Человек несет ответственность за свой выбор, и мера
этой ответственности может быть чрезвычайно большой. Таким образом, концепция
детерминизма не умаляет ни свободы, ни совести человека, ни нравственной и
правовой оценки его действий.
Тема 19. Духовное в человеке.
1. Как Вы понимаете духовность
человека? Его бездуховность?
По моему мнению, обычной жизни, люди духовность
связывают с добротой, интеллигентностью, моралью и со всем тем, что считается в
нашем обществе хорошо, а бездуховность, в свою очередь, ассоциируется с тем,
что плохо. На самом деле все на много глубже. Человек несет в себе нечто, что
не поддается рассмотрению ни в какие микроскопы - Душу. Никто ее не видел,
но каждый знает и чувствует, что она в нем есть. Каждый из нас, хоть однажды испытывал
чувство стыда, а точнее то, что мы называем совестью. Это Душа нам дает о себе
знать. Человек - эволюционное существо и каждый из нас продолжает свою эволюцию
в процессе своей жизни. Вместе с человеком развивается его Душа и наступает
такой момент, когда Душа выходит на первый план и начинает вести человека по
жизни. Про таких людей говорят – это духовный человек.
Бездуховность - это такое состояние, когда
полностью игнорируется существование Духа и духовных аспектов в жизни, когда доминирует
Эго и оно руководит развитием личности.
2. Что такое менталитет личности?
Источники:
·
Философский словарь /
Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Менталитет – образ мышления, общая духовная
настроенность, миропонимание, мироощущение человека, группы или общества.
Носителем и выразителем ментальности, ее порождающим
началом должен быть каждый индивид в культуре того или иного общества.
3. Каковы особенности русской
ментальности?
Источники:
·
Ю.А.Чернавин. Философия
в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 67.
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ:
1) Идеалистическая основа русского сознания
Доминирование особой психологической формулы науки,
когда сверхценностью является эмоция. Поиск ситуации сопереживания. Не решить
проблему, а пережить ее.
2) Внутренняя противоречивость русского
менталитета, доведенная до крайности
·
Самый коллективистский
народ и самый индивидуалистический;
·
Самый мирный и самый
жестокий;
·
Самый щедрый и самый
скаредный;
·
Высокоответственный и
беспечный.
3) Противоположность русской и западной
ментальности
·
Русский народ – движущийся.
Постоянные перемещения вырабатывают внутреннюю готовность всегда сняться с места.
Черта западного менталитета – устойчивость.
·
Византийская вера внушила
понимание: земная жизнь временна.
4) русский менталитет динамично
развивающийся
Русский менталитет сложился в результате отбора и
трансформации; он не боится заимствований;
Окончание советского и постсоветского периода
российской истории. Эпоха нулевых ценностей. Возможность – выбора национальной
модели культуры.
Тема 20. Исторические типы взаимоотношения
человека и общества.
1. Раскройте содержание основных типов
исторического взаимодействия общества и человека - отношений личной
зависимости, вещной зависимости, свободных индивидуальностей?
Источники:
·
П.В. Алексеев, А.В.
Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.:
ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.397-403
К.Маркс выделял три основные исторические типа
социальности: отношения личной зависимости (1), отношения вещной
зависимости при личной независимости (2), отношения свободных
индивидуальностей (3).
1.) Отношения личной зависимости характерны для всех
докапиталистических обществ, как доклассовых, так и для
классово-антогонистических. Общим для них является включение индивида в
жестко регламентированную локализованную систему общественных связей (род,
община, сословие, каста, цех и т.д.). И эта система является весьма
устойчивой, замкнутой и давлеющей над человеком, определяет существенные
особенности его поведения (дворянин защищает не просто свою честь, а себя как
дворянина). Различие же заключается в том, что в доклассовом обществе отсутствует
эксплуатация, и здесь личная зависимость проявляется как непосредственная
зависимость человека от первобытного коллектива. Индивид и реально, и в
своем сознании не выделяется из коллектива и осознает себя принадлежащим
роду.
2.) С развитием капиталистического товарного производства ломаются костные
социальные структуры; сословные и прочие перегородки рушатся. Произошло
разделение общества на множество индивидов - частных лиц, уже не связанных
отношениями личной зависимости. Это обусловлено осуществляющимися при переходе
к капитализму глубокими изменениями в характере труда. Ликвидируется система
внешнеэкономического принуждения к труду, что и означает освобождение трудящегося
от личной зависимости. С развитием капитализма перед индивидом открывается
возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и
духовной культуры. Если в условиях натурального хозяйства человек производил
продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условиях
товарного производства вещь эта производится для продажи. Таким образом,
становление личности в рамках вещных отношений представляет собой
противоречивый процесс: наряду с освобождением человека от сословных и прочих
уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм
и ростом масштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей
от общества и друг от друга.
3.) На основе общественной собственности складывается новый, коллективный
тип личности. Этот тип взаимоотношений отличается как от примитивных форм
первобытной коллективности, где человек был слит с коллективом, так и от тех
обществ, в которых преобладают антагонизм личных и общественных интересов,
различные формы отчуждения, иллюзорные формы коллективности. Социалистический
тип коллективности призван не подавлять личность, а быть основой ее свободного
и всестороннего развития, не нивелировать людей, а способствовать проявлению
богатства индивидуальностей, не ставить личность в зависимое положение от
коллектива, а сочетать интересы личности и коллектива. При таком гармоническом
сочетании личность становится столь же заинтересованной в развитии коллектива,
как и коллектив в развитии личности.
Тема 21. Человек в мире культуры.
Восток-Запад-Россия: культурные типы.
1. В чем заключается философский смысл
понятия культуры?
Источники:
·
Философский словарь /
Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
·
П.В. Алексеев, А.В.
Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.:
ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.425-430
Философский подход к культуре отличается от других
подходов тем, что путем анализа в жизни общества выделяют некоторые черты,
характеристики, закономерности. Их-то и понимают как то, что составляет
основание культуры или причину ее развития. Этот подход предполагает
проникновение в сущность культуры. При этом культура понимается как
“содержание” или способ бытия общества.
Культура:
- это путь от замкнутого единства через развитое
многообразие к развитому единству
- это символическое выражение, коренящееся в
подсознательном и привносимое в общественное сознание, где оно сохраняется и
остается в истории
2. Каковы наиболее известные концепции
и определения культуры?
Источники:
·
Философский словарь /
Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.
·
П.В. Алексеев, А.В.
Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.:
ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.425-440
На сегодняшний день существует множество концепций и
определений культуры. Современная наука пришла к необходимости выделения
конкретных аспектов культуры как общественного явления:
1.)Генетический аспект.
Культура предстает как продукт общества. При этом
фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических
форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой
жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках
определенных эпох (“цивилизаций”), этнических и национальных общностей.
— “Культура – это итог всех достижений отдельных
лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в
какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему
прогрессу”.
(Альберт Швейцер)
“Термин “культура” вбирает всю сумму
достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного
мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию
отношений между людьми”.
( Зигмунд Фрейд)
2.) Гносеологический (познавательный)
аспект.
Культура выступает как совокупность достигнутых в
процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные
и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества,
а с другой, выступают как специфический объект освоения.
“Культура – это система ценностей, с помощью
которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь
своих институтов”.
(П. А. Сорокин)
3.) Гуманистический аспект.
Культура раскрывается как развитие самого человека,
его духовных, творческих способностей.
“Культура – это производство самого человека
во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей
целостности его общественного бытия.”
(В. М. Межуев)
4.) Нормативный аспект.
Культура выступает как система, регулирующая
социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что
продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и
духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в
процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные,
психологические и т. д.). Это – тоже культура.
“культура есть исторически и социально
обусловленное, объективированное в разнообразных продуктах человеческой
деятельности отношение человек к природе, обществу, самому себе.”.
(И. П. Вайнберг)
Ядром такого определения является слово «отношение»,
ибо, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, способность «относиться» есть только
человеческое свойство, отличающее человека от животного.
5.) Социологический аспект.
Культура выражается как деятельность исторически
конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы,
человека), а также как состояние и развитие того или иного способа
производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных
определений.
Культура:
– это прочные верования, ценности и нормы
поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую
интерпретацию жизненного опыта
( У. Бекет);
– наследуемые изобретения, вещи, технические
процессы, идеи, обычаи, ценности
(В. Малиновский);
– общий и принятый способ мышления
(К. Юнг).
Таким образом, культура – это чрезвычайно сложное,
многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности
общества и человека
3. Какова специфика культур Запада и
Востока? Специфика культуры России?
Источники:
·
Философия: учебное
пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д:
«Феникс» 2004 г. с. 557-568.
·
Ю.А.Чернавин. Философия
в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 67.
Исторически сложившиеся черты западной
культуры:
·
высокий нравственный
престиж труда и его результатов.
·
рынок как способ
функционирования экономики и ее регулятор.
·
классовая структура
общества, развитые формы классовой организации.
·
идеология индивидуализма.
Исторически сложившиеся черты восточной
культуры:
·
циклическое развитие
общества;
·
сосредоточенность на
духовном;
·
общества построены на
принципах коллективизма.
Некоторые культурные различия Запада и
Востока:
Запад
|
Восток
|
Антропологизм; человек – мера всех вещей; автономность личности;
значимость индивидуальности.
|
Приоритет общества,
коллективно существования человека; автономность личности слаба.
|
Склонность к неустанным поискам; неудовлетворенность достигнутым;
уверенность в том, что новое должно быть лучше старого.
|
Созерцательное
отношение к миру; ценность гармонии; мнение о необходимости уравновешенности
старого и нового
|
Рациональность; упорное стремление к познанию мира, знаниям; вера в
науку, технику, возможность и необходимость переустройства мира.
|
Сохранение
традиционных духовных ценностей; принцип внутреннего единения человека с
природой; представление о том, что знания, наука, техника в отрыве от
духовности человека теряют свое гуманитарное содержание.
|
Российская культура имеет двойственный характер,
объединяет в себе культуру востока и запада.
Тема 22. Человечество перед лицом глобальных
проблем.
1. В чем заключается происхождение и
сущность глобальных проблем современности?
Источники:
·
Философия: учебное
пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д:
«Феникс» 2004 г. с. 542-557.
В настоящее время все большее количество философов,
социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития
человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой
идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации
социальных и культурных процессов в современном мире.
Что следует понимать под термином глобализация
социальных и культурных процессов? Этимологический термин «глобализация» связан
с латинским термином «глобус» – то есть Земля, Земной шар и означает
общепланетарный характер тех или иных процессов.
Глобализация социальных, культурных, экономических и
политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами,
породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальные проблемы
современности»: экологические, демографические, политические и т.п. Все эти
проблемы важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой
из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т.д.
Философы же концентрируют внимание на мировоззренческих смысложизненных
вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив
выживания человечества.
Глобальные проблемы современности поставили перед
человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с
окружающей средой.
2. Укажите основные глобальные
проблемы современности и пути их решения?
Источники:
·
Философия: учебное
пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д:
«Феникс» 2004 г. с. 542-557.
·
Ю.А.Чернавин. Философия
в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 69.
Глобальные проблемы современности представляют собой
единую, динамичную, т.е. изменяющую свое состояние во времени, систему, которая
является открытой, - в нее могут входить вновь возникающие проблемы
общечеловеческой значимости, а прежние по мере их решения исчезать.
Из всех глобальных проблем проблема
войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой
современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5
тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных
лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие
потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что мировое
сообщество еще не созрело для полного предотвращения войн, хотя объективные условия
настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть
направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для
этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений –
своеобразную раковую опухоль человечества. Проблема разоружения, прекращения
войн не нова. Она издавна волновала мыслителей и гуманистов разных стран.
Разоружение - это острая необходимость, но это не одномоментный акт, а тяжелый
и длительный процесс, где неприменимо требование «все или ничего». Решение этой
проблемы должны быть посвящены нарастающие усилия народов и государств.
Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды
обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения
земли, воды, атмосферы.
Что бы преодолеть экологический кризис человеку нужно
прекратить вторгаться в биосферу, загрязнять природную среду…
Сейчас приобрела взрывоопасный характер демографическая ситуация на Земле. На переломе XIX –
XX веков население удваивалось за 75 лет и возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд.
прибавился к началу 60-х годов – за половину этого срока. К 1975 году – уже
через 13 лет население планеты возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь,
каждое десятилетие почти на млрд., население превысило цифру 5,5 млрд. и
грозит через три-четыре десятилетия дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд.
человек).
При этом крайне неблагоприятным фактором является то,
что рост населения наблюдается прежде всего в развивающихся странах, где
проживает до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не обладают
средствами для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для
характеристики того разрыва бедности и богатства, которое существует между
разными регионами Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок,
родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше
ресурсов планеты, чем ребенок в стране «третьего мира».
Четвертая, не менее страшная угроза – кризис человеческой духовности. Нет свежего взгляда
на мир. Общество человеческое как-то утратило смысл.
Решение глобальных проблем современности – это общее
дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы
сотрудничества, которые позволили бы всем странам действовать сообща, несмотря
на различия социально – политических, религиозных, этнических и иных
мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на определенные
базисные ценностные ориентации. Многие современные философы считают, что такими
базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|