рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Материалистическое понимание истории в советской философии

Материалистическое понимание истории в советской философии

 

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

 

Материалистическое понимание истории в советской философии


План:



План: 1

Введение. 2

Исторический материализм. 2

Категории и принципы исторического материализма. 3

Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания  3

Базис и надстройка. 5

Производительные силы.. 7

Производственные отношения. Способ производства. 9

Закономерности развития производительных сил и производственных отношений  12

Определяющая роль производительных сил в развитии способа производства  12

Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Необходимость и свобода. 13

Общественно – экономические формации. 15

Первобытно – общинный строй. 16

Рабовладельческий строй. 17

Феодализм. 18

Капитализм. 19

Социализм и коммунизм. 20

Заключение. 22

Футуризм в Марксистской философии. 22

Мое отношение к Марксизму. 24

Список литературы.. 26







Введение.

Марксистско-Ленинская философия, еще совсем недавно играла огромную роль в жизни  нашей страны. Многие люди верили в идеалы,  коммунизма, немало трудились  для того, чтобы их добиться. Они сделали немалых добрых дел, результатами которых пользуется и наше поколение.

С другой стороны, в наши дни нередко можно услышать прямо противоположные высказывания по отношению к марксистской философии. Критикуются итоги, к которым пришло наше общество в результате советской власти, жестокие методы, которые эта власть применяла. Очень широко и навязчиво распространяется идея о том, что приход к власти большевиков в результате «октябрьского переворота» - большое несчастье для нашей Родины. И вообще многое, что было сделано предшествующими поколениями – неразумно и безрезультатно.

          Вместе с тем, высказывается мнение о том, что современная демократия практически наилучшее устройство общества. А недостатки и несправедливость - вещи неизбежные, с ними следует примирится.

Интерес автора к марксистской философии связан с тем влиянием, которое она оказала и на историю нашей Родины, и на философию вообще.

Марксизм – обширная философская система, в реферате будет рассмотрен только вопрос материалистического понимания истории, который связан с проблемой общества и человека.   


Исторический материализм


Краеугольный камень Марксистской философии – учение о материальной природе мира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения и изменения. Природа развивается, достигая высших своих форм, включая жизнь и мыслящую материю, не из потусторонней силы, а по причинам, заложенным в ней самой, в ее законах. Диалектическая теория развития (диалектика) указывает те общие законы, благодаря которым осуществляются процессы движения и изменения материи, перехода от низших ее форм к высшим.

История человеческого общества также рассматривается с материалистической точки зрения: общество - часть материального мира, социальная форма движения материи. На  этой основе исследуются общие законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Впервые термин “материалистическое понимание истории” упомянут в работе "немецкая идеология" в Маркса Энгельса 1845-46 гг. Также используется термин “исторический материализм”.


Категории и принципы исторического материализма


Исторический материализм имеет свои принципы и категории. Важнейшими из них являются: принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, категории: общественное бытие и общественное сознание, базис и надстройка, производительные силы и производственные отношения, общественно – экономическая формация, класс, нация, революция и т.д.

Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания

          Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни. Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и есть их общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит их экономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, люди прежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечивается людьми в процессе общественного производства, экономической жизни. На этой материальной основе развивается деятельность людей по перестройке общественных отношений.

Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своей общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют о нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественное бытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь опосредованная, отраженная в сознании.

Вот эта сторона общественной жизни людей – жизнь, опосредованная сознанием, производная, духовная – является областью общественного сознания. Общественное сознание есть сознание общественных отношений, отражение общественного бытия.

Так, литература и искусство описывают, изображают лишь то, что уже существует в жизни, или то, что в жизни зарождается. Политические и моральные идеи суть отражения в головах людей потребностей жизни общества. Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно.

Люди, живя и действуя в обществе, вырабатывают, создают различные представления и идеи о своей общественной жизни.

Таким образом, общественное бытие есть процесс непосредственной жизни людей, а общественное сознание есть опосредованная, отраженная в мыслях людей общественная жизнь.

В этой связи нужно различать сознание как свойство каждого разумного существа и сознание как понимание сущности общественных отношений, в которых человек живет и действует. В первом смысле человек всегда действует сознательно, во втором же смысле, когда имеется в виду общественное сознание, он может действовать бессознательно, стихийно.

Сознание как свойство человеческой деятельности может относится к сфере удовлетворения личных, будничных интересов человека. Маркс называл такое сознание обыденным.

Ленин различал стихийную (т.е. бессознательную) и сознательную борьбу рабочего класса.

Первичность общественного бытия в отношении общественного сознания состоит не только в том, что явления общественного бытия возникают раньше, чем они отразятся в общественном сознании людей, и состоит не только в том, что общественное бытие является независимым от общественного сознания, но еще и в том, что общественное бытие определяет общественное сознание.

Если общественное бытие людей различно, то различны и их взгляды на бытие. Л.Фейербах говорил: “В хижинах думают иначе, чем во дворцах”.

Но сознание людей отнюдь не является пассивным, зеркально - мертвым отражением жизни. Марксистский материализм в понимании общественной жизни отнюдь не отрицает и не принижает роли идей в общественном развитии. Он лишь подчеркивает, что эти идеи определяются жизнью и поэтому должны быть теснейшим образом связаны с последней, правильно отражая тенденции и требования ее развития [1, с. 280-282].

Базис и надстройка

          Социологи до Маркса, как отмечал В.И.Ленин, не шли дальше описания общественных явлений с точки зрения того или иного идеала. В этом состоял корень субъективизма в социологии. Марксизм преодолел этот порок прежней социологии “посредством выделения из всех областей общественной жизни области экономической, посредством выделения из всех общественных отношений – отношений производственных, как основных, первоначальных, определяющих все основные отношения”[3, с. 120].

          Марксизм установил, что идеологические отношения и соответствующие им формы учреждений и организаций следует объяснять не из них самих, как это делали идеалисты, а из материальных, производственных отношений, образующих экономическую основу общества. Таким образом, марксизм дал вполне объективный критерий для отделения определяющих общественных отношений от производных, выделив производственные, экономические отношения как структуру общества, его основу. В этой связи Маркс и Энгельс ввели в науку понятия базиса и надстройки.

          Люди не могут производить материальные блага, не вступая в определенные производственные отношения друг к другу. “Совокупность этих отношений, - говорит Маркс, - составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания”[4, т.13, с. 6-7].

          Нетрудно понять, что производственные отношения, с одной стороны, являются необходимым элементом способа производства, а с другой – составляют базис, основу для тех общественных явлений, которые возникают на этой основе.

          Нельзя смешивать способ производства, как материальную основу всего общественного развития, с экономическим базисом, как основой лишь надстроечных явлений.

          Категория экономического базиса является одновременно общеисторической и конкретно – исторической. Это значит, что каждой общественной формации присущ свой экономический базис. Сообразно различным типам производственных отношений складываются соответствующие типы экономических базисов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, коммунистический. Следовательно, господствующий тип производственных отношений определяет соответствующий тип экономического базиса.  

          Каждый экономический базис неизбежно порождает соответствующую ему надстройку. Надстройка – это совокупность общественных явлений, которые возникают и развиваются на основе определенного экономического базиса, как-то: политические, правовые, этические эстетические, философские, религиозные, и т.д. взгляды, идеи (формы общественного сознания) и соответствующие им учреждения и организации.

          Исторический опыт показывает, что сначала возникают общественные идеи, а затем соответствующие им учреждения и организации.

          Надстройка, как и базис, является одновременно общеисторической и конкретно – исторической категорией. Надстройка необходимо присуща каждой общественной формации. Каждому типу базиса соответствует определенный тип надстройки. Стало быть, базис порождает одну а не несколько надстроек. Надстройка, по словам Ленина, является формой существования экономической структуры общества, как содержания. Надстройка отражает свой базис, его природу (сущность), подобно тому, как форма отражает свое содержание.

          Область надстройки является ареной острой классовой борьбы. Господствующими идеями и организациями в условиях антагонистического общества являются идеи и организации экономически господствующего класса.

          В обществе действует общесоциологический закон: базис определяет надстройку. Это значит, что каков базис, такова в основном и надстройка. Экономический базис является источником, основанием, определяющим характер и содержание надстройки. В основном изменение в базисе предшествует изменениям в надстройке.

          Определяющее воздействие базиса на надстройку не следует понимать упрощенно. Изменение надстройки не происходит автоматически, вслед за изменением базиса. Дело в том, что надстройка обладает относительной самостоятельностью. С одной стороны, она отличается большим консерватизмом, меньшей подвижностью и изменчивостью, чем базис. Поэтому она в своем развитии отстает от развития и изменения базиса, подобно тому, как форма в развитии отстает от содержания. С другой стороны, часть надстроечных явлений может обогнать существующий базис. В силу этого в развитии базиса и надстройки постоянно возникают и разрешаются противоречия между ними.

          Из определяющей роли базиса в отношении надстройки не следует, что она пассивна и безразлична к базису. Обратное активное воздействие надстройки на развитие базиса является общей исторической закономерностью.

          Активная роль различных экономических элементов проявляется двояко. Они могут ускорять или замедлять развитие базиса, укреплять, или разрушать его.

          Когда старые экономические  отношения превращаются в оковы развития производительных сил, тогда наступает эпоха социальной революции, сопровождающаяся революционным преобразованием базиса и надстройки старого общества.

          Революционная смена старого базиса новым есть процесс закономерный [1, с.282-292].

Производительные силы

Производство средств существования образует исходный пункт истории человечества и его дальнейшего развития. Уже в раннем марксистском произведении «Немецкая идеология» мы находим формулировку исходного начала истории и ее материальной основы: «...Первый исторический акт, это — производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей (пища, питье, жилище, одежда и др.), производство самой материальной жизни»[4, т. 3, с. 26].

 Люди не свободны в выборе производства. То или иное поколение застает его готовым. Оно наследует производство от прошлых поколений.

В «Капитале» Маркс характеризует производство как целесообразную деятельность людей для создания потребительных стоимостей с помощью производительных сил. Простыми моментами процесса труда являются: 1) труд, 2) предмет труда и 3) орудия труда.

Производство включает в себя две стороны: во-первых, отношение людей к природе, степень овладения ее силами, т. е. производительные силы, во-вторых, отношения самих людей друг к другу в процессе овладения силами природы, т. е. производственные отношения.

Производительные силы — одно из наиболее общих и основных понятии марксистской социологии. В этом понятии выражается основное отношение человека к природе. К производительным силам относятся люди и средства производства. Производительные силы представляют собой органическое единство всех входящих в них элементов, взаимно связанных между собой на основе всей системы разделения труда в обществе.

Силы природы и ее предметы становятся производительными силами лишь тогда, когда они соединяются с рабочей силой человека, т. е. выступают в качестве средств.

Производительные силы представляют собой конкретно-историческое единство производителей и средств производства, целостную систему личных и вещных элементов, внутренне связанных кооперацией и разделением труда.

Но указанные элементы играют не однозначную роль в системе производительных сил. Производители; трудящиеся являются главной производительной силой.

Для развития техники всегда требуются соответствующие кадры рабочих, которые приводят ее в движение. Люди, овладевшие техникой и научным знанием, являются решающим фактором производства на любой ступени общественно-исторического развития. В конечном счете, источником производительных сил является трудовая деятельность людей.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.