Формами (способами) существования и
движения материи являются: физическая (мир атомов и кварков, элементарных
частиц), химическая (мир молекул неживой и живой природы, клеточное строение);
биологическая (живые организмы и популяции), социальная (жизнедеятельность
людей в обществе на основе трудовой деятельности, языка и сознания).
В эволюции биосферы Земли как высшей
стадии развития макромира и в мегамире специально выделяются три формы
существования материи: экологическая (биосфера), геологическая (планеты) и
космическая (звездные системы, галактики Вселенная) формы движения. На пороге
XXI века наука вплотную подошла к тому, чтобы объяснить возникновение материи
не на основе мифов, верований или логических спекуляций, а используя имеющиеся
точные знания синергетики, космической физики и других наук. Существует
концепция, согласно которой материя возникла из состояния неустойчивости
неравновесной системы - квантового вакуума. Квантовый вакуум трактуется как бы
формой материи, способной при определенных условиях приводить к возникновению
из нее вещественных частиц. Он отличается от «ничто» тем, что имеет
универсальные постоянные как аналог всеединства. Несомненно, в таком понимании
квантового вакуума много допущений и предположений, но достаточно и точных
данных.
Процесс возникновения материи
представляется следующими этапами. Квантовый вакуум осуществляет спонтанную
флуктацию (появление ненаблюдаемых, промежуточных, возникающих и тут же
исчезающих частиц). Но такие частицы «успевают» взаимодействовать, обусловливая
превращения квантов. При этом квант понимается неделимой порцией какой-то
величины (энергии, частицы и т.п.). Благодаря этой флуктации, квантовый вакуум
становится наблюдаемым, обнаруживает себя, а также может случайно приходить в
состояние особого возбуждения. Затем может наступить (и в случае с возникновением
материи наступило) момент критического состояния вакуума — точка буфуркации.
Это переломный момент в развитии космического вакуума. Он характеризует распад
нестабильных (флуктирующих) частиц на материю (постоянные частицы) и излучение.
Это ведет к появлению таких характеристик материи, как пространство и время. В
итоге данного процесса формируются стабильные частицы с постоянной массой, и
начинается их «жизнь» - бытие в пространственно-временном континууме. Энтропия
как мера неорганизованности системы (спонтанно флуктирующего квантового вакуума)
уступает место информации - мере организованной (устойчивой) системы. При всех
недостатках данной концепции, она более предпочтительна, чем мифы о
возникновении материального или религиозная догма. Но важно подчеркнуть, что
каждый человек свободен в выборе той или иной точки зрения на возникновение
материи. Данная проблема все еще остается мировоззренческой, а не
экспериментально-научной.
Таким образом, материя характеризует
вещественно-энергетическую субстанциальность бытия в отличие от идеального
(нематериального) бытия. Материя обладает своими признаками и закономерностями.
Понятие материи (материального) выступает предельно широким обобщением и
соотносится с пониманием идеального. Важной разновидностью идеального является
сознание человека.
Человек, как и высшие животные,
обладает психикой - способностью взаимодействовать с окружающей средой путем
переработки информации в головном мозге и выработки моделей поведения. Это
особая форма сигнального взаимодействия. В процессе психического отражения
возникают внутренние динамические свойства, состояния, явления и отношения,
ориентирующие высших животных и человека в окружающем мире и в сфере
собственных потребностей, моделей активности.
Психические состояния человека
выступают, наряду с внешней средой, важнейшим мотивационным фактором. Они
определяют направленность и содержание активности по удовлетворению
потребностей и интересов индивида. Существенным отличием психики человека от
психики высших животных является наличие сознания. Сознанием как особым
элементом психики обладает только человек. Неосознаваемое,
инстинктивно-рефлекторное психическое отражение присуще и животным, и человеку.
Сознание представляет качественно
иную форму и способ психического отражения человеком окружающего мира и самого
себя, новую мотивацию поведения и деятельности. Оно представляет такое свойство
человеческого мозга и самого человека, которое идеально. Его нельзя взвесить,
измерить, провести какие-либо другие операции, возможные по отношению к
материальным объектам. Мозг человека является высокоорганизованным образованием
и носителем сознания. Он обладает многими свойствами. Но способность и
уникальность свойства, которое получило название сознания, состоит в том, что с
его помощью человек может осуществлять осознаваемое мышление и практическую
деятельность, самоконтроль и управление.
Сознание человека изучено еще
недостаточно. Основная трудность состоит в том, что оно изучается косвенно,
через проявления в мышлении, общении, поведении и деятельности, а также на
основе познания самого мозга человека, его высшей нервной деятельности. Изучать
идеальное, то, что нельзя воспринимать слухом, зрением, другими органами
чувств, весьма трудно. Но ясно, что с помощью сознания человек получил
способность осознавать и понимать воспринимаемую информацию, использовать ее в
социальной практике.
Сущность сознания состоит в наличии
ряда свойств, которые составляют качество данного явления, позволяют отличить
его от других элементов психики. К существенным свойствам сознания относятся:
идеальность, целеполагание, целесообразность, осознанная (контролируемая,
управляемая, понимаемая) активность, творчество, плановость, предвидение и др.
В совокупности они и выражают (означают) сущность сознания.
Процесс возникновения сознания
человека, его сущность и содержание достаточно полно можно раскрыть на основе
нескольких подходов. Исторический подход позволяет выяснить, что сознание есть
результат (один из результатов) усложнения материального мира, возникновения
человека в обществе в результате трудовой деятельности, речевого общения и
совместного образа жизни людей. В этом аспекте сознание генетически вторично по
отношению к человеку и его головному мозгу.
Гносеологический подход раскрывает
субъективность сознания. Оно есть субъективный образ объективного мира,
формирующийся и существующий в мозге человека как его свойство. Сознание
представляет качественно иную форму отражения человеком себя и окружающего мира
по сравнению с психически неосознанным отражением и другими, более низкими
формами отражения - биологическим, химическим и физическим. В гносеологическом
аспекте сознание абсолютно противоположно материальному миру, так как оно
идеально. В других аспектах сознание нельзя противопоставлять материальному, оно
не может существовать вне человека и его мысленной деятельности.
Гносеологическая характеристика сознания состоит также в способности человека с
помощью сознания осмысленно познавать бытие и фиксировать результаты познания в
мысленных формах: ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях, суждениях,
умозаключениях и т.д.
Функциональный подход обращает
внимание на то, что сознание является функцией нормально работающего мозга
человека и самого человека. Данным подходом акцентируется идея о том, что сознание
- существенное свойство головного мозга человека, так как функция и означает
проявление одного или нескольких существенных свойств материального объекта.
Функциональность сознания подчеркивает его зависимость от физического и
психического здоровья мозга и самого человека. При патологических процессах в
мозговой и общефизической деятельности человека нормальность функционирования
сознания нарушается и может вовсе исчезнуть.
Социальный подход позволяет
определить специфику проявления сознания человека в общественных отношениях. На
передний план выдвигаются такие свойства сознания, как целеполагание,
целесообразность, активно-творческое отражение, предвидение, самоконтроль,
понимание, управление и др. С помощью сознания человечество формирует
оптимальные взаимоотношения с природой, создало «вторую природу» — ведущий
элемент культуры, управляет социальным развитием. На основе сознания каждый
индивид осуществляет процесс социализации - осмысленное «вхождение» в систему
общественной жизни и приобретение социальных качеств (свойств). Сознание
человека внутренне духовно детерминирует мотивы и содержание самопроявления
личности в обществе, реализацию ею способностей и возможностей.
Множество подходов к объяснению
сознания указывают на его сложность и богатство, на стремление людей более
глубоко и масштабно познать такое уникальное свойство человека. Важное место в
характеристике сознания занимает также его структура.
Структура сознания выражает наличие
в его содержании относительно самостоятельных элементов и способы их
скоординированности между собой. В зависимости от основных состояний сознания в
нем выделяются знания, волевые и эмоционально-чувственные состояния, ценностные
установки и ориентации. Знания представляют формы мышления, в содержание
которых «перенесена» информация об объектах познания. Знания могут быть
истинными, заблуждениями и ложью. Мера субъективности от истинных знаний к
знаниям-заблуждениям и лживым знаниям возрастает, а объективность снижается.
Эмоции и чувства существуют в
сознании как осознанные кратковременные и долговременные состояния, выражающие
отношение человека к себе и к другим людям, к окружающему миру. Важно различать
материально-физические процессы в организме человека как функционирование
органов чувствования и их отражения во всей психике, особенно в ее осознаваемой
части. Первые процессы материальны, вторые — идеальны, элемент структуры
сознания. Для человека важны как ситуативные эмоциональные состояния, так и
более длительные чувства. Причем чувствование и его закрепление в сознании
осуществляются на двух уровнях: физические чувства (голода, холода, давление и
т.п.) и социальные чувства (достоинства, чести, патриотизма, любви и т.п.).
Волевые состояния характеризуют
проходящую через сознание способность человека концентрировать свои силы и
знания при решении каких-либо задач, преодолевать препятствия и неблагоприятные
события, достаточно долго удерживая организм в напряжении и особой
внимательности. Волевые состояния, возникающие в сознании человека, могут
сопровождать процессы удовлетворения человеком своих материально-физических и
духовных потребностей, а также общение, поведение, разнообразные виды
деятельности. Воля, как явление всей психики человека, несводима полностью ни к
сознанию, ни к действию. Это комплексное свойство человека, состоящее в выборе
цели деятельности и внутренних усилиях, необходимых для достижения цели. Воля
больше связана с долженствованием («я должен»), чем с желаниями («я хочу»).
В зависимости от уровней сознания в
его структуре выделяют два элемента: образы сознания, возникающие и
существующие на основе чувственного отражения и образы теоретического,
абстрактно-логического познания. Оба элемента взаимосвязаны между собой.
Исходным, первичным уровнем являются чувственные образы сознания. Они формируются
при непосредственном взаимодействии человека с жизнью других людей, окружающим
миром. Абстрактно-логические образы сознания отражают качественное,
существенное, закономерное в познаваемых объектах, в предметах и процессах
жизнедеятельности. Они основываются на чувственных образах, но углубляют и
совершенствуют их, через них и проявляются на практике. Два уровня в структуре
сознания соответствуют основным этапам познавательной деятельности человека.
Абстрактно-логическое мышление
включает две важные формы: рассудочное (статическое, формальное) и разумное
мышление. На уровне рассудка образы сознания, выраженные понятиями, суждениями
и другими формами логического мышления, функционируют по определенной и
заданной схеме, шаблону или стандарту. Разумное сознание и мышление выражают
более высокий уровень рационального познания, которому присущи творчество,
саморефлексия, нестандартность мышления, диалектика.
По направленности проявления сознания
различают две его стороны: сознание, направленное во вне, на других людей и
природу; сознание, направленное внутрь субъекта или самосознание. Внешняя
сторона сознания субъектов более открыта и упорядочена, быстрее обогащается на
основе общения и деятельности. Внутренняя сторона сознания более личностна,
индивидуальна, закрыта и менее упорядочена, так как единственным его ценителем
и контролером выступает сам индивид, социальная общность.
В зависимости от носителей сознания
оно структурно существует как сознание индивида, социальной группы, слоя и
класса, этнической и иной общности, сознание всего общества. Дифференциация
сознания по носителям разнообразна, так как в обществе живут и действуют самые
различные субъекты, представляющие не только физических лиц, но и социальные
институты. Данная структура сознания подчеркивает различную степень его
социальности. Чаще всего рассматривается и соотносится между собой сознание
индивида и сознание общества или индивидуальное и общественное сознание.
Сознание человека в разговорном
языке, а также в теологии и религиозной философии соотносится с душой человека.
В обыденной речи часто сознание и душа отождествляются по их идеальности и
«принадлежности» к человеку. Религиозное понимание души иное. Душа, с этой точки
зрения, представляет одну из составляющих человека, таинственным образом связанную
с телом человека и духом. Если дух дифференцируется на человеческий и
божественный (абсолютный, мировой), то душа человека, как считается, способна
своей разумностью сформировать дух человека, с помощью которого он может
входить в общение с Богом.
Сознание человека «обнаруживает»
себя в мыслительной и практической деятельности, в других формах социальной
активности людей. Данное «обнаружение» есть существование, функционирование
сознания. Основными функциями сознания являются: адекватное отражение;
познавательная; аккумулятивная (накопление знаний); целеполагательная
(телеологическая); творчески-преобразовательная; функция планирования и
предвидения; аксиологическая, управленческая и др. Функции сознания - это
проявление одного или нескольких его существенных свойств. Благодаря
функционированию, сознание опредмечивается и распредмечивается, то есть
воплощается в конкретные действия людей, в предметы и процессы или существует в
идеальных образах как нематериальных единиц содержания сознания.
Категории «сознание» и «материя»
выступают предельно широкими понятиями, а явления, которые они отражают -
основами бытия. Человек может осмысливать бытие с самых различных позиций. Но
через соотношение сознания человека и материального бытия наиболее понятно и адекватно
можно пояснить само бытие как целое, две его разновидности - материальное и
идеальное бытие, а также основные формы: бытие природы, человека и общества.
Соотношение материи и сознания - одна из главных философско-мировоззренческих
проблем, которая не во всем может быть познана конкретными науками или
объяснена их методами и средствами. Каждый человек сам вправе выбрать тот или
иной вариант понимания проблемы сознания и материи как мировоззренческий
постулат или кредо, следовать ему в теории и на практике.
3.
Развитие бытия. Современные концепции развития
Люди в самом далеком прошлом на
основе простых, но постоянных наблюдений приходили к выводу, что окружающий их
мир и они сами изменяются. В изменениях выделялись новые состояния, свойства,
процессы, переходы одних предметов в другие. Такие изменения, в отличие от
периодически повторяющихся изменений без каких-либо видимых новых моментов,
получили название развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|