рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философия и ее роль в жизни человека и общества

Философские взгляды Сократа считаются антропологическими т.к. он обращался к человеку. Человек главная проблема к которой обращался Сократ(познай себя сам). 

Сократ спрашивал: что есть сущность человека? Отвечает: сущность человека есть душа. Душа(Сократ) это мыслящая активность, разум, нравственные ориентировки. Обращается к добродетели(то что вызывает стремление к совершенству) то что ведёт душу к совершенству, а этим является знание(познание). Отсутствие добродетели(порок)- незнание (невежество). Из-за этого позицию Сократа наз. этический рационализм. Его позиция характеризуется двумя тезисами:

-добродетель- знание добра и действие в соответствии с этим.

-никто не грешит сознательно, т.е. человек творит зло по незнанию (человек  

действует ради своей выгоды- т.е. добра).

Чтобы искоренить зло надо сделать душу знающей. Начиная с Сократа этот вопрос рассматривался специально- эвдемания(поиск счастья). Счастье человека возможно в том случае если душа добродетельна(знающая),когда есть внутренний духовный порядок(гармония).

По отношению к обществу Сократ утверждал непреложность законов.

Сократ известен также тем что критиковал Афинскую демократию. Он считал что для управления государством надо обладать способностями и пройти долгий путь знания(никогда не доверили бы здоровье врачу не прошедшему обучение, однако управлять государством может каждый).

Сократ никогда ничего не писал. Он излагал свои взгляды, суждения устно по специальному методу. Именно этот метод наз. диалектикой Сократа. Диалектика в данном случае имеет значение в качестве искусства спора, рассуждения. Диалектика Сократа имеет нравственный оттенок и включает следующие составляющие(этапы):

-иронию(притворство в незнании)- по форме софистичную(я знаю что я ничего не знаю). Запутывает в противоречиях и даёт понять человеку что тот заблуждается.

-индукция(восхождение от частного к общему)- в результате перебора мнений пытались найти общее.

-человек должен родить(мысль).

Этот метод Сократ назвал майевтика(по др.гречески- родовспоможение).

С Сократа начинается антропологическая традиция- обращение, постановка вопроса о человеке.

После смерти Сократа появилось много последователей, которые объединялись в группы, в той или иной степени разделяющие взгляды Сократа. Они назывались сократическими школами.

  Сократические школы (4вю до н.э.):

киники, киренаики, мегарцы, элидо-эритрейцы.

  Киники.

Основатель- Антисфен. Название происходит от слова кюникес(собаки)-собачья Ф- предельно упрощённый образ жизни. Обращались к проблеме блага. Благом человека может быть только то, что ему принадлежит(не деньги, не даже жизнь). Добродетель- внутренняя свобода, нечувствительность к страданиям, пренебрежение к мат. благам.

Самым ярким представителем был Диоген(Синопский)- жил в бочке, ходил по Афинам с фонарём(искал человека), просил подаяние у статуй. Диоген считал, что только крайними поступками можно приучить людей к мере. Никому не делал скидок(Александр Македонский). Слово цинизм образованно от слова киник. Диоген пришёл в храм и в качестве подаяния принес на алтарь вошь. Т.о. киники- люди стоящие вне общества.

           Атомизм

Представители: Левким и Демокрит.

Демокрит(Смеющийся)- считал достойным смеха все человеческие дела. Родом из Абдер(города глупцов).

Атомизты спорят с Эллиатами. Обращаются к проблеме бытия, не забывая человека. Существует бытиё, которое состоит из атомов, и небытиё, представляющее из себя пустоту. Бытиё множественно(у Эллиатов бытиё едино) и это множество атомов. Но они характеризуют атом как конечный, неделимый, неизменный. Атом частица материальная- следовательно бытиё материально. Атомизты являются первыми материалистами. В основу кладут материальное, а духовное(идеальное) является вторичным (производной).

Демокрит утверждает, что мир находится в движении, изменении, он бесконечен, вечен и для его возникновения ненужно никакого разумного начала, т.е. он имеет внутренние источники развития.

Детерминизм- ученье о всеобщих закономерностях, связях и причинах обуславливающих все явления.

Демокрит утверждает о наличии фатализма(рока). Он отожествлял необходимость и причинность, т.е. любое следствие с необходимостью имеет какую либо причину. Он отрицал случайность, только жесткая необходимость. Приводил пример о падении на голову камня; случайность или необходимость? Т.о. детерминизм Демокрита носит оттенок фатализма.

     Платон(4в.)- идейный соперник Демокрита.

Платон(широкоплечий) прозвище дал Сократ, который был его учителем. Основал философскую школу- академию- название произошло из за того что школа находилась в роще посвящённой богу Академу. Просуществовала

школа около 900 лет.

Платон создал ученье о бытие. Утверждал реальность сверхчувственного (над физического). Задался вопросом: могут ли любые физические основания лежать в основе сверхчувственного; ответ дал отрицательный. Свой подход назвал “второй навигацией”. Говорил что натурфилософы передвигались на парусах с помощью физического(первая навигация), а он открыл сверхчувственное.

Почему вещь красива- натурфилософы объясняли цветом, формой и т.д.

Платон говорил что в основе лежит идея самой красоты и если идея присутствует тогда вещь, лошадь,... красива.

Метафизика- учение о сверхчувственной над физической реальности.

Главным в первооснове бытия лежит идея(сущность бытия). Идеи не порождены никем, они вечны, неизменны, неподвижны и находятся в отношениях с материальным- весь материальный мир сделан как слепок, модель, копия мира идей. Платон вводит понятие бога -Демурга, который из хаоса лепит вещи по образу идей. Т.о. Платон явился основателем объективного идеализма, т.к. его идеи не зависят от сознания человека. Проблема человека у Платона связанна с добродетелью(обращался к душе). Для Платона душа бессмертна “если бы душа была смертна, что бы тогда служило наказанием для безнравственных людей”.

 Помимо критики форм политического устройства, Платон сформулировал модель идеального государства, главной целью которого является справедливость. Справедливость- забота о благе всех граждан. Модель представляла тоталитарное государство во главе с философами. Анализировал модели существующих государств, и считал реально существующие формы  правления негативными; делит на 4 формы:

   -тимократия- власть честолюбцев.

   -олигархия- власть немногих над большинством.

   -демократия- власть большинства.

   -тирания- власть одного.

Наиболее неприемлемые формы: демократия и тирания, наиболее подходящая- олигархия. При демократии к власти приходят не наиболее знающие, достойные люди, а “трутни” (демагоги создающие ажиотаж). Демократия плоха тем, что создаёт возможность установления тирании. При демократии главным благом является свобода, но чрезмерная свобода ведёт к чрезмерному рабству.

  Аристотель(4в.)- ученик Платона. Приписывают фразу: “Платон мне друг, но истина дороже”.

Жил при дворе Македонского царя и был воспитателем Александра. Александр говорил: “Я чту Аристотеля наравне со своим отцом потому, что отец дал мне жизнь, а Аристотель дал мне то что придаёт ей ценность”.

Вернувшись в Афины Аристотель основал философскую школу- лицей (находилась при храме Аполона Ликейского) или перипатетическая (прогулочная).

В 323 умирает Александр, и Аристотель уезжает из Афин.

Известен тем что оставил труды по всем известным отраслям знаний (биология, риторика, политика, ...). Он произвёл систематизацию знаний и первый выделил Ф. У Аристотеля две Ф:

  -физика(натурфилософия)- впоследствии стала естественным предметом.

  -метафизика(после физики)- размышление о бытие(о сверхчувственной реальности).

У Аристотеля сущ. понятия форма(сущность вещи) и материя(то из чего вещь состоит). Форма и материя слиты воедино.

Аристотель считается отцом логики-науки о законах мышления.

Обращается к формам государств, но делит их по другому(чем Платон) на правильные и неправильные. Критерием деления служит забота о благе граждан:

  -правильные- монархия(власть одного), аристократика(власть немногих), полития/идеальное государство придуманное Аристотелем/(власть большинства).

  -неправильные- тирания, олигархия, демократия/имеет тенденцию превращения в охлократию(власть толпы)/.

Ф. Эпохи Эллинизма. Древнеримская Ф.

Специфика:

334-323г. походы Александра Македонского, с этих походов началась эпоха Эллинизма.

 В 338г. до н.э. произошла битва при Херонее между греческими и македонскими войсками. Греки потерпели поражение и потеряли независимость. Культура сменилась на Эллинистическую.

Основными вопросами стали вопросы этики(учения о нравственности), возможности достижения счастья.

АТАРАКСИЯ- безмятежность, невозмутимость(имей это и будешь счастливым человеком).

Было три школы: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

  Скептицизм- представитель- грек Пиррон(2я. пол. 4в. - нач. 3в. до н.э.). “Человек может быть счастливым если достигнет состояния атараксии”.

Тезис- воздержание от суждений. Человеку не дано знать, понимать. Человек не может судить. Скептики сомневаются в том, что человек может достигнуть истины.

АГНОСТИЦИЗМ- другое направление скептицизма. Считают, что человек не способен получить истину.

  Эпикуреизм- основатель Эпикур(342-271г. до н.э.). Считал, что атараксия достигается при отсутствии страха(смерти, бессилия перед природой). Освобождение человека от страха, борьба с ним. Побороть страх можно только изучая природу и её явления.

Страх смерти: “Не стоит беспокоиться насчёт смерти. Смерть не имеет к нам отношения. Когда мы есть- смерти ещё нет, когда она наступает- нас уже нет”.

Человек должен жить с удовольствием, но это прежде всего отсутствие страданий(физических и духовных). Человек не должен преступать меры в удовольствиях. Тезис Эпикура- живи незаметно.

  Стоицизм- основатель школы- Зенон из Кития(336-265г.). Название произошло от “стоя”-портик, колоннада- места сбора. Находились в оппозиции Эпикуру. Стоики говорили, что человек должен подчиняться необходимости, в этом его основная добродетель. Не надо идти против судьбы.

АПАТИЯ- бесстрастие, чувственное спокойствие.

Сенека(кон. 1в. до н.э.)- др. римский мыслитель, был богат и близко связан с императором Нейроном. В своём учении говорил, что не надо стремиться к богатству, т.к. богатство есть беспокойство. С падением Нейрона связано и падение Сенеки. Он уехал из столицы и кончил жизнь в бедности, в соответствии со своим учением. Человек должен покоряться судьбе, но если он запутывается в противоречиях, то уходит из жизни сам. Сенека умирает вскрыв себе вены.


Ф. Эпохи позднего Эллинизма.


Плотин- представитель.

Характеристика: время разрушения, раскола Римской империи. В это время проникают мистические и религиозные мышления с востока. Философская мысль сближается с религиозным учением.

Ф. Плотина является одновременно концом и началом, концом античной Ф. и началом христианской теологии.



 Средневековая Ф. (5-15в. н.э.)

 

Средневековый запад унаследовал внутренние противоречия др. римлян.

476г.- падение Римской империи. 4в.- основан Константинополь.

В территориальном смысле Зап. Европа маленькая. Замкнутость, скученность городов; на земле всё маленькое, ограниченное, а там, наверху, где бог места много. Человек живёт в ожидании смерти, в страхе перед ней; в беспокойстве о будущей жизни. Хорошие и плохие дела взвешиваются. Куда попадёт человек к богу или дьяволу. Проблема двойственности, раскола- человек живёт на земле, но должен стремиться к богу. Отшельничество, уход от мира- точно попадёшь в рай. Полное прощение грехов при полной передаче всех средств церкви.

Человек утверждался не выделяясь, а растворяясь в обществе, становясь первым из многих, т.к. гордыня страшный грех. Человек связан с определённой социальной группой на всю жизнь.

Свобода- наличие покровителя, гарантирующего твои права.

Весь средневековый мир связан с христианством, и Ф. связанна с богом.

Христианство- господствующая идеология.

Характерная черта- теоцентричность(теос- бог)- реальность определяющая всю сущность- бог.

Проблема отношения бога и мира- философская проблема. Было несколько течений по этой проблеме:

Теизм- учение согласно которому бог выступает создателем мира и элементом постоянного воздействия на все процессы, происходящие в этом мире. Особенность, связанная с историческими условиями(католическая церковь стояла наравне со светской властью, иногда превышая её)- единственные духовные центры: монастыри, церковные духовные центры, университеты(связанные с церковными школами).

 Схоластика- синоним средневековой философии. Специфика метода познания: Ф. не была направлена на изучение окружающей действительности, как она есть сама по себе. Все истины находятся в священном писании, они есть их не надо доказывать.

Ф. должна обосновывать положение вещей.

Ф.- служанка богословия, т.е. решает важнейшие проблемы времени, веры и разума.

Коперник, почти перед смертью(почему и не был наказан инквизицией), написал свою теорию геоцентризма.   

Специфика, содержащая всю философскую концепцию средневековья,-  теоцентризм - бог реальность определяющая всё.

Креационизм- учение творения богом мира из ничего.

Провиденциализм- бог не только создал мир, но и участвует во всех течениях жизни.

Персонализм- учение о создании богом человека(человек- высшее творение бога), но есть две стороны: дух и плоть. Душой человек может прикоснуться к божественному миру.

Проблемы: что первично?, соотношения общего и единичного(реализм и номинализм)-общих понятий продолжались многие столетья.

Существовало учение что нет и не может быть понятий без конкретных предметов. 

 Было несколько периодов:

1-  патристика 2-5в. н.э.(в переводе с латыни- учение отцов церкви).

 Аврелий Августин 4-5в.- один из отцов церкви. Мыслитель затрагивающий проблему соотношения веры и разума: “Верю, чтобы понимать” (превосходство веры перед разумом).

2-  период ранней схоластики 6-12в.

Характеризуется усилением влияния церкви, распространение католицизма в обществе.

Ансельм Контерберийский- глава церковной епархии 11в. Поддерживал идею- вера выше разума, т.е. первостепенность веры перед разумом.

3-  расцвет схоластики 13в.

Окончание крестовых походов(1096-1270)(грабежи, разбои вернувшихся рыцарей). Папская власть неограниченна. “Европейцы ничего не получили от крестовых походов кроме абрикосов”- Шарль ЛеГоф.

13в.- борьба с ересью внутри христианства. 1206г.-возник орден францисканцев.1216г.- возник орден доминиканцев(отвечал за инквизицию)

dominicanis- псы господние.

Фома Аквинский- доминиканец, “ангельский доктор”- отец церкви создавший труд “Сумма теологий”.

4-  период поздней схоластики 14-15в.

 Период разложения, заката эпохи средневековья. Произошла попытка разделить веру и разум.

Иоганн Дунс Скотт- “тонкий доктор” францисканец- в сфере тончайших вопросов. Попытался разделить веру и разум. Теология и философия- разные понятия.


Ф. эпохи возрождения 14-нач.17в.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.