Философия и ее роль в жизни человека и общества
ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
Ф. возникла в конце 7-6 в до н.э. Ф.
относится к мировоззрению.
Мировоззрение (М)- совокупность общественных
взглядов, оценок, представлений о мире и месте в нем чел.
В стр-ре М выделяются
несколько составляющих:
[ADV1] а) Мироощущение- находится
эмоционально-психологическая сторона М
б) Мировосприятие- находится формирование
познавательных образов на основе наглядных представлений.
в) Миропонимание- все взгляды, представления
связанные с пониманием, с объективным.
Ф. относится к миропониманию.
Выделяют 2 осн уровня М:
обыденный- сосредотачивает
представления, взгляды, оценки каждого отдельного человека.
Характер: хаотичность
представлений; наличие заблуждений в рамках обыденного М; догматичность
(представления, кот не подвергаются критике, устоявшиеся представления).
Теоретический уровень- К нему относится Ф.
Характерно построение цельной,структурной системы, стремление к истине,
стремление избавиться от характеристик обыденного уровня.
Характер: все
противоположное обыденному уровню.
При соотношении Ф и М
заметно, что Ф явл. в историческом смысле далеко не первым типом М, а
самым поздним из всех существовавших.
Самый первый тип М- миф. Миф- особый тип М для кот.
характерны единство, слитность, нерасчлененность, универсальность. Представляет собой
собрание всего, что знал чел о мире. Гл. ф-ция мифа- регулирующая.
В рамках мифов происходило
накопление и сохранение знаний. При исследовании эпоса Гомера было обнаружено >30 практических мер врачевания;
найдена Троя.
В 6 в до н.э. начинает
появляться др тип мировоззрения- Религия. Оно близко к мифическому, много сходств, но даже в современных
религиях есть мифические представления. Самое главное отличие- миф не разделяет земное
(естественное) и сверхестественное, а религия четко их разделяет. Р в
переводе означает благочестие.
Р- такой тип М для кот.
характерно удвоение мира на мир естественный (посюсторонний) и мир
сверхъестественный (потусторонний).
Гл. признак Р- вера в реальное
существование сверхъестественного.
Ф опирается на разум,
а для Р вера всегда стоит выше разума.
В это же время, ˜ 6-5 в до н.э.
начинает формироваться наука (преднаука, первое научное представление). Научные
представления начинают ставить под сомнение мифы. Но наука не способна
выполнить мировоззренческую ф-цию и нишу занимают Р и Ф.
Ф- такой тип М кот.
представляет собой систему самых общих представлений о мире и месте в
нем чел. Ф. прошла долгий путь, прежде чем перешла в культуру.
Первый, кто предпринял
попытку выделить Ф, как особую отрасль знания в отдельную систему
мировоззрения был Аристотель в 4в. до н.э.
Специфика
философского знания:
Первым употребил слово
философ Пифагор. Дословный перевод с древнегреческого философия означает любовь
к мудрости. (Только богу доступна истинная мудрость- софия).
Ф составляет
триединство содержания, метода, цели (специфика Ф):
1. содержание- Ф попыталась
объяснить мир в целом, этим отделив себя от частных наук (только части
реальности).
2. методы- Ф всегда
ориентировалась на рациональное понятие действительности, рациональные методы
познания ( с помощью разума).
3. цель- в конечном итоге- постижение истины (как и гл.
цель для науки). Для Ф характерно, что истина всегда носит целостный
оттенок.
Рассел (англ.) определил
место Ф как ничейную землю между наукой и религией. Он говорил о том,
что наука и Ф занимаются попыткой познать мир с помощью разума, но Ф говорит,
что окончательного знания быть не может.
Историческое развитие
философских идей.
Для исторического развития Ф
не характерен прогрессивный тип развития. Не применяются понятия старое и новое
(как и в искусстве). Но в Ф есть преемственность- связь идей между поколениями, но при этом нет
прогресса. Мы ушли дальше в Ф чем др. греки, но только в объеме
социального опыта. Вся современная Ф- комментарии к Платону ( кр.
мира ощущений).
Существование
национальной Ф, специфика.
По отношению к мировой Ф
сущ. национальные Ф (нем, рус). Ф- отражение души народа. Русская Ф возникла и развивалась в
оппозиции к Зап-европейской Ф. Специфическое понятие русская идея- вера в все человечность
миссии русск. народа. Простой экспорт идей не приживается без поправок на
национальное сознание.
Ф-ции Ф:
1. Мировоззренческая
ф-ция связана с попыткой теоретического, понятийного объяснения мира и
человека.
2. Методологическая
ф-ция проявляется в методологии теоретического и практического
объяснения окружающей действительности. Существует несколько специфических
методов, позволяющих Ф дать представление о мире (возн. В период античности):
диалектика- учение о наиболее общих
закономерностях развития окружающего мира (мир изменяется, развивается).
метафизика- метод познания и
исследования окружающего мира, на основании кот вещи и предметы рассматриваются
как неподвижные, неизменные, независимые друг от друга. Характерно стремление к
абсолютизации, изолированности окр. мира.
3. Прогностическая
ф-ция- всегда строились
гипотезы о развитии реальности, попытки определить пути развития общества, с
той или иной долей вер-ти.
4. Критическая ф-ция- философское знание всегда
должно быть построено на сомнении. Важен критический подход не только предшественников,
но и критика к собственным размышлениям.
Декарт- " Мыслитель обязан все подвергать сомнению".
Марксизм- Ленинизм- полная догма, без сомнений.
5. Аксиологическая
ф-ция- любое Ф
знание содержит момент оценки и формируется с т.з. тех или иных ценностей.
Маркс- его система
ценностей и позиция для определенной группы людей- пролетариата. (полностью объективный и
независимый философский подход это утопия, т.к. любой философ стоит на позиции
каких-либо идей и отстаивает чьи-то интересы).
Разделы
философского знания.
Ф имеет внутреннюю
стр-ру, в рамках кот. выделяются:
1. ОНТОЛОГИЯ- раздел Ф, занимающийся
учением о бытие.
Бытие- реальность, существующая
объективно, независимо от человеческого сознания, т.е. мир в целом, все сущее.
Субъект- чел, группа людей, человечество. Объект- то, на что направлен процесс
познания.
Субъективно- то, что зависит от нашего
восприятия. Объективно- то, что существует независимо от сознания чел.
2. ГНОСЕОЛОГИЯ- раздел Ф, занимающийся
изучением познания. (Гносус- знание)
Ф изучает различные
стороны познания (что такое познание, что такое истина, где границы
познания...)
3. СОЦИАЛЬНАЯ Ф- раздел, изучающий
поведение общества.
4. ФИЛОСОФИЯ
АНТРОПОЛОГИИ- раздел, касающийся
изучения человека, его бытия.
5. ИСТОРИЯ Ф- раздел, изучающий
исторические пути развития Ф, структурированность философского знания.
Разделы разграничены на ряд
групп и подходов по:
· содержательному
принципу на основании методов- диалектические, метафизические концепции и др..
· временному критерию (исторические этапы):
-) античная Ф (зап-европейская
Ф) кон 7 в. до н.э.- 4 в. н.э.
-) Ф
средневековья 5-15 в.
-) Ф эпохи
возрождения 14- нач.17в.
-) Ф нового
времени 17в.
-) Ф
эпохи просвещения 18в.
-) немецкая
классическая Ф 2пол.18- 1пол.19в.
-) марксистская Ф
2пол.19-20в.
-) современная западная
Ф 2пол.19- 20в.
-) русская Ф.
(Развивается особняком- своя логика, свои этапы)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Где и когда возникла Ф?
Значительная утрата текста не позволяет датировать время возникновения. В
момент возникновения и существования Ф сущ в рамках др форм культуры ( миф и
т.д.)
Существуют 3 центра
возникновения Ф:
Др. Греция (кон.7- нач. 6 в
до н.э.);
Индия ( 6 в до н.э.);
Китай ( 5 в. до н.э.).
Классическая форма (логика и
т.д.) есть только в Древнегреческой Ф. Индия- много религиозных оттенков; Китай- много нравственных
рассуждений.
Периоды Античной Ф:
1- Период становления
Древнегреческой Ф (кон.7- 1пол. 5в. до н.э.)
2- Период развития
классической Ф (2пол.5- 4в. до н.э.)
3- Период Ф эпохи
эллинизма и древнеримской Ф (3- 1в. до н.э)
4- Период Ф эпохи
позднего эллинизма (1- 4в. н.э.)
Период становления.
Наиболее прогрессивной в Др.
Греции была Иония- система городов
(полис). Одна из колоний Греков. Крупнейший город- Милет. Ф 1-го периода относится к этому
месту и носит название Ионийская Ф. Первыми представителями Ионийской Ф
были философы Милетской школы и Гераклит (из Эфеса). Они обратились к вопросу
происхождения мира, но поставили вопрос философски: "Что есть первооснова
всего существующего?" (что есть первоначало всех вещей). Такая постановка
вопроса позволяет говорить о том, что это были первые философы.
Милетская школа: Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен. Являлись натурфилософами- физиками (физис- природа). Рассуждали о природе в ее фундаментальном значении- все существующее.
Традиционно обращались к стихиям:
Фалес(кон.7- нач.6в до
н.э.)- в кач-ве первоначала
определял воду- реальность кот
текуча, всюду проникаема, стихийна. Ввел понятие сторон света. Он считал, что
Земля- диск, кот плавает в
океане.
Анаксимандр (6в. до н.э.)- ученик Фалеса. В качестве
первоначала ввел собственное понятие "апейрон"- вечно, неизменно, присутствует везде,
бесконечно. Абстрактное понятие. Мотивировал тем, что есл отдать предпочтение
какой-то одной из стихий, то на каком основании? Считается изобретателем
солнечных часов; составил первую карту Греции.
Анаксимен (6в. до н.э.)- ученик Анаксчимандра.
Отказался от идеи своего учителя. В кач-ве первоначала считает воздух- существующий везде,
всепроникающий, невидимый.
В начале 5в. до н.э. Милет
теряет независимость в результате войны с Персией. Центр Ф перемещается в Эфес.
Гераклит. Обладал сложным
слогом, поэтому его называли темным. В кач-ве первоосновы- огонь (то, что сущ везде и всегда- первооснова всему).
Огнелогос (логос- закономерность,
закон). Появляется идея о закономерности развития в рамках этого мира. Можно
считать Гераклита первым диалектиком- идея единства и борьбы противоположностей- сходящегося и расходящегося. Идеи движения,
развития (все течет, изменяется /в одну и ту же реку нельзя войти дважды).
В конце 5в. до н.э. центр
зап-европейской древнегреч Ф перемещается из Ионии в так называемую
Великую Грецию (Элладу).
Италийская Ф.
Элеаты- философы из города-пояса Элеи (Элейская
школа).
Парменид- основатель Ф Элеатов. У
элеатов первоначало философично;.у первых философов- физично; у пифагорийцев- математично; сейчас- субстанция. Субстанция- это та наиболее глубокая сущность, причина и
основание кот заключены не в чем-то другом, а в ней самой (то предельное,
дальше которого нет). Парменид, обратившись к проблеме некоторой субстанции,
высказал мысль: "есть бытие и есть небытие; небытия нет т.к. нет
незаполненного пространства; бытие едино, в нем нет множества, оно вечно,
неизменно."
Зенон- ученик Парменида. Бесмысленно
искать что-то, кроме бытия. Взял на себя долю отстаивать правоту учителя.
Высказал ряд апорий (док-ва, на кот строил свои взгляды) наиболее известные:
Ахилес и черепаха; стрела; пшеничное зерно; дихтамия. Было много нападок на
учение элеатов в основном на движение и изменение.
Период развития
классической Ф
В 1 полов. 5в. до н.э. греки
воевали с Персией. 490г.- битва при Марафоне; 480г.- битва при Фермопилах; 479г.- греки одержали морскую победу, кот переломила ход войны.
В результате войны центр Ф
переместился в Аттику в Афины. Начинается рассвет греческой Ф,
продолжающийся до 431г., пока не начались междоусобные войны. При Перикле
произошло возрождение Ф и искусства, в Афинах ваял великий Фидий.
Греция была содружеством
городов-полисов. Было 2 типа правления: демократия, центр находился в Афинах, и
олигархия, с центром в Спарте.
При демократии управлением
занимались все свободные граждане. При олигархии- только небольшая группа людей обладала правом
голоса, а все остальные свободные граждане имели право совещательного голоса.
Все вопросы решались в
народном собрании (судебные, исполнительные, законодательные). Появились люди,
выступающие в собрании в кач-ве адвокатов, их назвали софистами. Они были не
чистыми философами, но они явились первыми философами того периода. Они переориентировались
с размышлений о природе на размышления о человеке- антропоцентризм.
В этот период появляются
первые развернутые концепции общества.
Софистика в первоначальном
смысле- мудрствование, а в
последствии- тонкие, искусные, но
сознательно вводящие в заблуждение рассуждения.
Софисты: Протагор, Гиппий,
Горгий.
Для философских рассуждений
софистов характерен релятивизм (учение о том, что все относительно). Софисты
отрицали существование и необходимость поиска истины; они считали что истина у
каждого своя, нет и не может быть общей истины, т.е. истина относительна
(софизм об ученике Протагора- Еватле).
Гл. тезис Протагора- человек есть мера всех
вещей. Эта позиция распространяется на этику- учение о нравственности. Этический релятивизм
софистов говорит, что нет понятия добра и зла. Гл. критерием является выгода:
что человеку выгодно- то добро, что не
выгодно- то зло.
У софистов было много
противников. Основным был Сократ.
Сократ (2пол. 5в.)- был первым Афинским
философом по рождению.
Сократ часто выступал в
собрании критикуя своих сограждан. Он думал о благе всех, а не о собственных
интересах. Нажил много врагов и в 399г. против него был организован судебный
процесс: обвинили в религиозном кощунстве (не почитание покровителей города) и
в растлении (моральном) юношей. Max. наказание- изгнание из Афин. Сократ защищал себя сам. Он отказался признать
себя виновным, при этом заявив: "Боги только раз дали такого как я, второй раз они вам такого не
дадут." Его признали
виновным и предложили выбрать себе наказание. Сократ предложил присудить себе
право бесплатного обеда с олимпийцами. За это его приговорили к смерти. Ему
предлагали бежать, но Сократ отказался и выпил чашу с ядом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|