рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Наука в системе образования

Наука в системе образования

Федеральное агентство по образованию РФ

Ульяновский государственный технический университет

 



 

Кафедра «Философия»

 

 





Реферат

 

Тема «Наука в системе образования»

 



 

 

Выполнил:

 Ст. гр. Мд-22

Попович И.И.

 

Проверила:

 Ромазанова Е.Ш.

 

 

 

 

г. Ульяновск, 2005

Оглавление

Введение……………………………………………………….2

     1. Наука……………………………………………………………..4

     1.1. Изучение науки в древние времена…………………………………...5

     1.2. Средневековая наука…………………………………………………....7

     1.3. Современная наука. Основные концепции…………………………..8

     1.4. Роль науки в современном обществе………………………………...12

      2. Система образования…………………………………………15

     2.1. Эволюция системы образования…………………………………….16

      2.2. Функции института образования……………………………………20

Заключение………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………….25

 










Введение

 

       По­сколь­ку со­вре­мен­ный спе­циа­лист дол­жен быть под­го­тов­лен так, что­бы все­гда быть го­то­вым ид­ти но­га в но­гу с про­грес­сом нау­ки и тех­но­ло­гии, его об­ра­зо­ва­ние долж­но вос­пи­ты­вать в нем спо­соб­ность, как к ин­тел­лек­ту­аль­но­му твор­че­ст­ву, так и к ин­тел­лек­ту­аль­но ак­тив­но­му вос­при­ятию сде­лан­но­го дру­ги­ми. По пря­мо­му смыс­лу сло­ва, нау­ка - это то, че­му мож­но нау­чить или нау­чить­ся, т. е. пе­ре­дать (и по­лу­чить) зна­ние и уме­ние или же до­быть это зна­ние и уме­ние са­мо­му. Об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс—это про­цесс пе­ре­да­чи и по­лу­че­ния зна­ния и уме­ния, под­кре­п­лен­ный до­бы­чей оно­го. А до­бы­ча зна­ния, соз­да­ние но­во­го зна­ния и уме­ния - это про­цесс фун­да­мен­таль­но­го ис­сле­до­ва­ния, при­чем без­от­но­си­тель­но к то­му - при­клад­но­го или аб­ст­ракт­но­го. Для то­го что­бы этот про­цесс шел, не­об­хо­ди­ма со­от­вет­ст­вую­щая ат­мо­сфе­ра, ат­мо­сфе­ра ин­тел­лек­ту­аль­но­го лич­но­го об­ще­ния и не толь­ко в це­поч­ке уче­ник—учи­тель, но и во взаи­мо­дей­ст­вии учи­тель - учи­тель, уче­ник - уче­ник. Для это­го ну­жен уни­вер­си­тет.

Раз­ви­вая ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии, мир, по край­ней ме­ре, мир об­ра­бот­ки и пе­ре­да­чи зна­ния ухо­дит от идеи кам­пус - цен­три­ро­ван­но­го уни­вер­си­те­та. К со­жа­ле­нию, все боль­шую при­тя­га­тель­ность при­об­ре­та­ет идея вир­ту­аль­но­го уни­вер­си­те­та. Но на­до по­нять, что об­ра­зо­ва­ние не мо­жет быть ре­аль­ным в вир­ту­аль­ном ми­ре вир­ту­аль­ных ре­аль­но­стей.

А для че­го же нуж­но ре­аль­ное об­ра­зо­ва­ние? Для то­го что­бы со­от­вет­ст­во­вать из­вест­ной мак­си­ме Воль­те­ра, что “толь­ко че­ло­век об­ра­зо­ван­ный, че­ло­век про­све­щен­ный сво­бо­ден”? Или по­том, что, по Бэ­ко­ну, - “зна­ние—си­ла”? Или, воз­вра­ща­ясь на зем­лю, по­то­му, что че­ло­ве­че­ско­му об­ще­ст­ву нуж­на хо­ро­шо вы­пол­нен­ная слож­ная ра­бо­та, тре­бую­щая, в свою оче­редь, хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ных ра­бот­ни­ков?

Хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ные ра­бот­ни­ки мо­гут быть по­лу­че­ны толь­ко с по­мо­щью сис­те­мы на­стоя­ще­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Давать выс­шее об­ра­зо­ва­ние, - значит, го­то­вить мо­ло­дых лю­дей к бу­ду­щей дос­та­точ­но слож­ной ра­бо­те. При этом ра­бо­та, по­лу­чае­мая по за­вер­ше­нии об­ра­зо­ва­ния, долж­на удов­ле­тво­рять как ра­бо­то­да­те­ля, так и ра­бот­ни­ка.

Ра­бо­та идет ус­пеш­но, и все сто­ро­ны взаи­мо­дей­ст­вия ис­пы­ты­ва­ют чув­ст­во удов­ле­тво­ре­ния, ес­ли мо­ло­дые ра­бот­ни­ки про­яв­ля­ют твор­че­ское от­но­ше­ние к де­лу и са­мо­от­да­чу, ес­ли они чес­то­лю­би­вы и при­том де­мон­ст­ри­ру­ют ко­манд­ный дух. Эти ка­че­ст­ва очень важ­ны. Ими дол­жен об­ла­дать лю­бой че­ло­век. Но они не мо­гут быть по за­ка­зу или при­ка­зу вло­же­ны в мо­ло­до­го че­ло­ве­ка. Они долж­ны быть раз­ви­ты в про­цес­се обу­че­ния, долж­но быть раз­ви­то то доб­рое, что в за­ро­ды­ше­вой фор­ме су­ще­ст­ву­ет в ка­ж­дом че­ло­ве­ке. По су­ще­ст­ву это—во­прос не об­ра­зо­ва­ния, а вос­пи­та­ния, во­прос фор­ми­ро­ва­ния це­ло­ст­ной лич­но­сти.














 

 

 

1. Наука.


      Что такое наука? Какова роль науки в формировании картины мира?             И какова её роль в современном обществе? Об­су­ж­де­ние всех этих фи­ло­соф­ских во­про­сов со­про­во­ж­да­ло ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие со­вре­мен­ной нау­ки, и бы­ло не­об­хо­ди­мой фор­мой осоз­на­ния особенностей, как са­мой нау­ки, так и той ци­ви­ли­за­ции, в рам­ках ко­то­рой на­уч­ное от­но­ше­ние к ми­ру ста­ло воз­мож­ным. Се­го­дня эти во­про­сы сто­ят в но­вой и весь­ма ост­рой фор­ме. Это связано, пре­ж­де всего, с той си­туа­ци­ей, в ко­то­рой ока­за­лась со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция. Рассмотрим пример, связанный с информационными технологиями. На сегодняшний день со­вре­мен­ное об­ще­ст­во всту­па­ет в ин­фор­ма­ци­он­ную ста­дию раз­ви­тия. Всем уже понятно, что информационную революцию уже не  остановить. Наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всё больше и больше. По-моему, таким образом,  и возникает современная наука. 














1.1. Изучение науки в древние времена.

 

        На сегодняшний день нет точного, однозначного определения                  науки. В литературе насчитывается более 150. Одно из этих                  определений выглядит следующим образом: наука – это форма                  духовной деятельности людей, направленная на производство                        знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая                непосредственной целью постижение истины и открытие                объективных законов на основе обобщения реальных                                    фактов в их взаимосвязи. Также широко распространено и                           другое определение: наука – это и творческая деятельность                                 по получению нового знания и результат такой деятельности: знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и   процесс их производства. Канке В.А. в своей книге "Философия. Исторический и систематический курс" дал следующее определение: наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.

   Существует множество определений науки, потому как                        существует и множество восприятий её, многие люди понимали                    науку по-своему, считая, что именно их восприятие является               единственно верным определением. Следовательно, занятие                      наукой актуально не только в наше время, её истоки начинаются с                довольно древних времён. Рассматривая науку в её историческом                развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа                           культуры при переходе от одной общественно-экономической                   формации к другой, меняются стандарты изложения научного                 знания, способы видения реальности в науке, стили мышления,                      которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных факторов в процессе порождения собственно научного знания. 

           Предпосылки для возникновения науки появляются еще в           странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители,  специально занимающиеся наукой. Среди которых можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как Аристотель и Кант. С точки зрения этих великих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая форма общественного сознания.

   Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий ученый, основоположник науки, логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую    концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том,  что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.

 Усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно            велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии,          географии, системы мер. Космология, календарь, элементы                геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников           и  соседей   на   востоке.

     Древняя Греция много уделяла времени и сил науке,                                научным исследованиям, не удивительно, что появлялись всё новые и новые научные достижения. Астрономические, математические, физические и биологические понятия и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы, и многое другое), основываясь на наблюдениях, они первые предсказали астрономические и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно добытые ими знания были для них не только основой практического действия и применения, но, прежде всего, элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем  существе   материалистическое.

Чтобы понять, найти объяснения многим философским вопросам, таким как познание природы, для пользы всему человечеству, необходимо обратиться к науке, использовать для достижения своей цели важные научные  открытия.


 

1.2. Средневековая наука.

 

  Основными науковедами в средние века принято было считать схоластов. Их интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предметах. Тем не менее, не следует уменьшать достижения схоластической учености – на таких диспутах оттачивались теоретический фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать исходя  из  немногих общих положений.

Все же одних логических доводов было недостаточно, и в качестве основания для предпочтения был провозглашен опыт. «На средние века, - писал Ф. Энгельс, - смотрели как на простой перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим варварством. Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные в течении средних веков: расширение культурной области Европы, образование там,  в соседстве друг с другом жизнеспособных великих наций, наконец, огромные технические успехи XIV и  XV веков.

Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Вильям Оккам в качестве источника познания объявили вещи, предметы, объекты. Несмотря на существенное различие философских концепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему получения истинных знаний.

Линия познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной, экспериментальной, идет от вещей, которые воздействуют на органы чувств. Причем это воздействие может быть независимым от мышления или же подчинения эмпирического порядка.



1.3. Современная наука. Основные концепции.

   Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь            особой формой познания мира и его преобразования, наука                сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе                  формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение                          на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

  Современная наука во многих отношениях существенно,                        кардинально отличается от той науки, которая существовала                    столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и                  характер её взаимосвязей с обществом.

Надо заметить, что все же существуют три основные концепции                     науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как                   социальный институт. Современная наука представляет                               собой органическое единство этих трех моментов. Здесь                       деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание - системообразующий фактор, а социальный институт - способ               объединения ученых и организации их совместной деятельности.                                  И эти три момента и составляют полное определение современной                  науки.

  Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией  рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не    единственным.

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

      Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть                    полное определение современной науки. Если науку рассматривать           только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело                     всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно.                      От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и  всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы  и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.    

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.