В настоящее время экологическую ситуацию в мире можно
охарактеризовать как близкую к критической. Первая Конференция ООН по
окружающей среде в 1972 г. официально констатировала наличие на Земле
глобального экологического кризиса всей биосферы.
В настоящее время, налицо уже не локальные
(региональные), а глобальные (т.е. всемирные) экологические проблемы:
1) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов
растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров планеты;
2) стремительно сокращается имеющийся запас полезных
ископаемых;
3) мировой океан не только истощается в результате
уничтожения живых организмов, но и перестает уже быть регулятором природных
процессов;
4) вода и атмосфера во многих местах загрязнены до
предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
5) на Земле уже невозможно обнаружить ни одного
квадратного метра поверхности, где бы не находились искусственно созданные
человеком элементы;
6) парниковый эффект (повышение средней температуры
поверхности Земли из-за неконтролируемого выброса обществом огромного
количества газов, аэрозолей. С началом космических полетов проблемы экологии
начинают перемещаться в открытое космическое пространство. Не утилизированные
отходы от космической деятельности человека накапливаются в космосе, и их
утилизация постепенно становится все более острой проблемой. Возникла и еще
одна неведомая ранее проблема - экология и здоровье человека. Активно
воздействуя на природу, продукты жизнедеятельности человека и производства
самым отрицательным образом сказываются и на здоровье самого человечества.
Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы привело к росту и изменению структуры
человеческих заболеваний. Возникают новые болезни, принесенные цивилизацией:
аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетические изменения в
организме.
Тема 14. Общество как продукт деятельности
людей и пространство их бытия.
1. Что такое общество?
Источники:
·
Философия: учебное
пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д:
«Феникс» 2004 г. с. 287-298
·
Философский словарь /
Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Общество —
совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В
узком смысле слова, общество может рассматриваться как конкретное общество в
единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр., первобытное,
рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный
регион, страна (напр., индийское, американское и т. п.). До марксизма
господствовали идеалистические (порой религиозно-мистические) представления об обществе,
усматривавшие его основу в неком духовном начале, во взглядах и представлениях
людей. Свое теоретическое объяснение общественной жизни дает исторический
материализм. Общество в широком смысле — материальное образование,
обособившееся от природы, не сводимая к природе часть материального мира,
качественно высшая ступень его поступательного развития и вместе с тем его
составная часть, подчиненная всеобщим объективным законам, безотносительно к
конкретно-историческому этапу развития общества. В отличие от природы, где
действуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют люди, одаренные
сознанием и волей, ставящие перед собой цели и добивающиеся их осуществления.
На ряду с всеобщими в обществе действуют законы, отличные от законов эволюции
живой материи. Общество — сложная, исторически развивающаяся целостная система.
Становление общества — длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и
завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором
возникновения общества стал труд. “Что же такое общество, какова бы ни
была его форма? — ставил вопрос Маркс и отвечал: — Продукт взаимодействия
людей”. В этом определении указаны не только материальные носители и творцы общества
— деятельные существа, люди, но и материальный процесс, приведший к его появлению,—
их взаимодействие. Общество — не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет
человеческая деятельность в различных ее видах, и, прежде всего,
материально-производственная. На такой основе возникают общественные
отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления
этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. Отражением
всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль в социальных
процессах (Общественное бытие и общественное сознание). Оставаясь в
постоянной зависимости от природы, общество оказывает на нее все
более глубокое противоречивое воздействие, становится глобальной (а ныне все
более и космической) силой по отношению к ней. При этом от общества требуется
особенно большая ответственность за судьбы природы как целостной системы (Глобальные
проблемы). Возникая на природной основе и взаимодействуя с ней, общество
находится в процессе закономерного изменения и развития, имеющего определенную
прогрессивную направленность. Магистральная линия прогресса общества не
исключает и периодов регресса. Основным, ключевым в научном понимании структуры
и прогрессивного развития общества является марксистско-ленинское учение об
общественно-экономической формации. Оно позволяет конкретизировать
представление об устройстве общества и движущих силах его развития, о
возникновении, развитии и ликвидации классово-антагонистических типов общества (Классы,
Революция социальная), показывает направленность социального прогресса.
Основные тенденции развития общества — усиление преобразующей роли и
общественного характера деятельности людей; совершенствование общественных
отношений; повышение степени организованности общества; возрастание роли и
значения общественного сознания. На общественное развитие оказывают серьезное
влияние природные и демографические факторы, которые, однако, не определяют
развития общества в целом.
2. Что отличает общество как систему
от других систем?
Источники:
·
Философия: учебное
пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д:
«Феникс» 2004 г. с. 287-298
Первым необходимым элементом социальной деятельности
являются живые человеческие индивиды – субъекты деятельности, с которыми
связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек
представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом
деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.
Вторым элементом является объект социальной
деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:
1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают
воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди
осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её
вещественно–энергетической переделки, целенаправленного преобразования.
2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти
предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших
представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и
через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность.
Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию,
служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям
согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов
связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение
людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую “телесную
оболочку” становясь материальными проводниками, “перевозчиками смысла”.
Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы
обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.
Механический набор людей вещей и символов не создаёт
целостное системное образование–общество. Для его существования необходима
сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных
предметов.
3. Что такое общественные материальные
отношения и идеальные общественные отношения?
Источники:
·
Философский словарь /
Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
·
Ю.А.Чернавин. Философия
в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43.
Общественные отношения — отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной
практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеальные
(духовные).
Материальны отношения, возникают и складываются в ходе практической
деятельности человека, отражая и оформляя ее. Материальные отношения бывают:
- производственные отношения;
- отношения в системе «человек-природа»;
- отношения между людьми в процессе непосредственного
воспроизводства человека.
Идеальные (духовные) отношения формируются предварительно «проходя
через сознание» людей (индивидуальное и групповое). Идеальные отношения могут
быть:
- политические;
- правовые;
- нравственные;
- религиозные;
- философско-мировоззренческие;
- эстетические и т.д.
Тема 15. Сферы общественной жизни.
1. В чем состоит содержание понятия
“сфера общественной жизни”?
Общество представляет собой множество
людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают
определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся
между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях. Естественно
возникают вопросы: в силу каких причин в обществе на том или ином этапе
возникают определенные общности, что они собой представляют, какие между ними
устанавливаются связи, как и почему они развиваются, как функционируют, какова
их историческая судьба, как складывается в обществе целостная картина связей и
зависимостей этих общностей и складывается ли она вообще и т.д.?
Социальная философия изучает законы,
согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей,
отношения между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и
составляют содержание особой области общественной жизни - его социальной сферы.
В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальных структур
общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в
основе, которой лежат различия между городом и деревней,
социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп,
структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатились и
научные представления об этнических общностях, и их дифференциации,
макросоциальной структуре общества - первичных коллективах, семье и т.д. Вместе
с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но, тем не менее, довольно
прочная традиция излишнего разделения, специализации изучения различных
элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельно изучались, скажем,
классы и классовые отношения, этнические общности, коллективы, семья и т.д.
Последствия подобного подхода все еще дают о себе знать, а новые проблемы
осмыслены еще не в полной мере. Мы имеем в виду, например, рецидивы
механистического сопоставления разных общностей, когда в тех или иных
исследованиях они просто "сосуществуют", а не рассматриваются во взаимосвязи,
"застылость" многих социальных определений, недооценку
микросоциальной структуры общества, ее недостаточную связь с макросоциальными
процессами, слабое внимание к общим методологическим проблемам, касающимся всех
общностей, всех социальных связей, недостаточное вычленение именно общих
законов всей социальной сферы и некоторые другие проблемы.
Но развитие общества все с большей
настойчивостью требует преодоления раздельного изучения отдельных общностей,
требует интегрального анализа социальной жизни. На фоне возросших общественных
и научных потребностей все острее ощущаются недостатки раздельного анализа
социальных проблем, дефицит исследований, в которых социальная жизнь
рассматривалась бы комплексно. По-видимому, своеобразным стержнем развернувшейся
некоторое время назад дискуссии о социальной сфере был не столько вопрос о том,
выделять или не выделять социальную жизнь как отдельную сферу, сколько
обсуждение необходимости именно комплексного обобщающего анализа социальной
жизни.
2.Укажите сущность и структуру
материально-производственной (экономической) сферы общественной жизни?
Социальной? Политической? Духовной?
Источники:
·
Ю.А.Чернавин. Философия
в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43-55.
Экономическая сфера общества – необходимая социальная система,
функционирующая по собственным законам, направленная на удовлетворение
материальных потребностей людей и обладающая своей основой в виде способа
производства материальных благ.
Структура:
А) способ производства материальных благ:
-производительные силы;
-производственные отношения.
Б) материально-производственная деятельность –
специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой
составляет производство, обмен, распределение, потребление материальных
ценностей.
В) субъекты материально-производственной
деятельности:
-работник;
-производственная бригада;
-предприятие, фирма банк, учреждение и др.;
-экономические министерства, ведомства и др.;
Г) объект материально-производственной
деятельности- производство, распределение, потребление материальных благ.
Д) экономическое сознание – форма общественного
сознания, складывающаяся в процессе материально-производственной деятельности
социальных субъектов.
Политическая сфера общества – необходимая, относительно самостоятельная
социальная система, характеризующаяся деятельностью социальных субъектов и
отношениями, складывающимися между ними по поводу завоевания, удержания,
упрочнения и использования государственной власти, проведения внутренней и
внешней политики.
Структура:
А) субъекты политической деятельности и отношений:
Политическая организация общества – система
целенаправленно создаваемых государственных и негосударственных организаций,
управляющих политическими процессами.
Б) объекты политической деятельности и отношений:
-завоевание, удержание, упрочение, использование
политической власти;
-проведение внутренней и внешней политики;
-управление политическими процессами.
В) политические отношения – складываются между
социальными и политическими субъектами на основе определенных идей и взглядов в
процессе деятельности по завоеванию, удержанию, использованию власти.
Г) политическая деятельность – деятельность
политических и социальных субъектов, направленная на завоевание и использование
власти, достижения своих коренных целей.
Д) политическое сознание – совокупность идей,
теорий, мнений, настроений выражающих коренные интересы социальных групп, их
отношение к государству, другим политическим институтам, политическому режиму,
другим государствам.
Духовная сфера общества – необходимая социальная система, характеризующаяся деятельностью и
отношениями определенных социальных субъектов, возникающими в процессе
производства, распределения, потребления духовных ценностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|