рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Научные революции и их разновидности

Бурное накопление научных знаний, начавшееся во второй половине XV в. и продолжавшееся до конца XVII в., позволяет говорить о совершавшейся в это время научной революции.

Специфика ее заключается в том, что она знаменует собой рождение современной науки, опирающейся на экспериментальный метод и математику в качестве языка науки. Радикально изменилась картина мира. Была не только восстановлена концепция природы как системы, элементы которой находятся в постоянном изменении и в неразрывной взаимной связи, но и с помощью экспериментальных и теоретических данных было обосновано подобное видение природы, что отличало ее от представлений в Древней Греции и Риме и от статических концепций, господствовавших в средние века в Европе.

Сама философия, считавшаяся наукой наук и, таким образом, "ответственная" за теоретическое обоснование структуры естественного мира и знания о нем, должна была искать новые пути для теоретической интерпретации нового типа единства знаний. Глобальная научная революция, ставшая кульминацией двадцати веков, в течение которых был относительно стабильным один тип единства знаний, была необходимым явлением, результатом как социально-экономических условий, так и внутренней логики научного развития. Революция произвела радикальный переворот в системе знаний, что привело к другой интерпретации мира, человека и функции знания в его жизни.

В XVI и XVII вв. происходили важные изменения в материальном производстве. Это была эпоха расширения морской торговли, общего роста материальных потребностей, который заставляет использовать новые источники природных ресурсов и искать новые способы использования старых. В рассматриваемую эпоху, особенно в XVII в., потребности техники, в частности применение с практическими целями машин и первых автоматических устройств, были решающим фактором в развитии естественных наук. Потребности техники в сочетании с таким гносеологическим фактором, как сравнительная простота механической формы движения материи, стали решающими факторами в развитии механики, что, несомненно, наложило свою печать на объединяющий характер классического типа научных знаний.

Новые формы развития общественной деятельности, которые нуждаются, в свою очередь, в новых формах воздействия человека на природу, приводят и к новым формам организации научной работы и работы по подготовке персонала для новых функций человека, направленных на освоение законов природы и их применение на практике. Во-первых, тот ряд проблем, который будет служить стимулом для научной мысли, включает и проблемы, до некоторой степени внешние для развития научного знания. Во-вторых, ученый должен устанавливать связь с производителями и потребителями знаний из других областей, отличных от той, в которой он работает. И, в-третьих, что не менее важно, применение более совершенных инструментов требует от исследователя либо знания их технических характеристик, либо привлечения специалистов из смежных областей знания.

Уже в начале XVII в. были подготовлены исторические условия для нового радикального изменения в характере научного познания и в роли научных знаний в системе общественного производства. Естественные науки продолжали необратимый процесс освобождения от влияния теологии, укреплялись, дифференцируясь, определяя свой, присущий только каждой из них предмет исследования (этот процесс представлял собой на другом уровне также и процесс интеграции, так как определение предмета каждой науки происходило в основном в результате процесса интеграции знаний, неклассифицированных и разбросанных по различным аспектам, одной и той же в сущности области объективной реальности). Но главным было то, что набирал силу экспериментальный метод, а философия переставала быть служанкой теологии. Что же касается научных знаний, то накопление экспериментального материала делало ненужным восполнение философскими размышлениями недостатка позитивных знаний. С самого начала революций первого типа ощущается влияние естественных наук на философию, усиливающееся с XVII в.

На этом этапе были достигнуты значительные для того времени успехи в едва зарождавшихся науках - зоологии и ботанике. Английский естествоиспытатель Роберт Гук открыл клеточное строение растительных тканей, хотя роль клетки оставалась неразгаданной в течение долгого времени. Были также заложены основы изучения анатомии человека: Уильям Гарвей разработал научные основы физиологии. Произошло и открытие микроскопических живых существ. Роберт Бойль значительно продвинул исследование химических явлений; возникло, хотя и эмпирическим путем, понятие химического элемента, а вместе с ним, можно сказать, и предмет химии как науки.

В этот период деятельность Галилея была решающей для появления и укрепления одного из основных факторов - научного метода. Галилей объединил экспериментальный и индуктивный методы с математической дедукцией и таким образом, сделал решающий шаг для установления истинного метода новой физики и, в сущности, любой новой науки. Проникновение в науку и утверждение строгих математических методов в сочетании с экспериментированием и научным наблюдением, уже прокладывавшие себе путь в исследовательской деятельности с тем, чтобы составить основную особенность научного метода исследования, решающим образом способствовали выделению научного знания в общей системе человеческой культуры

Математика заметно изменила свою роль по отношению к научному знанию о природе в целом, так как она сама претерпела существенные изменения. Чрезвычайно важным стало введение переменных величин, вместе с ними в понятийный аппарат науки вводятся "материальные носители" движения, что, в свою очередь, открывало путь для наиболее полного описания движения в форме законов, сформулированных на строгом языке математики. Это был первый шаг в научном отражении присущего всему материальному миру движения, шаг, который вел к реализации в научном знании материального единства мира.

Возникает аналитическая геометрия, что само по себе было результатом синтеза наук - геометрии как науки о формах и новой математики с ее переменными величинами. Но что особенно важно - аналитическая геометрия стала новым интегрирующим фактором естественнонаучных знаний. Аналитическая геометрия ввела в математику движение, а с ним и диалектику, и сразу же стало необходимым дифференциальное и интегральное исчисление, которое возникло именно здесь и, как писал Энгельс, было усовершенствовано, но не открыто Ньютоном и Лейбницем.

С появлением в 1687 г. великого произведения Исаака Ньютона "Математические начала натуральной философии" находит свое завершение длительный процесс разработки гелиоцентрической небесной механики и механики твердых тел в целом. Открытый Ньютоном закон всемирного тяготения представляет собой важный исторический шаг также и в связи с философской проблемой взаимодействия между эмпирическим и теоретическим уровнем научного познания. Открытый Ньютоном закон был первым крупномасштабным теоретическим обобщением, что решающим образом повлияло на консолидацию механики на теоретическом уровне. Труд Ньютона заложил основы теоретической механики, а также физики и современной науки вообще.

Утверждение дифференцирующей тенденции обусловило фрагментарный характер взгляда на природу и мироздание в целом, которого невозможно было избежать посредством "группировки" знаний из различных областей действительности в единую и логически организованную картину мира по той простой причине, что при формировании этой картины ее основой, ее "группирующим" ядром делали одну из наук, бесспорно, самую развитую, но, в конечном счете, частную, которая соответствовала узко очерченной области объективной действительности с очень специфической формой движения материи, несмотря на относительную универсальность ее концепций и законов.

Таким образом, утверждается метафизический взгляд на мир, метафизическая концепция мира, тесно связанные с механистической научной картиной мира и жестким детерминистским мышлением. Метафизический способ мышления станет одной из особенностей, характеризующей единство знания; эта черта достигнет своего наибольшего развития после появления механики Ньютона.

Механика Ньютона и вообще классическая механика - неоспоримая основа всего последующего развития классической физики и в большой степени всей науки в целом - вышла за узкие рамки естествознания и повлияла на все мышление человека, в особенности на философскую мысль и сумму представлений об обществе. Ее универсальное значение состояло и в таком неоспоримом и позитивном достижении, как предоставление необходимых элементов (до этого момента не существовавших) для появления новой революционной и материалистической концепции мира, которая станет характерной для прогрессивной философской и общественной мысли XVIII в., представленной французскими энциклопедистами и материалистами.

Основным конструктивным результатом научных революций первого типа есть признание того, что за непосредственной видимостью вещей и явлений прячется их сущность, невидимая для нашего глаза и вообще не воспринимаема чувственно. Определить скрытую сущность вещей и явлений - главная творческая функция научных революций первого типа. Остаток от старого способа мышления удержался в новом аналитическом представлении о мире в виде признания вещей и явлений в сущности постоянными, неизменными, о чем свидетельствовало непосредственное наблюдение. При аналитическом подходе вещи кажутся постоянными, неизменными, а явления - движущимися, такими, которые постоянно развиваются.


3. Идея общего развития в контексте эволюционных представлений в научных революциях второго типа


Но уже в XVIII в. в здании механической и метафизической науки начинают появляться первые трещины, являющиеся следствием развития ее собственной программы

Французский натуралист Ж.Л. Бюффон (1707-1788) противопоставил свои идеи взглядам Карла Линнея (1707-1788) и смог увидеть до определенной степени многообразие живой природы. Более того, он высказывает философские и научные мысли, за которыми просматривается идея существования истории формирования Земли и возникновения и "трансформации" живых существ, включая человека. Среди самых горячих приверженцев нарождавшейся концепции мира необходимо указать в первую очередь М.В. Ломоносова и И. Канта. Их идеи внесли существенный вклад в процесс изменения механической картины природы. Не менее важную роль сыграли в этом процессе требования, предъявлявшиеся к естественнонаучному знанию извне, со стороны материального производства, особенно горного дела, металлургии и крупной индустрии в целом, начавшей развиваться после появления первых паровых машин Ползунова в 1763 г. и Уатта в 1765 г.

В XVIII в. была всеобще признана известная интегральная концепция мира, в центре которой - доктрина об абсолютной неизменности природы. Ученые и философы считали, что природа независимо от способа ее возникновения всегда остается неизменной, пока она будет существовать. Однако после появления работы И. Канта "Всеобщая естественная история и теория неба..." (1755) открылась большая брешь в метафизической концепции мира.

Необходимо сказать, что еще до появления работы Канта другие мыслители высказывали ряд блестящих идей, нанесших первые удары по метафизической концепции мира. Лейбниц говорил о неизбежности интеграции знаний и пытался объединить элементы, присущие предыдущей философской системе, с новым научным знанием на основе предложенной им методологии, одним из главных требований которой была универсальность и строгость философской мысли. Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, а позднее разработал относительно строгую и обоснованную для своего времени систему диалектических идей об изменениях в природе. Кант сыграл важную роль в развитии научной мысли в естествознании конца XVIII в. и в развитии методологии научного познания вообще. Философия Канта представляет собой особое явление в реализации связи между двумя историческими типами, означавшее в то же время и разрыв между ними. С Канта начинаются научные революции второго типа.

Кант критиковал Ньютона за идею о первотолчке, сообщившем движение мирозданию. Тот факт, что Ньютон не пытался объяснить, каким образом возникло движение Вселенной, расценивается Кантом как отказ от научного развития проблемы, и он ставит перед собой задачу найти это решение, найти объяснение существованию мироздания в существующей стадии движения. Это уже само по себе доказывает, что Кант выступал против метафизики, обосновывая революционную для своего времени идею о том, что нечто, данное в какой-то определенный момент, не всегда было таковым.

Космогоническая концепция Канта, относящаяся к первоначальной туманности и изложенная в книге "Всеобщая естественная история и теория неба, или Опыт изложения устройства и механического происхождения Вселенной по принципу Ньютона" (1775), представляла собой попытку рационального объяснения первотолчка и тангенциального компонента скорости движения планет, за отсутствие которого Кант упрекает Ньютона. Эта попытка привела немецкого философа к новой форме движения - молекулярному движению, которое было невозможно объяснить с помощью только законов механики, как это стало ясно спустя многие годы.

С наступлением XIX в. результаты естественных наук все настойчивее указывают на несостоятельность механической картины мира, которая, сыграв историческую роль в развитии научного знания, ныне становилась его тормозом. Развитие исследований в области электричества, атомистические идеи Дж. Дальтона, работы Л. Прута, получение искусственной мочевины Ф. Велером в 1828 г. (что доказало связь между живой и неживой природой), опубликование в 1830-1833 гг. книги "Основы геологии" Ч. Лайеля, где он говорил о том, что изменения, происшедшие на Земле, зависят от постоянных факторов, а не от катастроф и катаклизмов, как это утверждал Кювье, - все это свидетельствовало о несостоятельности и исторической ограниченности механического воззрения на природу.

Во второй трети XIX в. в формировании единства научного знания наступает новая фаза. Как уже указывалось выше, единство научного знания проявляется в виде высшего синтеза двух диалектически противоположных тенденций - дифференциации научных знаний и их интеграции, причем это происходит при различном соотношении, устанавливающемся между указанными тенденциями в различные периоды и в различных исторических типах единства научного знания.

Во второй трети XIX в. в результате предпосылок, создавшихся в предшествующий период в прогрессе научных знаний возникает "движение" в сторону преобладания по сравнению с предыдущими эпохами интеграционной тенденции над дифференцирующей, которая, как мы видели, превалировала на протяжении целого исторического периода, с момента возникновения в XV-XVI вв. науки в том виде, как мы ее понимаем сейчас, и до начала XIX в. Это и положило начало переходу к новому историческому типу единства научного знания, при котором в соотношении между двумя указанными тенденциями преобладание будет за интеграцией.

Этот переход, разумеется, подготавливался всем предыдущим развитием процесса познания действительности и произошел в момент, когда научная мысль в основном перешла от изучения окружающих человека предметов к исследованию процессов, превращений, происходящих с этими предметами. Однако не следует понимать это так, что ранее человек не наблюдал и не изучал эти процессы и превращения. Но в наблюдения и исследования, проводившиеся с незапамятных времен, сейчас вносился новый элемент - заинтересованность не только в последствиях, которые вызывали эти процессы в предметах и явлениях, но и в изучении механизмов этих превращений. Начинается переход к более углубленному пониманию процессов, в первую очередь тех, которые по своей природе относились к одному и тому же виду движения материи: либо к физическому движению материи, либо к химическому, либо к социальному и т.д., взятому в каждом случае в отрыве от остальных.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.