рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Этапы становления философских знаний


18. Проблема единства мира в философии и естествознании


Проблему единства мира по-разному решают различные мировоззренческие направления. Идеалисты видят единство мира в духе, сознании, но первоисточником всего существующего является какое-то духовное первоначало и в этом, с точки зрения других идеалистов, единство всего существующего. Представители религии считают, что бог создан мш>и создал его единым, другого мира нет. Некоторые Субъективные идеалисты считают, что мир един, потому что он нам представляется, мыслится единым. Немецкий философ Евгений Дюринг утверждал, что единство мира заключается в его бытии, его существовании. Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал по этому поводу: «Единство мира состоит не в его бытии, хотя бытие и является предпосылкой единства мира, ибо мир должен вначале существовать прежде, чем быть единым. Действительно единство мира состоит в его материальности, а это доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным путем развития философии и естествознания». Т.е. с точки зрения Энгельса единства мира в том, что его первоосновой, первоосновой всего существующего, всех предметов, явлений, процессов является материя и в этом единство всех предметов, явлений, процессов мира. А Ленин, развивая эту мысль Энгельса, еще добавил, что единство мира также в движении. Все находится в движении и в этом единство всего существующего. Такое диалектико-материалистической понимание единства мира доказывает и наука. Спектральный анализ, например, доказывает единство земных и небесных тел. Теория клетки доказывает единство растительного и животного мира. Это единство доказывает и эволюционная теория Дарвина. Растительный и животный мир не стоят на одном месте, а развиваются в силу борьбы за существования.


19. Философское учение о сознании


Проблему сознания по-разному решают различные мировоззренческие направления. С позиции идеализма сознание – первооснова, субстанция всего существующего. С позиции метафизического материализма сознание рассматривается в основном как пассивное отражение действительности. На человека из внешнего мира действуют различные раздражители и которые чисто механически отражаются в сознании. С позиции вульгарного материализма Бюхнера, Фогта сознание представляет из себя материальное явление (разновидность материи). Они утверждали, что мозг также излучает мысль, как печень, например, выделяет желчь, т.е. они отождествляли биологические, физиологические процессы, закономерности функционирования человеческого организма и закономерности функционирования его сознания, на самом же деле закономерности функционирования сознания качественно отличаются от биологических, физиологических закономерностей. Представители гилозоизма считали, что вся материя обладает сознанием. Спиноза писал: «Камень тоже мысль». С позиции диалектико-материалистической философии сознание вторично по отношению к материи, сознание – отражение материи, но не пассивное, чисто механическое, а активно творческое, преобразующее. Если животные, например, лишь приспосабливаются к природе, то человек проникает вглубь, в сущность явлений природы и общества, раскрывает законы природы и общества и использует их в своей практической деятельности. С позиции диалектико-материалистической философии сознание не присуще всей материи, оно представляется собой свойство лишь высокоорганизованной материи, человеческого мозга и это доказывают медицина, психология, физиология, другие науки. Нарушения в деятельности мозга приводят серьезным нарушениям и в самом сознании. Человек, например, может лишиться пространственных ориентацией и вообще разума. С позиции диалектико-материалистической философии сознание имеет социальную природу своего происхождения, т.е. оно возникло в обществе и может нормально функционировать и развиваться только в обществе. Т.о. сущность диалектико-материалистического понимания сознания состоит в следующем: 1. сознание вторично по отношению к материи. 2. сознание есть высшая форма отражения действительности. 3. сознание есть функция высокоорганизованной материи. 4. сознание имеет соц-ю природу своего происхождения.


20. Понятие отражения, развитие форм отражения в природе. Возникновение сознания


Наряду с движением, неотъемлемым свойством, атрибутом всей материи является отражение. Отражение – всеобщее свойство всей материи. Оно представляется из себя любое взаимодействие тел, предметов, когда одно тело оставляет на другом свой след, отпечаток, передает свою структуру, способ поведения. В неорганической природе существует механическое, физическое, химическое отражение. Вследствие развития этих форм отражения со временем возникает качественно новое состояние в самодвижущейся материи, возникает живая, органическая природа, а простейшей формой отражения, свойственной уже для жизни, является уже раздражимость. Она представляет из себя ответную реакцию простейших организмов на внешние раздражители и которая проявляется ускорением или ослаблением обмена веществ, изменением скорости роста, пространственными перемещениями. В тоже время раздражимость – качественно более сложная форма отражения. На основе развития раздражимости появляется со временем качественно еще более сложная форма отражения – чувствительность. Возникают ощущения как отражение отдельных признаков, предметов, объектов, потом формируются восприятия как отражение уже целостных предметов, возникают представления, формируются целые комплексы представлений и ассоциаций. И возникает конкретное мышление у высших животных. У высших животных различают 2 рода действий: 1. действия-инстинкты (врожденные). 2. Действия, приобретенные в процессе опыта на основе конкретного мышления. Но у высших животных нет понятийного, абстрактного, диалектического мышления, т.е. мышления с помощью понятий, слов, есть только его зачатки. Абстрактное, теоретическое, понятийное мышление свойственно лишь человеку. Оно предполагает целенаправленную, сознательную деятельность. С точки зрения Энгельса, он опирался на позиции Моргана, 3 главных фактора вывели человека из мира животных и привели к созданию общества: труд, сознание, речь. Труд представляет из себя целенаправленную деятельность, направленную своим воздействием на природу и на общество. Главным в труде является изготовление орудий труда, накопление практического опыта. И при таком понимании труд – только человеческая деятельность. Вместе с трудом и на основе его развивались сознание и речь. Они существуют только вместе. В тоже время между сознанием и речью есть существенные различия: сознание – отражение действительности, речь – передача сознания от одних людей к другим. Так происходило возникновение и развитие форм отражения в неорганической природе и в конечном счете возникновение сознания.


21. Противоречия – источник развития. Сущность закона единства мира, борьба противоречий


Диалектика – философское учение (составная часть философии) о всеобщих взаимосвязях, существующих в мире, о всеобщем изменении, движении, развитии, о наиболее общих законах развития природы, общества, познания, мышления: 1. закон единства и борьбы противоположностей. 2. закон перехода количественных и качественных изменений. 3. закон отрицания отрицания. Самый основной из них закон единства и борьбы противоположностей, ибо он раскрывает причину, источник любого движения, изменения, развития. Этой причиной являются противоречия. Чтобы раскрыть сущность этого закона надо рассмотреть его характерные категории, тождества, различия, противоположности, противоречия. Тождество – отношение вещи самой к себе и к другим вещам, сторонами которого являются свойства силы и тенденции, совпадающие друг с другом. Различия – отношение вещи самой к себе и к другим вещам, сторонами которого являются свойства силы и тенденции, не совпадающие друг с другом. Для метафизиков предмет, вещь всегда тождественна сама себе, а различия, противоположности, противоречия они видят только меду различными вещами. Для диалектико-материалистических философов предмет тождественен и равен самому себе и. одновременно не равен, не тождественен самому себе. Предмет тождественен, равен самому себе постольку, поскольку он сохраняет себя как данный предмет, свои черты, признаки, структуру, но предмет не равен самому себе постольку, поскольку он все время изменяется. Для диалектико-материалистических философов каждый предмет есть единство тождества, устойчивости и различия, изменчивости. Противоположности – стороны предмета, процесса, явления, которые с одной стороны взаимно исключают друг друга, а с другой стороны взаимно предполагают друг друга, например, притягивание и отталкивание, положительное и отрицательное, наследственность и изменчивость, противоположные классы, индукция и дедукция, анализ и синтез. Противоречия – взаимодействие противоположностей, борьба противоположностей. Противоречия являются источником движения, изменения, развития и в неорганической и в органической природе, и в обществе, и в познании, и в мышлении. Например, противоречие между притяжением и отталкиванием, положительным и отрицательным электричеством, концентрацией и рассеиванием. Существует и другие. Приводит к созданию звезд, планет, галактик, т.е. к определенному развитию в неорганической природе. Противоречие между наследственностью и изменчивостью, ассимиляцией и диссимиляцией и других противоположностей ведет к развитию растительного и животного мира. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями, производством и потреблением, противоположными классами, народом и властью, народом и государством ведет к развитию общества. Борьба различных взглядов, мнений, идей, теорий развивает знание.



22. Основные типы противоречий


Противоречия пронизывают своими действиями и все конкретные процессы. Явления, т.е. это всеобщий универсальный закон. При этом в мире существует множество различных противоречий. Среди них в качестве основных выделяют следующие: внутренние и внешне, основные и не основные, главные и неглавные, антагонистические и неантагонистические. Внутренние и внешние. Внутренние противоречия протекают внутри предмета, внешние – между различными предметами или предметом и вешней средой. Внутренние и внешние противоречия меняются местами, переходят друг в друга. Одно и тоже противоречие при данных условиях, при одной системе отсчета, является внутренним, а при других условиях – внешним. И наоборот. Например, противоречия между 2 растением и животным – есть внешнее противоречия, если рассматривать их как между разными растениями, животными. И одновременно внутренние противоречия, если их рассматривать как внутри растительного мира в целом ли как внутри животного мира. Основные и не основные. Основные – те, которые в рамках данной системы единственные, которые своим действием производят многие другие противоречия, и от разрешения которых зависит разрешение других противоречий. Например, общественным основным противоречием является противоречие между производственной силой и производственными отношениями. Другие – не основные. Главные и неглавные. Главные противоречия – те, которые самим развитием выделяются на 1 план для разрешения; другие – неглавные. Антагонистические – противоречия таких классов, социальных групп, интересы которых непримиримы и которые разрешаются каким-либо кардинальным способом. Неантагонистические – противоречия таких классов, социальных групп, у которых главные интересы совпадают, но существуют различия в других интересах.


23. Сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений


Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (закон скачка) также является основным законом диалектики. Этот закон отвечает на вопросы – как идет развитие или освещает механизм этого развития. Категории: количество, качество, мера, скачок. Сталкиваясь с различными вещами, люди научились отличать эти вещи друг от друга, отождествлять или сопоставлять их. На протяжении времени Гегель дал абстрактное определение количества (бедное, абстрактное. Категория бытия). Качество – определяет бытие предмета, то, что делает предмет именно таким, а не каким другим. Здесь выступает общенаучная терминология. Ключевым понятием выступает понятие системы. На протяжении времени основные элементы, связи. Система представляет собой такое явление, в котором на протяжении определенного времени системы и подсистемы остаются устойчивыми, сохраняют основные характеристики. Чаще всего понятие качество имеет такой вид: качество – совокупность основных элементов, связей, отношений, обеспечивающих в определенный промежуток времени устойчивость и существование данной системы и вместе с тем отличающих ее от других систем. Выражается категорией качества. Качество – такая устойчивая совокупность определенных свойств. С понятием качества тесно связано понятие количество. Те связи и отношения, изменение которых в определенных границах меняют отдельные свойства и характеристики системы, но не нарушают ее качеств, называют количественными и выражающиеся категорией количества. На связь между количеством и качеством обращают внимание Древнегреческие философы. Эту связь охватывает категория мера. Мера – философская категория, выражающая органическое единство качеств и количеств определенного предмета или явления. В истории философии категорию меры разрабатывал Гегель. Он показал, что отдельна абстракция. В совокупности они – целое. Каждому качеству присуще определенное количество. Но одна их изменчивость ограничена их пределами. Эти границы есть мера. Мало сказать, что мера – единство количества и качества, а также она – суть границ. Она связана с сущностью явления. В чем суть диалектики этого закона? Диалектику эту можно показать на примере одной из категорий или неразрывной связи друг с другом, но чаще всего освещается диалектика через понятие скачка. Путь развития – не прямая гладкая линия, ее изгибы – узлы, завязывающие все новые закономерности – узловая линия мер (по Гегелю) переход от одного качества к другому, посредством нарушения меры – скачок. С точки зрения диалектики процесс развития – противоречив – оно характеризуется как единство прерывного и непрерывного. Скачок – перерыв постепенности в развитии. Существуют разные виды скачков: внутренний, внешний, длительный, мгновенный. Но не всякий скачок порождает новые качества. Положения: 1. каждое явление представляет собой единство количества и качества. 2. количественные изменения происходят постепенно, плавно, непрерывно до определенной границы. В пределах данной меры они не вызывают данного качества. Количественные изменения обратимы. Они характеризуются величиной, степенью, интенсивностью и могут быть измерены, выражены определенным числом. 3. при переходе меры количественные изменения вызывают коренные качественные изменения. Они прибавляют к образу новые качества. 4. Качественные изменения осуществляются в форме скачка, перерыва постепенности. При этом скачок не обязательно происходит в форме линейного взрыва и может занимать больший значительный промежуток времени.


24. Понятие диалектического отрицания


Закон отрицания отрицания. По этому закону идет давний спор между диалектиками и метафизиками. Он имеет вполне конкретные диалектические категории. С точки зрения метафизиков развитие-либо круговое движение, либо движение по прямой, где движение отсутствует. Диалектика отрицания развивается лучше всего характеризуется движением по спирали. Поэтому категория отрицание является характеристикой единства 2 противоположностей: появление нового и сохранение черт старого или собственно отрицания, как преодоления и преемственности. Материалистическая позиция отрицание выделяет, как процесс, при котором старые качества не подвергаются уничтожению, но при этом все ценное сохраняется и входит в состав нового качества. Вводится новое понятие, для показа положительной стороны отрицания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.