рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философия и ее роль в жизни человека и общества

Философия и ее роль в жизни человека и общества

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  И ОБЩЕСТВА.


Ф. возникла в конце 7-6 в до н.э. Ф. относится к мировоззрению.

Мировоззрение (М)- совокупность общественных взглядов, оценок, представлений о мире и месте в нем чел.

В стр-ре М выделяются несколько составляющих:

[ADV1] а) Мироощущение- находится эмоционально-психологическая сторона М

б) Мировосприятие- находится формирование познавательных образов на основе наглядных представлений.

в) Миропонимание- все взгляды, представления связанные с пониманием, с объективным.

Ф. относится к миропониманию.

Выделяют 2 осн уровня М:

обыденный- сосредотачивает представления, взгляды, оценки каждого отдельного человека.

Характер: хаотичность представлений; наличие заблуждений в рамках обыденного М; догматичность (представления, кот не подвергаются критике, устоявшиеся представления).

Теоретический уровень- К нему относится Ф. Характерно построение цельной,структурной системы, стремление к истине, стремление избавиться от характеристик обыденного уровня.

Характер: все противоположное  обыденному уровню.

При соотношении Ф и М заметно, что Ф явл. в историческом смысле далеко не первым типом М, а самым поздним из всех существовавших.

Самый первый тип М- миф. Миф- особый тип М для кот. характерны единство, слитность, нерасчлененность, универсальность. Представляет собой собрание всего, что знал чел о мире. Гл. ф-ция мифа- регулирующая.

В рамках мифов происходило накопление и сохранение знаний. При исследовании эпоса Гомера было обнаружено >30 практических мер врачевания; найдена Троя.

В 6 в до н.э. начинает появляться др тип мировоззрения- Религия. Оно близко к мифическому,  много сходств, но даже в современных религиях есть мифические представления. Самое главное отличие- миф не разделяет земное (естественное) и сверхестественное, а религия четко их разделяет. Р в переводе означает  благочестие.

Р- такой тип М для кот. характерно удвоение мира на мир естественный (посюсторонний) и мир сверхъестественный (потусторонний).

Гл. признак Р- вера в реальное существование сверхъестественного.

Ф опирается на разум, а для Р вера всегда стоит выше разума.

В это же время, ˜ 6-5 в до н.э. начинает формироваться наука (преднаука, первое научное представление). Научные представления начинают ставить под сомнение мифы. Но наука не способна выполнить мировоззренческую ф-цию и нишу занимают Р и Ф.

Ф- такой тип М кот. представляет собой систему самых общих представлений о мире и месте в нем чел. Ф. прошла долгий путь, прежде чем перешла в культуру.

Первый, кто предпринял попытку выделить Ф, как особую отрасль знания в отдельную систему мировоззрения был Аристотель в 4в. до н.э.

Специфика философского знания:

Первым  употребил слово философ Пифагор. Дословный перевод с древнегреческого философия означает любовь к мудрости. (Только богу доступна истинная мудрость- софия).

Ф составляет триединство содержания, метода, цели (специфика Ф):

1.     содержание- Ф попыталась объяснить мир в целом, этим отделив себя от частных наук (только части реальности).

2.     методы- Ф всегда ориентировалась на рациональное понятие действительности, рациональные методы познания ( с помощью разума).

3.     цель- в конечном итоге- постижение истины (как и гл. цель для науки). Для Ф характерно, что истина всегда носит целостный   оттенок.

Рассел (англ.) определил место Ф как ничейную землю между наукой и религией. Он говорил о том, что наука и Ф занимаются попыткой познать мир с помощью разума, но Ф говорит, что окончательного знания быть не может.

Историческое развитие философских идей.

Для исторического развития Ф не характерен прогрессивный тип развития. Не применяются понятия старое и новое (как и в искусстве). Но в Ф есть преемственность- связь идей между поколениями, но при этом нет прогресса. Мы ушли дальше в Ф чем др. греки, но только в объеме социального опыта. Вся современная Ф- комментарии к Платону ( кр. мира ощущений).

Существование национальной Ф, специфика.

По отношению к мировой Ф сущ. национальные Ф (нем, рус). Ф- отражение души народа. Русская Ф возникла и развивалась в оппозиции к Зап-европейской Ф. Специфическое понятие русская идея- вера в все человечность миссии русск. народа. Простой экспорт идей не приживается без  поправок на национальное сознание.

Ф-ции Ф:

1.     Мировоззренческая ф-ция связана с попыткой теоретического, понятийного объяснения мира и человека.

2.     Методологическая ф-ция проявляется в методологии теоретического и практического объяснения окружающей действительности. Существует несколько специфических методов, позволяющих Ф дать представление о мире (возн. В период античности):

диалектика- учение о наиболее общих закономерностях развития окружающего мира (мир изменяется, развивается).

метафизика- метод познания и исследования окружающего мира, на основании кот вещи и предметы рассматриваются как неподвижные, неизменные, независимые друг от друга. Характерно стремление к абсолютизации, изолированности окр. мира.

3. Прогностическая ф-ция- всегда строились гипотезы о развитии реальности, попытки определить пути развития общества, с той или иной долей вер-ти.

4.  Критическая ф-ция- философское знание всегда должно быть построено на сомнении. Важен критический подход не только предшественников, но и критика к собственным размышлениям.

Декарт- " Мыслитель обязан все подвергать сомнению".

Марксизм- Ленинизм- полная догма, без сомнений.

5.  Аксиологическая ф-ция- любое Ф знание содержит момент оценки  и формируется с т.з. тех или иных ценностей. Маркс- его система ценностей и позиция для определенной группы людей- пролетариата. (полностью объективный и независимый философский подход это утопия, т.к. любой философ стоит на позиции каких-либо идей и отстаивает чьи-то интересы).

Разделы философского знания.

Ф имеет внутреннюю стр-ру,  в рамках кот. выделяются:

1.     ОНТОЛОГИЯ- раздел Ф, занимающийся учением  о бытие.

Бытие- реальность, существующая объективно, независимо от человеческого сознания, т.е. мир в целом, все сущее.

Субъект- чел, группа людей, человечество. Объект- то, на что направлен процесс познания.

Субъективно- то, что зависит от нашего восприятия. Объективно- то, что существует независимо от сознания чел.

2.     ГНОСЕОЛОГИЯ- раздел Ф, занимающийся изучением познания. (Гносус- знание)

Ф изучает различные стороны познания (что такое познание, что такое истина, где границы познания...)

3.   СОЦИАЛЬНАЯ  Ф- раздел, изучающий поведение общества.

4.   ФИЛОСОФИЯ АНТРОПОЛОГИИ- раздел, касающийся изучения человека, его бытия.

5.     ИСТОРИЯ  Ф- раздел, изучающий исторические пути развития Ф, структурированность философского знания.

Разделы разграничены на ряд групп и подходов по:

·       содержательному принципу на основании методов- диалектические, метафизические концепции и др..

·       временному критерию (исторические этапы):

  -) античная Ф (зап-европейская Ф) кон 7 в. до н.э.- 4 в. н.э.

  -) Ф средневековья   5-15 в.

  -) Ф эпохи возрождения   14- нач.17в.

  -)  Ф нового времени   17в.

  -)  Ф эпохи просвещения  18в.

  -)  немецкая классическая Ф   2пол.18- 1пол.19в.

  -)  марксистская Ф 2пол.19-20в.

  -)  современная западная Ф   2пол.19- 20в.

  -)  русская Ф. (Развивается особняком- своя логика, свои этапы)

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Где и когда возникла Ф? Значительная утрата текста не позволяет датировать время возникновения. В момент возникновения и существования Ф сущ в рамках др форм культуры ( миф и т.д.)

Существуют 3 центра возникновения Ф:

Др. Греция (кон.7- нач. 6 в до н.э.);

Индия ( 6 в до н.э.);

Китай ( 5 в. до н.э.).

Классическая форма (логика и т.д.) есть только в Древнегреческой Ф. Индия- много религиозных оттенков; Китай- много нравственных рассуждений.

Периоды Античной Ф

1-    Период становления  Древнегреческой Ф (кон.7- 1пол. 5в. до н.э.)

2- Период развития классической Ф (2пол.5- 4в. до н.э.)

3- Период Ф эпохи эллинизма и древнеримской Ф (3- 1в. до н.э)

4- Период Ф эпохи позднего эллинизма (1- 4в. н.э.)

 

 Период становления.

Наиболее прогрессивной в Др. Греции была Иония- система городов (полис). Одна из колоний Греков. Крупнейший город- Милет. Ф 1-го периода относится к этому месту и носит название Ионийская Ф. Первыми представителями Ионийской Ф были философы Милетской школы и Гераклит (из Эфеса). Они обратились к вопросу происхождения мира, но поставили вопрос философски: "Что есть первооснова всего существующего?" (что есть первоначало всех вещей). Такая постановка вопроса позволяет говорить о том, что это были первые философы.

Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Являлись натурфилософами- физиками (физис- природа). Рассуждали о природе в ее фундаментальном значении- все существующее. Традиционно обращались к стихиям:

Фалес(кон.7- нач.6в до н.э.)- в кач-ве первоначала определял воду- реальность кот текуча, всюду проникаема, стихийна. Ввел понятие сторон света. Он считал, что Земля- диск, кот плавает в океане.

Анаксимандр (6в. до н.э.)- ученик Фалеса. В качестве первоначала ввел собственное понятие "апейрон"- вечно, неизменно, присутствует везде, бесконечно. Абстрактное понятие. Мотивировал тем, что есл отдать предпочтение какой-то одной из стихий, то на каком основании? Считается изобретателем солнечных часов; составил первую карту Греции.

Анаксимен (6в. до н.э.)- ученик Анаксчимандра. Отказался от идеи своего учителя. В кач-ве первоначала считает воздух- существующий везде, всепроникающий, невидимый.

В начале 5в. до н.э. Милет теряет независимость в результате войны с Персией. Центр Ф перемещается в Эфес.

Гераклит. Обладал сложным слогом, поэтому его называли темным. В кач-ве первоосновы- огонь (то, что сущ везде и всегда- первооснова всему). Огнелогос (логос- закономерность, закон). Появляется идея о закономерности развития в рамках этого мира. Можно считать Гераклита первым диалектиком- идея единства и борьбы противоположностей- сходящегося и расходящегося. Идеи движения, развития (все течет, изменяется /в одну и ту же реку нельзя войти дважды).

В конце 5в. до н.э. центр зап-европейской древнегреч Ф перемещается из Ионии в  так называемую Великую Грецию (Элладу).

Италийская Ф.

Элеаты- философы из города-пояса Элеи (Элейская школа).

Парменид- основатель Ф Элеатов. У элеатов первоначало философично;.у первых философов- физично; у пифагорийцев- математично; сейчас- субстанция. Субстанция- это та наиболее глубокая сущность, причина и основание кот заключены не в чем-то другом, а в ней самой (то предельное, дальше которого нет). Парменид, обратившись к проблеме некоторой субстанции, высказал мысль: "есть бытие и есть небытие; небытия нет т.к. нет незаполненного пространства; бытие едино, в нем нет множества, оно вечно, неизменно."

Зенон- ученик Парменида. Бесмысленно искать что-то, кроме бытия. Взял на себя долю отстаивать правоту учителя. Высказал ряд апорий (док-ва, на кот строил свои взгляды) наиболее известные: Ахилес и черепаха; стрела; пшеничное зерно; дихтамия. Было много нападок на учение элеатов в основном на движение и изменение.

 

Период развития классической Ф

В 1 полов. 5в. до н.э. греки воевали с Персией. 490г.- битва при Марафоне; 480г.- битва при Фермопилах; 479г.- греки одержали морскую победу, кот переломила ход войны.

В результате войны центр Ф переместился в Аттику в Афины. Начинается рассвет греческой Ф, продолжающийся до 431г., пока не начались междоусобные войны. При Перикле произошло возрождение Ф и искусства, в Афинах ваял великий Фидий.

Греция была содружеством городов-полисов. Было 2 типа правления: демократия, центр находился в Афинах, и олигархия, с центром в Спарте.

При демократии управлением занимались все свободные граждане. При олигархии- только небольшая группа людей обладала правом голоса, а все остальные свободные граждане имели право совещательного голоса.

Все вопросы решались в народном собрании (судебные, исполнительные, законодательные). Появились люди, выступающие в собрании в кач-ве адвокатов, их назвали софистами. Они были не чистыми философами, но они явились первыми философами того периода. Они переориентировались с размышлений о природе на размышления о человеке- антропоцентризм.

В этот период появляются первые развернутые концепции общества.

Софистика в первоначальном смысле- мудрствование, а в последствии- тонкие, искусные, но сознательно вводящие в заблуждение рассуждения.

Софисты: Протагор, Гиппий, Горгий.

Для философских рассуждений софистов характерен релятивизм (учение о том, что все относительно). Софисты отрицали существование и необходимость поиска истины; они считали что истина у каждого своя, нет и не может быть общей истины, т.е. истина  относительна (софизм об ученике Протагора- Еватле).

Гл. тезис Протагора- человек есть мера всех вещей. Эта позиция распространяется на этику- учение о нравственности. Этический релятивизм софистов говорит, что нет понятия добра и зла. Гл. критерием является выгода: что человеку выгодно- то добро, что не выгодно- то зло.

У софистов было много противников. Основным был Сократ.

Сократ (2пол. 5в.)- был первым Афинским философом по рождению.

Сократ часто выступал в собрании критикуя своих сограждан. Он думал о благе всех, а не о собственных интересах. Нажил много врагов и в 399г. против него был организован судебный процесс: обвинили в религиозном кощунстве (не почитание покровителей города) и в растлении (моральном) юношей. Max. наказание- изгнание из Афин. Сократ защищал себя сам. Он отказался признать себя виновным, при этом заявив: "Боги только раз дали такого как я, второй раз они вам такого не дадут." Его признали виновным и предложили выбрать себе наказание. Сократ предложил присудить себе право бесплатного обеда с олимпийцами. За это его приговорили к смерти. Ему предлагали бежать, но Сократ отказался и выпил чашу с ядом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.