| Философские направления |
Философские направления
|
Китайская философия - имеет длительную
историческую традицию. Истоки ее возникновения восходят к началу 1
тысячелетия до н.э. Уже в 8-5 вв д.н.э имело широкое распространение учение о
пяти стихиях, или первоэлементов природы. Древнекитайские ученые учили, что
связи пяти «первооснов»: воды, огня, металла, дерева и земли – создают все
многообразие явлений и вещей. Существовала и др система выделения
«первооснов» реального мира. В «Книге перемен» («Инзин») названы уже восемь
таких «первооснов», взаимодействие которых образует различные ситуации
действительности. Одновременно происходило становление главных принципов
учений о противоположных и взаимосвязанных силах инь и ян действие которых
рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе. Они являлись
символами света и тьмы, положительного и отрицательного, мужского и женского
начал в природе.
|
Даосизм - учение о дао, или "пути"
(вещей), возникло в Китае в 6-5 вв д.н.э. Основоположником Даосизма
считается Лао-Цзы. Даосизм выступал против господства и угнетения, призывал
вернуться к первобытной общинной жизни. Соблюдение естественных законов (Дао)
жизни, согласно Ян Чжу, позволяет человеку «сохранить свою природу в
целости», а по словам Инь Вэня оно необходимо также для приобретения
человеком мудрости и познания им истины.
|
Лао-Цзы (6-5 вв д.н.э) призывал следовать
природе, жить естественной жизнью. Его основная идея изложена в книге «Дао дэ
цзин». Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному «пути»-дао. В
мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они пререходят в свою
противоположность. Человек должен следовать естественности вещей,
отказываться от мудрствования.
|
|
|
Чжуанцзы назвал мышление «зеркалом неба и
земли». В качестве предмета познания он выдвинул диалектику единого и многого,
абсолютного и относительного, постоянного и изменчивого. Однако Чжуанцзы
стремился к абсолютизированного единого во многом, покоя в жизни, к
обособлению дао от вещей, что послужило идейной основой его теории «недеяния»
ставшей одним из идейных источников формирования религии Даосизма на рубеже
н.э.
|
|
|
Ян Чжу (395-335 гг д.н.э). В своем учении
выступал с позиции наивного материализма, резко критиковал религиозные
представления и веру в бессмертие. По его мнению все события и явления
природы и общества подчинены действию принципа естественной необходимости,
который он определял как судьбу. Поэтому его взгляды не свободны от элементов
фаталистического детерминизма. Ян Чжу заявлял, что все подвержено гибели и
уничтожению.
|
|
Конфуцианство
|
Одно из ведущих идейных течений в древнем
Китае. Основоположник – К.-Конфуций (551-479 гг д.н.э), взгляды которого были
изложены его последователями в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).
Центральное место в учении Кофуция занимает концепция «жэнь»
(«человеколюбие»), представляющая собой систему идей «чжун». Согласно
Конфуцию, судьба человека определяется «небом», и то, что люди делятся на
«благородных» и «низких», не может быть изменено. Младший должен безропотно
подчиняться старшему, нежестоящий – вышестоящему. Видным последователем
Конфуция был Мэнцзы, связывающий социалдьное неравенство с «небесной волей».
Другой сторонник Конфуция, Сюньцзы, создал материалистическое учение, по
которому «небо» представляет собой часть природы и лишенного сознания.
|
|
Школа моистов
|
|
Досократики - условное название группы
деятелей начального периода древнегреческой философии (7-4 вв д.н.э).
Условным это название является потому, что мн извиднейших досократиков
действовали после жизни Сократа. Неусловным в этом названии является то, что
досократики еще не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека,
об отношении мышления к бытию, об имманентной диалектике мышления и
ограничивались лишь учением о природе, космосе, о чувственно-наглядной и
объективной реальности.
|
Милетская школа (ионийская) - древнейшая
материалистическая школа в Греции; первые ее представители относятся к 6 в
д.н.э. Милет был тогда крупнейшим цуентром торговли, мореплавания, культуры,
что обусловило широкий горизонт и научные интересы выдающихся милетцев, к которым
относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Единством, лежащим в основе
бесконечного многообразия явлений, они считали нечто вещественное, телесное,
особенное - воду, воздух, и т.д.
|
Фалес (625-547 гг д.н.э).
1. Напоминает жизненную мудрость. Самое
трудное - познать самого себя, самое легкое - давать советы другим
2. Высказывания, представляющие своеобразный
переход от жизненной мудрости к философии, но еще не собственной.
"Что старше всего? Бог, ибо он не
рожден."
"Что сильнее всего? Необходимость, она
непреодолима ...."
"Что мудрее всего? Время, оно
...."
3. Собственная философия, его понимание
мира. В ней, всю систему знаний он излагает в виде 2-х комплексов идей:
комплекса "воды" и комплекса "души"
|
|
Анаксимандр (610-546 гг Д.н.э).
Анаксимандр ввел понятие первоначала всего
сущего - " архе" ("начало", "принцип") и считал
таким первоначалом апейрон. В айпероне возникает противоположность горячего и
холодного; их борьба порождает космос; горячее проявляется как огонь, холодное
превращается в небо и землю. Анаксимандр впервые в историии высказал идею
эволюции: человер, подобно др. живым существам, произошол от рыбы.
|
|
Анаксимен (585-525 гг д.н.э).
Ученик Анаксимандра. По его учению все сущее
происходит из первоматерии - воздуха - и обратно в нее возвращается. Воздух
бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду
и, наконец, землю и камни, разрежаясь - превращается в огонь. Здесь видна
идея перехода количества в качество. Воздух объемлет все: он и душа, и
всеобщая среда для бесчисленных миров вселенной.
|
|
Гераклит Эфесский (544-483 гг д.н.э)
|
По Гераклиту, первовещенство природы -
огонь, ибо он наиболее способен к изменению и подвижен. Из огная произошол
мир в целом, отдельные вещи и даже души. "Этот космом, оди н тот же для
всего существующего, не создал никакой бог и никаной человек, но всегда он
был, есть и будет вечно живым огнем, мерами, загорающимися и мерами
потухающим". В осное познания лежат ощущения. Однако только мышление
приводит к мудрости. Если бы нечто осталось скрытым от света, воспринимаемого
чувствами, оно не могла бы укрыться от света разума.
|
|
Пифагорейцы
|
Пифагорейцы - последователи Пифагора и
острова Самоса (580- 500 гг д.н.э). Пифагорейская школа, получившая особенно
большое влияние в 4 в д.н.э., внесла ценный вклад в развитие математики и
астрономии. Однако, абсолютизировав абстракцию количества и оторвав его от
материальных вещей, Пифагорейцы пришли к выводу о том, что количественные
отношения являются сущностью вещей. Так, открыв, что количественно определенный
интервал лежит в основе музыкальных тонов и гармонии. В эпоху упадка
античного рабовладельческого об-ва пифагорейская мистика чисел была усвоена и
воскрешена в неоплатонизме и неопифагореизме.
|
|
Демокрит из Абдер (460-370 гг д.н.э)
|
Демокрит - древнегречески философ -
материалист, ученик Левкиппа. Демокрит - один из основателей атомистики.Он
признавал два первоначала: атомы и пустоту. При этом атомы. Т.е неделимые
частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и
отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Др.
свойства, такие, как звук, цвет, вкус и т.д., атомам не присуще, а существуют
лищь условно, "не по природе самих вещей".
|
|
Элейская школа.
Элеаты, или элейцы, - древнегреческая
философская школа 6-5 вв д.н.э., возникшая в городе Элее; идеологическая
тенденция Элейцев усиливалась по мере развития школы. Против
стихийно-диалектического возрения милетской школы и Гераклита об изменчивости
первоосновы элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного
бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это положение влекло
за собой принижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем
послужило одним из источников идеализма Платона.
|
Ксенофан Колофонский (6-5 вв д.н.э).
Известен как один из первых критиков
антропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии: настаивал на том, что люди
создают богов только по своему образу и подобию и что всякое животное, если
бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в виде виде того или иного
животного. Трактуя вместе со всеми досократиками бытие чвисто материально, а
имеено как землю, воду и то, что из них произошло, К., однако уже дошол до
той степени абстракции, к-рая заставляла его видеть бытие везде одинаковым,
тождественным себе и однородным, неизменным.
|
|
|
Зенон Элейский (490-430 гг д.н.э).
Впервые ввел в употребление диалогическую
форму в философии. Известен своими парадоксами, поставившими в отрицательной
форме важнейшие вопросы о диалектической природе движения. Для З., бытие
непротиворечиво, поэтому противиречивое бытие - мнимое (кажущееся) бытие.
Парадоксы Зенона сводятся к доказательству того, что:
1) логически невожможно мыслить
множественность вещей
2) допущение движения приводит к
противоречию.
|
|
|
Пармеид (540-470 гг д.н.э).
Мир Пармеид представляет себе в виде
неподвижного и сплошь заполненного шара. Паремеид резкопротивопоставлял
"учение истины" (о том что истинное бытие едино, вечно, неподвижно,
неизменно, неделимо, не содержит пустоты) "учению мнения" (о том,
что существует множество вещей - возникающих и преходящих, движущихся,
делимых на части, отделенных друг от друга пустотой). "Учение
истины" достоверно, "учение мнения" лишь правдоподобно.
"Учение истины" П сознательно направлял против диалектики Гераклита
и его последователей. В "учении мнения" П излагал свои
астрономические, физические и физиологические гипотезы.
Наивно-материалистическая "физиика" П исходит из допущения двух
начал: активного - огненного, светлого и инертного - темного.
|
|
Плюрализм
|
Плюрализм (лат pluralis - множественный) -
концепция, противопололжная моизму, по которой все существующее состоит из
множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу,
Точка зрения П лежала в основе монадологии Лейбница. Склонность к П выражает
стремление современных идеалистов (прагматистов, неопозитивистов,
экзистенциализмов и др.) возвысится над материалистическим и идеологическим
моизмом. В социологии П служит основаниемдля отрицания единой определяющей
основы об-ва, для взгляда на историю как на на поток случайных событий,
следовательно, для отказа от анализа объективных законов развития общества.
Конуепция П используется для дискредитации монистической философской основяч
марксизма-ленинизма, а также политической системы социализма.
|
Классический период.
|
Сократ (469-399 гг д.н.э.).
|
Сократ - древнегреч философ, учение
которого знаменут поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил
и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен
Аристипп. Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на
основании свидетельств Платона и Аристотеля. Строение мира, физическая
природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание
предмета пазнания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Высшая
задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Знание, по
Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через
определения, а обобщаются через индукцию.
|
|
Платон (428.427-348.347 гг д.н.э).
|
Основатель объективного идеализма, автор
свыше 30 философских диалогов("Софист", "Парменид",
"Теэтет"). Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно
боролся против материалистических учений всоего времени. Широко использовал
учения Сократа, пифагорейцев, Пармеида и Гераклита. Для объяснения бытия
развивал теорию о существовании бестелесых форм вещей, которые называл
«видами» и ли «идеями» и которые отожествлял с бытием. «Идеям» Платон
противопоставлял небытие. Отожествленное с материей и пространством.
Чувственный мир, по Платону, порождение «идей» и «материи», занимает
срединное положение между ними. В центре космологии Платон учение о «мировой
душе», психологии – учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела,
но способно к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от
различий познаваемых предметов.
|
|
Аристотель (384-322 гг д.н.э).
|
Родился в Стагире, во Фракии; образование
получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую теорию
бестелесых форм ("идей"), однакополностью преодолеть платоновский
идеализм не смог, колеблясь "между идеализмом м материализмом".
Основал в Афинах (335) собственную школу (Ликей). В философии Аристотель
различал :
1)
теоретическую часть – учение о бытии, его частях
причинах и началах,
2)
практическую часть – о человеческой деятельности,
3)
поэтическую – о творчестве.
Предмет науки – общее, постигаемое умом. Но
общее существует только в чувственно воспринимаемом единичном и познается
через него: условие познания общего – индуктивное обобщение, а оно невозможно
без чувственного восприятия. Аристотель принавал четыре причины:
1)
материю, или пассивную возможность становления,
2)
форму (сущность, суть бытия), действительность
того, что в материи дано лишь как возможность,
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|