Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдта
смотреть на рефераты похожие на "Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдта" Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена РЕФЕРАТ По дисциплине философия Тема: Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдта Санкт-Петербург 2000 содержание Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы концепции В. Гумбольдта 5
Глава II. Учение В. Гумбольдта о языке 9
2.1. Происхождение языка 9
2.2. Язык и мышление 11
2.3. Язык как деятельность 13
2.4. Понятие формы языка 14
2.5. Соотношение понятий «национальный дух» и «язык» 17
2.6. Сравнительное языковедение 19
2.7. Антиномии языка 20
Заключение 22
Список литературы 24 Введение Языкознание наряду с науками о мышлении принадлежит к числу тех
отраслей человеческого знания, которое обнаруживает наиболее тесные связи с
философией на всем протяжении его развития, что объясняется природой самого
предмета лингвистики. Язык представляет собой непременное условие
осуществления абстрактного, обобщенного мышления и рациональной ступени
человеческого познания. Те или иные философские направления оказывают
влияние на лингвистические течения. Сознательно или бессознательно, но
любой лингвист исходит в своих исследованиях языка из определенной
философской; концепции о закономерностях бытия и познания. Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), «один из величайших людей
Германии» (по словам В.Томсена), считается основателем общего языкознания и
философии языка. Однако, круг интересов этого выдающегося немецкого
мыслителя и гуманиста, помимо языка и языкознания, охватывал философию,
литературоведение, классическую филологию, теорию искусства,
государственное право. Ему принадлежат переводы эсхиловского «Агамемнона» и
од Пиндара. Он .был дипломатом, принимавшим участие в европейских
конгрессах, крупным государственным деятелем. Блестящее образование, происхождение и материальная обеспеченность
дали ему возможность общаться не только с монархами и видными политическими
деятелями, но и с учеными, писателями и поэтами, в том числе и с Гёте и
Шиллером, с которыми он находился в тесной дружбе. Гуманистический идеал Гумбольдта - всестороннее и гармоничное развитие
как личности, так и всего человеческого рода; этому идеалу он оставался
верен и в своей практической деятельности. Основанный им Берлинский
университет ныне носит имя братьев Гумбольдтов. Оценка его как ученого и
гражданина дана в обобщающей характеристике известного лингвиста XIX века
Б.Дельбрюка: «Его высокая и бескорыстная любовь к истине, его взгляд,
направленный всегда к высшим идеальным целям, его стремление не упускать из-
за подробностей целое и из-за целого отдельные факты, его всесторонне
образованный ум и благородная гуманность - все эти свойства действуют
укрепляюще и просветляюще на каждую другую научную личность, приходящую в
соприкосновение с Вильгельмом фон Гумбольдтом, и такое влияние Гумбольдта,
по моему мнению, сохранит еще надолго и будет производить даже на тех, кто
останавливаться беспомощно перед его теориями». В. Гумбольдт был первым среди лингвистов, который сознательно положил
в основу своей концепции языковой принцип деятельности: «Язык следует
рассматривать не как мертвый продукт. Но как созидающий процесс» (Гумбольдт
1984). Одним из первых в истории языкознания Гумбольдт обосновал системный
характер языка. Гумбольдт приходит к выводу о том, что «в языке нет ничего
единичного, каждый его элемент проявляет себя лишь как часть целого»
(Гумбольдт 1984). Гумбольдт был убежден, что посредством языка можно «обозреть самые
высшие и глубокие сферы и всё многообразие мира». Он размышлял о совершенно
новой форме сравнения языков. Задачу, стоящую перед сравнительным
языкознанием, Гумбольдт сформулировал следующим образом: «Главное здесь...
верный и достойный взгляд на язык, на глубину его истоков и обширность
сферы его действия». Отмежевываясь от традиционного подхода и философски
осмыслив (вслед за Гердером) проблему генезиса языка, Гумбольдт переносит
её на такую плоскость, где фактор времени как бы иррелевантен. Его
рассмотрение ориентировано не на внешние факторы происхождения, а на
внутренний генезис, усматривающий в языковой способности не только
уникальный дар человека, но и его сущностную характеристику. В своей теории Гумбольдту удалось восстановить нужное равновесие между
языком и мышлением. Гумбольдтовский способ рассмотрения языка в широком контексте
связанной с ним проблематики в одинаковой мере отвечает требованиям как
философии, так и лингвистики. Перед нами попытка их интеграции, в которой
преодолены односторонности как одной, так и другой науки. Однако, по мнению
Г. В. Рамишвили, такое сочетание не следует понимать в обычном смысле как
философское языкознание или философию языка, наподобие философии права,
религии, или философии физики, и т.д. поскольку язык касается не того или
иного фрагмента действительности, а мира как целого в его первоначальном
постижении, то связь изучающей его науки с философией более органична и
будет иного порядка, чем отношение к философии других специальных наук,
исследующих лишь отдельные сферы деятельности (Рамишвили 1978). Способ рассмотрения ученым самых различных аспектов языка и связанной
с ним проблематики, глубина и сила его аргументации убеждают, что Гумбольдт
постепенно вырабатывает метод, посредством которого можно подойти к
изначальному единству языка и мышления, а также к единству феноменов
культуры, заложив тем самым лингвистический фундамент для объединения наук
о культуре. Глава I. Теоретико-методологические основы концепции В. Гумбольдта Проблема человека всегда приковывала глубокое внимание такого ученого
как Гумбольдт, и если свести вместе все философские интересы В. Гумбольдта,
то их можно обозначить одним термином - философская антропология. Большинство исследователей учения В. Гумбольдта, в частности
А.В.Гулыга, Р. Гайм, Г. В. Рамишвили, Г. Шпет, В.И.Постовалова, отмечают
влияние идей немецкой классической философии на философскую концепцию языка
В.Гумбольдта. В первую очередь упоминаются имена Гердера, Гегеля, Канта.
Для позднего Канта основная задача философии состояла в ответе на вопрос:
«Что такое человек?». Гумбольдт здесь примыкает непосредственно к Канту.
Народ - такой же организм, как человеческий индивид. Эта мысль,
зародившаяся в эстетических работах Гумбольдта, затем пронизывает его
работы по философии и истории языка. Таким образом, и теоретико-методологическую базу учения Гумбольдта о
языке составляет антропологический подход, в соответствии с которым
адекватное изучение языка должно производиться в тесной связи с сознанием и
мышлением человека, его культурной и духовной жизнью. Всем своим анализом языка Гумбольдт показывает, что «язык разделяет
природу всего органического, где одно проявляется через другое, общее в
частном, а целое обладает всепроникающей силой» (Гумбольдт 1859: 102). Основным в лингвистической концепции Гумбольдта является учение о
тождестве «духа народа» и его языка («язык народа есть его дух и дух народа
есть его язык – трудно представить себе что-либо более тождественное») Как
отмечает Ф.М.Березин, в этом положении идеи Гумбольдта перекликаются с
идеями Шеллинга и Гегеля (Березин 1975). Философия природы Шеллинга и его трансцендентальный идеализм
основывались на тождестве духа и природы. Субъект и объект неразрывно
связаны в абсолютном разуме. Разум перестает быть чем-то субъективным или
объективным, так как объект возможен только по отношению к мыслящему
субъекту. Философия приходит к тождеству субъективного и объективного.
Именно так подходит к пониманию языка и Гумбольдт: «Являясь по отношению к
познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен...Сам по
себе субъективный характер всего человечества снова становится для него чем-
то объективным... Ибо объективное является тем, что, собственно, и должно
быть постигнуто, и когда человек субъективным путем языкового своеобразия
приближается к этому, он должен приложить новое усилие для того, чтобы
отделить субъективное и совершенно вычленить из него объект» (Гумбольдт
1859: 95). Гумбольдовское понимание духа перекликается с трактовкой духа у
Гегеля. В концепции абсолютного идеализма Гегеля абсолютный дух - это
природное начало, «абсолютная идея», наделенная самостоятельным
существованием. Дух составляет третью и последнюю (после логики и природы)
ступень абсолютной идеи. Дух, в понимании Гегеля, есть идеальное целое,
характеризующееся чертами системности и динамичности. Гегель понимает это
целое как процесс и видение в отличие от классического рационализма, где
при трактовке системности такого идеального целого подчеркивалась его
неподвижность. Всепроникающая характеристика духа есть деятельность,
порождаемая его имманентной потребностью в само изменении, которое и
составляет стимул к его движению и развертыванию. Проходя три этапа
развития, дух выступает первоначально как субъективный дух (общество и
общественное сознание - мораль, право), и, наконец, - как абсолютный дух
(единство того и другого), принимающей форму искусства, религии, философии.
Основной чертой духа, по Гегелю, является спонтанная, разумная активность;
она свойственна и деятельности как атрибуту духа, которая, по Гегелю, носит
целерациональный характер. В понимании Гумбольдта, дух не имеет других позитивных атрибутов,
кроме деятельностного начала. По Гумбольдту, дух самобытен, свободен,
самостоятелен, целеустремлен, деятелен, всепроникающ , в известной степени
индивидуализирован. Как отмечает В.И. Постовалова, понятие духа
используется Гумбольдтом для формального замыкания своей теории и
достижения ее внутренней целостности. По Гумбольдту, все, что живет в
духовной и телесной природе, можно представить действием самобытной силы,
которая лежит в основании всего, но развивается при неизвестных для нас
условиях (Постовалова 1982: 387-388). Гегель выделяет два этапа в развитии языка: «...языки, на которых
говорили народы в их неразвитом состоянии, достигали весьма высокой степени
развития... Далее, является фактом, что с прогрессом цивилизации в обществе
и государстве ... язык становится более бедным и менее расчлененным» (Цит.
по кн. : Березин 1975: 47). Положение Гумбольдта об этапах развития языка
перекликается с идеями Гегеля, а также с идеями Я. Гримма и немецких
романтиков. По Гумбольдту, на первом этапе становления языка идет очень
деятельное звукотворчество. Богатство и полнота форм языка компенсируют
примитивное мышление. На втором этапе развития языка бурно развивается
мышление, а именно в это время каждый язык приобретает свой колорит и
характер; в развитии грамматической формы языка наступает застой.
Гумбольдт, признавая искусственность деления на два периода, считает, что в
истории человечества или определенного народа нет этапа, для которого было
бы характерно одно строение языка. Вслед за Гердером Гумбольдт заинтересовался проблемами происхождения и
генеалогии языка, сравнительного изучения языков и их классификации и роли
языка в развитии духа. Гердер в своей статье « О возрастах языка» писал:
«Благодаря языку народы постепенно учились мыслить, и благодаря мышлению
они постепенно учились говорить» (Цит. По кн. :Гулыга 1975: 35). В работе о
философии Гердера А. В. Гулыга приводит высказывание В.М.Жирмунского: «...
Гердер является создателем первой исторической теории языка. Его учение о
связи развития языка с развитием мышления, обусловленным в конечном счете
развитием человеческого общества, легло в основу философии языка
В.Гумбольдта, Штейнталя, Потебни» (Гулыга 1975: 30). На лингвистическую концепцию Гумбольдта повлияли также идеи Фридриха и
Августа-Вильгельма фон Шлегелей, созданная ими типологическая классификация
языков. Кроме того, как уже было указано выше, формирование воззрений
Гумбольдта шло в свете немецкой классической философии (И.Кант,
Г.В.Ф.Гегель, В.Ф.Шеллинг, Ф.Г.Якоби и др.). Идеи Гумбольдта явились одним
из источников философской антропологии.. Из числа наиболее фундаментальных трудов Гумбольдта по языкознанию
следует прежде всего назвать его сочинение «О различии строения
человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества», а
также такие работы, как «Труд о басках» и «Лаций и Эллада». В них изложены
общетеоретические взгляды Гумбольдта на язык и разработан ряд частных
вопросов. Кроме того, проблемы общего языкознания и отдельные аспекты языка
рассматриваются и уточняются в его многочисленных статьях : «О мышлении и
речи», «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их
развития», «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное
развитие», «План сравнительной антропологии», «О двойственном числе» и др. В своей книге «Язык как деятельность» В. И. Постовалова выделяет
следующие теоретико-методологические основы программы В.Гумбольдта: 1. Синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения
языка и человека: язык трактуется им как организм духа и как его само
деятельность. 2. Диалектический подход: видение объекта как внутренне
противоречивого, антиномическая трактовка природы языка. 3. Системно-целостный взгляд на язык: онтологически объект
рассматривается как определенная целостность, хотя методологически и
допускается известный аналитизм. 4. Приоритет динамического, процессуального подхода над структурно-
статистическим, приоритете описания живой речи над структурой языка. 5. Трактовка языка как порождающего себя организма. 6. Приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык над
историческим анализом движения языка в конкретные эпохи. 7. Сочетание интереса к живому разнообразию реально существующих
языков и языку как общему достижению человечества. 8. Отказ от описания языка только изнутри его самого; сопоставление
языка с другими видами духовной деятельности человека, и прежде всего с
искусством. Широкий контекст рассмотрения предмета изучения. Гумбольдт
включает в число координат поля исследования языка следующие группы понятий
(которые организованы в рамках его концепции в неразрывную целостность):
1). язык (языки); 2). человек, народ, человечество; 3). мир, природа; 4).
мысль, мышление, мировидение; 5) дух, национальный дух; 6) цивилизация,
культура, этнос; 7). деятельность, сила. 9. Сочетание философски отвлеченного взгляда на язык со скрупулёзно-
научным подходом к его изучению. В.И.Постовалова подчеркивает такую черту
мышления В.Гумбольдта, как метафоричность: идея круга символизирует у
Гумбольдта целостность, изолированность; огонь, пламя, вспышка
символизируют деятельность духа, одухотворенность, поток, полет -вечное
движение и изменение в мире и в языке и т.д. Сила человеческого духа, по Гумбольдту, в самом своем существе
человеку не доступна. Она открывается косвенно через свои проявления (язык,
цивилизацию, культуру и т.д.) Её проявления - это её создания, сила духа
является человеку в том, что она производит, открывается в своих созданиях.
Поскольку непосредственное проникновение в мир духа невозможно, то всякое
постижение его есть реконструкция, восстановление, предугадывание его черт.
язык - главная деятельность человеческого духа. Проблема взаимоотношения
языка и духа становится одной из центральных в творчестве Гумбольдта. Между
языком и духом существует отношение воплощаемости; дух воплощается в языке
как в своем орудии.
Страницы: 1, 2, 3
|