Важной стороной превращения науки в непосредственную
производительную силу является создание и упрочнение постоянных каналов для
практического использования научных знаний, появление таких отраслей
деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей
научно-технической информации и др. Причем вслед за промышленностью такие
каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия
и для науки, и для практики.
Однако при историческом рассмотрении картина предстает в
ином свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу
впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине 19-го
столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько
реальностью, сколько перспективой.
В 50-60-е годы стали появляться работы, в которых был
разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала
трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а, прежде всего как
особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный
вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный
институт.
Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых,
которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным
сообществом.
Институционализация науки достигается посредством известных
форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и
т.п.
Цель и назначение науки как социального института -
производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования,
воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
В период становления науки как социального института
вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого
интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно,
научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но
связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие
в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже
давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и
термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности –
промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои,
что сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности
опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки
всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в
качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в
наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки
масштабных планов и программ социального экономического развития. При
составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели
деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально
необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и
методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера
подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают
взаимодействие общественных, естественных и технических наук.
1.4. Роль науки в современном
обществе.
20 век стал веком победившей научной революции.
НТП ускорился во всех развитых странах.
Постепенно происходило все большее повышение
наукоемкости продукции. Технологии меняли
способы производства. К середине 20 века фабричный
способ производства стал доминирующим. Во второй
половине 20 века большое распространение
получила автоматизация. К концу 20
века развились высокие технологии, продолжился
переход к информационной экономике. Все это
произошло благодаря развитию науки и техники. Это
имело несколько следствий. Во-первых, увеличились
требования к работникам. От них стали
требоваться большие знания, а также понимание новых
технологических процессов. Во-вторых,
увеличилась доля работников умственного
труда, научных работников, то есть людей,
работа которых требует глубоких научных знаний.
В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение
многих насущных проблем общества породили веру
широких масс в способность науки решать проблемы
человечества и повышать качество
жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во
многих областях культуры и общественной мысли.
Такие достижения как освоение космоса, создание
атомной энергетики, первые успехи в области
робототехники породили веру в неизбежность
научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения
и таких проблем как голод,
болезни и т. д.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в
современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни
людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из
основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического,
культурного, цивилизованного, образованного, современного развития
государства.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении
глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать
экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс
составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека
явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды,
почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не
безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.
Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в
определении масштабов и параметров экологических опасностей.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её
особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с
различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема
особенностей научного познания и его соотношения с другими формами
познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).
Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то
же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки
является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление
культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой
наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания
требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с
различными феноменами духовной и материальной культуры.
В качестве главных же критериев выделения функций науки
надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а
также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из
главных функций:
1) познавательная функция задана самой сутью
науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и
человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и
закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление
прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
2) мировоззренческая функция, безусловно,
тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и
научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения
человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны
разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя,
конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;
3) производственная,
технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство
нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи
говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу
общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к
производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию
науки;
4) культурная,
образовательная функция заключается главным
образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором
культурного развития людей и образования. Ее достижения идеи и рекомендации
заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание
программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно,
ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки
осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и
средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не
забудем и того, что наука является культурным феноменом, сама имеет
соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере
духовного производства.
2.
Система образования.
В процессе функционирования и развития общества довольно важную роль
играет социальный институт образования. Поддержание достигнутого уровня
культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без
овладения культурным наследием прошлого. Эта проблема решается в процессе
социализации индивидов, задачей которой как раз и является приобщение человека
к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества.
Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование
- обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных
ценностей.
Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно
самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и
воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием
(прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками,
нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и
политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.
Для того чтобы лучше понять роль и место социального
института образования в современном индустриальном обществе, специфику
выполняемых им функций, следует кратко рассмотреть эволюцию системы
образования.
В примитивных, первобытных обществах образование являлось
составной частью социально-производственного процесса. В те далекие времена не
существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта,
знания, традиций участвовали все члены общества. В жизни подрастающего
поколения не существовало и особого периода подготовки к усвоению социальных
ролей взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и способности приобретались
и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам
племени[1].
Характерно, что приобщение детей к трудовым действиям, обучение
профессиональным навыкам начиналось с 4—5 лет, а в подростковом возрасте дети
наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот,
изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи. Воспитанием и
образованием мальчиков занимались мужчины, а девочек - женщины. Когда ребенок
подрастал, он подвергался особой церемонии "инициации",
продолжающейся несколько дней, в течение которых юноши и девушки должны были
продемонстрировать и подтвердить свои способности и права взрослых членов общества,
участвуя в состязаниях, танцах, обрядах и культовых действиях.
В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов
общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного
неравенства начинается обособление института образования. Специальную
подготовку и обучение с использованием особой группы учителей получают дети из
богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем образования могут
служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя
обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту,
красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других
сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на
определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и
т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными
знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др. Подавляющая часть
населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая им знания в ходе
трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей
принадлежала семье.
В эпоху средневековья начинает складываться более
организованная система образования, когда христианская церковь создает в
Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и
возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах. Несколько
позже культурно-образовательные функции университетов расширились, в них
начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки
научных исследований в области физики, математики, логики. Характерной особенностью
системы формального образования в доиндустриальном обществе являлось то, что
оно было доступно ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных
сословий.
Подлинная революция в системе образования происходит
в обществе индустриального типа: образование перестает быть элитарным и
становится массовым, доступным для широких слоев населения.
Такая радикальная трансформация института образования
была вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса,
изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое распространение
получают средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений.
Неполное, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием
получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост
системы образования приходится на период после Второй Мировой Войны, когда
происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и
совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.
Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов,
колледжей, университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей
квалификации. Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 ВУЗов, в которых
обучались около 5 млн. чел, и ежегодно выпускалось около 800 тысяч специалистов
с высшим образованием. Наиболее впечатляющих масштабов достигло развитие
системы высшего образования в США, где общее количество студентов достигает
12,5 млн. чел., из них 8 млн. учатся в высшей школе, а 4,5 млн. - в
двухгодичных колледжах, дающих послешкольное специальное образование.
Не только массовость и общедоступность характеризуют современную
систему образования. Кроме того, она отличается рядом качественно новых
свойств: если в доиндустриальном обществе система образования была
ориентирована, главным образом, на сохранение и воспроизводство культуры, опыта
и знаний предшествующих поколений, то в современном обществе институт
образования становится важнейшим фактором культурного и социального изменения.
Вторую половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и образовательной
революции по той причине, что система образования становится ключевым фактором
общественного прогресса. Во всех промышленно развитых странах мира период
60-80-х годов ознаменовался крупными реформами в системе образования, задача
которых заключалась в повышении ее эффективности, упрочении
материально-технической базы на основе новых информационных технологий и
гуманизации образовательного процесса. Наиболее существенными особенностями
современной системы образования являются следующие моменты: превращение ее в
дифференцированную многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование)
систему, позволяющую человеку непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее
знания и навыки) (здесь важная роль отводится учреждениям, занятым повышением
квалификации и переподготовки кадров). Также громадное воздействие образования
оказывает на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным
фактором ее социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученное
человеком образование в значительной степени определяет возможности дальнейшей
карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека в
современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии,
который зависит от полученного образования.
Подобно другим социальным институтам институт образования
призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его
функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных
фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и подготовку их
к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в
обществе[2].
Функцию социализации выполняет в обществе также и институт
семьи, но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом
знаний, навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом
обществе требует систематического и длительного обучения. Именно эту
двойственную задачу и призван решать институт образования, организация которого
характеризуется непрерывностью и многоступенчатостью, что позволяет
осуществлять поэтапную социализацию и обучение молодежи. Вместе с тем круг
задач, выполняемых институтом образования в современном обществе, значительно
шире, наиболее важные из них с точки зрения общества - подготовка индивидов к
размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре
общества, что является одним из функциональных важнейших требований любой
социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а
специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами,
университетами и др.
2.2.
Функции института образования в обществе.
Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществе
институтом образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют
внимание на разных сторонах деятельности института образования.
Наиболее важные из социальных функций института
образования.
1) Трансляция и распространение культуры в обществе -
первая и наиболее существенная из них. Она заключается в том, что посредством
института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей
культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в
области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и
навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества
образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения
общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет
свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования
играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной
культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид
становится носителем национального сознания и национальной психологии.
2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных
ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря
этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется
в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам
морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого
поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно учится понимать
других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны.
Содержание осуществляемого системой образования процесса
социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в
обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных
обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения.
В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от
государства, под контролем которого находится система формального образования,
поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках
семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.
3) Социальная селекция - одна из важнейших функций
института формального образования. Структура образовательного процесса устроена
таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах
осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения
для несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В
ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные
образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд
которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков
создаются благоприятные условия.
В современном обществе поиск и воспитание талантливой
молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так
как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях
требует постоянного притока талантливой молодежи.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению
учащихся осуществляется современной школой как бы автоматически, так как сама
внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей
отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в
соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными
ориентациями. После обязательного восьмилетнего образования значительная часть
молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу в
средней школе, и часть ее выпускников поступают в ВУЗы. После окончания ВУЗа
одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в
аспирантуру, делают научную карьеру.
С социологической точки зрения, чрезвычайно важны
последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как
его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование
в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям
в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство
и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное
функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального
размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности;
получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной
организации, как правило, открывает для многих людей путь профессиональной
карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий.
Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном
обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского
диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень
образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим
показателем социального статуса человека в современном обществе.
4) Функция социального и культурного изменения является
прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя
взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных
достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений.
Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой
существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества.
Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит
характерная для западных стран интеграция науки, высшего образования и производства,
результатом которой является ускорение научно-технического прогресса.
Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими
центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования,
экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных
фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует
совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и
открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества
специалистов.
Заключение
Поиск новых форм организации научного знания - важнейший
путь реформирования системы образования. Сейчас складывается новый образ науки,
чуждый нормативизму и унитаризму просветительской концепции.
Вместе с тем изменяются и подходы к пониманию
образованности. Наряду с традиционными, сегодня в педагогике складываются новые
представления о человеке и образованности, происходит смена антропологических
оснований педагогики. Образованный человек - это не столько "человек
знающий", даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный
к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный
осмыслить свое место в жизни. Образование должно создавать условия для
формирования свободной личности, для понимания других людей, для формирования
мышления, общения, наконец, практических действий и поступков человека.
Нужно, чтобы образованный человек был готов к испытаниям,
иначе как он может способствовать преодолению кризиса культуры.
В настоящее время образу "человека знающего"
нередко противопоставляется "личность", говорят, что цель
образования сформировать полноценную творческую личность. Действительно,
человек знающий другими словами, специалист - только часть человека, но и
личность - часть человека, хотя и существенная часть, есть и другие
"части" - тело (телесное существо), психика (психическое существо),
дух (духовное существо), социальный индивид (родовое существо) и т.д.
Образование должно создавать условия для развития человека
как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и
родового, и личности - и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно
знаем.
Список
использованной литературы
1. Карлов Н.В. О фундаментальном и
прикладном в науке и образовании, или “Не возводи дом свой на песке”. “Вопросы
философии”, 1995, №12.
2. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
3. Скачков Ю.В. Полифункциональность
науки. “Вопросы философии”, 1995 № 11.
4. Вернадский В.И. Труды по всеобщей
истории науки. М., 1988.
5. Зотов А.Ф., Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин
Е.В., Царев В.Г., Огурцов А.П. “Образование в конце XX века. Круглый стол”. “Вопросы философии”, 1992, №9.
6. Крылова Н.Б. Гуманитарные аспекты инженерного
образования. “Вестник высшей школы” 1986, №8.
[1] Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни.
Новоибирск, 1991. С.110, 111.
[2] Кузьминов Я. Советская экономическая культура: наследие и пути
модернизации// Вопр. Экономики, 1992, 3. С. 51.
Страницы: 1, 2
|