рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философский смысл категории бытия

Формами (способами) существования и движения материи являются: физическая (мир атомов и кварков, элементарных частиц), химическая (мир молекул неживой и живой природы, клеточное строение); биологическая (живые организмы и популяции), социальная (жизнедеятельность людей в обществе на основе трудовой деятельности, языка и сознания).

В эволюции биосферы Земли как высшей стадии развития макромира и в мегамире специально выделяются три формы существования материи: экологическая (биосфера), геологическая (планеты) и космическая (звездные системы, галактики Вселенная) формы движения. На пороге XXI века наука вплотную подошла к тому, чтобы объяснить возникновение материи не на основе мифов, верований или логических спекуляций, а используя имеющиеся точные знания синергетики, космической физики и других наук. Существует концепция, согласно которой материя возникла из состояния неустойчивости неравновесной системы - квантового вакуума. Квантовый вакуум трактуется как бы формой материи, способной при определенных условиях приводить к возникновению из нее вещественных частиц. Он отличается от «ничто» тем, что имеет универсальные постоянные как аналог всеединства. Несомненно, в таком понимании квантового вакуума много допущений и предположений, но достаточно и точных данных.

Процесс возникновения материи представляется следующими этапами. Квантовый вакуум осуществляет спонтанную флуктацию (появление ненаблюдаемых, промежуточных, возникающих и тут же исчезающих частиц). Но такие частицы «успевают» взаимодействовать, обусловливая превращения квантов. При этом квант понимается неделимой порцией какой-то величины (энергии, частицы и т.п.). Благодаря этой флуктации, квантовый вакуум становится наблюдаемым, обнаруживает себя, а также может случайно приходить в состояние особого возбуждения. Затем может наступить (и в случае с возникновением материи наступило) момент критического состояния вакуума — точка буфуркации. Это переломный момент в развитии космического вакуума. Он характеризует распад нестабильных (флуктирующих) частиц на материю (постоянные частицы) и излучение. Это ведет к появлению таких характеристик материи, как пространство и время. В итоге данного процесса формируются стабильные частицы с постоянной массой, и начинается их «жизнь» - бытие в пространственно-временном континууме. Энтропия как мера неорганизованности системы (спонтанно флуктирующего квантового вакуума) уступает место информации - мере организованной (устойчивой) системы. При всех недостатках данной концепции, она более предпочтительна, чем мифы о возникновении материального или религиозная догма. Но важно подчеркнуть, что каждый человек свободен в выборе той или иной точки зрения на возникновение материи. Данная проблема все еще остается мировоззренческой, а не экспериментально-научной.

Таким образом, материя характеризует вещественно-энергетическую субстанциальность бытия в отличие от идеального (нематериального) бытия. Материя обладает своими признаками и закономерностями. Понятие материи (материального) выступает предельно широким обобщением и соотносится с пониманием идеального. Важной разновидностью идеального является сознание человека.

Человек, как и высшие животные, обладает психикой - способностью взаимодействовать с окружающей средой путем переработки информации в головном мозге и выработки моделей поведения. Это особая форма сигнального взаимодействия. В процессе психического отражения возникают внутренние динамические свойства, состояния, явления и отношения, ориентирующие высших животных и человека в окружающем мире и в сфере собственных потребностей, моделей активности.

Психические состояния человека выступают, наряду с внешней средой, важнейшим мотивационным фактором. Они определяют направленность и содержание активности по удовлетворению потребностей и интересов индивида. Существенным отличием психики человека от психики высших животных является наличие сознания. Сознанием как особым элементом психики обладает только человек. Неосознаваемое, инстинктивно-рефлекторное психическое отражение присуще и животным, и человеку.

Сознание представляет качественно иную форму и способ психического отражения человеком окружающего мира и самого себя, новую мотивацию поведения и деятельности. Оно представляет такое свойство человеческого мозга и самого человека, которое идеально. Его нельзя взвесить, измерить, провести какие-либо другие операции, возможные по отношению к материальным объектам. Мозг человека является высокоорганизованным образованием и носителем сознания. Он обладает многими свойствами. Но способность и уникальность свойства, которое получило название сознания, состоит в том, что с его помощью человек может осуществлять осознаваемое мышление и практическую деятельность, самоконтроль и управление.

Сознание человека изучено еще недостаточно. Основная трудность состоит в том, что оно изучается косвенно, через проявления в мышлении, общении, поведении и деятельности, а также на основе познания самого мозга человека, его высшей нервной деятельности. Изучать идеальное, то, что нельзя воспринимать слухом, зрением, другими органами чувств, весьма трудно. Но ясно, что с помощью сознания человек получил способность осознавать и понимать воспринимаемую информацию, использовать ее в социальной практике.

Сущность сознания состоит в наличии ряда свойств, которые составляют качество данного явления, позволяют отличить его от других элементов психики. К существенным свойствам сознания относятся: идеальность, целеполагание, целесообразность, осознанная (контролируемая, управляемая, понимаемая) активность, творчество, плановость, предвидение и др. В совокупности они и выражают (означают) сущность сознания.

Процесс возникновения сознания человека, его сущность и содержание достаточно полно можно раскрыть на основе нескольких подходов. Исторический подход позволяет выяснить, что сознание есть результат (один из результатов) усложнения материального мира, возникновения человека в обществе в результате трудовой деятельности, речевого общения и совместного образа жизни людей. В этом аспекте сознание генетически вторично по отношению к человеку и его головному мозгу.

Гносеологический подход раскрывает субъективность сознания. Оно есть субъективный образ объективного мира, формирующийся и существующий в мозге человека как его свойство. Сознание представляет качественно иную форму отражения человеком себя и окружающего мира по сравнению с психически неосознанным отражением и другими, более низкими формами отражения - биологическим, химическим и физическим. В гносеологическом аспекте сознание абсолютно противоположно материальному миру, так как оно идеально. В других аспектах сознание нельзя противопоставлять материальному, оно не может существовать вне человека и его мысленной деятельности. Гносеологическая характеристика сознания состоит также в способности человека с помощью сознания осмысленно познавать бытие и фиксировать результаты познания в мысленных формах: ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях, суждениях, умозаключениях и т.д.

Функциональный подход обращает внимание на то, что сознание является функцией нормально работающего мозга человека и самого человека. Данным подходом акцентируется идея о том, что сознание - существенное свойство головного мозга человека, так как функция и означает проявление одного или нескольких существенных свойств материального объекта. Функциональность сознания подчеркивает его зависимость от физического и психического здоровья мозга и самого человека. При патологических процессах в мозговой и общефизической деятельности человека нормальность функционирования сознания нарушается и может вовсе исчезнуть.

 Социальный подход позволяет определить специфику проявления сознания человека в общественных отношениях. На передний план выдвигаются такие свойства сознания, как целеполагание, целесообразность, активно-творческое отражение, предвидение, самоконтроль, понимание, управление и др. С помощью сознания человечество формирует оптимальные взаимоотношения с природой, создало «вторую природу» — ведущий элемент культуры, управляет социальным развитием. На основе сознания каждый индивид осуществляет процесс социализации - осмысленное «вхождение» в систему общественной жизни и приобретение социальных качеств (свойств). Сознание человека внутренне духовно детерминирует мотивы и содержание самопроявления личности в обществе, реализацию ею способностей и возможностей.

Множество подходов к объяснению сознания указывают на его сложность и богатство, на стремление людей более глубоко и масштабно познать такое уникальное свойство человека. Важное место в характеристике сознания занимает также его структура.

 Структура сознания выражает наличие в его содержании относительно самостоятельных элементов и способы их скоординированности между собой. В зависимости от основных состояний сознания в нем выделяются знания, волевые и эмоционально-чувственные состояния, ценностные установки и ориентации. Знания представляют формы мышления, в содержание которых «перенесена» информация об объектах познания. Знания могут быть истинными, заблуждениями и ложью. Мера субъективности от истинных знаний к знаниям-заблуждениям и лживым знаниям возрастает, а объективность снижается.

Эмоции и чувства существуют в сознании как осознанные кратковременные и долговременные состояния, выражающие отношение человека к себе и к другим людям, к окружающему миру. Важно различать материально-физические процессы в организме человека как функционирование органов чувствования и их отражения во всей психике, особенно в ее осознаваемой части. Первые процессы материальны, вторые — идеальны, элемент структуры сознания. Для человека важны как ситуативные эмоциональные состояния, так и более длительные чувства. Причем чувствование и его закрепление в сознании осуществляются на двух уровнях: физические чувства (голода, холода, давление и т.п.) и социальные чувства (достоинства, чести, патриотизма, любви и т.п.).

Волевые состояния характеризуют проходящую через сознание способность человека концентрировать свои силы и знания при решении каких-либо задач, преодолевать препятствия и неблагоприятные события, достаточно долго удерживая организм в напряжении и особой внимательности. Волевые состояния, возникающие в сознании человека, могут сопровождать процессы удовлетворения человеком своих материально-физических и духовных потребностей, а также общение, поведение, разнообразные виды деятельности. Воля, как явление всей психики человека, несводима полностью ни к сознанию, ни к действию. Это комплексное свойство человека, состоящее в выборе цели деятельности и внутренних усилиях, необходимых для достижения цели. Воля больше связана с долженствованием («я должен»), чем с желаниями («я хочу»).

В зависимости от уровней сознания в его структуре выделяют два элемента: образы сознания, возникающие и существующие на основе чувственного отражения и образы теоретического, абстрактно-логического познания. Оба элемента взаимосвязаны между собой. Исходным, первичным уровнем являются чувственные образы сознания. Они формируются при непосредственном взаимодействии человека с жизнью других людей, окружающим миром. Абстрактно-логические образы сознания отражают качественное, существенное, закономерное в познаваемых объектах, в предметах и процессах жизнедеятельности. Они основываются на чувственных образах, но углубляют и совершенствуют их, через них и проявляются на практике. Два уровня в структуре сознания соответствуют основным этапам познавательной деятельности человека.

Абстрактно-логическое мышление включает две важные формы: рассудочное (статическое, формальное) и разумное мышление. На уровне рассудка образы сознания, выраженные понятиями, суждениями и другими формами логического мышления, функционируют по определенной и заданной схеме, шаблону или стандарту. Разумное сознание и мышление выражают более высокий уровень рационального познания, которому присущи творчество, саморефлексия, нестандартность мышления, диалектика.

По направленности проявления сознания различают две его стороны: сознание, направленное во вне, на других людей и природу; сознание, направленное внутрь субъекта или самосознание. Внешняя сторона сознания субъектов более открыта и упорядочена, быстрее обогащается на основе общения и деятельности. Внутренняя сторона сознания более личностна, индивидуальна, закрыта и менее упорядочена, так как единственным его ценителем и контролером выступает сам индивид, социальная общность.

В зависимости от носителей сознания оно структурно существует как сознание индивида, социальной группы, слоя и класса, этнической и иной общности, сознание всего общества. Дифференциация сознания по носителям разнообразна, так как в обществе живут и действуют самые различные субъекты, представляющие не только физических лиц, но и социальные институты. Данная структура сознания подчеркивает различную степень его социальности. Чаще всего рассматривается и соотносится между собой сознание индивида и сознание общества или индивидуальное и общественное сознание.

Сознание человека в разговорном языке, а также в теологии и религиозной философии соотносится с душой человека. В обыденной речи часто сознание и душа отождествляются по их идеальности и «принадлежности» к человеку. Религиозное понимание души иное. Душа, с этой точки зрения, представляет одну из составляющих человека, таинственным образом связанную с телом человека и духом. Если дух дифференцируется на человеческий и божественный (абсолютный, мировой), то душа человека, как считается, способна своей разумностью сформировать дух человека, с помощью которого он может входить в общение с Богом.

 Сознание человека «обнаруживает» себя в мыслительной и практической деятельности, в других формах социальной активности людей. Данное «обнаружение» есть существование, функционирование сознания. Основными функциями сознания являются: адекватное отражение; познавательная; аккумулятивная (накопление знаний); целеполагательная (телеологическая); творчески-преобразовательная; функция планирования и предвидения; аксиологическая, управленческая и др. Функции сознания - это проявление одного или нескольких его существенных свойств. Благодаря функционированию, сознание опредмечивается и распредмечивается, то есть воплощается в конкретные действия людей, в предметы и процессы или существует в идеальных образах как нематериальных единиц содержания сознания.

 Категории «сознание» и «материя» выступают предельно широкими понятиями, а явления, которые они отражают - основами бытия. Человек может осмысливать бытие с самых различных позиций. Но через соотношение сознания человека и материального бытия наиболее понятно и адекватно можно пояснить само бытие как целое, две его разновидности - материальное и идеальное бытие, а также основные формы: бытие природы, человека и общества. Соотношение материи и сознания - одна из главных философско-мировоззренческих проблем, которая не во всем может быть познана конкретными науками или объяснена их методами и средствами. Каждый человек сам вправе выбрать тот или иной вариант понимания проблемы сознания и материи как мировоззренческий постулат или кредо, следовать ему в теории и на практике.


3. Развитие бытия. Современные концепции развития


Люди в самом далеком прошлом на основе простых, но постоянных наблюдений приходили к выводу, что окружающий их мир и они сами изменяются. В изменениях выделялись новые состояния, свойства, процессы, переходы одних предметов в другие. Такие изменения, в отличие от периодически повторяющихся изменений без каких-либо видимых новых моментов, получили название развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.