Этнические организации в Санкт-Петербурге
Этнические организации в
Санкт-Петербурге
Б.Е. Винер
Термин
"этнические организации" пока не получил распространения в
отечественной научной литературе. В последние годы много говорится о
"национально-культурных организациях". Главной целью последних обычно
является обеспечение возможностей для общения соплеменников, популяризация
культуры этнической группы, восстановление ее утраченных элементов; в ряде
случаев они вступают в диалог с местными или центральными органами власти по
политическим и прочим вопросам. Но есть организации, для которых этническая
принадлежность их членов чрезвычайно важна: этнические политические партии,
землячества, организации этнического бизнеса (рестораны, мелкие
производственные предприятия), этноконфессиональные и т. п.1
Сам термин
"национально-культурные организации" может вводить в заблуждение.
Дело в том, что прилагательное "национальный" и производные от него
слова несут двойную нагрузку. "Национальный" может выступать
синонимом как слова "государственный" ("национальные интересы
России"), так и слова "этнический" ("национальный состав
России"). Поэтому термин "этнические организации" более применим
к тем образованиям, которые создаются этническими меньшинствами в России, чем
термин "национально-культурные организации".
Социологическая
литература по этническим организациям довольно скудна. Вызвано это, на наш
взгляд, как сравнительной молодостью этносоциологии, так и небольшим
количеством специалистов и выделяемых им ресурсов. Несколько больше данная
тематика привлекает историков. Так, в Санкт-Петербурге историей подобных
организаций занимаются Т.М. Смирнова, Н.М. Романова и В.В. Михайленко [9-11].
Но эта работа ведется, в основном, по архивным источникам, охватывающим
преимущественно период до 1989 г.
В английском
языке организации, аналогичные по своей сути национально-культурным,
обозначаются как ethnic associations2. В 1940-1970 годах антропологи собрали
богатый материал о добровольных организациях (voluntary associations), в
основном, в странах Черной Африки. Часть этих организаций объединяла членов
отдельных линеджей, кланов, племен или носителей определенного языка.
Антропологов интересовал, прежде всего, процесс адаптации сельского населения к
жизни в условиях быстро растущих африканских городов. К сожалению, эти наблюдения
мало что дают для изучения этнических организаций в современном европейском
мегаполисе [13]. В 1960-1970 гг. американские социологи изучали некоторые
аспекты деятельности этнических организаций в США. Но в основном их
интересовало, имеются ли существенные различия в членстве этнорасовых групп
населения США в добровольных организациях [14].
Во второй
половине ХХ века миграционные процессы в Западной Европе привели к появлению
такой новой социальной категории, как гастарбайтеры. Последние начали создавать
организации для защиты своих интересов. Европейских обществоведов интересуют не
столько проявления этничности в этих организациях, сколько их
социально-политические требования и возможность реализации этих требований
(см., например, [15]). Однако традиционный вопрос об интеграции иммигрантов в
новом для них обществе также оказывается в поле зрения исследователей [16]. В
публикации [17] имеется обзор парадигм этничности. Статья Харрис [18],
содержащая схему теории религиозной конгрегации, дает надежду на возможность
построения теории этнической организации. Некоторые шаги к построению этой
теории на основе собственного полевого материала и сведений в научной
литературе предприняли Лундберг и Сванберг [19].
Данные и методы
Сбор
информации по этническим организациям в Петербурге3 проводился с целью получить
предварительные сведения о ситуации. Гипотезы о природе этнических организаций
и различиях между ними не выдвигались. По данным Управления юстиции города и
информантов, а также из справочника [20], в настоящее время в городе
насчитывается примерно 100-120 зарегистрированных и незарегистрированных
этнических организаций и их объединений. Точное их число назвать невозможно,
поскольку отсутствует достоверный перечень незарегистрированных организаций;
иногда одни и те же люди регистрируют под разными названиями фактически одну и
ту же организацию; в качестве самостоятельных могут регистрироваться
структурные подразделения более крупных организаций; наконец, есть организации,
которые, формально существуя, фактически уже давно прекратили свою
деятельность. Эту картину усложняют и довольно частые изменения названий
организаций.
Главный
метод исследования - интервью с лидерами и активистами этнических организаций.
Всего с февраля 1999 г. по сентябрь 2000 г. получено 48 интервью от
представителей тринадцати этнических групп (по одному от ассирийцев, коми,
курдов, марийцев, ингерманландских финнов, крымских татар, чувашей, шведов, два
- от белорусов, три от корейцев и украинцев, шесть от азербайджанцев и татар и
двадцать от евреев); при этом получены подробные сведения о 45 организациях (по
одной ассирийской, коми, крымско-татарской, курдской, марийской, и шведской
организации, двум белорусским, трем корейским и украинским, четырем
азербайджанским и финским, пяти татарским, шестнадцати еврейским). Для
сравнения взяты дополнительно два интервью у представителей неэтнических
организаций. Несовпадение числа информантов и организаций вызвано тем, что в
ряде случаев некоторые организации были представлены несколькими информантами,
часть информантов рассказали сразу о нескольких организациях, в которых они
состоят.
Особенности
возникновения и направления деятельности этнических организаций в
Санкт-Петербурге в конце двадцатого века4
В 1930-е гг.
в ставшем классическим исследовании "Янки-сити" Уорнер и Сроул
обратили внимание на корреляцию между развитием форм этнических ассоциаций и
временем поселения мигрантов в изучаемом ими городе. Оказалось, что
первоначально иммигрантские организации в Янки-сити существовали в виде
неформальных ассоциаций, в дальнейшем из них произошли формальные ассоциации
[22]5.
Гордон и
Бабчук предлагают различать ассоциации с экспрессивными и инструментальными
функциями. Основной целью первых является общение, совместное проведение
досуга. Деятельность вторых направлена на создание или изменение каких-либо
нормативных условий. Гордон и Бабчук полагают, что могут также существовать
ассоциации, совмещающие обе эти функции [25].
Данные
нашего исследования подтверждают эти положения. Многие этнические организации
формируются на основе неформальных групп, которые существовали длительное время
до регистрации. Так, татары начиная с 1950-х гг. проводили танцевальные вечера,
встречи в кафе. Позже они начали ежегодно отмечать сабантуй. В 1988 г. возникла
Группа изучения катастрофы восточноевропейского еврейства, существующая до сих
пор без регистрации. Несмотря на относительную несложность процедуры
юридической регистрации, не все неформальные группы в ней заинтересованы;
иногда они даже отказываются от процедуры перерегистрации в Управлении юстиции
Санкт-Петербурга6.
К
экспрессивным организациям, для которых совместная деятельность является
самоценностью, относятся Санкт-петербургский чувашский культурный центр им.
Сеспеля Меши, Санкт-петербургский центр марийской культуры, Санкт-Петербургскую
национально-культурную корейскую автономию и Санкт-Петербургское коми
землячество Неватас. Среди приоритетных задач руководители этих организаций
называют встречи соплеменников, поддержание связей с этнической родиной,
совместное проведение этнических праздников (чуваши особое внимание уделяют
празднику акатуй, а марийцы - празднику ага-пайрем, во многом похожим на
татарский сабантуй). К экспрессивным организациям можно отнести и Украинскую
медицинскую ассоциацию Санкт-Петербурга, входящую в Украинское
общественно-культурное объединение имени Тараса Шевченко. Она была создана по
образцу украинских врачебных организаций в странах Северной и Южной Америки.
Возникновение подобных обществ там было вызвано незнанием местных языков украинцами
и высоким уровнем безработицы среди врачей-украинцев. Петербургская организация
предназначена для оказания своим членам психологической поддержки.
Целью
инструментальных организаций является создание условий, благоприятных для
жизнедеятельности этнических групп. К чисто инструментальным организациям, у
которых практически отсутствуют экспрессивные функции, в Петербурге можно
отнести Национально-культурную автономию татар, Центр правовой помощи им.
Гарольда и Сельмы Лайт, Санкт-Петербургское общество изучения еврейских языков
"Халом", созданный ингерманландскими финнами Центр трудоустройства
"Инкерин Лиитто", азербайджанское ООО "Инам-Доверие",
азербайджанскую газету "Только вместе", татарскую газету "Нур",
корейский журнал "Корёсарам" и Еврейскую культурно-просветительную
организацию "Народ мой", главное направление деятельности которой -
издание газеты "Ами" ("Народ мой").
Крупномасштабные
мероприятия, проводимые татарской автономией охватывают всех представителей
диаспоры (прежде всего, это сабантуй, хотя его празднование скорее можно
отнести к экспрессивным функциям), а также осуществляет связи с властными
структурами. Первичные организации (прежде всего, это Татарское общество
"Нур" и Санкт-Петербургское татаро-башкирское общество "Чишма",
а также несколько менее активные Татарское общество "Ватан" и
Санкт-петербургский татарский молодежный клуб "Юлдаш") ведут нечто
вроде клубной деятельности - устраивают встречи, религиозные и светские
праздники, выступления артистов и творческих коллективов и т. д. "Нур"
содействовал появлению детской воскресной школы и изучению татарского языка и
арабской письменности. Эти общества совмещают инструментальные и экспрессивные
функции.
Главное
направление деятельности общества "Халом" - преподавание иврита.
Основной контингент учащихся - люди, готовящиеся к отъезду в Израиль (по данным
руководства "Халома", здесь прошли обучение 15 тыс. человек, из
которых 12 тыс. уже уехали). Центр им. Гарольда и Сельмы Лайт оказывает
консультационную поддержку людям, желающим получить статус беженца при
эмиграции в США, ведет мониторинг ксенофобии, антисемитизма, шовинизма,
расизма, участвует в просветительской работе по проблемам прав человека в их
этническом аспекте. В настоящее время Центр переходит от борьбы с проявлениями
антисемитизма к деятельности по защите прав представителей всех этнических
меньшинств в Петербурге и на Северо-Западе и утрачивает характер чисто
этнической организации.
Общество
открытого типа "Инам-Доверие" представляет собой юридическое
агентство, оказывающее помощь выходцам из Азербайджана, в том числе
предоставляет переводчиков для судебных заседаний7.
Газеты
"Нур" и "Ами" обеспечивают информационную поддержку
деятельности соответственно татарских и еврейских организаций в городе, а также
знакомят горожан с культурой соответствующих этнических групп. Журнал
"Корёсарам" ориентирован на корейцев всех стран, входящих в СНГ.
Среди
организаций, совмещающих функции обеих типов, можно назвать Санкт-петербургское
азербайджанское общество "Даяг", главной целью которого была
организация помощи беженцам из зоны карабахского конфликта. Им помогали в
поисках жилья, получении официального статуса, оформлении документов,
обеспечивали при необходимости переводчиком. Основной формой мероприятий
являются чаепития, где члены общества не только обсуждают свои проблемы, но
просто общаются на родном языке в комфортной для них ситуации. Здесь же стоит
упомянуть Некоммерческое партнерство развития образования "Новая еврейская
школа" (неофициальное название "Педагогический клуб"), организующее
издание журнала, пособий, проведение семинаров и консультаций и т. п. Помимо
этого, в педагогическом клубе собираются люди, которым приятно находиться
вместе и общаться на профессиональные и непрофессиональные темы.
В ходе
развития организации ее функции могут изменяться, из экспрессивной она может
превращаться в инструментальную и наоборот. Так, татарские организации возникли
из групп, где люди просто общались, знакомилась молодежь, отмечали праздники.
По мере роста интереса татар к своей культуре во второй половине 1980-х гг.
возникают группы, преследующие инструментальные цели: пропаганда своей
культуры, изучение языка и т. д.
В качестве
особой разновидности этнических организаций Дженкинс предлагает выделять
этнические агентства - организации, состоящие в основном из оплачиваемых
профессиональных работников, а не из добровольцев. Причем, финансироваться эти
организации могут как из общественных, так и из частных фондов [29, p. 10]. В
то же время, этнические агентства являются бесприбыльными организациями. К
числу таких агентств в Петербурге можно отнести лишь этнические периодические
издания, Петербургский еврейский университет и ульпан "Халом".
Канадский
исследователь Бретон вводит понятие "институциональной полноты"
этнической общины. Идеальным проявлением этого феномена является этническая
община, способная за счет широкого спектра собственных формальных организаций
(религиозные, образовательные, политические, религиозные и т. д.) удовлетворить
потребности в обслуживании всех своих членов [30, p. 194]. Бретон делает
следующие выводы: "Лидеры (этнических, - Б.В.) организаций заинтересованы
в существовании этих организаций и будут пытаться разными путями усилить
этническую идентичность таким образом, чтобы сохранять число своих членов
настолько большим, насколько это возможно"; значительное сокращение или
прекращение притока мигрантов приведет к постепенному сокращению численности
этнической группы благодаря ее интеграции с коренным населением страны.
"Со временем, - а оно может быть довольно длительным, - сами этнические
организации исчезнут или утратят свою этническую идентичность, завершив
жизненный цикл [этнической] общины" [30, p. 205].
Большинство
из ныне существующих этнических общин весьма далеки от институциональной
полноты. Ближе всего к ней еврейская и финская этнические группы. Благодаря
организационной и финансовой помощи иностранных еврейских организаций еврейская
община смогла образовать целую сеть. Сюда входят пять детских садов, шесть
общеобразовательных и пять воскресных школ, Педагогический клуб, Петербургский
еврейский университет, Общество по преподаванию еврейских языков
"Халом", спортивное Общество эстетики и физической культуры
"Маккаби" (его представители неоднократно занимали призовые места на
городских и прочих соревнованиях), четыре благотворительные организации (они
располагают единым банком данных на 35 тыс. человек, проживающих в
Санкт-Петербурге и Ленинградской области), шесть религиозных общин (по
идеологической направленности есть и крайне консервативные, и очень либеральные),
санкт-петербургское отделение Российского еврейского конгресса (оно объединяет
бизнесменов, которые выступают спонсорами многих благотворительных,
образовательных и др. проектов), национально-культурная автономия, несколько
общинных центров, две "крышевые" организации (Еврейская ассоциация
Санкт-Петербурга и Федерация еврейских организаций) газету "Ами" и
журнал "Новая еврейская школа".
Организации
ингерманландских финнов получают грантовую помощь для осуществления своих
проектов от финских государственных и прочих организаций. Главным их партнером
является Министерство труда Финляндии, которое финансирует Центр
трудоустройства "Инкерин Лиитто", культурный центр в Гатчине,
переподготовку преподавателей финского языка и приобретение учебной литературы.
"Инкерин Лиитто" издает газету Inkeri. Вообще же "Инкерин
Лиитто" объединяет всех ингерманландских финнов Петербурга и области и
имеет сложную структуру. Петербургский "Инкерин Лиитто" является
отделением этой организации. Существуют также Колпинское, Стрельнинско-Ломоносовское,
и Пушкинское ("Венъёки") отделения. Петербургская городская
национально-культурная автономия финнов "Ингрия" была учреждена в
1998 г. "Инкерин Лиитто" и Сестрорецко-Зеленогорским отделением этой
же организации, которое позже прекратило свое существование. Автономия ведет
лишь культурную работу, а также представляет ингерманландских финнов в
"Лиге наций", объединяющей городские национально-культурные
автономии. В сентябре 2000 г. ингерманландские организации имели 25 учителей,
преподающих финский язык в 37 учебных группах и двух детских садах. Финский
язык преподается также в в детских летних лагерях. В Пушкине действует
Ингерманландская земледельческая школа, которая также издает нерегулярно
выходящий журнал Maatalousviesti ("Сельскохозяйственные вести"),
статьи в котором публикуются на финском, русском и английском языках.
"Инкерин Лиитто" помогает четырем домам престарелых; оказывается
также помощь престарелым финнам-ингерманландцам при ремонте домов и
приватизированных квартир.
Страницы: 1, 2
|