Философская система Гегеля и ее структура
Содержание
Введение
1. Общая
характеристика философии Гегеля
2.
"Феноменология духа" - "тайна и исток" гегелевской
философии
3.
Философская система Гегеля и ее структура
3.1 Логика
Гегеля
3.2
"Философия природы"
3.3
"Философия духа"
Заключение
Список
источников и литературы
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)
родился в Штутгарте. Изучал философию и теологию в Тюбингенском университете. Некоторое
время был домашним учителем, затем в 1808-1816 - директором престижной гимназии
в Нюрнберге. С 1816 г. Гегель был приглашен в Гейдельбергский университет, а в
1818 г. - в Берлинский, где он работал профессором (а некоторое время и ректором)
до конца жизни.
Гегель известен как немецкий
философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию
диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика
деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области
чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто,
становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность,
понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в
отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в
формах психической деятельности индивида (субъективный дух),
сверхиндивидуального "объективного духа" (право, мораль и "нравственность"
- семья, гражданское общество, государство) и "абсолютного духа" (искусство,
религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие - внутренний
источник развития, описываемого в виде триады. История - "прогресс духа в
сознании свободы", последовательно реализуемый через "дух" отдельных
народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде
компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. Основные
сочинения: "Феноменология духа", 1807; "Наука логики", части
1-3, 1812-16; "Энциклопедия философских наук", 1817; "Основы
философии права", 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии
религии, истории философии (опубликованы посмертно).
Целый ряд важных диалектических
идей был сформулирован в философских учениях Фихте (например, антитетический
метод) и Шеллинга (особенно диалектическое понимание процессов природы). Вершиной
классической немецкой диалектики стала философия Гегеля.
Он разработал диалектику в
систематической, целостной форме, но на основе идеализма и с включением
элементов метафизичности. Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он,
обладая огромным историческим чутьем, впервые представил весь природный,
исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении,
преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы
этого движения и развития. В каждой из рассматриваемых в его философии сфер
действительности - от чисто логических категорий до категориальной диалектики
исторического процесса - Гегель старался найти и указать проходящую через них
"нить развития", хотя схематизма и искусственных построений при этом
избежать не удалось.
Его фундаментальный вклад в
развитие философии состоял в том, что он впервые в истории философской мысли
дал глубокую систематическую разработку диалектического метода мышления и
стремился реализовать его принципы при анализе всех сфер действительности.
Но диалектика Гегелем была
развита на объективно-идеалистической базе, поскольку за основу всех явлений он
принимал некое духовное начало, которое обозначал разными терминами (мировой
разум, мировой дух, абсолютная идея). Эта абсолютная идея отчуждает себя (т.е. превращается)
в природу, а потом в духе, т.е. в мышлении и истории снова возвращается к себе.
Вот почему основное противоречие гегелевской философии - это противоречие между
консервативной идеалистической системой и революционным диалектическим методом.
Наиболее полно диалектика Гегеля
изложена в его работе "Наука логики". В этом произведении он дал анализ
важнейших законов, категорий и принципов диалектики, обосновал положение о
единстве диалектики. Логики и теории познания, создал первую в истории мысли
развернутую систему диалектической логики. Философ выявил во всей полноте (насколько
это было можно с позиций идеализма) роль и значение диалектического метода в
познании и других формах социальной деятельности, подверг критике
метафизический метод мышления.
Если Кант в форме
трансцендентальной логики представил лишь "неясный абрис" диалектической
логики, то Гегель вполне ясно, определенно изложил содержание последней как
целостную систему знания (логику разума). При этом он нисколько не принизил
роль и значение формальной (рассудочной) логики в познании, а тем более не
"третировал" ее. Гегель "третировал" не формальную логику (без
нее вообще невозможно никакое познание), а тех ее неумеренных сторонников,
которые считали ее единственной, высшей логикой, не видели (или не хотели
видеть) логики разума, не понимали необходимости перехода к диалектическому мышлению.
Вместе с тем философ отмечал
ограниченность (но не порок!) формальной логики, обусловленную тем, что она
рассматривает формы мышления в их неизменности и различии, вне их взаимосвязи и
субординации. Признавая важное значение формальной логики, Гегель призывал
"идти дальше" - к логике диалектической, которая изучает формы
мышления как формы истинного знания в их взаимной связи и развитии, в их
субординации.
Диалектика - основа, истинный
центр всей философской проблематики у Гегеля. И хотя диалектика у него была
подвергнута мистификации, это не помешало ему первому дать всеобъемлющее и
сознательное изображение ее всеобщих форм движении, как высших принципов
мышления и других видов деятельности.
Гегель подчеркивал, что
невозможно понять предмет, не уяснив всего предшествующего пути его развития. Поэтому
действительным целым является не "голый результат", а результат
вместе со своим становлением. Он обращал внимание на то, что развитие
происходит не по замкнутому кругу, а по "спирали", поступательно, от
низших форм к высшим, от содержания к содержанию. В этом процессе совершается
взаимопереход количественных и качественных изменений (эволюции и скачки). Источником
развития является противоречие, которое движет миром, есть "корень всякого
движения и жизненности", принцип всякого самодвижения и познания.
Разрабатывая субординированную
систему категорий диалектики и выводя их друг из друга по ступеням логического
восхождения от абстрактного к конкретному, Гегель действительно доказал, что
логически формы и законы - не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее,
не доказал, а гениально угадал.
Характерная черта гегелевского
диалектического метода - его "революционный заряд", который находился
в непримиримом противоречии с его консервативной идеалистической системой. В
частности, Герцен называл философию Гегеля "алгеброй революции". Анализируя
его положение о взаимосвязи разумного и действительного, Ф. Энгельс
подчеркивает, что именно по всем правилам метода мышления Гегеля появился вывод:
"достойно гибели все то, что существует". "Опутанный" внутренними
нуждами своей догматической системы, он не сделал такого вывода со всей
определенностью, но к этому неизбежно привел его "в высшей степени
революционный метод мышления".
Именно в этом и состояло истинное
значение и революционный характер его философии, что она раз и навсегда
разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов
человеческого мышления и действия. Обоснование Гегелем положения о
процессуальном характере истины имело огромное значение не только для
философского и всякого иного познания, но и для области практического действия.
Это положение ярко высветило то обстоятельство, что, оказывается, не только в
познании, но и в реальной истории человечества нет и не может быть
окончательного завершения, совершенного, абсолютного состояния, а всегда есть
бесконечный процесс развития.
И хотя революционная сторона
гегелевской философии - диалектический метод - была в конечном итоге "задушена"
ее догматической непомерно разросшейся консервативной стороной, именно первая
сторона оказалась тем величайшим философским завоеванием, которое в своем
материалистическом переосмыслении оказала кардинальное воздействие на развитие
познания и практики.
Именно этот метод способствовал
появлению в политике самой крайней оппозиции, представители которой видели на
всем "печать неизбежного падения". Исходя из того, что "нет
ничего раз навсегда установленного, святого", они свергали отжившие
общественные порядки. А это свидетельствовало о том, что диалектическая
философия, перед которой "ничто не может устоять", не только играла
важную роль в теоретической жизни, но и имела огромное практическое значение. Тем
самым она оказывала революционизирующее воздействие не только на сферу
философского познания, но и на область практической политики, хотя сам Гегель
был весьма далек от этого, склоняясь к очень мирным политическим выводам.
Диалектика как Логика, теория
познания и всеобщий метод не должна, по Гегелю, содержать пустые, мертвые формы
мысли и принципы, в нее должна войти вся жизнь человека (и индивидуальная и
родовая). Философ стремился рассмотреть логику в качестве необходимого
компонента практической деятельности человека как общественного существа,
который изменяет внешнюю действительность и делает ее объективно-истинной. А
это значит, что исследование всеобщих закономерностей "жизни человека",
т.е. его практической деятельности во всех ее формах на основе исторического
материализма ("одного из гениальных зерен, в зародыше имеющихся у Гегеля"),
является ключом к разгадке тайны логических категорий, законов и принципов,
механизма их обратного воздействия на практику. Если "жизнь" не
включена в Логику, последняя пуста, бессодержательна и, кроме того, "бесконтрольна",
так как открываются широкие возможности для произвола, субъективизма и т.п.
В гегелевской диалектике, даже с
точки зрения "чистого мышления", есть что-то большее, чем просто
софистика и схоластические изощрения. "Истина - это не бытие и не ничто,
она состоит в том, что бытие не переходит, а перешло в ничто, и ничто не
переходит, а перешло в бытие. Но точно так же истина не есть их
неразличенность, она состоит в том, что они не одно и то же, что они абсолютно
различны, но также нераздельны и неразделимы и что каждое из них
непосредственно исчезает в своей противоположности. Их истина есть,
следовательно, это движение непосредственного исчезновения одного в другом: становление;
такое движение, в котором они оба различны, но благодаря такому различию,
которое столь же непосредственно растворилось"[1].
Идеи Гегеля о соотношении разума
и практики, теоретической и практической деятельности, его понимание диалектики
материального и идеального, указывали на необходимость глубокого
материалистического исследования этих вопросов. Гегель впервые включил практику
(хотя и понимаемую как "абстрактно-духовный труд") в рассмотрение
диалектико-методологических проблем, сделал ее ключевой категорией своей Логики.
Последняя, резюмированная в диалектическом методе, есть то средство, которое
находится на вооружении субъекта, стоит на его стороне не только как существа
мыслящего, познающего, но и действующего, преобразующего действительность. А
это значит, что диалектика "принадлежит" не только "теоретической",
но и "практической идее", служит (и должна служить) не только
средством развития теории, но и орудием "добра", "воли",
"жизни" - практически-преобразовательной деятельности.
В работе "Феноменология
духа" (1807) уже достаточно четко сформулировано исходное положение
философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира
как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество мыслитель трактовал как
исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя и
вместе с тем как процесс порождения всей действительности.
В "Феноменологии духа"
рассматривается эволюция человеческого сознания от первых его проблесков до
сознательного овладения наукой и научной методологией, до абсолютного знания (философии).
Тем самым феноменология предстает как "лестница знания", возводящая
индивида от непосредственного обыденного сознания до философского мышления и
абсолютного знания.
При этом переход сознания от одной
ступени к другой обусловлен противоречием между предметом и знанием о нем,
между сущностью и явлением. Следовательно, движение идеи в "Феноменологии
духа" - это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая последующая
ступень заключает в себе все предыдущие, воспроизводя их на новом, более
высоком уровне.
Наиболее важные рациональные
идеи "Феноменологии духа" состоят в следующем:
Разработка и реализация принципа
историзма. Необходимость историзма как закона (принципа) познания вытекает у
Гегеля прежде всего из необходимости доказательства исходного пункта его
философской системы - идеи о тождестве бытия и мышления. Показывая в "Феноменологии
духа" процесс развития абсолютной идеи "от естественного сознания до
чистого понятия", где и достигается полное тождество бытия и знания,
Гегель в связи с этим формулирует важнейшее методологическое положение о том,
что любой результат этого развития не может быть верно познан без правильного
понимания того пути, который привел к этому результату. "Действительным
целым", по Гегелю, является не "голый результат", а "результат
вместе со своим становлением", т.е. со всей предшествующей историей
предмета.
Подчеркивание важной роли
трудовой деятельности в жизни людей, в том числе в формировании их сознания. Гегель
"ухватывает сущность труда", понимает человека как результат его
собственного труда. Но это у него "абстрактно-духовный труд". В
процессе трудовой деятельности человек, по Гегелю, формирует, "образует"
не только вещи, но и себя самого.
Понимание истории как совместной
деятельности индивидов, а природы их сознания - как общественного продукта,
результата и процесса их социально-исторической деятельности.
Представление философии как
целостной развивающейся системы знания. Он считал, что философия может плодотворно
развиваться только в рационально-понятийной форме.
Формулирование идеи триадичности
(тезис - антитезис - синтез), выявление формы развития - спирали.
Анализ основных форм
общественного сознания: философии, религии, искусства, морали (нравственности),
правосознания в их взаимосвязи и субординации.
Понимание истины как процесса. По
образному выражению Гегеля, "истина не есть отчеканенная монета, которая
может быть дана в готовом виде и в таком виде спрятана в карман"[2].
Причем истина у него (как "великое слово") тесно связана с
заблуждением как своей противоположностью.
Постановка вопроса о социальных
антагонизмах - "диалектика господина и раба". Проблеме социальной
борьбы угнетенных и угнетаемых, включая предельно острую форму этой борьбы,
Гегель уделил значительное внимание, очень сочувственно относился к Великой
французской революции.
Страницы: 1, 2
|