Проблема развития в философии
рассматривается в связи с характеристикой признаков и динамики существования
бытия. Изменение, движение, развитие раскрывают существенные стороны
материального и идеального. Претерпевают изменения вещество и физические поля,
им присущи новые состояния и процессы, понимаемые человеком как развитие.
Развиваются и наши мысли, само сознание и мировоззрение как области
духовно-идеального. Но понимание развития в философии и других науках весьма
разнопланово. Рассмотрим основные подходы и точки зрения, объясняющие развитие.
Первые мыслители стремились
отграничить развитие о других изменений по причине их важности для человека,
обозначить учение о развитии специальным термином. В древнегреческой философии
возникло понятие «диалектика». Диоген Лаэртский выделял, например, три части
философии: физику, этику и диалектику. Он писал, что одни философы называются
физиками, потому что изучают природу. Другие - этиками из-за увлечений
рассуждениями о правах человека. А третьи называются диалектиками за
хитросплетения речей*. Трактовка диалектики Диогеном Лаэртским лишь неявно
указывала на учение о развитии. Хитросплетения, развитое логическое мышление
позволяли формулировать и обосновывать новые идеи, принципы, побеждать в
дискуссиях.
Реально в философии Древней Греции
уже существовало несколько значений диалектики:
- диалектика как методическое
опровержение тезисов противника (Зенон Элейский);
- диалектика как самоцель
опровержения в софистике и эристике (искусстве вести спор);
- диалектика как «диа» и «лог» —
единство опровержения и майевтики (от Сократа) — заключительной фазы диалога
(спора) в духе иронии, когда спорящий «освободился от иллюзий, ошибок и
помогает «душе» найти истину;
- диалектика - метаэмпирический вывод
(всеобщий вывод от опыта) (по Платону);
- диалектика — это аналитика и логика
возможного, сходная с диалектическим силлогизмом (умозаключением) (по
Аристотелю);
- диалектика - часть логики по
соотношению с другой ее частью - риторикой (стоики и др.).
Как видно, учение о всеобщих связях и
развитии бытия сформировалось не сразу. Вначале больше внимания обращалось на
связи и развитие мышления людей, на достижение их адекватности реальному
материальному миру, отношениям в обществе.
В современной философии бытие
осмысливается не только по его сущности, содержанию, структуре, атрибутивным
свойствам, видам и способам. Оно исследуется и с точки зрения выявления тех
связей, которые характерны для бытия в целом, для конкретных его видов и форм.
Иными словами, учение о всеобщих связях и развитии бытия - важнейший элемент
теории всеобщего. Считается, например, что философия бытия (онтология) включает
в себя: понятие (определение) бытия; соотношение духа и материи;
самоорганизацию и системность; детерминизм и развитие.
Онтология, в свою очередь,
соотносится с другими элементами теории всеобщего: с философией философии
(метафилософией) и теорией (философией) познания - гносеологией.
В различных философских системах и
школах учение о связях и развитии бытия называется по-разному или не имеет
специального названия. Но чаще всего оно обозначается термином «диалектика».
Учение о связях и развитии исторически формировалось из признания изменчивости
всего (бытия). Например, Гераклит считал, что одно и то же есть живое и
умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во
втором, а второе - в первом. Он полагал также, что в ту же реку вступаем и не
вступаем. Существуем и не существуем.
В философии XX века понятие
«диалектика» употребляется в трех основных значениях:
1. Диалектика — совокупность
объективных закономерностей и процессов, действующих в мире в ходе его движения
и развития - объективная диалектика. Часть познанного в этом аспекте
систематизировано в философском учении (теории), которое и называется
диалектикой.
2. Диалектика - это взаимосвязь и
развитие образов в мышлении человека. Данный процесс изучается диалектикой
мышления или логикой.
3. Диалектика - один из всеобщих
методов познания, который используется не столько для получения конкретных
знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия.
Диалектика изучает не всякое изменение
и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего
бытия, причем внимание обращается не столько на само изменение или движение,
сколько на одну из разновидностей - развитие.
Диалектика в философии - учение о
всеобщих связях и развитии бытия: природы, общества и мышления человека; бытия
материального и нематериального (духовного). Данное учение в общем плане не
едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом
функционировании диалектики, что обусловило ее историческую и современную
альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство
категорий, законов и принципов.
Альтернативность диалектики состоит в
существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой
возможности бытия к развитию. Она может быть рассмотрена в трех основных
аспектах. Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики,
обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивости
бытия. Во-вторых, сформировались относительно самостоятельные по отношению к
диалектике учения, которые также представляют ее альтернативы. В-третьих,
диалектика как теория и метод познания имеет противоположное по содержанию
учение в гносеологии.
К первому аспекту относится
существование в теории диалектики двух учений: идеалистической и
материалистической диалектики. В их взаимодействии и противостоянии состоит
внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика
ориентируется на обоснование первичности развития идей, понятий. Основы ее заложены
Платоном, Аристотелем, Гегелем и другими мыслителями. Материалистическая
диалектика аргументирует первичность развития материального бытия, отражаемого
понятиями, законами и принципами. Исходные положения материалистического
понимания развития разрабатывались Гераклитом, Зеноном Элейским, Лукрецием,
Марксом, Энгельсом, Лениным и другими.
Идеалистическая и материалистическая
диалектика объясняют развитие бытия. При этом используются в основном одни и те
же понятия, законы и принципы. Существенное различие состоит в поиске исходных
основ, начал объяснения развития. Сторонники идеалистической диалектики
отстаивают первичность развития духовного, нематериального. Сторонники
материалистической диалектики придерживаются противоположных исходных основ:
развивается, прежде всего, объективный, материальный мир, а потом — наше
сознание и его содержание.
Ко второму аспекту альтернативности
диалектики относятся учения, возникшие вне диалектики и составляющие ей
«оппозицию». Это антидиалектические концепции бытия: «трагическая диалектика»,
«метафизика жизни», «экзистенциальная диалектика», «негативная диалектика»,
«антиномическая диалектика», мистический рационализм, диалектическая теология и
др.
Внешнюю альтернативность диалектике и
как учению о развитии и как методу познания составляет метафизика. Она
представляет совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах
познания, объясняющее их принципиально по-иному, чем диалектика. Сторонники
метафизики отстаивают независимость элементов бытия в соотношении с их взаимозависимостью,
признают значимость внешних связей, а не внутренних; источником развития
считается внешний толчок, а не внутренняя противоречивость бытия; характер
развития состоит в эволюционности или катастрофизме, но не в единстве
постепенного, количественного и скачкообразного, качественного как в
диалектике. Направленность развития сторонники метафизики видят или в
прогрессе, или в регрессе, или в «движении по кругу», отрицая взаимодействие
данных тенденций и развитие бытия как бы «по спирали».
В третьем аспекте метафизика
противоположна диалектике как метод познания. Она ориентируется на познание
бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не
систем, апеллирует к иррациональности. Альтернативу диалектике как методу познания
составляет и агностицизм. Он противостоит диалектике тем, что ориентируется не
на принципиальную познаваемость бытия в его связях и развитии, а на релятивизм,
скептицизм, иррационализм, мистику.
Таким образом, понимание связей и
развития бытия многообразно и разнопланово. Диалектика представляет наиболее
полное и богатое по содержанию учение, объясняющее развитие.
Диалектика (идеалистическая и
материалистическая) представляет систему принципов, законов и категорий.
Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, науки, а также
убежденность в чем-либо, норма или правило поведения **. Принцип в философии —
основание, из которого надо исходить и которым необходимо руководствоваться в
познании и практической деятельности.
Принципы диалектики — всеобщие
научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих
элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и
практической деятельности.
Они сформулированы на основе
категорий и законов диалектики. Выделяют два основных принципа диалектики:
- принцип всеобщей связи;
- принцип развития.
Существуют и другие принципы
диалектики: принцип детерминизма; принцип противоречивости; принцип
количественно-качественного развития бытия; принцип преемственности; принцип
необходимости. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов,
познания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии, в
ходе более конкретной характеристики связей бытия.
Принцип связи выражает (охватывает)
все многообразие связей бытия и сформулирован в суждении: в бытии (мире) все
взаимосвязано.
Связь — философская категория,
которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности,
взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений
материального мира, логических образов сознания (мышления). Принцип ориентирует
также на то, что связи не привносятся откуда-то извне в бытие. Они присущи
самому бытию, его видам и формам. Основную роль играют внутренние связи, так
как обусловливают целостность конкретных объектов и систем бытия, их единство.
Понимание диалектических связей дает возможность определить закономерную связь,
закон. Закон в философии — существенная, внутренняя, необходимая, устойчивая и
повторяющаяся связь бытия.
Связи бытия характеризуют положение
покоя и движения, статики и динамики, структуры и развития. Развитие — это
такое движение бытия, которое имеет определенную направленность, необратимость,
механизм. Оно приводит к изменению качества, к превращению. Принцип развития
отражает (охватывает) поступательное — от прошлого через настоящее к будущему —
изменение бытия, возникновение нового и отмирание старого, через переход от
менее совершенного к более совершенному. Развитию присуще наличие источников,
движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и
другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики.
Законы диалектики условно делятся на
основные и неосновные. Основные законы раскрываются через несколько категорий
диалектики. Неосновные законы выражены, как правило, парными категориями
диалектики: причина и следствие (закон причинно-следственной зависимости),
необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходимого и случайного) и
др.
Основные законы диалектики. Закон
единства и борьбы противоположностей раскрывает источники и движущие силы
всякого развития. Основные категории закона: диалектическое тождество,
противоречие, несущественные различия, существенные различия,
противоположность, борьба противоположностей.
На всех этапах возникновения и
разрешения противоречий осуществляется «борьба» противоположностей: вначале как
взаимодействие на уровнях диалектического тождества, несущественных и
существенных различий, затем - борьба существенных сторон и противоположных
сущностей. В общественной жизни необходима особая регуляция проявления закона,
чтобы не допускать обострения противоречий до социальных конфликтов, революций
и войн.
Закон взаимоперехода количественных и
качественных изменений выражает механизм всякого развития на основе
взаимодействия количества, качества и меры. Основные понятия закона:
количество, качество, мера, скачок. Закон приводит или к уничтожению старого
качества, или к такому его видоизменению, которое характеризуется «слиянием»
противоположностей. В социальной сфере важным является положение о том, в каких
формах и какими средствами осуществляется скачок при замене одного качества
другим, старого - новым. Предпочтение сохраняется за эволюционными социальными
скачками.
Закон отрицания отрицания раскрывает
преемственность и направленность развития через необратимую смену старого
новым. Основные категории закона: диалектическое отрицание, преемственность,
направленность. Закон характеризует спиралевидность развития, указывает на то,
что в новом сохраняется от старого не только положительное, но и отрицательное.
Возникающее новое не всегда оказывается «созвучно» прогpeccy, интересам и
идеалам людей. Применительно к обществу закон раскрывает единство
прогрессивного, регрессивного и безнаправленного развития при определенной исторической
доминанте, которая и дает возможность выделять конкретную направленность
исторического процесса.
Категории диалектики - основные
понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия.
Это исходные формы логического мышления, когда его объектом выступает развитие.
Категорий диалектики много. Уже
рассматривались такие понятия, как «изменение», «движение», «развитие»,
«связь», «закон», а также категории законов диалектики. Но при изучении
диалектики специально рассматриваются так называемые «парные» категории. Они
соотносительные, характеризуют с разных сторон развитие и являются основанием
формирования других законов диалектики.
Категории диалектики классифицируются
по разным основаниям. В зависимости от проявления в видах бытия можно выделить
категории развития, характеризующие материальный и идеальный (духовный) мир. На
основании существования сфер (форм) бытия, выделяются категории развития
природы, человека и общества. Можно сгруппировать категории диалектики,
раскрывающие закономерное, сущностное и случайное, внешнее, поверхностное в
развитии.
В самом учении о развитии категории
группируются в зависимости от того, что они раскрывают проявление принципов,
основных и неосновных законов. Категории, характеризующие принципы и основные
законы диалектики, назывались выше. Неосновные законы диалектики раскрывают
«парные» категории: сущность и явление, содержание и форма, необходимость и
случайность, возможность и действительность и др.
Они более широко и глубоко раскрывают
процесс развития, чем основные законы. Следует подчеркнуть, что все категории
диалектики имеют специфику в зависимости от того, какие виды и формы бытия
отражают. Если категории, объясняющие связи и развитие материального мира имеют
объективное содержание и субъективную форму (способ) выражения, то категории,
объясняющие идеальное объективное бытие -субъективны и по содержанию и по
форме. Такие понятия, например, как «бог», «ангел», «мировой разум»,
«абсолютная идея», «мировой дух» и другие экспериментально не проверяются и не
обосновываются.
Они обосновываются логическим путем,
через систему формально-логических доказательств и опровержений. Многие из них
принимаются на основе веры. Поэтому они имеют «нулевой» объем, так как реально
не существуют материальные явления, которые они отражают.
Категории диалектики выступают
своеобразными ступеньками познания и преобразования человеком окружающей
действительности и самого себя, так как каждая из них содержит сумму сущностных
знаний об объекте познания. Овладение этими категориями повышает возможности
людей в конкретно-творческой деятельности.
Категории диалектики, как опорные
пункты и ступеньки, позволяют формировать мировоззрение, совершенствовать
методологическую основу экономических, правовых и иных знаний, их применения на
практике.
Таким образом, существует достаточно
много учений о связи и развитии бытия. Одно из них - диалектика, представляющая
единство принципов, законов и категорий. Диалектика играет важную
мировоззренческую, методологическую, познавательную и ценностно-ориентирующую
роль для человека и общества.
Список использованных источников
1. Кохановский В.П. Основы философской науки / Кохановский
В.П. – Ростов н/Д., 2006
2. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.
3. Демидов, А.Б. Философия и методология науки: курс лекций /
А.Б.Демидов., 2009 - 102 с.
4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков –
Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.
5. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. /
Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|