“Дао присущи стремления и искренность. Оно находится в состоянии
бездействия и лишено формы. Дао можно проповедовать, но его нельзя коснуться.
Дао можно постигать, но его нельзя видеть. Дао является корнем и основой самого
себя. Оно до Неба и Земли с древнейших времен существует извечно. Оно
одухотворяет духов и одухотворяет владыку, порождает Небо и Землю. Оно над
Великим пределом, но не является высоким; под шестью пределами, но не является
глубоким; прежде Неба и Земли рождается, но не является продолжительно
существующим, оно простирается с глубокой древности, но не является старым”
(“Дао-дэ дзин”, чжан 16). “Дао есть то, что делает
тьму вещей таковой, то, благодаря чему формируется тьма вещей, то, что
определяет тьму принципов” (“Чжуан-цзы”, гл. “Тянь Цзыфань”).
Если существует такое Дао, то следует учиться у него и почитать его
как учителя. Это и есть “Великий почитаемый учитель”. Это о нем писал
Чжуан-цзы: “О, мой учитель! Ты даешь всем вещам их свойства, но не считаешь это
проявлением справедливости; оказываешь благодеяния всем поколениям, но не
считаешь это проявлением гуманности; существуешь с глубокой древности, но не
являешься старым; покрываешь Небо и поддерживаешь Землю, очерчиваешь все формы,
но не считаешь это проявлением мастерства”. Учиться у Дао и слиться с ним в
одно целое – в этом, с точки зрения Чжуан-цзы, и заключается смысл человеческой
жизни: “Можно освободиться от горя, волнения, тоски и даже от жизни и смерти.
Надо отбросить все различия и раствориться в мире. Дао – это и есть я, и по
этой причине все существующее является мной. Дао неисчерпаемо и безгранично,
оно не рождается и не умирает, и поэтому я также неисчерпаем и безграничен, не
рождаюсь и не умираю. Перед смертью я существую, и после смерти я также
существую. Скажете, что я умер? Ведь я не умираю. И огонь не сжигает меня, и в
воде я не тону. Я превращаюсь в пепел, и все же я существую. Я превращаюсь в
лапку бабочки, в печенку мыши, но все же я существую. Сколь же я свободен,
сколь долговечен, сколь велик! ... Все различные признаки являются моими
признаками, и все различия отбрасываются. Все вещи со странными и необычными
признаками – все слилось воедино. Все является Дао, все является мной. Это и
значит, что “Небо и Земля рождаются со мной, а все вещи составляют единство с "я”.
(“Чжуан-цзы”, гл. “Циулунь”).
Человек, постигший это, и является “мужем, обладающим Дао”. У
Чжуан-цзы утверждается, что “такой человек не презирает людей, не занимается
самовосхвалением, ссылаясь на свои заслуги, не занимается обманом; упустивши
удобный случай, не раскаивается; имея удобный случай, не теряет голову;
поднявшись на высокое место, не пугается; упавши в воду, не мокнет;
попавши в огненную яму, не чувствует жары...
Такой человек спит и не видит снов, при пробуждении не грустит, питается чем
попало и обладает глубоким дыханием. Такой человек не цепляется за жизнь и не
боится смерти, ни жизнь, ни смерть не имеют для него значения, он свободно
приходит, свободно уходит, получит что-либо – хорошо, потеряет что-либо – не
огорчается. ...Это ... и есть то сбалансированное состояние, когда дух не
отделен от субстанции и все соответствует своей природе” (“Чжуан-цзы”, гл.
“Дацзунши”.)
5. Cовременный даосизм – религия обыденного
сознания.
В современном Китае
количество официально зарегистрированных даосских монастырей в несколько раз
уступает количеству буддийских обителей. Действительно, чисто религиозный даосизм
постепенно сходит на нет, из некогда крупных даосских школ сохранились лишь Цюаньчженьдао
цзяо и Чжэнъидао. Даосизм в конце XX в. стал
особой национальной формой "обыденного верования". В принципе китаец
может быть преданным буддистом и при этом участвовать в даосских магических
ритуалах, обращаться к гадателям и лекарям-даосам. Поэтому невозможно даже
приблизительно ответить на вопрос, сколько даосов проживает в современном
Китае. Людей, которые сегодня строго придерживаются всех даосских ритуалов,
осталось очень немного, значительно меньше, чем буддистов. Это даже позволило
некоторым специалистам, в том числе и китайским, говорить об утрате даосизмом
характера национальной религии. Однако более верным представляется иной
вариант. Даосизм настолько глубоко вошел в плоть и кровь китайской культуры, в
обыденное сознание каждого китайца, что многие некогда закрытые ритуалы
превратились в элемент повседневной культовой практики. Например, каждый день
сотни людей приходят в даосский храм Байюньгуань
в Пекине, чтобы прикоснуться к крупу священной
бронзовой лошади во дворе храма (в народном пантеоне лошадь - одно из священных
животных, приносящих счастье). Даосский храм Чжунъюэмяо в провинции Хэнань
пользуется особой популярностью среди местных жителей-буддистов как лучшее
место для "изгнания злых духов" и лечения.
Конечно, даосизм не умер, он до сих пор пронизывает все китайское общество, но
формы его проявления заметно изменились - некогда мистическое, закрытое учение
перешло на уровень обыденного сознания. Например, заходя сегодня в одну из
многочисленных китайских аптек на улицах Пекина или Шанхая и выбирая
необходимое средство из нескольких сот, а то и тысяч лекарств и трав, человек
редко задумывается, что вся китайская медицина
вышла именно из даосизма. Популярное в настоящее время иглоукалывание тоже
когда-то было исключительной принадлежностью именно даосской практики и учения
о "циркуляции энергии ци в человеке".
Каждое утро в любом парке по всему Китаю можно наблюдать сотни людей,
занимающихся дыхательно-медитативными упражнениями цигун,
гимнастикой тайцзицюань ("кулак Великого предела"), боевыми
искусствами багуасинъицюань ("стиль формы и воли"), истоки
которых самым непосредственным образом связаны с даосским учением.
Каждый год в девятый день девятой луны отмечается даосский праздник,
посвященный "естественному человеку" Чжэньу,
который считается одним из воплощений Лао-цзи. Люди со всех концов Китая
направляются на поклонение в горы Удан, где уже в течение многих столетий
располагается центр монастырского даосизма. В священных горах Удан расположены сотни мелких монастырей, а то и просто
даосских поселений из пяти-шести человек, где адепты с традиционным упорством
не только соблюдают все древние заветы, но даже пытаются изготовить знаменитую
"пилюлю бессмертия". В последние годы к подножию священных вершин
стекается до 30 тыс. паломников, стремящихся приобщиться к великой традиции
святости и бессмертия. Однако лишь единицы находят в себе силы для того, чтобы
подняться наверх, причем с каждым годом количество таких энтузиастов становится
все меньше.
Официально Китайская даосская ассоциация располагается в Пекине, в храме секты Цюаньчженьдао
цзяо - Байюньгуань (Белое облако), связанном с именем знаменитого даосского мага Чанчуня, бывшего советником у Чингисхана. И все же
реальный центр религиозной даосской жизни находится в горах Удан. Еще император
Чжу ли приказал построить здесь величественный комплекс храмовых
сооружений, и около 300 тыс. специальных строителей, мастеров и солдат в
течение десятка лет трудились над их возведением. В пору расцвета комплекса
здесь проживало до 30 тыс. монахов, но сегодня от былой славы не осталось и
следа. В немалой степени к этому привели преследования даосов в 50-х гг. XX
столетия, когда многие священнослужители пострадали в ходе кампании по борьбе
"с влиятельными феодальными и антиреволюционными пережитками". По
указу Мао Цзэдуна в районе Удан была построена колоссальная
дамба Данцзянкоу, и часть предгорной равнины вместе с многочисленными
культовыми сооружениями оказалась затопленной. В 60-е гг. в период
"культурной революции" в КНР лишь высокие горы и труднопроходимые
тропы помешали отрядам хунвейбинов ("красных охранников") добраться
до центра эзотерического даосизма в горах Удан. Сегодня, как и в древности,
никакого единого даосизма не существует, хотя большинство храмов принадлежит
школе Чжэнъидао, пользующейся государственной поддержкой. Руководители Даосской
ассоциации входят в органы государственного управления, в частности во
Всекитайское собрание народных представителей. В отличие от такого
"государственного" даосизма существует, по крайней мере, около сотни
мелких даосских сект, ритуалы которых далеко не всегда одобряются властями, а
некоторые секты вообще именуются "государственно-опасными", поскольку
их ритуалы связаны с традиционной для даосизма сексуальной практикой,
оккультными ритуалами с использованием сильных наркотических и глюциногенных
средств, методами психовоздействия на адептов, далеко не всегда безопасными для
здоровья человека.
6. Заключение.
В качестве заключения я хочу привести две весьма
характерные даосские притчи.
Знание странствовало на Севере у истоков реки Темная вода, взошло на
холм Незаметный и встретилось с Недеянием.
– Мне хочется тебя спросить, – сказало Знание Недеянию, – как
размышлять, как думать, чтобы познать путь? Где находиться, чему покориться,
чтобы утвердиться в пути? За кем следовать, какой дорогой, чтобы обрести путь?
Ни на один из трех вопросов Недеяние не ответило. Не
только не ответило, но и не знало, что ответить.
Ничего не добившись, Знание вернулось на южный берег
реки Светлая вода, взошло на холм Конец Сомнений и, заметив Возвышающегося
Безумца, задало ему те же вопросы.
– Я это знаю, сейчас тебе скажу, – ответил Возвышающийся Безумец,
но тут же забыл, что хотел сказать.
Ничего не добившись, Знание вернулось во дворец предков, встретило
Желтого Предка и задало ему те же вопросы.
– Не размышляй, не думай и начнешь познавать путь. Нигде не
находись, ничему не покоряйся и начнешь утверждаться в пути. Ни за кем не
следуй, ни по какой дороге не ходи и начнешь обретать путь, – ответил Желтый
Предок.
– Мы с тобой это знаем, – сказало Знание. – А оба встреченные мною
прежде не знали. Кто же из них прав?
– Один, по имени Недеяние, воистину прав; другой, Возвышающийся
Безумец, ему подобен, – ответил Желтый Предок. – Ни я, ни ты к ним до конца не
приблизимся, ибо “Знающий не говорит, говорящий не знает”. Поэтому “мудрый и
осуществляет учение безмолвно”. Пути нельзя постичь в словах, свойств нельзя
добиться речами. Милосердием можно действовать, справедливостью можно приносить
ущерб, церемониями можно друг друга обманывать. Поэтому и говорится: “После
утраты пути появляется добродетель, после утраты добродетели появляется
милосердие, после утраты милосердия появляется справедливость, после утраты справедливости
появляются церемонии. Церемонии – это украшение учения и начало смуты”. Поэтому
и говорится: “Тот, кто осуществляет путь, с каждым днем все больше утрачивает,
утратив, снова утрачивает вплоть до того, когда достигает недеяния, недеянием
же все совершает”. Если ныне, уже став вещью, некто захочет вернуться к своему
корню, не будет ли это ему трудно? Это легко лишь великому человеку. Ведь жизнь
следует за смертью, а смертью начинается жизнь. Разве кому-нибудь известен их
порядок? Рождение человека – это скопление эфира. Соберется эфир, образуется
жизнь, рассеется – образуется смерть. Если смерть и жизнь следуют друг за
другом, зачем же мне горевать? Для всей тьмы вещей это общее: и то, чем
любуются, как божественным чудом, и то, что ненавидят как разложение.
Разложившееся снова превращается в божественное чудо, а божественное чудо снова
разлагается. Поэтому и говорится: “Единый эфир пронизывает всю вселенную”,
поэтому и мудрый ценит единое.
Знание сказало Желтому Предку:
– Я спросило у Недеяния, а Недеяние мне не ответило. Это не
значило, что не ответило мне, – не знало, что мне ответить. Я спросило
Возвышающегося Безумца,
Возвышающийся Безумец хотел мне поведать, но не поведал. Это не
значило, что не поведал мне - хотел, но забыл, о чем собирался сказать. Ныне я
спросил у тебя, и ты это знал. Почему же мы к ним не приблизимся?
-
Один воистину прав
благодаря своему незнанию, - отвечал Желтый Предок, - другой ему подобен
благодаря своей забывчивости. Ни ты, ни я к ним до конца не приблизимся из-за
своего знания.
Дядя
Дракона сказал Вэнь Чжи:
-
Тебе доступно тонкое искусство. Я болен. Можешь ли меня вылечить?
-
Повинуюсь приказу, - ответил Вэнь Чжи. - Но сначала расскажи о признаках
твоей
болезни.
-
Хвалу в своей общине не считаю славой, хулу в царстве не считаю позором; приобретая,
не радуюсь, теряя, не печалюсь. Смотрю на жизнь, как и на смерть; смотрю на
богатство, как и на бедность; смотрю на человека, как и на свинью; смотрю на
себя, как и на другого; живу в своем доме, будто на постоялом дворе; наблюдаю
за своей общиной, будто за царствами Жун и Мань.
Меня
не прельстить чином и наградой, не испугать наказанием и выкупом, не изменить
ни процветанием, ни упадком, ни выгодой, ни убытком, не поколебать ни печалью,
ни радостью. Из-за этой тьмы болезней не могу служить государю, общаться с
родными, с друзьями, распоряжаться женой и сыновьями, повелевать слугами и
рабами. Что это за болезнь? Какое средство может от нее излечить?
Вэнь
Чжи велел больному встать спиной к свету и стал его рассматривать.
-
Ах! - воскликнул он. - Я вижу твое сердце. Его место, целый цунь,
пусто,
почти как у мудреца! В твоем сердце открыты шесть отверстий,
седьмое
же закупорено. Возможно, поэтому ты и считаешь мудрость болезнью?
Но
этого моим ничтожным искусством не излечить!
Цивилизация старого Китая уже ушла в прошлое. Но ее мудрость,
вобравшая в себя опыт духовных исканий и подвижничества сотен поколений, не
умерла и не может умереть. Даосизм, как часть и, может быть, самая важная часть
этой мудрости, не потерял своей жизненности и сегодня. Заветы древних даосов
обращены к каждому, кто желает познать загадку истоков всего происходящего, кто
не удовлетворяется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет истинно
великое и вечное, кто имеет мужество отказаться от мелочных приобретений ради
того, чтобы вместить в себя весь мир.
Список использованной литературы.
1. “Дао
и даосизм в Китае”. М., Изд-во Института востоковедения, 1982.
2.
“Китайская философия”.
Энциклопедический справочник. М., “Мысль”, 1994.
3. А.Е.Лукьянов.
“Истоки Дао : древнекитайский мир”. М., “Инсан”, 1992.
4. “История китайской философии”. М.,
“Прогресс”, 1989.
5. “Даосские притчи”. Сост. А.Н.Мстиславский. С-Пб.,“Сократ”,
1993.
Страницы: 1, 2, 3
|