рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Материалистическое понимание истории в советской философии

Производительные силы, в конечном счете, по выражению Маркса, представляют собой результат трудовой энергии людей. Люди, побуждаемые материальными интересами, создают и усовершенствуют орудия производства, добывают предметы труда. Маркс замечает, что «развитие общественного индивида — вот что выступает в качестве основного устоя производства и богатства».

Первая производительная сила — трудящиеся — имеет всегда конкретно-исторический характер. В определенных общественных условиях она обладает специфическими общественными свойствами. Член первобытного общества, раб, крепостной крестьянин, наемный рабочий, работник социалистического общества — вот этапы ее развития. В этом качественном различии данной производительной силы отражаются особые общественные отношения, при которых она функционирует. Процесс труда не только выражает собой затрату физической и духовной энергии, но и исторически сложившиеся общественные отношения.

Орудия труда — это предметы или сочетание предметов, с помощью которых человек воздействует на природу. Посредством орудий труда человек производит преднамеренные изменения в предмете труда. С помощью орудий человек материализует свой труд, благодаря чему происходит передача последующим поколениям накопленного в обществе труда, общественных отношений [1, с. 305-311].

Производственные отношения. Способ производства

В процессе развития производства люди вступают в отношения друг к другу. Эти общественные отношения, возникающие в процессе производства, называются производственными. Они соответствуют определенному уровню развития производительных сил. Производственные отношения характеризуют то или иное соединение средств производства с рабочей силой. Маркс в своем анализе производственных отношений подчеркивал их общественный характер. Он писал, что производство обособленного индивида вне общества — такая же бессмыслица, как развитие языка вне совместно живущих и разговаривающих между собой индивидов.

Производственные отношения людей — это их первичные отношения, которые определяют все остальные общественные отношения. Они материальны, складываются в процессе производства, возникают объективно, в результате действия законов экономического развития. Производственные отношения не зависят от воли людей, они не могут устанавливаться произвольно.

Вместе с производительными силами люди наследуют и определенные общественные отношения производства. Характер производственных отношений людей неизбежно меняется вместе с преобразованием, изменением и ростом производительных сил. Производительные силы и производственные отношения, доставшиеся от прежних поколений как результат их многовековой деятельности, становятся каждый раз исходным пунктом для начала последующей деятельности людей, для развития общества в целом.

Производственные отношения, определяемые развитием производительных сил, характеризуются, прежде всего, формой собственности на средства производства. Это главное и решающее в содержании понятия производственных отношений. Переход от одной общественно-экономической формации к другой сопровождается перераспределением средств производства, сменой форм собственности на них.

Теснейшим образом с распределением средств производства, или формой собственности на них, находится положение и взаимное отношение различных классов и социальных групп в общественном производстве. Форма собственности на средства производства также определяет собой социальные формы и характер распределения продуктов в обществе.

Производственные отношения в обществе определяются формами собственности. Каждая из  основных форм  (первобытно – общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,  коммунистическая) производственных отношений составляет экономическую структуру общественно-экономической формации.

Производство в обществе функционирует как совокупность различных видов труда, обусловленных разделением труда в тесной связи с развитием техники.

Производительные силы и производственные отношения образуют единство, в котором первые составляют содержание, а вторые — их форму. Это единство является единством противоречивым. Нет производительных сил без производственных отношений. Производственные отношения выступают в процессе производства не в качестве внешней оболочки, а как его внутренний момент. Всякое производство, пишет Маркс, есть присвоение благ природы внутри определенной общественной формы и посредством ее.

Производительные силы и производственные отношения в конкретно-исторической совокупности в процессе функционирования составляют способ производства, определяющий всю общественную жизнь данной исторической эпохи. Производительные силы выражают отношение человека к природе, а производственные отношения — отношения людей друг к другу в процессе производства. «Каковы бы ни были общественные формы производства,— пишет Маркс,— рабочие и средства производства всегда остаются его факторами. Но, находясь в состоянии отделения друг от друга, и те и другие являются его факторами лишь в возможности. Для того чтобы вообще производить, они должны соединиться. Тот особый характер и способ, каким осуществляется это соединение, отличает различные экономические эпохи общественного строя»[4, т. 24, с.43-44]. Способ, каким люди той или иной общественно-экономической формации производят необходимые средства для жизни в их развивающейся

трудности деятельности, и составляет понятие способа производства.

Способ производства представляет собой общественную форму производства. Внутреннее единство производительных сил и производственных отношений находит свое выражение в том, что воспроизводство в общество всегда означает не только воспроизводство определенных материальных условий жизни, но  и воспроизводство определенных общественных отношений.

Способ производства образует основу общества. В нем заложены основные источники общественного развития. История общества есть прежде всего история способов производства. Особый характер и способ, каким происходит соединение рабочих со средствами производства, различает общественно-экономические формации. На каждой ступени общественного развития способ производства определяет характер и формы влияния географической среды, в конечном счете, рост народонаселения, степень развития и формы воздействия науки на производительные силы. Он обусловливает все возникающие в обществе отношения. Его существенные изменения влекут за собой глубокие перемены в социальной, политической и духовной областях жизни общества. Развитие производительных сил и изменение производственных отношений выражают поступательное, прогрессивное развитие человеческого общества. Все коренные изменения в обществе, в конечном счете, определяются объективными законами производства [1, с.311 - 314].


Закономерности развития производительных сил и производственных отношений

Способ производства как определяющая материальная основа жизни общества развивается на основе присущих ему объективных закономерностей. К общим закономерностям развития и изменения способа производства относятся:

1) определяющая роль производительных сил в развитии способа производства;

2) активная роль производственных отношений в развитии производительных сил;

3) возникновение и формирование нового способа производства в недрах старого строя. Познание этих закономерностей дает возможность уяснить, что источники развития производства находятся не вне его, а в нем самом, т. е. в диалектике взаимодействия производительных сил и производственных отношений [1, с.314].

Определяющая роль производительных сил в развитии способа производства

Являясь содержанием общественного производства, производительные силы обусловливают изменение производственных отношений, как экономическую форму, в которой осуществляется процесс производства. В процессе развития общественного производства сначала изменяются производительные силы, и прежде всего орудия производства, а вслед за ними изменяются и производственные отношения. В основе смены одного типа производственных отношений другим лежит действие закона соответствия производственных отношений отношении характеру и уровню производительных сил. В этом законе проявляется диалектика двух сторон способа производства, так как производство может развиваться лишь при том условии, если производственные отношения находятся в соответствии с производительными силами.

Соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил означает, что первые дают достаточный простор последним, позволяют им развиваться в полную меру и являются мощным ускорителем их роста.

В процессе своего совершенствования производительные силы перерастают производственные отношения, и соответствие между ними нарушается. Тогда производственные отношения перестают содействовать свободному развитию производительных сил, начинают их тормозить[1, с.314 - 315].


Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Необходимость и свобода

Исторический материализм рассматривает развитие общества как естественноисторический процесс, который никем не может быть отменен и который осуществляется в деятельности людей на основе присущих ему объективных закономерностей, проходя через исторически необходимые этапы поступательного движения.

Естественным и вполне закономерным было само появление человеческого общества в определенный период развития жизни на Земле. Возникнув стихийно, оно явилось неизбежным следствием изменения природных условий и вынужденного приспособления к ним человекоподобных обезьян, становившихся людьми.

С появлением общества возникли и его закономерности. Общественные закономерности имеют конкретно-исторический характер, так как они неразрывно связаны с определенными историческими условиями.

Общественные закономерности выступают как устойчивые тенденции в историческом развитии. Значение их состоит в том, что "они обусловливают развертывание событий в определенном направлении, благодаря чему история движется не хаотически, а с объективно необходимой последовательностью в смене явлений. Из одной общественно-экономической формации закономерно возникает другая, более высокая по степени развития, в каждой из них действует своя объективная логика событий.

Основные процессы в любом государстве обусловлены общими закономерностями, присущими данной общественно-экономической формации. Общие закономерности действуют в конкретных условиях, следовательно, они должны иметь различные формы проявления.

Исторический материализм рассматривает общественные закономерности не как внешнюю силу, раз и навсегда предопределившую каждую ступень в развитии общества, каждое явление, а как внутреннюю логику исторических событий, которая возникает в процессе их развертывания на основе деятельности людей

Люди сами творят свою историю, но при определенных обстоятельствах, которые подготовлены предшествующим развитием и не зависят от выбора людей. Изменение этих обстоятельств осуществляется в человеческой практике на основе использования общественных закономерностей. В ходе диалектического взаимодействия объективных условий и человеческой деятельности совершается исторический прогресс. Изменяя обстоятельства, люди изменяют самих себя.

В этом единстве двух противоположностей первичным, определяющим являются объективные условия. Их нельзя по одному лишь желанию людей создать или отменить.

 Только на основе учета объективных условий и путем использования общественных закономерностей люди могут добиться успехов в достижении своих целей.

«Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития... не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов»[4, т. 23, стр. 10].

Экономическое развитие составляет главное содержание объективной стороны. К ней относятся также и другого рода явления общественной жизни, существующие вне сознания люди (например, обострение классовых и национальных антагонизмов в капиталистическом обществе, распад колониальной системы и другие подобные процессы).

Субъективный фактор общественного развития — это сознательная практическая деятельность масс, классов и их организаций, направленная на изменение существующего положения в соответствии со своими интересами и обеспечивающая это изменение на основе знания законов общественного развития. Каждый шаг вперед по пути развития культуры, цивилизации был шагом к свободе человечества.

Свобода поведения человека всегда ограничивалась историческими возможностями. Человек мог принять то или иное решение, однако практически осуществить его не мог в силу нереальности замысла, отсутствия объективных условий и средств или достигал совсем не тех результатов, которых желал. Буржуазный либерализм всегда декларировал правовое равенство, но не обеспечивал его фактически.

 Подлинная свобода осуществляется только тогда, когда люди начинают сознательно творить историю, добиваясь желаемых следствий [1, с. 292 - 298].

Общественно – экономические формации

Общественно – экономическая формация – исторический тип общества, основывающийся на определенном  способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытно – общинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие “общественно – экономическая формация” впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от другого и вместо рассуждений об “обществе вообще” исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (например капиталистической Англии, Франции, ФРГ, США и т.д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение которого к общественной науке отрицают субъективисты; в третьих … понятие “общественно – экономическая формация” позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый “социальный организм”, включающий в себя все общественные явления в их органичном единстве и взаимодействии на основе способа производства. Наконец, в-четвертых, оно позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Каждая общественно – экономическая формация имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории [2, с. 288]. …

В марксистской философии история человеческого общества рассматривается, как смена пяти общественно – экономических формаций: первобытно – общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. Причем коммунистическую формацию делят на две фазы: социализм и коммунизм. Рассмотрим эти формации:

Первобытно – общинный строй.

Первобытно – общинный строй – первичная (или архаическая) общественно – экономическая формация, структура которой характеризуется взаимодействием общинных и родственных форм общинности людей. Деятельность первобытного человека протекает в рамках общины (кровной, родовой, сельской), которая состоит из семей (парных, больших, и т.д.) – ячеек, осуществляющих воспроизводство самого человека и представляющих более или менее зависимые от общины центры хозяйственной, религиозной и т.д. деятельности. В силу экзогамности брака в состав общины, наряду с кровнородственным ядром, входят брачные партнеры, выходцы из других общин. Регулирование брачных отношений, придавая межобщинным связям устойчивый и упорядоченный характер, содействует превращению общин во взаимосвязанные элементы социального целого (браные классы австралийцев, родоплеменная организация, и др.). Первобытно – общинный строй охватывает время от зарождения социальных отношений до возникновения классового общества. При расширительном толковании понятия первичной формации в целом началом первобытно – общинного строя считают фазу первобытного стада, а завершающим этапом – общества общинной государственности, где уже наметилась классовая дифференциация. Наибольшей структурной завершенности первобытнообщинные отношения достигают в период родового строя, образуемого взаимодействием родовой общины и рода. Основой производственных отношений служила здесь общая собственность на средства производства (орудия производства, земля, а также жилище, хозяйственный инвентарь), в пределах которой существовала и личная собственность на оружие, предметы домашнего  обихода, одежду и т.п. Существующие в условиях начальных ступеней технического развития человечества, коллективных форм собственности, религиозно - магических представлений, первобытные отношения вытесняются новыми социальными отношениями (или частично к ним адаптируются) в результате совершенствования орудий труда, форм хозяйства, эволюции семейно- брачных и др. отношений) [2, с.309 - 310].

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.