рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философские направления

Философские направления

Китайская философия - имеет длительную историческую традицию. Истоки ее возникновения восходят к началу 1 тысячелетия до н.э. Уже в 8-5 вв д.н.э имело широкое распространение учение о пяти стихиях, или первоэлементов природы. Древнекитайские ученые учили, что связи пяти «первооснов»: воды, огня, металла, дерева и земли – создают все многообразие явлений и вещей. Существовала и др система выделения «первооснов» реального мира. В «Книге перемен» («Инзин») названы уже восемь таких «первооснов», взаимодействие которых образует различные ситуации действительности. Одновременно происходило становление главных принципов учений о противоположных и взаимосвязанных силах инь и ян действие которых рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе. Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, мужского и женского начал в природе.

Даосизм - учение о дао, или "пути" (вещей), возникло в Китае в 6-5 вв д.н.э.  Основоположником Даосизма считается Лао-Цзы. Даосизм выступал против господства и угнетения, призывал вернуться к первобытной общинной жизни. Соблюдение естественных законов (Дао) жизни, согласно Ян Чжу, позволяет человеку «сохранить свою природу в целости», а по словам Инь Вэня оно необходимо также для приобретения человеком мудрости и познания им истины.

Лао-Цзы (6-5 вв д.н.э) призывал следовать природе, жить естественной жизнью. Его основная идея изложена в книге «Дао дэ цзин». Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному «пути»-дао. В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они пререходят в свою противоположность. Человек должен следовать естественности вещей, отказываться от мудрствования.



Чжуанцзы назвал мышление «зеркалом неба и земли». В качестве предмета познания он выдвинул диалектику единого и многого, абсолютного и относительного, постоянного и изменчивого. Однако Чжуанцзы стремился к абсолютизированного единого во многом, покоя в жизни, к обособлению дао от вещей, что послужило идейной основой его теории «недеяния» ставшей одним из идейных источников формирования религии Даосизма на рубеже н.э.




Ян Чжу (395-335 гг д.н.э). В своем учении выступал с позиции наивного материализма, резко критиковал религиозные представления и веру в бессмертие. По его мнению все события и явления природы  и общества подчинены действию принципа естественной необходимости, который он определял как судьбу. Поэтому его взгляды не свободны от элементов фаталистического детерминизма. Ян Чжу заявлял, что все подвержено гибели и уничтожению.



Конфуцианство


Одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. Основоположник – К.-Конфуций (551-479 гг д.н.э), взгляды которого были изложены его последователями в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Центральное место в учении Кофуция занимает концепция «жэнь» («человеколюбие»), представляющая собой систему идей «чжун». Согласно Конфуцию, судьба человека определяется «небом», и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нежестоящий – вышестоящему. Видным последователем Конфуция был Мэнцзы, связывающий социалдьное неравенство с «небесной волей». Другой сторонник Конфуция, Сюньцзы, создал материалистическое учение, по которому «небо» представляет собой часть природы и лишенного сознания.


Школа моистов



Досократики - условное название группы деятелей начального периода древнегреческой философии (7-4 вв д.н.э). Условным это название является потому, что мн извиднейших досократиков действовали после жизни Сократа. Неусловным в этом названии является то, что досократики еще не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления к бытию, об имманентной диалектике мышления и ограничивались лишь учением о природе, космосе, о чувственно-наглядной и объективной реальности.

Милетская школа (ионийская) - древнейшая материалистическая школа в Греции; первые ее представители относятся к 6 в д.н.э. Милет был тогда крупнейшим цуентром торговли, мореплавания, культуры, что обусловило широкий горизонт и научные интересы выдающихся милетцев, к которым относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Единством, лежащим в основе бесконечного многообразия явлений, они считали нечто вещественное, телесное, особенное - воду, воздух, и т.д.

Фалес (625-547 гг д.н.э).

1. Напоминает жизненную мудрость. Самое трудное - познать самого себя, самое легкое - давать советы другим

2. Высказывания, представляющие своеобразный переход от жизненной мудрости к философии, но еще не собственной.

"Что старше всего? Бог, ибо он не рожден."

"Что сильнее всего? Необходимость, она непреодолима ...."

"Что мудрее всего? Время, оно ...."

3. Собственная философия, его понимание мира. В ней, всю систему знаний он излагает в виде 2-х комплексов идей: комплекса "воды" и комплекса "души"


Анаксимандр (610-546 гг Д.н.э).

Анаксимандр ввел понятие первоначала всего сущего - " архе" ("начало", "принцип") и считал таким первоначалом апейрон. В айпероне возникает противоположность горячего и холодного; их борьба порождает космос; горячее проявляется как огонь, холодное превращается в небо и землю. Анаксимандр впервые в историии высказал идею эволюции: человер, подобно др. живым существам, произошол от рыбы.


Анаксимен (585-525 гг д.н.э).

Ученик Анаксимандра. По его учению все сущее происходит из первоматерии - воздуха - и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь - превращается в огонь. Здесь видна идея перехода количества в качество. Воздух объемлет все: он и душа, и всеобщая среда для бесчисленных миров вселенной.


Гераклит Эфесский (544-483 гг д.н.э)

По Гераклиту, первовещенство природы - огонь, ибо он наиболее способен к изменению и подвижен. Из огная произошол мир в целом, отдельные вещи и даже души. "Этот космом, оди н тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никаной человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами, загорающимися и мерами потухающим". В осное познания лежат ощущения. Однако только мышление приводит к мудрости. Если бы нечто осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могла бы укрыться от света разума.


Пифагорейцы

Пифагорейцы - последователи Пифагора и острова Самоса (580- 500 гг д.н.э). Пифагорейская школа, получившая особенно большое влияние в 4 в д.н.э., внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии. Однако, абсолютизировав абстракцию количества и оторвав его от материальных вещей, Пифагорейцы пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей. Так, открыв, что количественно определенный интервал лежит в основе музыкальных тонов и гармонии. В эпоху упадка античного рабовладельческого об-ва пифагорейская мистика чисел была усвоена и воскрешена в неоплатонизме и неопифагореизме.


Демокрит из Абдер (460-370 гг д.н.э)

Демокрит - древнегречески философ - материалист, ученик Левкиппа. Демокрит - один из основателей атомистики.Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. При этом атомы. Т.е неделимые частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Др. свойства, такие, как звук, цвет, вкус и т.д., атомам не присуще, а существуют лищь условно, "не по природе самих вещей".


Элейская школа.

Элеаты, или элейцы, - древнегреческая философская школа 6-5 вв д.н.э., возникшая в городе Элее; идеологическая тенденция Элейцев усиливалась по мере развития школы. Против стихийно-диалектического возрения милетской школы и Гераклита об изменчивости первоосновы элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это положение влекло за собой принижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона.

Ксенофан Колофонский (6-5 вв д.н.э).

Известен как один из первых критиков антропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии: настаивал на том, что люди создают богов только по своему образу и подобию и что всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло  бы их в виде виде того или иного животного. Трактуя вместе со всеми досократиками бытие чвисто материально, а имеено как землю, воду и то, что из них произошло, К., однако уже дошол до той степени абстракции, к-рая заставляла его видеть бытие везде одинаковым, тождественным себе и однородным, неизменным.



Зенон Элейский (490-430 гг д.н.э).

Впервые ввел в употребление диалогическую форму в философии. Известен своими парадоксами, поставившими в отрицательной форме важнейшие вопросы о диалектической природе движения. Для З., бытие непротиворечиво, поэтому противиречивое бытие - мнимое (кажущееся)  бытие. Парадоксы Зенона сводятся к доказательству того, что:

1) логически невожможно мыслить множественность вещей

2) допущение движения приводит к противоречию.



Пармеид (540-470 гг д.н.э).

Мир Пармеид представляет себе в виде неподвижного и сплошь  заполненного шара. Паремеид резкопротивопоставлял "учение истины" (о том что истинное бытие едино, вечно, неподвижно, неизменно, неделимо, не содержит пустоты) "учению мнения" (о том, что существует множество вещей - возникающих и преходящих, движущихся, делимых на части, отделенных друг от друга пустотой). "Учение истины" достоверно, "учение мнения" лишь правдоподобно. "Учение истины" П сознательно направлял против диалектики Гераклита и его последователей. В "учении мнения" П излагал свои астрономические, физические и физиологические гипотезы. Наивно-материалистическая "физиика" П исходит из допущения двух начал: активного - огненного, светлого и инертного - темного.


Плюрализм

Плюрализм (лат pluralis - множественный) - концепция, противопололжная моизму, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу, Точка зрения П лежала в основе монадологии Лейбница. Склонность к П выражает стремление современных идеалистов (прагматистов, неопозитивистов, экзистенциализмов и др.) возвысится над материалистическим и идеологическим моизмом. В социологии П служит основаниемдля отрицания единой определяющей основы об-ва, для взгляда на историю как на на поток случайных событий, следовательно, для отказа от анализа объективных законов развития общества. Конуепция П используется для дискредитации монистической философской основяч марксизма-ленинизма, а также политической системы социализма.

Классический период.

Сократ (469-399 гг д.н.э.).


Сократ  - древнегреч философ, учение которого знаменут поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен Аристипп. Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Строение мира,  физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета пазнания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию.


Платон (428.427-348.347 гг д.н.э).

Основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов("Софист", "Парменид", "Теэтет"). Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений всоего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Пармеида и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию  о существовании бестелесых форм вещей, которые называл «видами» и ли «идеями» и которые отожествлял с бытием. «Идеям» Платон противопоставлял небытие. Отожествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по Платону, порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. В центре космологии Платон учение о «мировой душе», психологии – учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способно к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов.


Аристотель (384-322 гг д.н.э).

Родился в Стагире, во Фракии; образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую теорию бестелесых форм ("идей"), однакополностью преодолеть платоновский идеализм не смог, колеблясь "между идеализмом м материализмом". Основал в Афинах (335) собственную школу (Ликей). В философии Аристотель различал :

1)       теоретическую часть – учение о бытии, его частях причинах и началах,

2)       практическую часть – о человеческой деятельности,

3)       поэтическую – о творчестве.

Предмет науки – общее, постигаемое умом. Но общее существует только в чувственно воспринимаемом единичном и познается через него: условие познания общего – индуктивное обобщение, а оно невозможно без чувственного восприятия. Аристотель принавал четыре причины:

1)       материю, или пассивную возможность становления,

2)       форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность,

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.