рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Информационные технологии как средство трансформации повседневной жизни человека

11.  Снижение авторитета объективного знания. Ценным становится то, что модно, а не то, что истинно. Повышается авторитет конвенционального знания.

12.  Переход от диалога к полилогу, приводящий к выравниванию статусов.

13.  Размывание границ тезаурусов и плюрализм концептуальных пространств. Терминологические системы уже не так разъединены, как в оффлайновом мире, где представители различных предметных областей редко дискутируют по профессиональным проблемам. В сетевых дискуссиях не проверяют наличие диплома или принадлежности к конкретной научной школе.

14.  Повышение дискурсивности знания, которое всё чаще возникает в зависимости от ситуации, а не как результат спланированных, коллективно осуществляемых, методологически и технологически обеспеченных научных исследований. Количество дискурсов множится, но установление взаимосвязей между ними становится второстепенной задачей, что размывает границы мнения и знания.

15.  Расширение источников и способов получения и продуцирования информации, дающее возможность человеку участвовать в порождении знания вне зависимости от его профессиональной принадлежности.

16.  Расширение возможностей документировать акты коммуникации. Большую часть тех актов, которые происходят в Сети, включая обмен по электронной почте и чаты, можно записать в виде файла и сохранить на диске.

17.  Расширение возможностей социализации и профессионализации, позволяющие индивиду обрести новые статусы, став признаваемой сообществом личностью, завоевать доверие и уважение в сетевом сообществе и получать вполне реальные заказы на вполне конкретную работу.

18.  Расширение гедонистических возможностей. Личность как социально и биологически мотивированная сущность получает в виртуальном пространстве абсолютно новые возможности удовлетворения своих потребностей и получения удовольствий.

Под влиянием развития информационных технологий происходит глобализация коммуникации – предельно расширяется то пространство, в котором происходят различные виды взаимодействия. Причём глобальность как характерная черта виртуального общения имеет характер потенциальности: в непосредственном интернет-контакте индивид находится с очень узким кругом людей, однако потенциально может выйти на любого и каждого. Особенностью Интернета как коммуникативной среды является гипертекстуальность, т.е. связанность текстов, представленных в данной информационной среде, системой ссылок друг на друга. Как отмечает И.Р. Купер, «…гипертекст как новая текстуальная парадигма может рассматриваться как способ коммуникации в обществе, ориентированном на множественные, одновременные потоки информации, которые не могут быть восприняты и усвоены субъектом» [3]. В.А. Михайлов и С.В. Михайлов трактуют гипертекстуальность как многозначность, полидискурсивность, многоголосие виртуального общения. Именно Интернет, будучи ареной, где синхронизируют своё взаимодействие множество социальных субъектов, способен наиболее широко обеспечить межкультурное взаимодействие и сотрудничество. Гипертекстуальность имеет ещё один важный смысл: Интернет способствует формированию общей для всего человечества памяти как основы глобального характера коммуникации [95, c. 34–52].

Итак, развитие Интернета сопровождается массовым переносом межличностных взаимодействий в виртуальную среду. Анализируя это явление, следует учитывать, что на протяжении значительного отрезка человеческой истории формы социального взаимодействия сводились в большинстве случаев к межличностному общению. Люди имели возможность непосредственно взаимодействовать друг с другом, традиции и установки передавались преимущественно в устной форме, и даже само их существование зависело от непрерывного процесса возобновления в основном через рассказ, реже – через показ или иные сходные действия, но опять-таки в контексте непосредственного межличностного взаимодействия людей. Средства коммуникации порождали новые формы социального взаимодействия, когда для обмена сообщениями, несущими определённое смысловое содержание, людям не обязательно требовалось находиться вместе. Обмен символьными формами с использованием опосредованных интерактивных форм в настоящее время становится доступным всё большему количеству людей [38, с. 94–95].

Информационные технологии создают возможности для формирования общностей нового вида, которые именуются виртуальными, киберпространственными или онлайн-общностями [89, с. 105–111]. В настоящее время такие общности представляют собой динамичное, спорное и с трудом воспринимаемое явление. Г. Рейнгольд определяет виртуальную общность как «социальное скопление, возникающее в Сети, в то время как большое количество людей достаточно длительное время общаются с искренне человеческим чувством с целью сформировать систему личных отношений в киберпространстве» [175]. Географическое место не является основой создания виртуальных общностей. Существенную роль при их формировании играет виртуальное социальное сотрудничество. Виртуальная общность не является воображаемой, поскольку её члены «знакомы» друг с другом, интенсивно общаются, однако общение это разворачивается в виртуальном пространстве. Важным отличием локальных физических общностей от виртуальных являются условия вступления в общность. Общение людей в общностях, опирающихся на географическое соседство, охватывает большинство сфер жизни. Поэтому заменить общность непросто; такая замена сильно повлияла бы на повседневную жизнь индивида. В виртуальном мире, наоборот, человек свободно выбирает между множеством общностей, просто регистрируясь или выбывая из списка. Столь лёгкие условия вступления в общность, как утверждает С. Джоунс, меняют степень личной ответственности индивида; он может покинуть общность, уходя от ответственности за неподобающее поведение. Тем более, что по желанию человек может «вернуться» в ту же общность, регистрируясь под другим именем [170].

Коммуникации, осуществляемые через Интернет, не ориентированы на институциональные и групповые нормы, направляющие деятельность людей в их несетевой жизни. Более того, Интернет – среда развития виртуальных сообществ, альтернативных реальному обществу. Активность индивидов, осуществляющих коммуникации через Интернет, их силы и время переориентируются с взаимодействий с реальными друзьями, родственниками, коллегами, соседями на коммуникации своего виртуального «Я» со столь же виртуальными партнёрами. Общение через Интернет как раз и привлекательно обезличенностью, а ещё более – возможностью конструировать и трансформировать виртуальную личность. С одной стороны, Интернет даёт свободу идентификации: виртуальное имя, виртуальное тело, виртуальный статус, виртуальная психика, виртуальные привычки, виртуальные достоинства и виртуальные пороки. С другой – происходит «утрата» – отчуждение реального тела, статуса и т.д. Такие атрибуты личности, как стабильная самоидентификация, индивидуальный стиль исполнения социальных ролей («творческая индивидуальность»), активными пользователями Интернета утрачиваются; сознательно или неосознанно ими формируется размытая или изменчивая идентичность.

Следует отметить, что в современном обществе логика сетевой коммуникации начинает формировать характер всех коммуникационных процессов, в том числе и массовых коммуникаций, несмотря на то, что непосредственно в сетевые коммуникации включено не более одной десятой части населения планеты [80, с. 88]. В первую очередь это определяется тем, что лидеры мнений в подавляющем большинстве уже принадлежат к сообществам, представленным в Сети. Но главным оказывается здесь даже не формальная принадлежность к онлайн-общностям, а функциональная зависимость от их языка, кодов, организации коммуникации. Под влиянием нарастающей скорости сетевых коммуникаций и избыточности информационных массивов происходит формирование нового «сетевого» общественного уклада.

Следствием развития информационных технологий и расширением виртуальной коммуникации стало возникновение проблем информационной избыточности и отсутствия коммуникативной экологии [99, с. 235]. Как отмечает ряд исследователей, информационно-коммуникационные технологии не только облегчают коммуникацию, но и могут вследствие своей инструментальной природы её затруднять. Так, Б. Мейтлер-Мейбом пытается поставить вопрос о колонизации пространства коммуникации жизненного мира самими средствами коммуникации. Анализируя воздействие новых сред коммуникации на личностную, социальную и культурную структуру человеческого бытия, он ставит задачу разработки коммуникативной экологии. Благодаря новым формам информатизации и коммуникации изменяется характер отношений между индивидом и обществом, зачастую создаётся угроза разрушения личности. Б. Мейтлер-Мейбом обращает внимание на то, что человеческий опыт является уникальным элементом жизненного мира, который не может быть рационализирован по математическому образцу, а предполагает такие черты, как осмысленность, обозримость, временность, способность к заблуждению и др., к чему неспособен машинный интеллект. Современные средства коммуникации разрушают многие важнейшие элементы в традиционной структуре человеческого опыта, трансформируют его. Иллюзия телефонного общения или общения, опосредованного экраном, не может заменить непосредственного речевого и телесного общения. Скорее она лишь усиливает оторванность и отчуждение. «Сидящие в тёмных комнатах перед экраном люди отчуждены от реальности и плохо взаимодействуют и понимают тех, кто также изолированно рыщет по телевизионным каналам в поисках суррогатов реального опыта». Получение информации из «вторых рук» информационных технологий нарушает биологически детерминированный способ усвоения информации и взаимодействия. В психике формируется дематериализованный мир, заменяющий реальный, материальный мир, к которому приспособлены тело и психика человека. В результате приходят болезни, депрессия, распад и разрушение личности. Компьютеры, пишет Б. Мейтлер-Мейбом, «ликвидируют» опыт, сверхрационализируют человеческое мышление и ставят его под контроль машины. Он приходит к выводу, что требуются целенаправленные действия, чтобы остановить экспансию средств коммуникации и сохранить их инструментальную роль. Безусловно, рассуждения Б. Мейтлер-Мейбома отличаются консервативностью и даже враждебностью прогрессу, однако они заставляют обратить внимание на проблему информационной перегрузки в результате растущей коммуникации посредством информационных технологий, которая может быть чревата негативными последствиями для личности.

Как видим, информационные технологии кардинально меняют условия коммуникации, создавая как новые возможности, так и новые проблемы. Так, информационные технологии помогают преодолевать многие из физических препятствий для коммуникации (удалённость, недостаток времени), повышают возможность участников коммуникации довести до других и обосновать свою точку зрения, способствуют возрастанию степени личностной свободы. Негативное влияние информационных технологий на коммуникационную среду заключается в том, что разрушаются «коммуникация малых расстояний», межличностная коммуникация, сложившиеся сообщества, основанные на непосредственном межличностном общении, растёт одиночество. Как справедливо указывает А.Ю. Шеманов, техническая обеспеченность коммуникаций в сфере общения и перемещения, динамизм социальных связей людей растёт, но одновременно в каком-то отношении уменьшается их человеческая обеспеченность, поскольку страдают те формы общности, в рамках которых возможно развитие более долговременных и глубоких человеческих отношений (в частности, профессиональные объединения и семья). Человек в большей мере идентифицирует себя в качестве вполне обособленной единицы, чуть ли не единственной своей общезначимой характеристикой считая стремление к независимости от других [149, с. 22].

С развитием информационных технологий значительно уменьшается число живых межличностных контактов. Меж тем, как отмечают психологи, для нормального самочувствия человеку необходим постоянный контакт с другими представителями близкой по духу социальной среды [39, с. 86]. Человек, проводящий много времени в киберпространстве, отвыкает от реальной действительности и начинает бояться непосредственного общения с себе подобными. Происходящая под влиянием развития информационных технологий индивидуализация общества приводит к быстрой легитимации социального одиночества как наиболее адекватного воплощения образа жизни индивидуализированной личности. «Неизбежным спутником индивидуализации становится нарастающее одиночество» [10, с. 38], ибо присущая всякой индивидуализации автономизация личности по необходимости приводит к её растущей «атомизации», утрате в прошлом привычных социальных связей. Процесс индивидуализации, подчёркивает Э. Тоффлер, наиболее полно раскрывая потенциал личности, всегда «затрудняет человеческие контакты. Поскольку чем больше мы индивидуализируемся, тем труднее нам становится выбрать себе спутника жизни с близкими интересами, ценностями, привычками или вкусами. Друзей тоже сложнее найти. Каждый становится более разборчивым в социальных связях» [136, с. 583]. Сегодня каждый десятый европеец и каждый пятый житель Германии, Финляндии (а в возрасте 25–50 лет – каждый третий в этих странах) предпочитает жить в одиночестве [98, с. 102].

Под влиянием информационных технологий возникает «интерактивное» одиночество, складывающееся на базе повышенной включённости индивида в виртуальный мир киберсообщества. Его специфика заключается в вытеснении живых социальных контактов контактами виртуальными. Так, Л.П. Гримак отмечает, что появление сети Интернет сделало замужество многих молодых женщин «виртуальным» («компьютерные вдовы»), поскольку их мужья, будучи дома, ночами напролёт бродят по киберпространству, находя там не только реальные возможности знакомства, но и многообразие суррогатных сексуальных контактов с виртуальными дивами экстракласса [39, с. 86]. Так под влиянием развития информационных технологий происходит замена традиционных способов коммуникации, основанных на физическом контакте, удалёнными интеракциями.

Таким образом, информационные технологии кардинально трансформируют коммуникативную среду, создавая как новые возможности, так и новые проблемы. В повседневную практику входит многосторонняя коммуникация, благодаря которой каждый индивид, получающий информацию посредством того или иного канала, в равной мере способен принять участие в полном и идентичном контексте дискуссии, имеет возможность слышать и быть услышанным. Информационные технологии позволяют преодолевать многие из физических препятствий для коммуникации (пространственную удалённость, недостаток времени и т.п.), позволяют конструировать и трансформировать виртуальную личность. Одновременно с этим индивидами утрачивается стабильная самоидентификация, разрушается межличностная коммуникация, растёт одиночество.

Подведём итоги. Повседневность реализуется в пространственно-временных координатах, воспроизводится в ходе непрерывной коммуникативной деятельности людей, причём все эти конституирующие элементы повседневности трансформируются под влиянием развития информационных технологий. Следствием развития высоких технологий явилось сжатие, уплотнение пространства, т.е. зависимость его организации от параметров техники, скорости её работы и стоимости её использования. Развитие информационных технологий позволяет значительно уменьшить зависимость между пространственным местонахождением человека и выполнением им таких функций повседневной жизни, как трудовая деятельность, приобретение товаров и заказ услуг, получение образования, проведение досуга. Современные технологии порождают феномены киберпространства и сетевого пространства, в которых разворачивается повседневная жизнь всё большего числа людей. Основными характеристиками темпоральности в настоящее время становятся нелинейность и псевдоцикличность, разупорядочивание, размывание биологической и социальной ритмичности, исчезновение солидаристского понимания времени, переход от периодических к непрерывным операциям. К существенным характеристикам повседневности можно отнести размывание грани между рабочим временем и временем досуга, растущую асинхронность деятельности индивидов даже в рамках отдельно взятой семьи, постоянное перепланирование и уменьшение значения пунктуальности. Под влиянием информационных технологий расширяется как диапазон коммуникации, так и её культурный фон, происходит глобализация коммуникативной среды, то есть предельно расширяется то пространство, в котором происходят различные виды взаимодействия, и формируется общее для всего человечества смысловое поле коммуникации. В настоящее время активно развивается виртуальная коммуникация, которой присущи такие черты, как поливременность, интерактивность и гипертекстуальность. Массовый перенос межличностных взаимодействий в виртуальную среду приводит к формированию онлайн-общностей, альтернативных реальным социальным группам. Однако по мере роста технической обеспеченности коммуникации и количественного роста виртуальных взаимодействий, значительно уменьшается число живых межличностных контактов, растёт индивидуализация общества, возникает «интерактивное» одиночество, спецификой которого является вытеснение живых социальных контактов контактами виртуальными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.