рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философия науки

СУЩНОСТЬ ОТ ЭТИХ УСЛОВИЙ НЕ ЗАВИСИТ.

Конечно, проблема связи условия, явления и сущности этими прави­лами не ис­черпывается. Условия могут быть различными: существенными и несущественными. Сущность в полном объеме (как абсолютную истину) по одной совокупности явлений познать невозможно. Поэтому говорят о "сре­зах" сущности, о сущностях первого, вто­рого и других порядков.

Явление можно наблюдать, измерять фотографировать. В этом смысле выраже­ния: "нам будет казаться", "мы будем измерять", "мы будем фото­графировать" и т.п. будут равнозначными в том смысле, что принадлежат процессу регистрации явления. В слове "кажется" нет никакой иллюзии, мистики, а есть отношение к сущности. Однако и сущность, как инвариант­ное представление, может быть охарактеризована некото­рыми инвариант­ными параметрами и характеристикам (например, радиус сферы в рас­смот­ренном выше примере). Эти характеристики  мы будем именовать инвари­антны­ми проявлениями сущности. Здесь мы можем уточнить процесс по­знания сущности.

Этот процесс предусматривает выделение инвариантных характери­стик (инва­риантных проявлений сущности), на базе которых идет процесс осмысления и форму­лировки сущности. Из проведенного анализа вытекает, что поиск симметрий и инвари­антов в физике имеет под собой глубокое ос­нование. Инварианты и симметрии в физи­ческих теориях выступают как инвариантные проявления сущности. Опираясь на них, следует отыскивать сущность явлений.

"Сущность является". Кому же должна являться сущность в форме яв­ления? Кто должен наблюдать, измерять, регистрировать явление и его ха­рактеристики? Естест­венно, это должен делать прибор, реальный, или иде­альный наблюдатель. При описа­нии явлений невозможно обойтись без на­блюдателя, без задания условий наблюдения, без задания систем отсчета.

Птолемеевскую ошибку (истолкование явления как сущности) повто­рил А. Эйнштейн, формулируя Специальную теорию относительности. Мы не будем останав­ливаться на этом вопросе, поскольку детальный анализ гносеологических ошибок в теории относительности приведен в [1], [2].


Пример 2. Субстанция и свойство.  Здесь имеет место другой тип гносеологи­ческой ошибки, которая связана с превращением свойства в суб­станцию (материаль­ный объект). Материальный объект может иметь самые разнообразные свойства. На­пример, заряженная частица является источни­ком следующих свойств:

А) инерциальные свойства, определяемые массой покоя частицы,

Б) способность к взаимодействию с электромагнитными полями, оп­ределяемая величиной заряда и другие свойства.

Магнитное поле равномерно движущейся частицы есть ее свойство. Движущая­ся частица есть источник или носитель своего магнитного поля (или свойства). Частица движется относительно наблюдателя; наблюдатель регистрирует (измеряет, наблюда­ет) магнитное поле частицы. Если же час­тица покоится, то магнитное поле отсутствует. Мы ведем рассмотрение в рамках классической электродинамики и не рассматриваем спин частицы.

Как мы знаем, свойство не может превращаться в материальную суб­станцию. Однако в физических теориях это правило иногда игнорируется. В качестве примера рассмотрим объяснение эксперимента Траутона и Нобла.

Рассмотрим философский аспект существующего объяснения [3]. Два заряда движутся с одинаковой скоростью v относительно наблюдателя как показано на рис.3.

Рис. 3

Мы воспроизводим следующее объяснение. Движущийся заряд созда­ет в систе­ме неподвижного наблюдателя вокруг себя магнитное поле. Это поле рассматривается как неподвижное (неподвижная субстанция) в систе­ме отсчета неподвижного наблюда­теля. Это и есть превращение свойства (магнитное поле) в материальный объект, т.е. гносеологическая ошибка. Второй заряд, двигаясь в этом неподвижном магнитном поле, должен испы­тывать действие силы. В результате взаимодействия на систему движущих­ся зарядов должен действовать вращающий момент, равный [3]:

где: q – величина заряда; v – скорость перемещения зарядов; l – расстояние между за­рядами;  θ – угол между вектором скорости и l (как показано на рис.3).

Наличие вращающего момента, как утверждали авторы, позволило бы опреде­лить наличие “эфирного ветра” или движения эфира относительно Земли. Эксперимент дал отрицательный результат. Причина в том, что ско­рость движения эфира не входит в уравнение. С тем же успехом мы могли бы объяснить вычисленный вращающий мо­мент влиянием Господа Бога. Его па­раметры также не входят в уравнение движения.

Следует заметить, что в системе отсчета, где заряды покоятся, никако­го вра­щающего момента нет. Мы видим субъективность в объяснении явле­ния. Объяснение зависит от того, какую систему отсчета выберет себе на­блюдатель. Соответственно, инерциальные системы уже не могут рассмат­риваться как эквивалентные. Эта гносео­логическая ошибка есть результат шаблонного (догматического) переноса ошибочных представлений из Спе­циальной теории относительности в классическую механику. Объяснение в рамках ньютоновской механики можно найти в [4]


 Пример3. Отождествление различных свойств.  Мы знаем, что масса, как ма­териальный объект, имеет инерциальные и гравитационные свойства.

Гравитационное свойство есть способность материальных тел притя­гиваться друг к другу. Это свойство определяется через гравитационную массу mg.

Инерциальное свойство есть способность материального тела проти­водейство­вать изменению своей скорости при воздействии на тело силы. Оно характеризуется инерциальной массой mi.

Эйнштейн выдвинул гипотезу об эквивалентности инерциальной и гравитаци­онной масс (mi = mg). Исходя из принципа конкретности истины, мы можем утвер­ждать, что эквивалентность (пропорциональность) должна иметь границы применимо­сти, за которыми она будет нарушена. Если же мы упорно будем отстаивать эту гипо­тезу, игнорируя принцип конкретно­сти истины, мы неминуемо впадем в догматизм, проповедуя абсолютную истину  (mi = mg), которая имеет место всегда и без исключений.  Это гносеологическая ошибка.

Итак, отождествление различных свойств, принадлежащих одному материаль­ному объекту, есть неправомерная процедура, приводящая к гно­сеологической ошибке.

Более разумно было бы именовать гравитационную массу гравитаци­онным за­рядом по аналогии с электродинамикой. Такой подход подрывает основы Общей тео­рии относительности. Но он не противоречит логике применения философских катего­рий и принципу конкретности истины.


Пример 4. Отождествление взаимоисключающих свойств.  Речь идет об  отождествлении взаимоисключающих свойств, принадлежащих од­ному объекту (кор­пускулярно-волновой дуализм). Как известно, корпускула и волна имеют взаимоис­ключающие свойства. Например, инерциальная масса покоя заряда отлична от  нуля, а масса покоя волны всегда равна нулю. Корпускула не может иметь од­новременно нулевую и отличную от нуля массу покоя. Дуализм волны и частицы имеет трудности в интерпретации именно потому, что не установлены границы проявления этих свойств, как того требует принцип конкретности истины. Покажем вы­ход из этого противоречия.

Пусть электрон проходит через одноатомную пленку, как показано на рис.4.

Когда электрон движется в области электромагнитных взаимодейст­вий, мы должны рассматривать его как частицу. Вероятность обнаружить его в точке A(xo, yo, zo, to) 4-пространства всегда равна 1. Уравнение Шре­дингера, как известно, не способно предсказать этот результат.

Пусть теперь электрон движется в области квантовых и электромаг­нитных взаимодействий, т.е. между атомами. Благодаря взаимодействию свойства электрона (масса, структура и т.д.) будут напоминать свойства волны. Схема, изображенная на рис.4, есть только иллюстрация. Если мы придерживаемся научной логики, мы не должны эклектически объединять в единый узел взаимоисключающие свойства. Всегда необходимо определять границы применимости понятий, т.е. условия,  при которых возникают и исчезают те или

Рис. 4


иные свойства[1]. Возможно, такой подход позволил бы ос­во­бодиться от вероятностной интерпретации функции и перейти от кван­товой ме­ханики точечных частиц к механике протяженных частиц. Эта идея имеет право на су­ществование и проверку.


1.4 Общие категории.

Рассматривая частно-научные категории, мы показали, что в них вхо­дят как обя­зательная часть философские категории. Теперь мы рассмотрим некоторые категории, которые являются общими для физики и философии. Это: материя, про­странство, время, взаимодействие, состояние и другие. Благодаря Общей теории относительности наиболее интересными для анализа являются про­странство и время. Проблема пространства и времени обширна. Здесь мы рассмотрим только те во­просы, которые либо ускользают из внимания исследователей, либо излагаются с ошибками.


Пространство. Главные проблемы этой категории – кривизна про­странства и взаимосвязь пространства и эфира. Чтобы установить нали­чие кривизны пространст­ва, используют следующий прием. В пространстве выбираются две точки a и b (см. рис.5). В точке a выбирается некоторый вектор Aa  и перемещается в точку b. Обозна­чим перенесенный вектор в этой точке как Ab . Теперь мы имеем два вектора, которые мы можем срав­нить. Если Aa ≠ Ab , то можно утверждать, что пространство криволи­нейно.

Это “простое” доказательство имеет существенный изъян. Мы не мо­жем срав­нить вектора непосредственно. Для этого один из векторов мы должны перенести в точку, где находится первый вектор, например, перене­сти  вектор Ab в точку a. Однако перенести этот вектор “вне пространствен­ным” способом, т.е. игнорируя свойства про­странства, мы не можем. Следо­вательно, при обратном переносе и сопоставлении ис­ходного и перенесен­ного векторов оба вектора окажутся одинаковыми. Необходима другая про­цедура сравнения.


Рис.5

Обозначим криволинейное пространство символом C(ζ, η, ξ). Оно за­нимает бес­конечный объем. Теперь мы введем евклидово пространство E(x, y, z) в этом же беско­нечном пространстве. Таким образом, один и тот же бесконечный объем теперь описы­вается двумя способами: с помощью C и E.  Эти пространства как бы “вложены”  одно в другое. Мы предположим для упрощения, что между точками двух пространств имеет место взаимно однозначное соответствие.

Мы предлагаем другую процедуру сравнения векторов в криволиней­ном про­странстве. Мы выбираем в точке a два равных по величине и на­правлению вектора Aa(C) и Aa(E). Теперь мы перемещаем оба вектора в точку b. Вектор Aa(E) принадле­жит евклидовому пространству. Он будет пе­ремещаться параллельно самому себе: Aa(E) = Ab(E).  Второй вектор будет перемещаться “параллельно самому себе” в пространстве C. Сравнивая век­тора Ab(E) и Ab(С) в точке b, мы можем определить величину кривиз­ны пространства C , как показано на рис. 5.

Итак, чтобы определить кривизну некоего пространства, мы должны иметь евклидово пространство, по отношению к которому и опреде­ляется кривизна ис­следуемого пространства. Математики знают об этом и всегда подразумевают наличие евклидова пространства в своих рассужде­ниях. Физики же упускают из внимания этот важный факт. Поэтому кривиз­на в их рассуждениях имеет абсолютный, а не относи­тельный смысл.

Проводя рассуждения, мы полагали, что координаты криволинейного простран­ства C выражены через координаты евклидового пространства E:

При наличии взаимно однозначного соответствия мы можем записать:

В системе координат пространства C прежнее евклидово пространст­во E будет выглядеть “криволинейным” по отношению к пространству C. В свою очередь, про­странство C будет иметь свойства евклидова пространст­ва.

Итак, для того, чтобы определить кривизну пространства:

A) мы должны иметь некоторое опорное евклидово пространство, по отноше­нию к которому и определяется кривизна;

B) опорное пространство должно иметь физический смысл и быть связано с ка­кими-либо явлениями материального мира;

C) найденная кривизна пространства не может иметь смысла абсолют­ной кри­визны; она характеризует кривизну одного пространства только по отношению к дру­гому.

D) остается "элементарный" вопрос: почему мы должны рассматри­вать криво­линейное пространство C в качестве реального пространства, а не евклидово простран­ство E, несмотря на то, что они равноправно описывают наше реальное пространство в рамках физических теорий и представле­ний

Очевидно, мы никогда не сможем избавиться от евклидова простран­ства. Оно подобно тени преследует нас. Ньютон был глубоко прав, когда го­ворил о математиче­ском пространстве. Математическое пространство обладает протяженностью, изо­тропией и способно пронизывать все без исключения материальные объекты. Других свойств математическое про­странство не имеет.

Современные материалисты пишут, что физическое пространство не может быть пустым или чистым вакуумом. Однако они иногда совершают ошибку. Например, часть ученых утверждает, что пространство есть эфир, который имеет дополнитель­ные свойства по отношению к свойствам ма­тематического пространства (отождеств­ление пространства и эфира). Здесь можно согласиться с ними только в одном пункте. Пространство дей­ствительно не является пустым. Оно заполнено различными видами мате­риальной субстанции (эфир).

К сожалению, они иногда идут дальше. Свойства этой субстанции или эфира приписываются не материальному эфиру, а самому пространству. Благодаря такому шагу пространство превращается либо в материю или ма­териальный объект, либо в свойство материального эфира и т. д., или даже наоборот: материя в наших  представ­лениях (но не на практике!) превраща­ется в функцию геометрии пространства.

Мы полностью разделяем мысль классиков материализма о том, что простран­ство не есть простое свойство материи; оно есть особая философ­ская категория, кото­рая отлична от обыденного свойства любого матери­ального объекта или материальной субстанции. Пространство есть условие существования материи или  “коренная форма бытия материи”.

Приведенные рассуждения можно использовать для анализа Общей теории от­носительности. Эйнштейн, связавший пространство и время с гра­витационным полем, совершил гносеологическую ошибку.  У него материя превратилась в свойство, определяемое кривизной пространства. Он не понимал, что кривизна пространства есть понятие относительное, ко­торое может быть определено только по отношению к дру­гому простран­ству, служащему эталоном (евклидово пространство). Он неявно исполь­зо­вал евклидово пространство без описания его физической сущности. Эйн­штейнов­ская гносеологическая ошибка в Общей теории относительности есть продолжение другой гносеологической ошибки, рассмотренной нами ра­нее (отождествление различных свойств: mi = mg).  Общая теория относи­тельности имеет еще один серьезный недоста­ток. Ее математический фор­мализм не корректен, как показано в [5].


Время.  Время, как и пространство, есть также коренная форма бытия материи. Можно было бы повторить рассуждения, справедливые для про­странства. В теории Ньютона время однородно, т.е. течет во всех точках Вселенной в одном темпе или ритме. Чтобы обнаружить различие темпа времени в различных точках пространства или же изменение темпа в раз­личные моменты времени в одной точке, мы должны иметь эталонный “отрезок” времени, который мы могли бы сохранить во времени и перено­сить из одной точки пространства в другую или же могли этот эталон, хотя бы гипотетически, перемещать вдоль оси времени вперед и назад. Было бы еще удобнее иметь “евклидову ось” времени в каждой точке пространства, с помощью которой мы могли бы проводить сравнения темпа времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.