рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Кандидатский минимум по истории и философии науки

Третья глобальная революция произошла в конце XIX в. в связи с эпохальными открытиями, сделанными в физике и привела к формированию неклассического естествознания. В рамках неклассического естествознания все научные теории и картины мира рассматриваются как относительные, имеющие приближенный характер и нуждающиеся в дальнейшем уточнении, дополнении и исправлении. В связи с этим, в нем допускается возможность параллельного существования альтернативных теорий, которые с разной полнотой и глубиной отражают различные аспекты изучаемых явлений.

Четвертая глобальная революция произошла во второй половине ХХ в. и привела к формированию постклассического естествознания. В этот период значительный размах приобретают междисциплинарные исследования, нашедшие свое воплощение в возникновении так называемых синтетических наук – биофизика, геохимия и т.д. Характерной чертой постклассического естествознания является глобальный эволюционизм, соединяющий идеи эволюции с идеям системного подхода, устанавливая тем самым связь между живой и неживой природой.

Прогностическая роль философии заключается в возможности на основании существующих знаний об окружающей действительности делать выводы о неизвестных явлениях и событиях, что позволяет со знанием дела поступать как в настоящем, так и в будущем. При этом точность предсказаний зависит от правильности выводов, сделанных при анализе настоящего и изучении прошлого.


15.

Наука обычно представляется как сфера непрерывного творчества, постоянного стремления к новому. Однако в современной методологии науки четко осознано, что научная деятельность может быть традиционной.

Основателем учения о научных традициях является Т.Кун. Традиционная наука называется в его концепции «нормальной наукой», которая представляет собой «исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых достижений».

Т.Кун показал, что традиция является не тормозом, а наоборот, необходимым условием быстрого накопления научных знаний. «Нормальная наука» развивается не вопреки традициям, а именно в силу своей традиционности. Традиция организует научное сообщество, порождает «индустрию» производства знаний.

Кризисная ситуация в развитии «нормальной науки» разрешается тем, что возникает новая парадигма. Тем самым происходит научная революция, и вновь складываются условия для функционирования «нормальной науки».

Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли.

Научные революции могут различаться по самым различным признакам, и поэтому не существует ни единой их классификации, ни даже типологии. Тем не менее, можно выделить несколько их типов, согласно характеру их общности, глубине раскрытия сущности изучаемых явлений и процессов, принадлежности к научной дисциплине, тем последствиям, которые они вызвали в научном мире, их влиянию на технический прогресс и духовную культуру общества и т.д.

1. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Наиболее знакомыми революциями такого типа являются революции, которые происходят в рамках отдельных научных дисциплин.

Внутридисциплинарными механизмами научных революций чаще всего служат переходы к изучению новых объектов и применение новых методов исследования. Хотя этому процессу может предшествовать изобретение новых средств наблюдения, эксперимента и измерения. А Поскольку прежние методы объяснения оказываются не в состоянии объяснить свойства новых объектов, то в связи с этим возникают также и новые методы их объяснения сначала в форме гипотез, а затем теорий и других концептуальных систем.

Введение нового объекта исследования совершенно преобразует картину мира соответствующей дисциплины. В большей или меньшей степени преобразуются также и основания науки, т.е. идеалы, цели нормы ее исследования.

2. Междисциплинарные взаимодействия как фактор революционных преобразований в науке. В процессе развития науки происходит постоянное взаимодействие между разными научными дисциплинами, которое находит свое проявление в обмене научными идеями и методами исследования. На первых этапах истории науки такое взаимодействие осуществляется путем переноса парадигмы и научной картины мира наиболее развитой и сформировавшейся научной дисциплины на новые, еще складывающиеся дисциплины.

В современной науке междисциплинарное взаимодействие чаще всего происходит совсем иначе. Теперь каждая наука обладает как собственной парадигмой, так и самостоятельной картиной мира. Поэтому в настоящее время говорят о междисциплинарной парадигме исследования, которая возникает из анализа и синтеза некоторых общих черт и признаков прежних теорий, концепций и частных парадигм исследования.

Нелинейный рост научного знания обусловлен в первую очередь столкновением различных концепций, парадигм и исследовательских программ в рамках определенной отрасли науки. В ходе этого столкновения одни из них побеждают, а другие исчезают.

Бифуркации или качественные изменения в развитии науки зависят не только от совершенства ее понятий и теорий, но главным образом от того, в какой мере она способствует выполнению таких основных ее функций, как объяснение существующих фактов действительности и предсказание новых фактов для рационального осмысления и эффективного действия в будущем.

14.

Научные исследования стремятся не просто обобщить определенные события в мире нашего опыта, но и установить общие законы, которые могут быть использованы для предсказания и объяснения.

в научно-теоретическом познании большую роль играют Модели и построенные по ним законы. Они позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия: например, модель атома, модель Вселенной, модель генома человека и пр. Формирование первичных теоретических моделей связано с этапом выдвижения гипотезы и последующим ее обоснованием. В качестве теоретических конструктов выступают абстрактные объекты. экспериментально обоснованная модель имеет возможность для превращения в схему. Причем теоретические схемы вводятся вначале как гипотетические конструкции, но затем они адаптируются к экспериментам и обосновываются как обобщение опыта. Затем должен следовать этап ее применения к качественному многообразию вещей. И лишь после этого — этап математического оформления, что и знаменует собой фазу появления закона. Итак, модель — схема — качественные и количественные расширения - метаматизация — формулировка закона — вот апробированная наукой цепочка.

В современном процессе научного исследования достаточно ощутимой становится роль аналогий. Перенос абстрактных объектов из одной области знания в другую предполагает метод аналогий.

Современные интерпретаторы выделяют: 1) аналогию неравенства, когда разные предметы имеют одно имя (тело небесное, тело земное); 2) аналогию пропорциональности (здоровье физическое — здоровье умственное); 3) аналогию атрибуции, когда одинаковые отношения по-разному приписываются объекту (здоровый образ жизни — здоровый организм — здоровое общество и т.п.).

Аналогия с определенной долей вероятности позволяет расширять имеющиеся знания путем включения в их сферу новых предметных областей. Абстрактные объекты, транслируемые из одной сферы, должны удовлетворять связям и взаимодействиям складывающейся области знания. Поэтому всегда актуален вопрос о достоверности аналогии.

Роль теории в научном познании огромна. Теория направлена на обнаружение закономерностей того или иного фрагмента действительности. В процессе построения научной теории задействованы сеть базовых понятий, совокупность методов, методологические нормы и принципы, данные экспериментов, обобщения фактов и заключения теоретиков и экспертов.

 Развитая теория представляет собой не просто совокупность связанных между собой положений, но содержит в себе механизм концептуального движения, внутреннего развертывания содержания, включает в себя программу построения знания. В этой связи говорят о целостности теории.

Методологи обращают внимание на три особенности построения развитой научной теории. Первая указывает на то, что «развитые теории создаются коллективом исследователей». «Вторая особенность ситуации состоит в том, что фундаментальные теории все чаще создаются без достаточно развитого слоя первичных теоретических схем и законов». В качестве третьей особенности выступает применение метода математической гипотезы: построение теории начинают с попыток угадать ее математический аппарат (B.C. Степин).

Способы построения теории меняются исторически. Для классической стадии развития науки характерен идеал дедуктивно построенных теорий. Классический вариант формирования развитой теории предполагает теорию, отражающую системы закрытого типа.

Неклассический вариант формирования теории ориентируется на открытые системы. В рамках неклассического этапа формирования теории стали ясны регулярно возникающие трудности. Каждый критерий в отдельности не самодостаточен. Используемые вместе, они время от времени входят в конфликт друг с другом. Вместе с тем для классического, как и для неклассического варианта оформления теории главной и общей задачей остается выработка логических стандартов развитой научной теории, реализуемых в конкретных науках.

Проблемные ситуации являются необходимым этапом развития научного познания и фиксируют противоречие между старым и новым знанием, когда старое знание не может развиваться на своем прежнем основании. О возникновении проблемной ситуации свидетельствуют множества контрпримеров, которые влекут за собой множество вопросов и возникает ощущение неудовлетворенности наличным знанием. Результатом выхода из проблемных ситуаций является конституирование новых форм организации теоретического знания. Т.о. проблемные ситуации, фиксируя противоречие между теорией и фактом, старыми и новыми данными, универсальны и играют в научном исследовании роль пускового механизма.

12.

Научная картина мира рассматривается в философии науки как важнейшая часть оснований науки, как его онтологическая составляющая. Она исследует связь научных теорий с реальным миром. Реальный мир следует отличать от его идеального образа или картины мира. Поскольку любой реальный мир бесконечно сложнее и разнообразнее своего идеального образа, то картина мира любой науки значительно схематизирует и упрощает изучаемый мир.

Мировоззрение и его основные компоненты. Под мировоззрением понимают общий целостный взгляд на мир, в котором отображаются, во-первых, воззрения людей на сущность мира, его происхождение и устройство, во-вторых, отношение людей к миру и его оценку. Очевидно, что воззрения людей не обязательно являются научными, поскольку было время, когда никакой науки не существовало, и по­этому мировоззренческую роль тогда осуществляла сначала мифология, а потом религия. Даже в наш век научно-технического прогресса для немалой части населения мировоззренческую роль по-прежнему продолжает играть религия, которая апеллирует не столько к разуму, сколько к чувствам, настроениям и переживаниям людей.

Чем отличается научная картина мира от стихийно-эмпирической картины конкретного субъекта? Почему наука вынуждена была строить свою картину мира?

Картина мира у любого человека слишком индивидуальна, поскольку она основана на собственном опыте, личных впечатлениях и ощущениях. Естествознание стремится найти объективные закономерности природы. Поэтому в науке приходится абстрагироваться от личных ощущений и представлений и построить такую систему знаний о природе, с которой мог бы согласиться каждый исследователь. Ясно, однако, что не всякая система знаний представляет собой картину природы. Для этого необходимо, во-первых, чтобы эта система отображала наиболее фундаментальные закономерности природы; во-вторых, свойства должны рассматриваться в рамках единой, целостной картины; в-третьих, естественнонаучная картина мира должна быть такой общей теоретической моделью окружающей природы, которая допускает дополнения, исправления и уточнения в связи с развитием научных представлений о природе; в четвертых, такую картину следует постоянно проверять и соотносить как с самой природой, так и с изменением фундаментальных знаний о ней.

Функции научной картины мира

1) Картина мира как онтология научного знания. Одна из важнейших функций картины мира в науке состоит в том, что она устанавливает связь между научным знанием и тем реальным бытием, которое служит предметом его исследования. Именно благодаря существованию таких картин неспециалисты и образованные люди могут получить представление о характере развития научного знания и современном его состоянии.

В любой картине мира конкретной науки рассматриваются, прежде всего, те фундаментальные объекты, из которых построены все другие объекты ее теорий, а также указан характер взаимодействия фундаментальных объектов. Опыт развитых наук вместе с тем показывает, что их научная картина мира в существенной степени изменялась, прежде всего, именно в результате перехода к изучению новых, более сложных явлений и процессов.

2) Картина мира как систематизация научного знания. Отдельные научные теории формулируют свои основные понятия и законы, чтобы объяснить и предсказать конкретные факты изучаемой области, то картины отдельных научных дисциплин стремятся выделить их фундаментальные принципы. Опираясь на них, картина мира помогает понять роль и место отдельных теоретических понятий и закономерностей в общей системе научного знания. Именно в этом отношении она играет систематизирующую роль в познании.

3) Научная картина мира как исследовательская программа. Рассмотрение научной картины мира в контексте исследова­тельской программы предполагает, прежде всего, ясное представле­ние о ней как специфической форме научного знания, в которой формулируются исходные онтологические понятия и принципы, на которые опираются соответствующие конкретные научные теории. Этим объясняется тот факт, что научная картина продолжает существовать при замене одних конкретных теорий другими. Поэтому преемственность знаний в науке выступает в виде сохранения связи между исторически преходящими и вновь возникающими научными картинами мира. Научные картины различного уровня общности и глубины можно рассматривать как результат осуществления соответствующей исследовательской программы. В общем смысле само развитие науки можно рассматри­вать как реализацию некоторой исследовательской программы.

11.

Основой научного исследования являются ценностные ориентации науки, важнейшей из которых является достижение и рост объективно истинного знания о реальном мире и законах его развития. Эта ориентация на достижение истины находит свое конкретное выражение в идеалах и нормах научного познания. Идеалы определяют общую цель и стратегию процесса познания, а нормы — регулируют конкретные условия достижения общей цели на отдельных этапах исследования.

Но на протяжении истории науки они испытывают существенные изменения, особенно в связи с революциями в науке, радикально меняющими, как идеалы научности, так и особенно нормы научного исследования.

Еще древние греки провозгласили идеалом научности достоверное, доказательное знание —противопоставив его мнению. Если сравнить аксиоматический и дедуктивный идеал построения научного знания античных греков с донаучным идеалом древних египтян, то нельзя не заметить эпохального различия между ними. Вместо обоснования и доказательства египтяне приводили конкретные примеры решения отдельных задач на вычисления или геометрические построения, но не формулировали общих правил решения однотипных задач.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.