рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философия и ее история

Человек несет ответственность за свой выбор, и мера этой ответственности может быть чрезвычайно большой. Таким образом, концепция детерминизма не умаляет ни свободы, ни совести человека, ни нравственной и правовой оценки его действий.

Тема 19. Духовное в человеке.

 

1.         Как Вы понимаете духовность человека? Его бездуховность?

По моему мнению, обычной жизни, люди духовность связывают с добротой, интеллигентностью, моралью и со всем тем, что считается в нашем обществе хорошо, а бездуховность, в свою очередь, ассоциируется с тем, что плохо. На самом деле все на много глубже. Человек несет в себе нечто, что не поддается рассмотрению ни в какие микроскопы - Душу. Никто ее не видел, но каждый знает и чувствует, что она в нем есть. Каждый из нас, хоть однажды испытывал чувство стыда, а точнее то, что мы называем совестью. Это Душа нам дает о себе знать. Человек - эволюционное существо и каждый из нас продолжает свою эволюцию в процессе своей жизни. Вместе с человеком развивается его Душа и наступает такой момент, когда Душа выходит на первый план и начинает вести человека по жизни. Про таких людей говорят – это духовный человек.

Бездуховность - это такое состояние, когда полностью игнорируется существование Духа и духовных аспектов в жизни, когда доминирует Эго и оно руководит развитием личности.


2.         Что такое менталитет личности?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

Менталитет – образ мышления, общая духовная настроенность, миропонимание, мироощущение человека, группы или общества.

Носителем и выразителем ментальности, ее порождающим началом должен быть каждый индивид в культуре того или иного общества.







3.         Каковы особенности русской ментальности?

Источники:

·        Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 67.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ:

1) Идеалистическая основа русского сознания

Доминирование особой психологической формулы науки, когда сверхценностью является эмоция. Поиск ситуации сопереживания. Не решить проблему, а пережить ее.

2) Внутренняя противоречивость русского менталитета, доведенная до крайности

·        Самый коллективистский народ и самый индивидуалистический;

·        Самый мирный и самый жестокий;

·        Самый щедрый и самый скаредный;

·        Высокоответственный и беспечный.

3) Противоположность русской и западной ментальности

·        Русский народ – движущийся. Постоянные перемещения вырабатывают внутреннюю готовность всегда сняться с места. Черта западного менталитета – устойчивость.

·        Византийская вера внушила понимание: земная жизнь временна.

4) русский менталитет динамично развивающийся

Русский менталитет сложился в результате отбора и трансформации; он не боится заимствований;

Окончание советского и постсоветского периода российской истории. Эпоха нулевых ценностей. Возможность – выбора национальной модели культуры.

Тема 20. Исторические типы взаимоотношения человека и общества.

 

1.         Раскройте содержание основных типов исторического взаимодействия общества и человека - отношений личной зависимости, вещной зависимости, свободных индивидуальностей?

Источники:

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.397-403

К.Маркс выделял три основные исторические типа социальности:  отношения личной зависимости (1), отношения вещной зависимости  при  личной  независимости (2), отношения свободных индивидуальностей (3).

1.) Отношения личной зависимости характерны для всех докапиталистических обществ, как доклассовых, так и для классово-антогонистических. Общим  для них  является включение индивида  в  жестко  регламентированную  локализованную систему общественных связей (род, община, сословие, каста, цех и т.д.). И  эта система является  весьма  устойчивой,  замкнутой  и  давлеющей  над  человеком, определяет существенные особенности его поведения (дворянин защищает не просто свою честь, а себя как дворянина). Различие же заключается в том, что в доклассовом обществе отсутствует эксплуатация, и здесь личная зависимость  проявляется как непосредственная зависимость человека от  первобытного  коллектива. Индивид  и реально, и в своем  сознании не выделяется  из коллектива и осознает себя принадлежащим роду.

2.) С развитием капиталистического  товарного производства  ломаются костные социальные  структуры; сословные и прочие перегородки рушатся. Произошло разделение общества на множество индивидов - частных лиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Это обусловлено осуществляющимися при переходе к капитализму глубокими изменениями в характере труда. Ликвидируется система внешнеэкономического  принуждения к труду, что и означает освобождение трудящегося от личной зависимости. С развитием капитализма перед индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и духовной культуры. Если в условиях натурального хозяйства человек производил продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условиях товарного производства вещь эта производится для продажи. Таким образом, становление личности в  рамках  вещных  отношений  представляет собой противоречивый процесс: наряду с освобождением человека  от сословных  и прочих уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм и ростом масштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и друг от друга.

3.) На основе общественной собственности складывается  новый, коллективный тип личности. Этот  тип взаимоотношений отличается как от примитивных форм первобытной коллективности, где человек был слит с коллективом, так и от тех обществ, в которых преобладают антагонизм личных и общественных интересов, различные формы отчуждения, иллюзорные формы коллективности. Социалистический тип коллективности призван не подавлять личность, а быть основой ее свободного и всестороннего развития, не нивелировать людей, а способствовать проявлению богатства индивидуальностей, не  ставить личность в зависимое положение от коллектива, а сочетать интересы личности и коллектива. При таком гармоническом сочетании личность становится столь же заинтересованной в развитии коллектива, как и коллектив в развитии личности.

Тема 21. Человек в мире культуры. Восток-Запад-Россия: культурные типы.

 

1.         В чем заключается философский смысл понятия культуры?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.425-430

Философский подход к культуре отличается от других подходов тем, что путем анализа в жизни общества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Их-то и понимают как то, что составляет основание культуры или причину ее развития. Этот подход предполагает проникновение в сущность культуры. При этом культура понимается как “содержание” или способ бытия общества.

Культура:

- это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству

- это символическое выражение, коренящееся в подсознательном и привносимое в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории


2.         Каковы наиболее известные концепции и определения культуры?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.425-440

На сегодняшний день существует множество концепций и определений культуры. Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления:

1.)Генетический аспект.

Культура предстает как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох (“цивилизаций”), этнических и национальных общностей.

“Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу”.

(Альберт Швейцер)

“Термин “культура” вбирает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми”.

( Зигмунд Фрейд)

2.) Гносеологический (познавательный) аспект.

Культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения.

“Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов”.

(П. А. Сорокин)

3.) Гуманистический аспект.

Культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.

“Культура – это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.”

(В. М. Межуев)

4.) Нормативный аспект.

Культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т. д.). Это – тоже культура.

“культура есть исторически и социально обусловленное, объективированное в разнообразных продуктах человеческой деятельности отношение человек к природе, обществу, самому себе.”.

(И. П. Вайнберг)

Ядром такого определения является слово «отношение», ибо, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, способность «относиться» есть только человеческое свойство, отличающее человека от животного.

5.) Социологический аспект.

Культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений.

Культура:

– это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта

( У. Бекет);

– наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи, ценности

(В. Малиновский);

– общий и принятый способ мышления

(К. Юнг).

Таким образом, культура – это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека


3.         Какова специфика культур Запада и Востока? Специфика культуры России?

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 557-568.

·        Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 67.

Исторически сложившиеся черты западной культуры:

·        высокий нравственный престиж труда и его результатов.

·        рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор.

·        классовая структура общества, развитые формы классовой организации.

·        идеология индивидуализма.

Исторически сложившиеся черты восточной культуры:

·        циклическое развитие общества;

·        сосредоточенность на духовном;

·        общества построены на принципах коллективизма.














Некоторые культурные различия Запада и Востока:

Запад

Восток

Антропологизм; человек – мера всех вещей; автономность личности; значимость индивидуальности.


Приоритет общества, коллективно существования человека; автономность личности слаба.

Склонность к неустанным поискам; неудовлетворенность достигнутым; уверенность в том, что новое должно быть лучше старого.


Созерцательное отношение к миру; ценность гармонии; мнение о необходимости уравновешенности старого и нового

Рациональность; упорное стремление к познанию мира, знаниям; вера в науку, технику, возможность и необходимость переустройства мира.


Сохранение традиционных духовных ценностей; принцип внутреннего единения человека с природой; представление о том, что знания, наука, техника в отрыве от духовности человека теряют свое гуманитарное содержание.

Российская культура имеет двойственный характер, объединяет в себе культуру востока и запада.

 

Тема 22. Человечество перед лицом глобальных проблем.

 

1.         В чем заключается происхождение и сущность глобальных проблем современности?

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 542-557.

В настоящее время все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию  глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

Что следует понимать под термином глобализация социальных и культурных процессов? Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» – то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальные проблемы современности»: экологические, демографические, политические и т.п. Все эти проблемы важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т.д. Философы же концентрируют внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества.

Глобальные проблемы современности поставили перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.


2.         Укажите основные глобальные проблемы современности и пути их решения?

Источники:

·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 542-557.

·        Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 69.

Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, т.е. изменяющую свое состояние во времени, систему, которая является открытой, - в нее могут входить вновь возникающие проблемы общечеловеческой значимости, а прежние по мере их решения исчезать.

Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым  подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6  млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для  полного предотвращения войн, хотя объективные  условия  настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую опухоль человечества. Проблема разоружения, прекращения войн не нова. Она издавна волновала мыслителей и гуманистов разных стран. Разоружение - это острая необходимость, но это не одномоментный акт, а тяжелый и длительный процесс, где неприменимо требование «все или ничего». Решение этой проблемы должны быть посвящены нарастающие усилия народов и государств.

Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы.

Что бы преодолеть экологический кризис человеку нужно прекратить вторгаться в биосферу, загрязнять природную среду…

Сейчас приобрела взрывоопасный характер демографическая ситуация на Земле. На переломе XIX – XX веков население удваивалось за 75 лет и возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд. прибавился к началу 60-х годов – за половину этого срока. К 1975 году –  уже  через  13  лет  население  планеты возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь, каждое десятилетие почти на млрд., население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит  через  три-четыре десятилетия дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек).

При этом крайне неблагоприятным фактором является то, что рост населения наблюдается прежде всего в развивающихся странах, где проживает до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не обладают средствами для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов  планеты, чем ребенок в стране «третьего мира».

Четвертая, не менее страшная угроза – кризис человеческой духовности. Нет свежего взгляда на мир. Общество человеческое как-то утратило смысл.

Решение глобальных проблем современности – это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволили бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально – политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.