 1957, г.
- В.И. Ленин,
«Философские тетради», М., 1947 г.
- В.И.
Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38
- Ф.Энгельс
«Диалектика природы», М., 1955 г.
- К.Маркс и
Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд.
- Философская
энциклопедия, М., 1960 г.
Страницы: 1, 2
|