рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философские направления

3)       начало движения

4)       цель

Эллинистический период

Эпикур (341-270 гг д.н.э).

Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движени. Возрождая атомизм Левкиппа - Демокрита, Эпикур вносит в него оригинальные изменения: для объяснения возможности столкновение атомов, движужущихся в пустом пространстве, с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) « отклонения» атома от прямой линии. Это- основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности, шаг вперед по сравнению с механическим детерменизмом Демокрита. В теории познания Эпикур – сенсуалист.  Ощущения сами по себе всегда истинны, т.к. исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой, атараксия.


Зенон из Китиона (336-264 гг д.н.э).

Основатель стоицизма. Уроженец г.Китиона на острове Кипр. Учился у Кратеса (киника), затем у Стильпона и Диодора (Мегарская школа); позднее - у платоника Полемона. В 308 основал в Афинах школу, получившую название стоической от "стоа пойкилэ" – узорчатого портика, украшенного фресками. Произведения Зенона дошли до нас в виде немногочисленных фрагментов. Зенон различал три части философии: логику, физику и этику. Известно, что Зенон ввел термин «каталепсис» (понятие).  По учению Зенона, представление («фантасия») есть отпечаток («тюпосис») вещей в душе. Критерием истины Зенон считал «захватывающий образ», поскольку он связывается с постижением действительности.


Пиррон (360-270 гг д.н.э.).

Основатель античного скептицизма. Об учении Пиррона известно из сочинений его ученика Тимона. В центре внимания Пиррона - этика, вопросы счастья и его достижения.Счастье Пиррон понимает как невозмутимость (Апатия), средство же достижения его - в скептицизме. По учению Пиррона, мы ничего не можем знать о вещах, поэтому лучше всего воздержаться от всяких суждений о них: нравственная ценность такого воздержания – в достижении душевного покоя. 

Римский период

Сенека (4г д.н.э - 65г н.э).

Представитель римского стоицизма, воспитатель императора Нейрона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством. Его труды ("Нравственные письма к Луцилию" и др) дошли до нас в подлинниках. Учение Сенеки, отражая конфликтность той эпохи, было крайне противоречиво, Сохраняя пантеизм греческих стоиков, т.е. рассматривая мир как единое материальное и разумное целое, Сенека разрабатывает главным образом морально-этические проблемы, при правильном решении которых , по его словам, достигается спокойствие и невозмутимость духа (атараксия).


Марк Аврелий Антонин (121 - 180 гг)

Философ-стоик, римский император (161-180). Свои философские воззрения изложил в виде афоризмов в единственном произведении - "К самому себе". Назревавший кризис Римской империи  обусловил специфику философии Марка Аврелия. В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у Марка – первооснова всего сущего; это мировой разум, в котором в котором растворяется всякое индивидуальное сознание после смерти тела. Его этике свойственен фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через само углубление и познания фатальной необходимости, правящей миром.


Плотин (205 - 270гг).

Древнегреческий философ - идеалист, родом из Египта, жил в Риме. Плотин - основатель школы неоплатонизма, усилевшей мистическое содержание учения Платона. Мировой процесс по мнению Плотина, начинается с непостижимого первоединого начала, которое проявляется вовне через своего рода «истечение» (эманацию) – сначала как мировой ум, затем как душа  мира, далее как единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин разумеет небытие.  Цель человеческой жизни, по Плотину,  - восхождение к первоединому. Достигается онв посредством сдерживания и обуздания телесных влечений, а также развитием духовных сил, в т.ч.  познавательных. На высшей, экстатичекой ступени восхождения душа воссоединяется с богом.

Средневековый период

Блаженный Августин (354-430 гг).

Августин Блаженный Аврелий - епископ гиппонский, христианский богослов и философ-мистик, близкий к неоплатонизму, влиятельный представитель патристики. Все его мировоззрение носит фидеистический характер, подчиняясь принципу: "Без веры нет знания, нет истины». Воззрения Августина – один из источников схоластики. В сочинении « О граде божием» (426)  Августин развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного предопределения. «Земному граду», «греховному» светскому государству он противопоставляет «град божий», всемирное господство церкви.


Фома Аквинский (1225-1274 гг).

Средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 был причислен к лику святых (названАквинатом). Объективно-идеалистическая философия Фомы Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к христианскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее материалистических идей и усиления идеалистических элементов (учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). В спо ре об универсалиях занимал позиции «умеренного реализма», признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Основные принципы философии – гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры.

Философия ренессанса

Лютер Мартин ( 1483-1546).

Виднейший деятель Реформации, основатель протестанизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жиизни Германии 16-17 вв. Лютеровский перевод библии сыграл выжную роль в формировании общенационального нем языка. Лютер был сторонииком умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. «Спасение» человека, утверждал он, зависит не от выполнения «добрых дел», таинств, обрядов, а от искренности его веры. Источником религиозной веры является не «священное предание» (решения церковных сборов, суждения пап и т.д.), а само Евангелие. В этих требованиях выразился конфликт  раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Лютер выступал против доктрин, выражавших материальные интересы немецкого бюргерства.


Эразм Ротердамский (1469-1536 гг).

Нидерландский философ - гуманист, ученый, борец со схоластикой, идейный пердшественник Реформации. Рассматривал возрождение античных наук и искусств как необходимое условие развития "истинного" христианства. Положил начало филологическому изучению евангельских книг, с позиций гуманизма критиковал как католичество, так и оформлявшийся в начале 16 в протестантизм. Высмеивание Эразмом Ротердамским  фанатизма и насилия, национальной ограниченности и религиозной розни, лицемерия и невежества феодалов и духовенства, ярко изображенных в его наиболее известной книге « Похвала Глупости» (1509), оказало большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе.


Галилей Галилео (1564-1642 гг).

Галилей критиковал слепое преклонение перед авторитетом Аристотеля, догмантическую схоластику и первым начал систематически применять научный эксперимент в виде математического, и в особенности геометрического, моделирования явлений природы. Главным достижением Галилея в механике было установление закона инерции, принципа относительности, согласно которому равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Важнейшие значения в борьбе с религиозными догмами имели астрономические открытия Галилея, послужившие важным аргументом в пользу истинности гелиоцентрисской системы Коперника. Он считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. В основе природы лежит строгая причинность неизменных атомов, подчиняющихся законам механики. Исходным пунктом познания природы является наблюдение, опыт. Познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень развития.


Телезио Бернардино (1509-1588 гг).


Призывал к опытному изучению природы, подчеркивал значение органов чувств как гл источника человеческих знаний, выступал против умозрительно-силлогистического метода, характерного для схоластики. Телезио оказал болшое влияние на Бруно и Кампанеллу и стал одним из предшественников  Ф. Бэкона. В истолковании природы Телезио исходил из того, что материя, заполняющая все пространство (исключая пустоту), столь же извечное начало, как бог. Подобно другим натур-философам его эпохи, Телезио придерживался гилозоистических идей. Развитая Телезио система космологических воззрений сводилась к идее, согласно которой тепло и холод, как противоположные  о одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению, вступают в борьбу за материю. При этом тепло сконцентрировано на солнца, а холод – на Земле.


Бруно Джордано (1548-1600 гг).

Борец против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма. Мировоззрение Бруно сложилось под влиянием идей античной философии (сначала неоплатонизма и пифагореизма, а затем материалистов Анаксагора, Эпикура). Последовательно отожествляя бесконечного бога с природой Бруно еще решительнее, чем Николай Кузанский, влияние которого он испытывал, утверждал бесконечность самой природы.


Макиавелли Николо ди Бернардо (1469-1527 гг).


Общество, учил Макиавелли, развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе развития истории лежат "материальный" интерес и сила. М отмечал противоположность интересов народных масс и правящих классов, выступал за создание сильного национального государства, свободного от феодальных междоусобиц, способного подавлять народные волнения. В политической борьбе считал допустимым во имя великих целей пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Историческая заслуга Макиавелли состоит в том, что он одним из первых стал рассматривать государство человеческими глазами и выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии.

Философия нового времени

Бэкон Роджер (1214-1292 гг).

Средневековый английский мыслитель, провозвестник опытной науки нового времени, идеолог городских ремесленных слоев. Обличал феодальные нравы, идеологию и политику. Мировоззрение Бэкона непосредственно, но в нем немало материалистических моментов. Осуждая схоластическое начетничество и слепое преклонение перед авторитетом, он призывал к опытному изучению природы, самостоятельным исследованиям и обновлению науки. Защищал метод познания, основанный на эксперименте и м математике.


Декарт Рене (1596-1650 гг).

Французский философ, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. Философия Декарта связана с его математикой, космологией и физикой. В зависимости от математических и физических исследований Декарта сложилось его учение о материи, или телесной субстанции. Декарт отожествлял материю с протяжением. Это означало, что всякая протяженность телесна и абсолютно пустого пространства не существует, а плотность и геометрические свойства составляют сущность телесности. В материалистическую физику Декарт вторгается, однако дуализм: общая причина вторжения, по Декарту – бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее количество движения и покоя.


Спиноза Барух (1632-1677 гг).

Учение Спинозы сложилось в исторической обстановке, сделавшей Нидерланды после освобождения от ига испанской феодальной монархии передовой капиталистической страной. Вместе с передовыми учеными 17в. – Ф.Бэконом и Декартом – Спиноза целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учение своих предшественников Спиноза дополнил учением о свободе: он показал, как возможна – в рамках необходимости – человеческая свобода. А противоположность Декарту, Спиноза считал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя (causa sui), не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как он ее называл, бог.


Джон Локк (1632-1704 гг).

Английский философ – материалист. В основном труде «Опыт о человеческом разуме»  (1690) развил теорию познания материалистического эмпиризма, осложненного влиянием номинализма Гоббса и рационализма Декарта. Решительно отвергнув учения Декарта и кембриджских платоников о врожденных идеях. Локк единственным источником всех идей объявляет опыт. Идеи, по Локку, возникают или в следствии действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), или вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души.


Беркли Джордж (1685-1753 гг).


Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои «идеи» (ощущения), Беркли пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости (esse est percipi)/ Идеи, по Беркли, усваиваются бестелесной субстанцией, человеческой душой, которая обладает способностями воспринимать идеи (разум) и в определенных пределах вызывать их или воздействовать на них (воля). Стремясь избежать солипсизма, Беркли признает множественность духовных субстанций, сотворенных «бесконечным духом», богом.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.