В процессе развития науки происходит всё более
тесное взаимодействие естественных, социальных и технических наук, усиливается
«онаучивание» практики, возрастание активной роли науки во всех сферах
жизнедеятельности людей, повышение её социального значения, сближение научных и
вненаучных форм знания, упрочнение аксиологической (ценностной) суверенности
науки.
Разделение науки на отдельные области обусловлено
различием природы вещей, закономерностей, которым последние подчиняются.
Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг
с другом, взаимодействуя по различным направлениям. Одно из них – это
использование одной наукой данных полученных другими науками.
Один из важных путей взаимодействия наук – это
взаимообмен методами и приёмами исследования, т.е. применение методов одних
наук в других. Следует иметь в виду, что взаимодействие наук и их методов
затрудняется неравномерностью развития различных научных областей и дисциплин.
Методологический плюрализм – характерная особенность современной науки,
благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого
раскрытия сущности, законов качественного различных явлений реальной
действительности.
Какую же роль играет философия во
взаимодействии и развитии наук?
В науке всегда существовали, но с особенной
силой проявляются сейчас, две противоположные тенденции: специализации и
унификации. Науки разрослись и усложнились настолько, что вполне овладеть
можно, казалось бы, только ничтожным участком обширного поля науки. Говоря о
специализации возникает идея о необходимости организации которая бы как-то
согласовывала и увязывала независимую друг от друга работу специалистов.
Но кроме дробления наук на все более и более
узкие «ручейки», за последнее столетие возникли науки промежуточные,
связывающие науки, раньше всегда отграниченные друг от друга. Бывает и так, что
одна наука, работая своими методами, подрывает привычные представления другой
науки, работающей тоже своими методами.
Наука не развивается монотонно и структуру
имеет не одноэтажную, а многоэтажную. Главная масса научной работы проходит в
пределах одного этажа: это работа ценная, эффективная, но проводится она на
прочном основании, разработанными уже методами и поэтому доступна планированию;
философия здесь нужна лишь для некоторого общего развития, а творческая
философская работа отсутствует. Но накапливаются противоречия, заходят в
тупики, возникает необходимость пробираться в следующий этаж. Чем
многочисленнее тупики, чем труднее пробиваться в следующий этаж, тем
радикальнее и глубже оказывается ломка привычных понятий. Передовые умы
начинают понимать, что то, что казалось вечной, абсолютной истиной, не является
таковой: требуется основательная философская работа. Поэтому самые крупные
научные революции всегда связаны непосредственно с перестройкой привычных
философских систем. Но в течение долгого периода истории человечества такие
умственные революции приводили к тому, что одну систему "абсолютных"
истин сменяла другая система с той же претензией на абсолютность. Конечно, были
скептические направления, отрицавшие абсолютные истины, но они большого
значения в творческом развитии науки не играли, хотя бесспорно играли роль
стимула к пересмотру старых систем.
В противоположность старому пониманию:
развитие наук путем постепенного накопления окончательно доказанных истин,
новое понимание предполагает перестройку здания науки при каждом новом крупном
преобразовании. При этом очень часто мы возвращаемся на повышенном основании к
тем положениям, которые были отвергнуты на предыдущем этапе развития науки.
Эмиссионная теория света Ньютона была отвергнута волновой теорией и возродилась
совсем в иной форме в квантовой теории. При этом диалектика заключается не
только в смене воззрений, но и в синтезе воззрений. Современные теории
примиряют как будто непримиримые понятия частицы и волны и это примирение
получает блестящее практическое применение в электронном микроскопе.
Многообразие видов человеческой деятельности
обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы
по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы
духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной
деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов,
методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна
выходить за её пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики.
При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.
Что касается методов науки, то оснований их
деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в
процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные,
эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования
и изложения и т.п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для
различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою
очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения
неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также
качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и
вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания,
оригинальные и производные и т.д.
В современной науке достаточно успешно
«работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все
методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по
степени общности и широте применения).
1. Философские методы, среди которых
наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая
философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным
способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются
двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический
(характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический,
герменевтический (понимание) и др.
Философский методы – это не «свод» жестко
фиксированных регуляторов, а система «мягких» принципов, операций, приёмов,
носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших
(предельных) «этажах» абстрагирования. Поэтому философские методы не
описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации
и математизации.
Следует четко представлять себе, что
философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную
стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный
результат познания прямо и непосредственно.
2. Общенаучные подходы и методы
исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX века. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной
методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими
положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие
понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система»,
«элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.
Характерными чертами общенаучных понятий
являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств,
признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых,
возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами
математической теории, символической логики.
Если философские категории воплощают в себе
предельно возможную степень общности – конкретно-всеобщее, то для общенаучных
понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет
выразить их абстрактно-формальными средствами.
На основе общенаучных понятий и концепций
формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и
обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным
знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся
системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный,
моделирование, формализация и ряд других.
Особенно бурно в последнее время развивается
такая общенаучная дисциплина как синергетика – теория самоорганизации и
развития открытых целостных систем любой природы – природных, социальных,
когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия
как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределённость», «нестабильность»,
«диссипативные структуры» и др. Синергетические понятия тесно связаны и
переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких как «бытие»,
«развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и др.
Важная роль общенаучных подходов состоит в
том, что в силу своего «промежуточного характера», они опосредствуют
взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих
методов). Дело в том, что первое не накладывается чисто внешним,
непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, «в упор» выразить
специально-научное содержание на языке философских категорий бывает, как
правило, неконструктивным и малоэффективным.
3. Частнонаучные методы – совокупность
способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых
в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи.
Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
4. Дисциплинарные методы – система
приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь
отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука
представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет
и свои своеобразные методы исследования.
5. Методы междисциплинарного исследования
– совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как
результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных
главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли
в реализации комплексных научных программ.
Таким образом, методология не может быть
сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». Ученый никогда не
должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен
ограничивать методы своего мышления одной единственной философией. Методология
не есть также простая сумма отдельных методов, их «механическое единство».
Методология – сложная, динамическая, целостная, субординированная система
способов, приёмов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности,
эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.
Решение вопроса о соотношении философских и
частных наук можно свести к двум основным моделям (типам): а) абсолютизация
одной из этих сторон (метафизический подход); б) взаимосвязь, взаимодействие
(союз) обеих сторон (диалектический подход).
Характеризуя первый тип, следует выделить две
главные его формы: спекулятивное (лат. – наблюдаю, созерцаю) умозрение и
позитивизм (лат. – положительный).
Если рассматривать вопрос о соотношении
философии и науки диалектически, то наиболее характерными здесь являются: а)
диалектически-идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель); б)
диалектико-материалистический подход (Энгельс и последующее развитие этого
подхода).
Говоря о необходимости союза философии и
частных наук, Гегель писал, что необходимо, чтобы философия согласовывалась с
действительностью и опытом – это «пробный камень» истинности философского
учения. «Возбужденное опытом, как раздражителем» мышление затем поднимается в
свою «чистую стихию», развивается из себя.
Диалектика как Логика и теория познания,
согласно Гегелю, не отбрасывает в сторону эмпирическое содержание частных наук,
а признаёт его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием. Она
также признаёт всеобщее в этих науках, законы, принципы и т.п., но она вводит в
эти категории другие – философские – категории и удерживает их. Различие, таким
образом, состоит лишь в этом изменении категорий. Отсюда Гегель делает свой
знаменитый вывод о том, что «всякая наука есть прикладная логика».
Общий механизм взаимосвязи философии и частных
наук, состоит в следующем: «…философия своим развитием обязана опыту.
Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных
явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают
материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают,
таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в
философию. С другой стороны, они понуждают само мышление перейти к этим
конкретным определениям» [5, с. 98].
Открытия сделанные в этом направлении
показывают, что всё в природе совершается диалектически, а не метафизически
[6].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|