2. Процесс труда для р
принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор потребности в труде, а только
средство для удовлетвор др потребностей. Только вне труда р. распоряжается
собой - т.е. свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у
чел с животными. А труд - форма деят, специф для чел, для раб представляется
унижением в себе человека.
3. Труд подневольный
отнимает у чел его “родовую” жизнь. Род челов. живет в природе. Жизнь чел
неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный контакт с прир, в кот главное
- труд, производство: ”...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для
раб труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р
относится к прир и производству не как своб человек, а как рабочий, т.е
отчужденно. Это и значит,что у раб отобраны и родовая жизнь и чел сущность.
4.Подневольный труд
порождает отчежд между людьми. Раб чужды друг другу, поскольку они конкурируют
за возм трудиться.
Не только р. но и все
люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные и различия
только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ первичных и вторичных уровней
отч. Почему же чел становится отчужденным?
Отч труд равнозначен сущ
частной собственности. Ч собств - основа экон жизни. На частнособственической
экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к
пониманию челов жизни как таковой. “Религия, семья, гос-во, право, мораль,
наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его
всеобщему закону”. Жизнь людей в усл отчуждения калечит их, делает “частичными
индивидами” или неразвитыми, недочелов существами. “Чатсная собств сделала нас
настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предет явл нашим лишь
когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем -
употребляем... Поэтому на место всех физ и духовных чувств стало простое
отчуждение всех этих чувств - чувство обладания”.
Устранение отчуждения.
Универсальный человек. Процесс, обратный отчеждению, - присвоение чел собственной подлинной
сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе
имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как
человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития
человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.
Характеристика присвоения
челов собственной сущности, или превращ труда из принуд в человеческий рассматр
М по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда
и его результата 2. по освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда
общей родовой сущност 4.гармонизации отношений между людбми.
Здесь М создает
грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с природой,
преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир осущ
в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам утилитарной
пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел такжк преобразуется. Вместо
отчежденного недочеловека появляется чеовек, само природное развитие есть
гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут реализовываться
способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно
развитый глаз). - творческие способности.
Универсально развитый,
жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой чел - таков идеальный
фил образ, рисующийся М в качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение ч
собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности.
Фейербах: Категория отчуждения.
Отчуждается сущность человека. Раздвоение: я слабый, а хочу быть сильным и т.п.
Вторую половину отчуждает и переносит во вне (абстракции). Антропология -
действительность теологии. Отсюда появляется Бог - всемогущий, бессмертный, …
Понятие Бога - понятие человека. Тайна религиозного сознания вообще.
Христианство исчерпало свою историческую ценность. Новая религия - религия
любви. Антропология. Основным в человеке является его чувство любви.
Настоящая любовь - сплав духовного и материального начала. Любовь между
мужчиной и женщиной это естественная форма любви. Окультуривание естественного
чувства. “Человек человеку Бог”. Религия начинает трактоваться как связь
индивидуума с некоторым мировым обществом. Отталкивание от человека как от
некоторого чувственного существа.
Неофрейдизм:
Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутри
психических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные
мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду и т.д.),
представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование
межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о
человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать.
Причиной неврозов считаю тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении
с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания.
Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с
социальной структурой современного общества, которое формирует у человека
чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.
Именно
общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается
враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных
ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти
исцеление всего общества.
55.
Идеал как
философская категория
Сущностью созн является
его идеальность,кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни
свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на
основе кот они возникли.
Идеальное выступает как
момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного
формами, созданными предшествующиим поколениями - прежде всего способеностью
отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности
в реальные предметы.
Идеальное не явл чем-то
самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность
сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже
осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое пониманиеимеет смысл только
при изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру. Идеальное и
матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как
материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр
материального в идеальное производит мозг. Сознание сущ не всегда. Оно возникло
в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз
матер систем. Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением
облад все мат образования. Отраж - это изменение одного явления под
воздействием другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения -
отпечатки , следы…
56.
Свобода
как фундаментальная категория социальной философии
Экзистенционалисты (Камю,
Сартр, Ясперс, Хайдеггер): Свобода. Челов сам свободно выбирает свою
сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Чел - это постоянная
возможность, замысел , проект. Он свободно выбирает себя и несет полную
ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел. существование, чел
и есть свобода.
Однако своб понимается
ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в понятиях, иррациональное.
Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр состояние, настроенность,
переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода,
противопост необходимости и отрешенная от общества, - есть пустой формальный
принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окруж действительности. Раб
может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию.
Свобода становится неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода
есть мучительная необходимость.
Характ чертой чел сущ
является то, что он не сам выбирает условия своего сущ, он заброшен в мир и
подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это
приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ потусторонняя реальность, кот
понимается как способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел, направленной
куда-то вне его. Вн мир представляет среду, мир заботы чел, окружающий чел
сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть
способы чел сущ-я. Время - это переживание сущ-ем своей ограниченности, временности.
Представл о времени до моего рождения и после смерти - произвольная
экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмыслено.
Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила,
подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв
личности трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом
смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что
люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,
одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.
Просто: Необходимость
и свобода. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен. Люди обладают
знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой
цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ
возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это
способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим
интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной
деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей,
законом связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел
есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ
независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решения.
Как же свобода
соотносится с необходимостью? С одной стор своб присутствует в необход, т.е.
необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в
деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному общ состоянию.
Это означает, что в истор процессе необход не только сознается, но и создается.
С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор
обстоятельств, объек условий деят людей. В общем свобода есть осознанная
необходимость.
57.
Формационный
и цивилизационный подходы к истории человечества
Общеcтвенно-экономичеcкая
формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности,
функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными
законами.Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и всей
человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Их выделение нередко было
обусловлено задачами обоснования проектов "идеального общества", в
котором были бы преодолены пороки, недостатки общества существующего.
Основы
научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Он полагал, что
историю делают люди, но вместе с тем в ней осуществляется некоторая объективная
логика. Ступени истории - это этапы самопознания мирового духа, прогресс в
создании свободы. При этом каждая ступень находит наиболее адекватное выражение
в духе определенного народа, который и реализует эту ступень своей истории.
Гегель выделял три таких исторических ступени и соответственно три типа общества:
восточный мир, античность, германский мир. В основу его периодизации были
заложены критерии, в известной мере отражавшие логику исторического процесса.
Одновременно он видел и всю сложность отношений каждого исторического типа с
реальностью: разные страны в разной мере воплощают сущностные характеристики
того или иного исторического общества.
К.
Маркс предложил метод исследования общества как социального организма, развитие
которого совершается закономерно, как и развитие природных органических систем.
В ходе естественной эволюции возникают новые формы и виды со своими особыми
качественными характеристиками. Подобно этому и развитие человечества
представляет собою естественноисторический процесс функционирования и смены
качественно определенных типов общества, который осуществляется в соответствии
с объективными, специфическими для общества законами. К. Марксу принадлежит
заслуга открытия и разработки методологии исследования истории как
закономерного процесса развития и перехода от одного типа общества к другому.
Типы
ОЭФ по Марксу: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный,
капиталистический, социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя изучение
исторического процесса, представил всю историю человечества как закономерный
процесс развития и смены общественно-экономических формаций.
Понятие ОЭФ позволяет: 1)
отличить один период истории от др. и вместо рассуждений об "обществе
вообще" исследовать исторические события в рамках определенных формаций;
2) вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой
ступени развития производства; 3) в противовес теориям, рассматривающим
общество как механическую совокупность общественных явлений, а как исторический
процесс – как результат влияния различных факторов.
Понятие
ОЭФ не дает конкретных знаний об истории той или иной страны, отдельного
региона или человечества в целом, он оно формулирует основные
теоретико-методологические установки, требующие последовательного научного
анализа фактов истории.
Каждая ОЭФ имеет свои
особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации
действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории.
История
общества – развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и
закономерные стадии социального прогресса. Цивилизация - универсальное понятие,
определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе
выделения основных исторических этапов развития общества. Цивилизация - способ
или технология воспроизводства общественных отношений, социальная организация,
которая производит и воспроизводит общественную жизнь. Цивилизация - обобщающая
характеристика содержания всех остальных социальных общностей, институтов и
других элементов способа общественной жизнедеятельности. Она обеспечивает понимание
единства исторического процесса, определяет его логику, смысл и направленность
развития. Основа единства - технологический способ воспроизводства материальной
и духовной жизни общества.
Четыре
подхода в интерпретации понятия “цивилизации”:1) культурологогический; 2)
социологический; 3) этнопсихологический; 4) географический. Влияет
географическая среда. В целом преобладает культурологический подход.
Цивилизационный
анализ - средство изучения социальной системы наряду с формационным,
социологическим, сравнительно-историческим и другими подходами. Совокупность
социокультурных факторов в их взаимодействии - механизм функционирования
цивилизации, особенности которого проявляются в этнонациональных, религиозных,
психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного
человеческого сообщества. Цивилизация постоянно развивается. Качество
цивилизации определяется положением человека в обществе, его социальным и
духовным благополучием, способностью социальной системы к прогрессу. Кризис цивилизации
наступает в тех случаях, когда то или иное общество не в состоянии дать ответ
на вопросы, которые возникают в процессе исторического развития. Кризис
цивилизации - невозможность ее дальнейшего развития в прежних социокультурных
формах, исчерпанность последних для дальнейшего социального прогресса. Основы
понятия цивилизации: деятельностный подход, отводящий решающую роль в
цивилизационном процессе субъективному фактору и духовной культуре. Глобальные
трансформации в современном обществе по-новому ставят вопросы общественного
развития: о качественно новой роли субъективного фактора, содержании социальных
общностей и политических институтов, критериях периодизации социальной жизни и
др. На этапе становления информационной цивилизации ее развитие осуществляется
в многообразных формах, структуру которых составляют национально-этнические
особенности, специфические для каждого народа исторические традиции и обычаи,
религиозные верования, национальный язык, уровень духовной культуры в целом.
Отличие информационной цивилизации от предшествующей техногенной цивилизации
состоит в том, что идентификация осуществляется уже не в национальных границах,
а на уровне межнациональных образований – суперэтносов. На сегодняшний день
российский народ одна из форм суперэтноса, состоящего из целого ряда далеко не
близких по своим этническим характеристикам народов. Из-за многообразия форм
современного цивилизационного процесса мировые цивилизации делятся на:
западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную,
латиноамериканскую и африканскую. Определяя нынешнее состояние и прогнозируя
будущее человечества как результат взаимоотношений между этими глобальными
цивилизациями. Процесс модернизации современного общества на
информационно-технологической основе происходит различным образом в странах и
регионах с различными национально-культурными особенностями. Новая российская
модель должна быть разработана и экономически обоснована на реальных условиях и
возможностях развития российского материального и духовного потенциала с учетом
мировых цивилизационных тенденций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|