| Философские направления |
3)
начало движения
4)
цель
|
Эллинистический период
|
Эпикур (341-270 гг д.н.э).
|
Эпикур отрицал вмешательство богов в дела
мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним
источником движени. Возрождая атомизм Левкиппа - Демокрита, Эпикур вносит в
него оригинальные изменения: для объяснения возможности столкновение атомов,
движужущихся в пустом пространстве, с одинаковой скоростью, он вводит понятие
спонтанного (внутренне обусловленного) « отклонения» атома от прямой линии.
Это- основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности,
шаг вперед по сравнению с механическим детерменизмом Демокрита. В теории
познания Эпикур – сенсуалист. Ощущения сами по себе всегда истинны, т.к.
исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений.
Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой, атараксия.
|
|
Зенон из Китиона (336-264 гг д.н.э).
|
Основатель стоицизма. Уроженец г.Китиона на
острове Кипр. Учился у Кратеса (киника), затем у Стильпона и Диодора
(Мегарская школа); позднее - у платоника Полемона. В 308 основал в Афинах
школу, получившую название стоической от "стоа пойкилэ" –
узорчатого портика, украшенного фресками. Произведения Зенона дошли до нас в
виде немногочисленных фрагментов. Зенон различал три части философии: логику,
физику и этику. Известно, что Зенон ввел термин «каталепсис» (понятие). По
учению Зенона, представление («фантасия») есть отпечаток («тюпосис») вещей в
душе. Критерием истины Зенон считал «захватывающий образ», поскольку он
связывается с постижением действительности.
|
|
Пиррон (360-270 гг д.н.э.).
|
Основатель античного скептицизма. Об учении
Пиррона известно из сочинений его ученика Тимона. В центре внимания Пиррона -
этика, вопросы счастья и его достижения.Счастье Пиррон понимает как
невозмутимость (Апатия), средство же достижения его - в скептицизме. По
учению Пиррона, мы ничего не можем знать о вещах, поэтому лучше всего
воздержаться от всяких суждений о них: нравственная ценность такого
воздержания – в достижении душевного покоя.
|
Римский период
|
Сенека (4г д.н.э - 65г н.э).
|
Представитель римского стоицизма,
воспитатель императора Нейрона, по приговору которого покончил жизнь
самоубийством. Его труды ("Нравственные письма к Луцилию" и др)
дошли до нас в подлинниках. Учение Сенеки, отражая конфликтность той эпохи, было
крайне противоречиво, Сохраняя пантеизм греческих стоиков, т.е. рассматривая
мир как единое материальное и разумное целое, Сенека разрабатывает главным
образом морально-этические проблемы, при правильном решении которых , по его
словам, достигается спокойствие и невозмутимость духа (атараксия).
|
|
Марк Аврелий Антонин (121 - 180 гг)
|
Философ-стоик, римский император (161-180).
Свои философские воззрения изложил в виде афоризмов в единственном
произведении - "К самому себе". Назревавший кризис Римской империи
обусловил специфику философии Марка Аврелия. В его трактовке стоицизм
окончательно теряет материалистические черты и принимает
религиозно-мистический характер. Бог у Марка – первооснова всего сущего; это
мировой разум, в котором в котором растворяется всякое индивидуальное
сознание после смерти тела. Его этике свойственен фатализм, проповедь
смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и
очищению через само углубление и познания фатальной необходимости, правящей
миром.
|
|
Плотин (205 - 270гг).
|
Древнегреческий философ - идеалист, родом из
Египта, жил в Риме. Плотин - основатель школы неоплатонизма, усилевшей
мистическое содержание учения Платона. Мировой процесс по мнению Плотина,
начинается с непостижимого первоединого начала, которое проявляется вовне
через своего рода «истечение» (эманацию) – сначала как мировой ум, затем как
душа мира, далее как единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин
разумеет небытие. Цель человеческой жизни, по Плотину, - восхождение к
первоединому. Достигается онв посредством сдерживания и обуздания телесных
влечений, а также развитием духовных сил, в т.ч. познавательных. На высшей,
экстатичекой ступени восхождения душа воссоединяется с богом.
|
Средневековый период
|
Блаженный Августин (354-430 гг).
|
Августин Блаженный Аврелий - епископ
гиппонский, христианский богослов и философ-мистик, близкий к неоплатонизму,
влиятельный представитель патристики. Все его мировоззрение носит
фидеистический характер, подчиняясь принципу: "Без веры нет знания, нет
истины». Воззрения Августина – один из источников схоластики. В сочинении « О
граде божием» (426) Августин развил христианскую концепцию всемирной
истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного
предопределения. «Земному граду», «греховному» светскому государству он
противопоставляет «град божий», всемирное господство церкви.
|
|
Фома Аквинский (1225-1274 гг).
|
Средневековый католический теолог,
монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 был причислен к лику
святых (названАквинатом). Объективно-идеалистическая философия Фомы
Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации учения
Аристотеля, приспособления аристотелизма к христианскому вероучению.
Обработка аристотелевской философии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее
материалистических идей и усиления идеалистических элементов (учение о
неподвижном мировом перводвигателе и др.). В спо ре об универсалиях занимал
позиции «умеренного реализма», признавал универсалии трех видов: до единичных
вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после
вещей (в познающем их человеческом разуме). Основные принципы философии –
гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать
бытие бога и отклонить возражения против истин веры.
|
Философия ренессанса
|
Лютер Мартин ( 1483-1546).
|
Виднейший деятель Реформации, основатель
протестанизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жиизни Германии
16-17 вв. Лютеровский перевод библии сыграл выжную роль в формировании
общенационального нем языка. Лютер был сторонииком умеренной бюргерской
реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между
человеком и богом. «Спасение» человека, утверждал он, зависит не от
выполнения «добрых дел», таинств, обрядов, а от искренности его веры.
Источником религиозной веры является не «священное предание» (решения
церковных сборов, суждения пап и т.д.), а само Евангелие. В этих требованиях
выразился конфликт раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и
церковью. Вместе с тем Лютер выступал против доктрин, выражавших материальные
интересы немецкого бюргерства.
|
|
Эразм Ротердамский (1469-1536 гг).
|
Нидерландский философ - гуманист, ученый,
борец со схоластикой, идейный пердшественник Реформации. Рассматривал
возрождение античных наук и искусств как необходимое условие развития
"истинного" христианства. Положил начало филологическому изучению
евангельских книг, с позиций гуманизма критиковал как католичество, так и
оформлявшийся в начале 16 в протестантизм. Высмеивание Эразмом Ротердамским
фанатизма и насилия, национальной ограниченности и религиозной розни,
лицемерия и невежества феодалов и духовенства, ярко изображенных в его
наиболее известной книге « Похвала Глупости» (1509), оказало большое влияние
на гуманистическую традицию во всей Европе.
|
|
Галилей Галилео (1564-1642 гг).
|
Галилей критиковал слепое преклонение перед
авторитетом Аристотеля, догмантическую схоластику и первым начал
систематически применять научный эксперимент в виде математического, и в
особенности геометрического, моделирования явлений природы. Главным
достижением Галилея в механике было установление закона инерции, принципа
относительности, согласно которому равномерное и прямолинейное движение
системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе.
Важнейшие значения в борьбе с религиозными догмами имели астрономические
открытия Галилея, послужившие важным аргументом в пользу истинности
гелиоцентрисской системы Коперника. Он считал, что мир бесконечен, материя
вечна, природа едина. В основе природы лежит строгая причинность неизменных
атомов, подчиняющихся законам механики. Исходным пунктом познания природы
является наблюдение, опыт. Познание внутренней необходимости явлений есть
высшая ступень развития.
|
|
Телезио Бернардино (1509-1588 гг).
|
Призывал к опытному изучению природы,
подчеркивал значение органов чувств как гл источника человеческих знаний,
выступал против умозрительно-силлогистического метода, характерного для
схоластики. Телезио оказал болшое влияние на Бруно и Кампанеллу и стал одним
из предшественников Ф. Бэкона. В истолковании природы Телезио исходил из
того, что материя, заполняющая все пространство (исключая пустоту), столь же
извечное начало, как бог. Подобно другим натур-философам его эпохи, Телезио
придерживался гилозоистических идей. Развитая Телезио система космологических
воззрений сводилась к идее, согласно которой тепло и холод, как
противоположные о одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению,
вступают в борьбу за материю. При этом тепло сконцентрировано на солнца, а
холод – на Земле.
|
|
Бруно Джордано (1548-1600 гг).
|
Борец против схоластической философии и
римско-католической церкви, страстный пропагандист материалистического
мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма. Мировоззрение Бруно
сложилось под влиянием идей античной философии (сначала неоплатонизма и
пифагореизма, а затем материалистов Анаксагора, Эпикура). Последовательно
отожествляя бесконечного бога с природой Бруно еще решительнее, чем Николай
Кузанский, влияние которого он испытывал, утверждал бесконечность самой природы.
|
|
Макиавелли Николо ди Бернардо (1469-1527 гг).
|
Общество, учил Макиавелли, развивается не по
воле бога, а в силу естественных причин. В основе развития истории лежат
"материальный" интерес и сила. М отмечал противоположность
интересов народных масс и правящих классов, выступал за создание сильного
национального государства, свободного от феодальных междоусобиц, способного
подавлять народные волнения. В политической борьбе считал допустимым во имя
великих целей пренебрегать законами морали и применять любые средства,
оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть.
Историческая заслуга Макиавелли состоит в том, что он одним из первых стал
рассматривать государство человеческими глазами и выводить его законы из
разума и опыта, а не из теологии.
|
Философия нового времени
|
Бэкон Роджер (1214-1292 гг).
|
Средневековый английский мыслитель,
провозвестник опытной науки нового времени, идеолог городских ремесленных
слоев. Обличал феодальные нравы, идеологию и политику. Мировоззрение Бэкона непосредственно,
но в нем немало материалистических моментов. Осуждая схоластическое
начетничество и слепое преклонение перед авторитетом, он призывал к опытному
изучению природы, самостоятельным исследованиям и обновлению науки. Защищал
метод познания, основанный на эксперименте и м математике.
|
|
Декарт Рене (1596-1650 гг).
|
Французский философ, математик, физик,
физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. Философия Декарта связана с
его математикой, космологией и физикой. В зависимости от математических и
физических исследований Декарта сложилось его учение о материи, или телесной
субстанции. Декарт отожествлял материю с протяжением. Это означало, что
всякая протяженность телесна и абсолютно пустого пространства не существует,
а плотность и геометрические свойства составляют сущность телесности. В
материалистическую физику Декарт вторгается, однако дуализм: общая причина
вторжения, по Декарту – бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем
и сохраняет в ней одно и то же общее количество движения и покоя.
|
|
Спиноза Барух (1632-1677 гг).
|
Учение Спинозы сложилось в исторической
обстановке, сделавшей Нидерланды после освобождения от ига испанской
феодальной монархии передовой капиталистической страной. Вместе с передовыми
учеными 17в. – Ф.Бэконом и Декартом – Спиноза целью знания считал завоевание
господства над природой и совершенствование человека. Учение своих
предшественников Спиноза дополнил учением о свободе: он показал, как возможна
– в рамках необходимости – человеческая свобода. А противоположность Декарту,
Спиноза считал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя (causa
sui), не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Как
«природа творящая», она есть субстанция, или, как он ее называл, бог.
|
|
Джон Локк (1632-1704 гг).
|
Английский философ – материалист. В основном
труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) развил теорию познания
материалистического эмпиризма, осложненного влиянием номинализма Гоббса и
рационализма Декарта. Решительно отвергнув учения Декарта и кембриджских платоников
о врожденных идеях. Локк единственным источником всех идей объявляет опыт.
Идеи, по Локку, возникают или в следствии действия внешних вещей на органы
чувств (идеи ощущения), или вследствие внимания, направленного на состояние и
деятельность души.
|
|
Беркли Джордж (1685-1753 гг).
|
Исходя из того, что человек непосредственно
воспринимает только свои «идеи» (ощущения), Беркли пришел к выводу, что
существование вещей состоит в их воспринимаемости (esse est percipi)/ Идеи, по Беркли, усваиваются бестелесной субстанцией, человеческой
душой, которая обладает способностями воспринимать идеи (разум) и в
определенных пределах вызывать их или воздействовать на них (воля). Стремясь
избежать солипсизма, Беркли признает множественность духовных субстанций,
сотворенных «бесконечным духом», богом.
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|