2. Методологические функции философии
Со стороны своего метода философия способна выполнять
несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую,
интегрирующую и логико-гносеологическую.
2.1. Эвристическая функция
Существо эвристической функции состоит в содействии
приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных
открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим,
обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере.
Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы
всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не
содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия
теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно
обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в
формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики.
Что же касается частных наук, то философский метод, будучи
примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении
сложных теоретических, фундаментальных проблем, «участвовать» в их
предвидениях. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и
теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой
обошлось бы без использования философских представлений — о причинности,
пространстве, времени и др.
Общие философские понятия и принципы проникают в
естествознание не только через онтологию, но также через гносеологию и
регулятивные принципы частных наук. К последним в сфере физического знания
относятся принципы наблюдаемости, простоты и соответствия. Как считает Э. М.
Чудинов, гносеологические принципы играют важную роль не только в становлении
физических теорий; после того как теория создана, они сохраняют значение
регулятивов, определяющих характер ее функционирования.
Сказанное, конечно, не охватывает всех путей,
направлений, по которым философия проникает в естественные науки; формы
воздействия философии весьма многообразны.
Результаты такого воздействия при внешнем знакомстве с
теорией не очевидны, однако специальный анализ показывает, что содержание той
или иной теории базируется на философских представлениях. Философские принципы
и понятия проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории,
остаются в ней, функционируют как часть, как внутренний необходимый элемент
самой теории. Анализ обнаруживает, например, что:
1) классическая механика построена на логической схеме
философского принципа причинности;
2) квантовая механика базируется на общекатегориальной
структуре;
3) теория относительности опиралась, как на свой
мировоззренческий фундамент, на философские понятия;
4) эволюционная теория в биологии (Ч. Дарвина) имела
своим основанием группу мировоззренческих понятий;
Следует обратить внимание на следующий момент:
воздействие философии на построение отдельных теорий не интегрально, а
фрагментарно, локально. «Проникающей» силой обладают лишь отдельные идеи,
понятия (или их группы), отдельные философские принципы. Данное явление
объясняется прежде всего наивысшим уровнем обобщенности научного знания,
заключенного в научном аспекте философии в отличие от любой части науки, и его
приложением не к миру в целом, а лишь к фрагментам материальной
действительности и к отдельным сторонам или уровням познавательного отношения.
Фрагментарность воздействия философии на формирование
гипотез и теорий в частных науках имеет одним из своих следствий своеобразный
характер натуралистского мировоззрения.
Рассмотрение эвристической функции философского метода
(диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук
весьма значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий. Не
всегда философия «на виду» и далеко не всегда она в качестве методологии на
переднем крае. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же
методом или комплексом таких методов. Философский же метод чаще всего действует
«с тыла»: через частнонаучные методы и общенаучные понятия. Тем не менее, без
мировоззренческих понятий и принципов невозможно развитие науки (другой вопрос
— каковы эти понятия и принципы, как они трактуются и каков характер их
воздействия на науку).
2.2. Координирующая функция.
Координирующая функция философии. Существо этой функции
состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый
взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой
объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их
координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной.
Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода
этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска.
В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи
между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей
профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод — один из его
компонентов) и объекта в науке.
Историк науки и философ Б. М. Кедров отмечал следующие
изменения, происшедшие в естествознании XX столетия. Исторически в самом
естествознании долгое время существовало более или менее полное обособление его
отдельных отраслей между собой. Это стало возможным в силу длительного
господства аналитического метода. По этой причине между предметом изучения и
методом исследования, присущим определенной науке, сложилось и прочно
удерживалось строго однозначное соотношение: один предмет — один метод. Однако,
начиная с середины прошлого столетия, это соотношение стало нарушаться и
коренным образом изменилось в XX в.: строгая однозначность сменилась
многозначностью отношений, когда один и тот же предмет изучается с разных
сторон сразу несколькими методами или один и тот же метод применяется к
исследованию разных предметов. Преобладающим стало соотношение: один предмет —
несколько методов, несколько разных предметов — один метод.
Потребность в координации частных методов возникает на
фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде
всего, необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с
углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что
происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные
исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических
возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной
силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.
В структурно-логическом плане координация (и
субординация) методов научного познания также базируется на философских
принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности
и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию
философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй —
конкретности истины.
Философско-методологические принципы (движения
познания от явления к сущности, единства качества и количества, конкретности
истины, всесторонности рассмотрения) способны быть координирующим началом в
общей системе методов науки. Такую же, в сущности, роль играют принцип единства
уровней организации материи и развития, единства структуры и функции,
взаимосвязи необходимости и вероятности и т.п. Координирующая функция в сфере
частнонаучного исследования сводится к диалектизации оперирования методами.
Философский метод не может привести к успеху в науке,
если при решении частных задач применяется в отрыве от общенаучных и
специальных методов. Он не есть некая отмычка, которая позволяет сама по себе
делать какие-то открытия в частных науках.
Плодотворное координирующее воздействие всеобщего
философского метода осуществляется не автоматически. В предпосылки,
содействующие успешному решению задачи исследователем, входят глубокое знание
им специального предмета исследования, владение всем необходимым комплексом
частных методов, методикой познания, достаточный опыт работы с объектом
исследования, знакомство с историей философии, с опытом применения диалектики к
решению конкретных научных проблем, умение самостоятельно применять ее.
2.3.
Интегрирующая функция.
Термин «интеграция» (от латинского integratio —
восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он
применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе
общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности
это понятие приблизилось к классу философских категорий.
Применительно к функциям философии термин
«интегрирующий» связан с представлением об объединяющей роли философского
знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или
способных образовать целостность. Здесь учитывается также определение и
устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих к разобщенности системы, к
чрезмерному росту относительной самостоятельности элементов (или частей) в ее
составе, выявление недостающих ее звеньев (элементов или связей), активное
включение которых в функционирование системы придает ей большую гармоничность и
оптимальность, т. е. повышает степень ее упорядоченности, организованности. Мы
будем применять термин «интеграция» в смысле, противоположном понятию
«дезинтеграция».
В основе решения проблемы интеграции знания лежит
прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и
его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный
характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания. В
природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно
самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие
звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут
обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы
между формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках.
Такие «пограничные» науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не
только свойствами других наук (как в примерах с электрохимией и физической
химией), но и свойствами трех и более научных дисциплин. По своим философским
основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем
содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом,
демонстрируют единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения»
(непрерывности); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим,
интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути
специализации и представляют собой единство противоположных тенденций
(дезинтегратив-ной и интегративной).
Помимо «переходных», или связующих, дисциплин (их
интегрирующая роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два
типа наук-интеграторов. Это синтезирующие, объединяющие ряд далеко стоящих друг
от друга наук (пример — кибернетика, социальная экология), а также недавно
появившийся тип проблемных наук, не имеющих своим предметом те или иные формы
движения материи или взаимопереходы между ними; они возникают для исследования
и решения определенной проблемы (пример — онкология, решающая проблему
опухолевых заболеваний); эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и
по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.
Все три типа наук представляют собой средства
интеграции научного знания. Этот способ интеграции в результате
взаимопроникновения методов исследования — «интеграция по методу». К этому
способу интеграции относятся математический и философский методы (или
«математизация» и «философизация» науки).
На уровне науки в целом философия выступает в качестве
одного из необходимых факторов интеграции научного знания. Существует множество
видов, типов и уровней интеграции. Ученые, специально исследовавшие
интегративные факторы, разделяют их по степени общности на частные, общие и
наиболее общие. В результате выявляется такая их иерархия: закон — метод —
принцип — теория — идея — метатеория — конкретная наука — метанаука — смежная
наука — комплексная наука — научная картина мира — философия. Здесь каждый
последующий фактор выполняет интегрирующую роль по отношению к предыдущему.
Интегрирующая сила каждого фактора определяется в конечном счете степенью
общности закономерностей и свойств той предметной области, которая им
отражается. Поэтому любой из конкретных интеграторов имеет свои определенные
границы.
Научная философия выполняет свою функцию, с одной
стороны, непосредственно (путем диалектизации частнонаучного мышления, введения
философских категорий во все науки, выработки у ученых наиболее общего
представления о единстве природы и т.п.), с другой — опосредованно, через серию
интеграторов разной степени общности (благодаря участию в создании связующих,
синтетических, проблемных наук, частнонаучных картин мира и т.п.).
К настоящему времени в науке действует множество
интегрирующих факторов, которые позволяют утверждать, что она стала целостным
системным образованием; в этом отношении наука вышла из кризисного состояния, и
проблема состоит теперь в достижении еще большей ее организованности,
упорядоченности. В современных условиях процесс дифференциации наук не только
не приводит к их дальнейшему разобщению, а, наоборот, — к их взаимному
цементированию. Однако разобщение наук далеко не преодолено, а на отдельных
участках научного знания оно иногда даже усиливается. И, несмотря на это,
тенденция к интеграции, к синтезу наук становится не только все более заметной
в наше время, но и доминирующей.
2.4.
Логико-гносеологическая функция.
Эта функция заключается в разработке самого
философского метода, его нормативных принципов, а также в
логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических
структур научного знания.
Выработка информации, необходимой для совершенствования
элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития
общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода
моделирования. Будучи примененными к построению научных теорий, принципы
диалектики как логики включаются в состав их логических (или гносеологических)
оснований.
Частные науки специально не изучают формы мышления,
его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с
необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы,
«отходя» на время от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая
свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике,
гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика
как логика.
Если общая гносеология убеждает в возможности и
необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика
(вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности.
Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся,
непрерывно изменяющейся сущности объекта.
Диалектика задает общие ориентиры познавательной
деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка
диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с
обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придает
практическую значимость общеметодологической функции философии.
Заключение
Нет, и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила однозначно
раз и навсегда. Ветры новых времен по-новому "поворачивают"
устоявшиеся представления и казалось бы давным-давно исчерпавшие себя проблемы.
Вот почему философия несводима ни к одной из своих разновидностей, сколь бы
разработанной и всесторонней ни была какая-либо из них. Философия, как говорил
Гегель, это история философии. Это все ее наследие за много веков. К этому
наследию человечеству приходится обращаться вновь и вновь.
Именно на такую перспективу рассчитывали и основоположники
диалектико-материалистической философии, когда устами Энгельса высказали
надежду на то, что поколения, идущие после них, будут намного умнее их и будут
критиковать их с высоты нового понимания новых — и старых проблем. В том, что
эта надежда только начинает сбываться, большая трагедия марксистской философии,
а также внушительный урок на будущее.
Литература
1)
Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2003.
2)
Н. А. Бердяев: «Философия
свободного духа». М., 1994.
3)
Философия,
Учебное пособие/ Авт.кол. под рук. Ю.В.Осичнюка -К.: Фіта, 1994.
4)
Мостепаненко М.В.
«Философия и физическая теория». Л., 1969.
5)
Жуков В.Н. М.Бубер. Я и
Ты//Вопросы философии, 1994, N 7/8.
6)
Хайдеггер М. Что это такое
- философия?//Вопросы философии,1993.- N8.
Страницы: 1, 2
|