В развитом виде содержание
философской системы Гегеля, сжато изложенное в "Энциклопедии философских
наук" (1817), состоит в следующем В основе всех явлений природы и общества
лежит абсолют, духовное и разумное начало - абсолютная идея, мировой разум,
мировой дух и т.п. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его
состоит в мышлении, а точнее - в самопознании.
В своем развитии абсолютная идея
проходит три этапа:
развитие идеи в ее собственном
лоне, в "стихии чистого мышления" - "Логика", где идея
раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в
друга логических категорий;
развитие идеи в форме "инобытия",
т.е. в форме природы - "Философия природы". Природа служит лишь
внешним проявлениям саморазвития логических категорий;
развитие идеи в сознании, праве,
нравственности, всемирной истории, т.е. в "духе" - "Философия
духа". На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает
свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Наука логики открывается
предварительным понятием, где, во-первых, рассматриваются три отношения мысли к
объективности: метафизика, эмпиризм и критическая философия (как две
разновидности второго отношения); непосредственное знание. Во-вторых, дается
определение логики как науки о мышлении (но не только о формальном), его
определениях и законах, формулируется положение о совпадении диалектики. Логики
и теории познания, дается разделение Логики на три учения (о бытии, о сущности,
о понятии).
Гегель неоднократно подчеркивал,
что его Логику нельзя смешивать с обычной, т.е. с созданной Аристотелем
формальной логикой. В этой связи, говоря о "логическом" (мышлении
вообще), он выделяет три стороны (момента)"всякого логически реального":
а) абстрактная, или рассудочная (рассудок); б) диалектическая, или
отрицательно-разумная; в) положительно-разумная, диалектика как Логика и теория
познания.
Характеризуя эти моменты (стороны),
Гегель пишет, что мышление как рассудок не идет дальше неподвижной
определенности и такую ограниченную абстракцию считает обладающей
самостоятельным существованием. А если эта "неподвижная определенность"
абсолютизируется, то получается догматизм.
Иначе говоря, рассудок - важный
необходимый момент мышления, он как "неподвижное мышление", отвлекающееся
от развития и взаимосвязи явлений, необходим всегда. Но его возможности нельзя
преувеличивать, выдавать его за все мышление в целом.
Поскольку рассудок берет вещи и
выражающие их понятия как нечто устойчивое, неизменное, то логикой рассудка
является формальная логика, которую Гегель считал очень важной и нужной в
пределах ее компетенции.
Диалектический момент есть
снятие конечными определениями самих себя и их "переход в свою
противоположность". Исторически этот момент выступает в двух формах - скептицизм
и софистика. В этом смысле диалектика - принцип всякого движения и жизни.
Положительно-разумное мышление
постигает единство определений в их противоположностях, есть то утвердительное,
которое содержится в их разрешении и переходах.
Итак, логика Гегеля - это
целостная развивающаяся от абстрактного к конкретному система категорий,
органическое единство всех трех моментов логического (мышления), но при
определяющем значении третьего момента.
Учение о бытии. Учение о бытии
начинается с самой общей и абстрактной категории - категории бытия,
противоположностью которой является категория "ничто", а их синтезом
- категория "становление". Вся гегелевская логика развертывается
между этими двумя полюсами - "бытие" и "ничто". Все
остальные категории - это посредствующие звенья развертывания данных полюсов.
Становление у Гегеля имеет три
аспекта: как синоним категории "развитие"; как выражение процесса
создания предпосылок предмета, возникающего на их основе; как характеристика
начального этапа уже возникшего предмета.
Важнейшие категории этого учения
- качество, количество, мера (единство качества и количества) и скачок. С
помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один из
важнейших законов диалектики - закон взаимоперехода количественных (постепенных,
непрерывных) и качественных (перерывы непрерывности, скачки) изменений.
Учение о сущности. Главной
проблемой этого учения является проблема противоречия и связанных с ней, как
правило, парных категорий, - сущность и явление, тождество и различие,
основание, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и действие,
взаимодействие и др.
Кредо Гегеля в рассматриваемом
вопросе таково: "Противоречие - корень всякого движения и жизненности: лишь
поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает
импульсом и деятельностью". Иначе говоря, великая заслуга немецкого
мыслителя заключается в том, что он рассматривал противоречие как источник
саморазвития всего сущего - в том числе мышления, познания.
Вот почему, иронизировал Гегель,
"смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить". Мышление должно
выражать реальные противоречия предмета. Более того, как он считал, присутствие
в мышлении противоречия - критерий его истины, отсутствие противоречия - критерий
заблуждения.
При этом речь, разумеется, не
идет о так называемых формально-логических противоречиях (путаница,
непоследовательность мышления), которые, конечно же, должны устраняться из
мышления (в реальности их нет). Противоречие, будучи источником саморазвития, само
развивается, есть процесс. Основные этапы его развертывания: тождество,
различие, основание, где противоречие разрешается. Разрешение одного
противоречия есть одновременно возникновение другого противоречия.
Учение о понятии. Понятие,
согласно Гегелю - не просто одна из форм мышления и результат абстрагирующей
деятельности рассудка. Это абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное.
В этом разделе рассматривается диалектика основных форм мышления - понятия (в
узком смысле), суждения и умозаключения, соотношение единичного, особенного и
всеобщего (с выделением двух его видов - абстрактного и конкретного как "единства
многообразного").
Рассматривая категорию "объект",
немецкий философ различает такие его качественно различные уровни, как
механизм, химизм, телеологизм. Это означало определенный подрыв механицизма и
метафизического способа мышления, господствовавших в то время. Интересны идеи
Гегеля о взаимосвязи жизни и познания, познания и воления (практической
деятельности) и ряд других.
"Философия природы" - это,
по Гегелю, учение об идее в форме инобытия, т.е. в форме природы. Задачу
философского рассмотрения последней Гегель видел в том, чтобы проследить, каким
образом природа, будучи инобытием идеи, становится духом.
Прежде всего отметим, что
немецкий философ достаточно хорошо знал современное ему естествознание,
разделяя все его достоинства и ограниченности - особенно господство в нем
механистически-метафизического способа мышления, пытался (хотя и не всегда
удачно) эти ограниченности по-своему преодолеть.
В частности, он стремился
осмыслить природу в ее целостности и развитии и соединить диалектику с
естественными науками. При всех рациональных идеях "Философия природы"
- наиболее слабая часть его системы, оказавшая в последующем незначительное
влияние и на теоретическое естествознание, и на философско-методологическое
осмысление достижений науки в целом.
"Философия природы" распадается
у Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику. Каждый
из этих разделов был результатом философского обобщения данных естествознания,
накопленных к началу XIX века. "Мы должны
рассматривать природу как систему ступеней, каждая из которых необходимо
вытекает из другой и является ближайшей истиной той, из которой она
проистекала, причем здесь нет естественного порождения, а есть лишь порождение
в лоне внутренней идеи, составляющей основу природы. Метаморфозе подвергается
лишь понятие, как таковое, так как лишь его изменения представляют собой
развитие"[3].
Уже внешнее структурное членение
указанной работы содержит по крайней мере две важных позитивных идеи: направленность
против механицизма (т.е. стремления только с помощью законов механики объяснить
все явления природы, включая человека и общество); подчеркивание (вслед за
Шеллингом) иерархичности - расположение областей (сфер) природы по восходящим
ступеням от низшего к высшему, т.е. "догадка" о формах движения
материи и о классификации естественных наук по этому основанию.
В "механике" Гегель
рассматривает такие фундаментальные философские категории, как материя,
движение, пространство, время; из частно-научных понятий - притяжение,
отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др.
Самая фундаментальная
положительная идея данного раздела, предвосхитившая в определенной степени
теорию относительности, сформулирована самим Гегелем так: лишь в движении
пространство и время действительны. Движение есть становление, порождающее само
себя. Материя представляет собой продукт внутренней связи времени, пространства
и движения, их непосредственное единство; и точно так же, как нет движения без
материи, так и не существует материи без движения. При этом материя внутренне
противоречива.
В "физике" речь идет
об общих и частных свойствах материи и их соединении. В этой связи исследуются
такие понятия, как свет, физическое тело, различные "стихии" (например,
воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия
рассматриваются не бессистемно, хаотически, а в определенной
последовательности, восхождении и переходах. Так, физика всеобщей
индивидуальности переходит в физику особенной индивидуальности, которая, в свою
очередь (что примечательно) перерастает в химический процесс. При анализе последнего
Гегель использует такие понятия, как соединение, гальванизм, процесс огня,
нейтрализация, разделение и др.
"Органическая физика" содержит
три последовательно восходящие один к другому подраздела: геологическая
природа, растительная природа и животный организм. Здесь соответственно
рассматриваются история и жизнь Земли как планеты, специфика
формообразовательного процесса у растений и животных, функции организма,
соотношение рода и вида, рода и индивидуума. Небезынтересно отметить, что при
анализе последнего соотношения Гегель выделяет три момента: болезнь
индивидуума, исцеление и смерть индивидуума из него самого.
В заключении "Философии
природы" мыслитель пишет, что его цель состояла в том, чтобы дать
изображение природы, найти в этом внешнем бытии лишь зеркало нас самих, увидеть
в природе свободное отражение духа, познать бога не в рассмотрении духа, а в
этом его непосредственном наличном бытии (т.е. в природе).
Несмотря на наличие целого ряда
вздорных, фантастических, а порой и нелепых рассуждений немецкого философа о
природных явлениях и процессах (обусловленных прежде всего уровнем
естествознания его времени), он высказывал немало рациональных
философско-методологических и научных идей. Кроме тех, что уже были отмечены
нами ранее, укажем на следующие: необходимость единства философского и частно-научного
изучения природы; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный
процесс, а отсюда его призыв к естествоиспытателям овладеть диалектическим
методом (которого тогда там еще не было); осознание противоречия как "корня
движения и жизненности" в природе и др.
Завершающей частью гегелевской
системы является "Философию духа", которую Гегель расчленил на три
раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.
Учение о субъективном духе,
состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном
характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида связывается
Гегелем с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Иначе говоря,
высказывается продуктивная мысль о социально-исторической природе сознания.
Предметом антропологии, по
Гегелю, является дух в его телесности, т.е. душа. Главное внимание здесь он
уделяет вопросу о специфичности духовного склада человека в связи с его
распространением по Земле, различением людей по расовым, возрастным и половым
признакам.
Предметом исследования
феноменологии (частично воспроизводящей "Феноменологию духа") являются
такие основные понятия, как сознание, самосознание, разум. "Венцом" субъективности
духа является у Гегеля психологическое учение о личности в соединении с такими
понятиями, как созерцание, представление, сила воображения, память, влечение,
счастье и др.
Во втором разделе - "Объективный
дух" - немецкий мыслитель исследует социально-историческую жизнь
человечества. Ключевыми здесь становятся понятия права, моральности, добра и
зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной
истории. Так, в параграфе "Всемирная история" Гегель высказывает
плодотворные идеи о целостном, диалектическом, поступательном характере
истории, о единстве и многообразии исторического процесса, о его закономерном
характере, о прогрессе и его критерии (история - "прогресс в сознании
свободы"), о диалектике свободы и необходимости, о важности применения
диалектического метода при исследовании истории и др.
Особо следует выделить "прозорливость"
Гегеля в том, что основой деятельности людей (т.е. всемирной истории) является
деятельность экономическая, т.е. труд - преобразование природы с помощью орудий
труда. В своих орудиях, - подчеркивал немецкий философ, - человек обладает
властью над внешней природой, но в своих целях он подчинен ей. Это высказывание
- "зародыш" материалистического понимания истории (исторического
материализма).
Вместе с тем в анализе мировой
истории у Гегеля немало недостатков: идеализм; "герметический историзм"
(метафизичность) - остановил развитие истории в "германском мире"; - национализм;
затушевывание социальных противоречий; "мнимый критицизм" - апологетика
существующего, и ряд других.
Абсолютным духом немецкий
философ называл формы общественного сознания, которые он сделал предметом
специального рассмотрения. В разделе "Абсолютный дух" Гегель
стремился рассмотреть эти формы во взаимосвязи и субординации между собой и
другими сторонами социальной жизни.
Абсолютный дух, согласно Гегелю,
самораскрывался в трех основных формах: в искусстве, религии и философии. В
искусстве он познается в форме созерцания, в религии - в форме представления, в
философии - в форме понятия, т.е. как "мыслящее рассмотрение". Но при
этом он ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как "науку
наук".
Вместе с тем Гегель изобразил
историю философской мысли не как "перечень мнений", а как
закономерный процесс движения мысли к истине. В этом процессе
выкристаллизовываются категории, являющиеся центральными для данной философской
системы. Предшествующее философское учение в "снятом виде" входит в
более поздние учения. Один из серьезных недостатков историко-философской
концепции Гегеля - "третирование материализма". Второй недостаток - объявление
своей философской системы конечным пунктом, "венцом развития" мировой
философской мысли.
Гегель оказал огромное влияние
на философию 19 века. Многочисленные ученики и последователи разделились на
"правое", "левое" и "ортодоксальное" (К. Михлет,
К. Розенкранц) гегельянство.
Правые гегельянцы (К. Гешель, Г.
Хинрикс) предлагали теологическую интерпретацию философии Гегеля, левые (А. Руге,
Б. Бауэр и др.) радикализировали идеи учителя, порой давая им атеистическое или
даже революционное истолкование. В недрах левого гегельянства возникло широкое
движение "младогегельянцев", вобравшего в себя философские учения Л. Фейербаха,
К. Маркса, Ф. Энгельса и др.
Согласно известной, хотя и
небесспорной формуле, Фейербах "перевернул Гегеля с головы на ноги", лишив
самостоятельного существования его "абсолютную идею" и объявив Бога
проекцией человеческой сущности. Марксисты же считали реформированную
гегелевскую философию одним из важнейших источников новой идеологии рабочего
класса. Знаменитый тезис Гегеля "действительное разумно, разумное
действительно" был истолкован ими в смысле необходимости сознательного
преобразования мира. В конце 19 - начале 20 вв. возникает неогегельянство,
отзвуки которого слышны и по сей день в неомарксизме, герменевтике и др. философских
направлениях.
1.
Гегель Г. В.Ф. Сочинения, т. I-XIV.М.
- Л., 1929-1959.
2.
Гегель Г. В.Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн.С. - Пб, 1993-1994.
3.
Гегель Г. В.Ф. Философия права. М., 1990.
4.
Гегель Г. В.Ф. Наука логики. Т.1-3.М., 1970-1972.
5.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
6.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М., 1989.
7.
Курбатов В.И. История философии: конспект. Ростов н/Д, 1997.
8.
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские
очерки и портреты. М., 1991.
9.
Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998.
10.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX
века. М., 1976.
11.
Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991.
[1]
Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 3. М., 1972. С. 65.
[2]
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии.,
кн. 1. С.-Пб, 1993, с. 39.
[3]
Гегель Г. В. Ф. Соч., т. II. М.-Л., 1934, с. 28.
Страницы: 1, 2
|