p> Филогенетические (эволюционные) переживания Некоторые люди описывают переживания себя в образе каких-то
предшественников человека на эволюционном пути. Так, например, одна женщина
во время ЛСД-сеанса почувствовала свое полное отождествление с самкой
огромных рептилий, вымерших миллионы лет назад. Она чувствовала себя сонной
и ленивой во время отдыха на песке у большого озера и блаженно грелась на
солнышке. Она открыла глаза и посмотрела на терапевта, который во время
сеанса трансформировался в самца того же вида. Ее чувство лени мгновенно
исчезло и она стала испытывать сильное сексуальное возбуждение, не имеющее
ничего общего с человеческим возбуждением, это был особый интерес рептилии
к представителю другого пола. Она была совершенно очарована ступенчатыми
фасетками на сторонах головы. Одно большое поле такого рода имело такую
форму и цвет, что излучало мощные сексуальные вибрации. Консультант-
палеонтолог предложил выдержки из зоологической литературы, указывающие на
то, что у современных рептилий определенные участки на голове играют важную
роль, вызывая сексуальное возбуждение... [3]. Переживания прошлых воплощений Субъект сохраняет идентичность своего ЭГО, хотя переживает себя в другой
форме, другом месте и времени, другом контексте, он чувствует, что он - та
же индивидуальная сущность, что и в его настоящем существовании. У него
сохраняется острое ощущение встречи с воспоминанием, повторного переживания
того, что он уже видел и пережил [4]. Предвидение, ясновидение, яснослышание, "путешествия во времени". Иногда испытуемые сообщают о предвидении событий, которые случатся в
будущем. Временами они становятся свидетелями сложных сцен будущих событий,
они могут слышать даже акустическое сопровождение, составляющее их часть.
Некоторые из переживаний проявляют различные степени сходства с событиями,
случающимися позднее [4]. Отождествление с другими лицами Это отождествление полное и комплексное; оно включает в себя
представление о теле, эмоциональные реакции и отношения, психологические
характеристики, выражение лица, типичные манеры и жесты, позы, движения и
даже интонации голоса [4]. Групповое отождествление и групповое сознание В измененных состояниях сознания можно пережить тотальность страдания
всех солдат, погибших на полях сражений, революционную горячечность всех
коммунистов мира, доброту всех матерей, любящих своих детей... В этих
переживаниях можно отождествиться с соц. классом, кастой, даже с населением
целой страны [5]. Отождествление с животными Три вида ИСС связаны с животными: атосимволические трансформации в
животных, отождествление с животными и филогенетические воспоминания, при
этом каждое наделено своими специфическими чертами. Субъекты, встретившиеся
со всеми тремя видами переживаний легко могут отличить их одно от другого
[4]. Отождествление с растениями Примеры таких переживаний встречаются гораздо реже, чем отождествление с
животными. Субъект может ощутить себя как вызванное к жизни семя, лист в
процессе фотосинтеза, корень, тянущийся в поисках воды и пищи. В других
случаях он может отождествить себя с росянкой, другими плотоядными
растениями, стать планктоном в океане, почувствовать опыление или клеточное
деление. Субъекты упоминают о своих свидетельствах ботанических процессов
на молекулярном уровне; они осознают биохимический синтез, лежащий в основе
производства ростовых веществ, растительных пигментов, масла, сахара,
ароматических субстанций и различных алкалоидов [4]. Единение с жизнью и со всем творением В редких случаях субъекты в ИСС могут иметь чувство, что их сознание
расширилось, чтобы охватить всю полноту жизни на этой планете, включая все
человечество и целостность флоры и фауны от одноклеточного организма до
высокодифференцированных видов. Индивидуум может отождествиться с
филогенетической эволюцией жизни во всей ее сложности и достичь
интуитивного понимания всех лежащих в ее основе биологических законов. Он
может исследовать факторы, влияющие на возникновение новых видов или
ответственные за их исчезновение, и видеть действие сил, определяющих
"выживание наиболее приспособленных". Подобные интуиции можно пережить и
относительно взаимодействия различных форм жизни. Переживания такого рода
могут в результате привести к увеличению осознания экологических проблем,
связанных с технологическим развитием и быстрой индустриализацией [4]. Сознание неорганической материи Субъекты неоднократно сообщали, что переживают сознание океана,
отличающееся своей безвременностью, текучестью, сочетанием неизменности и
динамических перемен. В других случаях они идентифицировали себя с тем, что
по их мнению являлось сознанием огня. Довольно общим является осознавание
сил, высвобожденных при катастрофах: разрушительные, а также созидательные
горообразующие аспекты вулканических извержений, динамическое напряжение и
перемещение при землетрясениях, сила воздушных течений во время зимних
бурь, лишь несколько бросающихся в глаза примеров. Возможно исследовать
сознание компьютера, отождествиться с реактивным самолетом, спутником и
другими техническими предметами. Многие субъекты в состояниях измененного
сознания утверждают также, что переживали сознание неопределенного
материала; наиболее часто это были алмаз, гранит, золото и сталь. Подобные
переживания могут касаться даже микромира и описывать динамическую
структуру атомов, природу задействованных электромагнитных сил, межатомных
связей или броуновское движение молекул [3]. Планетарное сознание В этом переживании сознание субъекта, по-видимому, охватывает все
аспекты нашей планеты, включая ее геологическую субстанцию, неорганические
материалы на ее поверхности и целостность всех жизненных форм. С этой точки
зрения Земля оказывается сложным космическим организмом с различными
аспектами геологической, биологической, культурной и технологической
эволюцией на этой планете, рассматриваемых как попытку достичь более
высокого уровня интеграции и самореализации [3]. Экстpапланетаpное сознание Здесь субъект переживает явления, связанные с небесными телами,
отличными от нашей планеты, и с астрономическими событиями, происходящими в
солнечной системе и за ее пределами. Особый вид переживаний, входящий в эту
категорию, сознание межзвездного пространства, описанного в нескольких
случаях разными лицами. Оно характеризуется чувством безграничности и
вечности, спокойствия, безмятежности, чистоты и единства всех
противоположностей. Люди, знакомые с физикой и математикой, иногда
сообщают, что многие из концепций этих дисциплин, которые ускользают от
рационального понимания, могут стать более постижимыми и даже могут быть
пережиты в измененных состояниях сознания [3]. Сознание органа, биологической ткани, клетки. В большинстве случаев это переживание включает части тела субъекта и
физиологические процессы, которые при нормальных условиях недоступны
осознаванию. Субъекты в таком состоянии настраиваются на осознание
различных органов своего тела. Они могут оказаться свидетелями работы
датчика сердечного пульса, сокращения сердечной мышцы и открытия-закрытия
сердечных клапанов. Подобным же образом можно наблюдать функционирование
печени, производство и накопление желчи, пищеварительные процессы, функции
любого органа. Иногда субъекты утверждают, что они пережили себя в качестве
нейронов в собственном мозгу, белых и красных кровяных шариков, зародышевых
клеток [5]. Переживание встреч со сверхчеловеческими и духовными существами Субъект воспринимает этих существ как сверхчеловеческие или духовные
существа, обитающие на более высоких энергоуровнях или на более высоких
планах сознания. Феноменология этой категории переживаний описана Джоном К.
Лилли в его книге "Центр циклона" [12]. Переживания других вселенных и встреча с их обитателями Странные и чуждые миры, которые испытуемый открывает в этом виде
переживаний, по-видимому, наделены своей собственной реальностью, хотя и не
в пределах нашего космоса; они, очевидно, существуют и в других измерениях.
Пройдя через такие экстраординарные приключения, субъекты сравнивали их с
прочитанными фантастическими романами [4]. Архетипические переживания и сложные мифологические эпизоды Эта группа трансперсональных переживаний представляет собой феномены,
которые К.Г.Юнг называл первообразами, доминантами коллективного
бессознательного, или архетипами. В некоторых из наиболее универсальных
архетипов человек может отождествляться с образами Матери, Отца, Ребенка,
Женщины, Мужчины или Любящего. Многие обобщенные роли воспринимаются как
сакральные, как воплощенные архетипы Великой Матери, Ужасной Матери, Матери-
Земли, Матери-Природы, Великого Гермафродита или Космического человека.
Часто встречаются архетипы, олицетворяющие определенные аспекты личности —
Тень, Анимуса или Аниму и Персону [4]. Нередко неискушенные люди рассказывают истории, очень напоминающие
древние мифологические сюжеты Месопотамии, Индии, Египта, Греции,
Центральной Америки и других стран. Эти сообщения сравнимы с юнговским
описанием неизвестных, но явно архетипических тем детских снов и снов
наивных пациентов, а также с симптоматикой некоторых людей, страдающих
шизофренией. Некоторые люди проникают в различные системы эзотерического
знания. Так, люди, не имеющие понятия о каббале, переживают состояния,
описанные в книге Зогар и Сефер Иецир, и демонстрируют неожиданную
осведомленность в каббалистической символике. Подобный феномен внезапно
сформированного понимания наблюдался также в отношении таких древних форм
предсказания, как И-Цзин и Таро [3]. Переживания встреч с божествами Большинство божеств, встречающихся в описаниях субъектов делятся на две
категории: силы света и добра, силы тьмы и зла. Некоторые божества
принадлежали определенной религии, происхождение некоторых не удалось
установить ни испытуемым ни терапевтам. Основная часть субъектов не
ощущает, что имеет дело с главным или верховным существом во вселенной [4]. Активизация чакp и подъем змеиной силы (куиндалини) На первой международной конференции по Научной йоге в Индии в декабре
1972 г. аудитория состояла более чем из 200 лиц, представлявших много
различных духовных ориентаций, существующих в современной Индии. Участники
дискуссии после доклада С.Грофа пришли к соглашению, что больше всего ЛСД-
терапия похожа на систему Йоги Куиндалини. И та и другая техника
способствует мгновенному и огромному освобождению энергии, порождает
глубокие переживания и может принести впечатляющие результаты в короткий
период времени. Они обе несут в себе огромный риск и могут быть опасны,
если проводятся не под наблюдением специалиста [21]. Сознание Универсального Разума Сознание Универсального Разума — одно из наиболее глубоких и
всеобъемлющих экстатических переживаний. Отождествляясь с сознанием
Универсального Разума, человек переживает в опыте всеобъемлющее единство
существования. Он чувствует, что достиг реальности, лежащей в основе всех
реальностей, и стоит перед высшим и абсолютным принципом, олицетворяющим
все бытие. Здесь полностью преодолеваются иллюзии материи, пространства и
времени, равно как и бесконечное число других субъективных реальностей, и
все они приходят к этому единому модусу сознания, которое является их общим
истоком и общим знаменателем. Это переживание безгранично, непостижимо и
невыразимо; это само существование. Вербальная коммуникация и символическая
структура нашего повседневного языка оказывается до смешного беспомощной в
попытке постичь и передать природу и качество этого переживания. Опыт
феноменального мира и того, что мы называем обычным состоянием сознания,
кажется в этом контексте лишь крайне ограниченным, искаженным и частичным
аспектом всеобъемлющего сознания Универсального Разума. Обсуждая подобные переживания, люди часто утверждают, что поэтический
язык, хотя он тоже является несовершенным, больше подходит для их описания.
Становится понятным, почему провидцы, пророки и религиозные учителя
прибегали к поэзии, притче и метафоре, описывая свои трансперсональные
переживания. Опыт сознания Универсального Разума тесно связан с переживанием
Космического Единства, но не тождествен ему. Его важными составляющими
являются интуитивные прозрения относительно процесса творения
феноменального мира, каким мы его знаем, и постижение буддийских
представлений о Колесе смерти и перевоплощения. Это может привести к
временному или устойчивому чувству достижения глобального, нерационального
и транс- рационального понимания фундаментальных онтологических и
космологических вопросов существования [4]. Сверх- космическая и мета- космическая пустота Последний и наиболее парадоксальный трансперсональный феномен,
обсуждаемый в этом контексте, — переживание сверх- космической или мета-
космической пустоты. Это опыт изначальной пустоты, опыт ничего и молчания,
представляющих собой исток и начало всего сущего, переживание
“несотворенного, невыразимого Всевышнего”. Термины “сверхкосмический” и
“метакосмический”, которыми в этом контексте пользуются высокообразованные
участники ЛСД- сеансов, выражают то, что эта пустота кажется одновременно
лежащей в основе мира и определяющей его сверхпорядок. Она лежит за
пределами времени и пространства, за пределами форм или любых эмпирических
дифференциаций, за пределами таких полярностей, как добро и зло, свет и
тьма, покой и движение, агония и экстаз. Кажется парадоксальным, что сверхкосмическая пустота и Универсальный
Разум воспринимаются как нечто тождественное и взаимозаменяемое; это два
различных аспекта одного и того же феномена. Пустота представляется
чреватой формами, а тонкие формы Универсального Разума переживаются как
абсолютная пустота. Такой глубокий трансцендентный опыт, как активизация куиндалини,
сознание Универсального Разума, или пустоты, не только положительно влияет
на физическое и эмоциональное состояние человека, но и пробуждает в нем
острый интерес к религии, мистике и философским вопросам, сильную
потребность включить духовное измерение в свой образ жизни [4]. Экстатические переживания "Экстаз (от греч. ekstasis - исступление, восхищение) - высшая степень
восторга, воодушевления, иногда на грани исступления" (Из "Толкового
словаря русского языка" под ред. Ожегова). "Экстаз - это масштаб, мощный аккорд, в котором звучит вся гамма чувств
от ужаса до восторга. Ужас от сознания собственной ничтожности перед
Бесконечным. Восторг от того, что ты можешь чувствовать эту Бесконечность.
Художник в творческом экстазе создает гениальные произведения. В
пророческом экстазе пророк буквально становится рупором Бога, который
вкладывает в его уста слова, исполненные высшего смысла. Мистик в
мистическом экстазе делается репортером повсеместного Божественного
Присутствия - всеобщего Божественного Промысла. Да и нам, простым смертным,
знакомо это чувство, когда в самый неожиданный момент в тебе вдруг как
будто происходит какая-то химическая реакция с выделением то ли какого-то
газа, то ли понимания, то ли того, что на поэтическом слэнге зовется
эфиром. Но не успеешь оглянуться - пшик, и нет его. Прошло "понимание". Но
радость от того, что оно было, осталась в виде довольно глупой по местным
понятиям улыбки" [36]. Экстатические переживания (в частности, характерные для многих
мистериальных культов древности), можно разделить на две большие группы:
"вулканический", или "дионисийский" экстаз, и находящийся в разительном с
ним контрасте "океанический", или "аполлонийский" экстаз [5]. "Вулканический", или "дионисийский" экстаз Для " вулканического" экстаза характерно крайнее физическое и
эмоциональное напряжение, высокая агрессивность, деструктивные импульса
внутренней и внешней направленности, мощные побуждения сексуальной природы,
ритмические оргиастические движения. "Вулканический" экстаз предполагает
уникальную смесь крайних эмоциональных и физических мук с диким чувственным
порывом. Оказываются неотличимыми переживания ледяного холода от
непереносимого жара, ненависти - от любви, агонии умирания - от восторга
нового рождения, апокалиптических ужасов - от радости созидания... У
индивида возникает ощущение приближения великого события, потрясающего весь
мир. - духовное освобождение, откровение высшей истины или единение всего
сущего. Однако, какими бы острыми не были бы эти ощущения и переживания,
экстаз никогда реально не достигает цели и реального разрешения драмы
смерти-возрождения. Для этого он должен перейти в "океанический" экстаз
(см. ниже). Сопровождающие "вулканический" экстаз характерные переживания
религиозного типа включают в себя ритуалы жертвоприношения, мученическую
смерть, шабаш ведьм, дионисийские оргии и т.п. [3].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|