Функции философии как науки
ПЛАН
Введение
1. Мировоззренческие функции
философии.
1.1. Гуманистическая функция.
1.2.
Социально-аксиологическая функция.
1.3. Культурно-воспитательная
функция.
1.4.
Объяснительно-информационная функция.
2. Методологические функции
философии.
2.1. Эвристическая функция.
2.2. Координирующая функция.
2.3. Интегрирующая функция.
2.4. Логико-гносеологическая
функция.
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Сама философия есть мировоззрение, т.е.
совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В
одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое,
религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от
иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере
общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а
внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского
мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), — имеет специфический категориальный
аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину,
а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.
Сущность философии — в размышлениях над
всеобщими проблемами в системе «мир — человек».
Ответ на этот вопрос – основные функции философии,
заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по
отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям
социальной действительности. Под «функцией» при этом понимается способ
действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского
знания), общий тип решаемых этой системой задач.
Философия выступает в двух ипостасях: 1) как
информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс
принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом
основано разделение большого числа функций философии на две группы:
мировоззренческие и методологические.
1. Мировоззренческие функции философии
Основные мировоззренческие функции философии:
гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и
объяснительно-информационная.
1.1. Гуманистическая функция.
На первом месте среди функций философии в соответствии
с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем
философии стоит гуманистическая функция.
Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не
размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие
размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому
поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов
приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда
есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.
Тоска направлена к высшему миру и сопровождается
чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к
трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, —
свидетельствует Н.А. Бердяев, — меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело
от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда
ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже
обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия
всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и
насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».
Философия, конечно, не дает нам вечности, но она
помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.
Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни
может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.
Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ
B.C. Соловьев, размышляя над ростом числа самоубийств, отмечал, что
самоубийства не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных
причин. Бывают случаи, когда и безо всякого внешнего повода, в самой счастливой
обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что
жить не стоит, не из чего. Причина этого явления, по B.C. Соловьеву, в том, что
человеку жить не из чего, что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих
безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний.
На протяжении многих столетий, начиная с эпохи
рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от
собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается
порабощенным и физически, и духовно. В. С. Соловьев проанализировал это
положение человека в разные исторические эпохи и показал роль философии в его
духовном освобождении. Итак, на вопрос «Что же делала философия?», В. С.
Соловьев отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и
давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и
развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества... Она
делает человека вполне человеком... Философия, осуществляя собственно
человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и
материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности. Так
вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело
и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма;
пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть знает,
что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, великим и для всего
мира полезным».
К проблеме отчуждения человека и роли философии в
преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Одним, из
них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии
цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На
человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение
социума, резкое усиление темпов развития общественной жизни. Изменился, как он
считает, весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно
многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной
сверхзанятость современного человека во всех слоях общества, констатировал он,
ведет к умиранию в нем духовного начала. Не познания и совершенствования ищет
он, а развлечения — и притом такого, какое требует минимального духовного
напряжения. Бездумье стало для человека второй натурой. Ведя разговоры с себе
подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не
превращать беседу в действительный обмен мыслями. Обстоятельства нашего бытия
не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к человеку. Мы в конечном
счете деградируем- В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности,
находятся: рост специализации во всех сферах человеческой деятельности (в
производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост
безликого естественно-научного знания, растущее влияние этой безликости на личность
человека и т.п. Техницизм и сциентизм подчинили себе и мировоззрение,
философию, и последняя все больше становится лишенной этического начала.
Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать
тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности и
тоже негативно действует на философию.
Таково существо гуманистической функции философии. Я
обратился к соответствующим рассуждениям по этому вопросу трех выдающихся
философов: B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и А. Швейцера не случайно: все они —
представители гуманистической линии в философии, лучше других, как мне кажется,
представляющие, в чем заключается, или должно заключаться, гуманистическое
предназначение философии.
1.2.
Социально-аксиологическая функция.
Следующей мировоззренческой функцией философии
является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций,
среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и
критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке
представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота;
сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном)
идеале.
Коснемся лишь одного момента — общественного идеала.
Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере
взаимоотношений философии и политического режима. На первый взгляд кажется,
будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а
политическая идея и политический режим — следствие.
Оснований для такого вывода немало. Действительно, в
философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до
Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в
качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с
довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий
(так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную
собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и
обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и
бдительного полицейского надзора).
Содержание отдельных философских систем, как бы ни
казалось оно логичным и стройным, фактически нацелено на те или иные
мировоззренческие проблемы (философия есть совокупность ответов на эти
вопросы). Но поскольку эти проблемы относительно самостоятельны, постольку и
между частями философского знания может существовать и зачастую существует
неоднозначная связь. В результате одна и та же система взглядов на мир в целом
может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем
более с концепциями, находящимися вообще за пределами философии.
Неоднозначность связи свойственна не только отдельным
частям философского знания, но и отношению философии к другим общественным
наукам, например, политэкономии и политологии. Известно, например, что марксизм
как политэкономия был принят не только В. И. Лениным, но многими другими
политическими деятелями, в числе которых был и Г. В. Плеханов; политические же
выводы из марксизма у Ленина и Плеханова, т. е. политологические построения,
были различными. Если теперь взять философию, то с политэкономией К. Маркса
оказались связанными и диалектический материализм, и эмпириомонизм, и
неокантианство.
Из сказанного вытекает, что нет одной лишь дороги от
философии к политике. Философская система, базирующаяся на материализме и
диалектике, столь же мало несет ответственность за тот или иной политический
режим, сколь и философия Ф. Ницше или М. Хайдеггера — за установление
фашистского режима в Германии в 30-х годах нашего столетия.
Общественный идеал, как отмечал П. И. Новгородцев,
имеет свои корни в живой человеческой личности. Этот идеал устанавливается
философией в связи с основной нравственной нормой, каковою является понятие
личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании. «В силу
безусловного своего значения личность представляет ту последнюю нравственную
основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в
каждую эпоху как источник и цель прогресса, как образ и путь осуществления
абсолютного идеала. Никогда не должна быть она рассматриваема как средство к
общественной гармонии; напротив, сама эта гармония является лишь одним из
средств для осуществления задач личности и может быть принята и одобрена лишь в
той мере, в какой способствует этой цели». Если исходить из конкретного
рассмотрения личности во всей полноте ее нравственных определений, то в ней
тогда обнаружится и стремление к общему и сверхиндивидуальному. Тогда
открывается возможность и установить связь отдельных лиц между собой, и вывести
основания общественного идеала. Общество — это не нивелировка личностей, но
именно связь различий. Личность находит в обществе не простое повторение своих
жизненных задач, а восполнение своих сил в стремлении к идеалу. Жизнь ее
колеблется между двумя полюсами, — стремлением к индивидуальному
самоутверждению и тяготением к безусловному и сверхиндивидуальному.
Рассмотрение взглядов П.И. Новгородцева на проблему
общественного идеала позволяет нам достаточно четко уяснить себе то значение,
какое имеет философия для индивида и общества в своем социально-аксиологическом
аспекте.
1.3. Культурно-воспитательная функция.
Одной из функций философии является
культурно-воспитательная функция.
Знание философии, в том числе требований к познанию,
способствует формированию у человека важных качеств культурной личности:
ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от
поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует
теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально
адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
Одним из показателей высокой культуры мышления
является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем
более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть,
актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и
проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически
развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда
стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой
творческий, антидогматический характер.
Формирование философского мышления есть одновременно
формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность,
критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и
в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств
научного поиска.
Сомнение, критичность и самокритичность не являются
антиподом веры или твердости убеждений в правильности чьей-то (или своей)
позиции. Наоборот. Философия дает прочное общеметодологическое и
гносеологическое, основание для последовательного саморазвития сомнения в
научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление
ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.
Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них
единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает
одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации»,
порождаемых узостью специализации.
1.4. Объяснительно-информационная функция.
Одна из главных задач философии — разработка
мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической
практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано
основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект,
выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать
и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке,
философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для
сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации.
Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих
принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы
выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория
познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика,
теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии,
история философии, «философия философии» (теория философского знания). В нашем
учебном пособии содержится информация по важнейшим проблемам лишь четырех
философских дисциплин.
Страницы: 1, 2
|