рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основные принципы диалектической и формальной логики и их содержание

Основные принципы диалектической и формальной логики и их содержание

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: основные принципы диалектической и формальной логики и их содержание

 

 

 

 

 

 

Выполнил: аспирант

кафедры анатомии

домашних животных

Калиновский А.Н.

Проверил_________________








Омск 1998 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Определение логики................................................................................................................................... 3

Из истории логики....................................................................................................................................... 3

Логика формальная и диалектическая.................................................................................... 5

Основные методологические принципы формальной логики............................ 8

Основные методологические принципы диалектической логики................. 10

Проблемы тождества логики, диалектики и теории познания в философии Гегеля     12

Ленин о единстве диалектики, логики и теории познания....................................... 16

Значение и польза логики.................................................................................................................. 19

Литература:..................................................................................................................................................... 21



Определение логики


     Для того, чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чем заключается цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышления должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.  (Г.И.Челпанов, 1994).


Из истории логики

     Термин “логика” применительно к науке о мышлении впервые был введен стоиками, выделившими под этим названием лишь ту часть действительного участия Аристотеля, которая согласовывалась с их собственными представлениями о природе мышления. Само название “логика” производилось ими от греческого термина “логос” (который буквально означает “слово”), а указанная наука сближалась по предмету с грамматикой и риторикой. Средневековая схоластика, окончательно оформившая и узаконившая эту традицию, как раз превратила логику в простой   инструмент (“органон”) ведения словесных диспутов, в орудие истолкования текстов “священного писания”, в чисто формальный аппарат. В результате оказалось дискредитированным не только официальное толкование логики, но даже и само название ее. Выхолощенная “аристотелевская логика” поэтому и утратила кредит в глазах всех выдающихся естествоиспытателей  и философов нового времени. По той же причине большинство философов XVI – XVIII веков вообще избегали употреблять термин “логика” в качестве науки о мышлении, об интеллекте, о разуме.

     Признание непригодности официальной схоластически-формальной версии логики в качестве “органона” действительного мышления, развития научного знания – лейтмотив всей передовой философской мысли того времени. “Логика, которой теперь используются , скорее служит укреплению и сохранению заблуждений, имеющих свое основание, в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна”, - констатирует Фрэнсис Бэкон.  “…В логике ее силлогизмы и большая часть других ее наставлений скорее помогут объяснить другим то, что нам известно, или даже, как в искусстве Луллия, бестолково рассуждать о том, чего не знаешь, вместо того, чтобы изучать это”, - вторит ему Ренэ Декарт. Джон Локк полагает, что “силлогизм в лучшем случае есть лишь искусство вести борьбу при помощи того небольшого знания, какое есть у нас, не прибавляя к нему ничего”. На этом основании Декарт и Локк считали необходимым отнести всю проблематику прежней логики в область риторики. Поскольку же логика сохраняется как особая наука, то она единодушно толкуется не как наука о мышлении, а как наука о правильном употреблении слов, имен, знаков. Гоббс, например, развивает концепцию логики как исчисления слов-знаков.

     Гораздо осторожнее подходят к делу Р.Декарт и Г.Лейбниц. Им также импонировала идея создания “всеобщей математики” вместо прежней, высмеянной и дискредитированной, логики. И они мечтали об учреждении “универсального языка”, системы терминов, определенных строго и однозначно, поэтому допускающих над собой чисто формальные операции.

     Однако и Р.Декарт,и Г.Лейбниц, в отличии от Гоббса, прекрасно видели принципиальные трудности, стоявшие на пути осуществления этой идеи. Декарт понимал, что определения терминов в “универсальном языке” не могут быть продуктом полюбовного соглашения, а должны быть получены только в результате тщательного анализа простых идей, из которых, как из кирпичиков, складывается весь интеллектуальный мир людей;  что сам точный язык “всеобщей математики” может быть лишь чем-то производным от “истинной философии”. Только тогда удалось бы заменить мышление о вещах, данных в воображении (т.е. по тогдашней терминологии, в созерцании), вообще в реальном чувственно-предметном опыте людей, своего рода “исчислением терминов и утверждений” и сделать умозаключения стол же безошибочными, как и решения уравнений.

     Присоединяясь в этом пункте к Декарту, Г.Лейбниц категорически ограничивал область применения “всеобщей математики” лишь теми вещами, которые относятся к сфере действия “силы воображения”. “Всеобщая математика” и должна представлять, по его мысли, лишь “так сказать, логику силы воображения”. Но именно поэтому из ее ведения исключаются как вся метафизика, так и “лишь рассудку соразмерные вещи, как мысль и действие, так и область обычной математики”. Весьма существенное ограничение! Мышление, во всяком случае, здесь остается за пределами компетенции “всеобщей математики”.

     Не удивительно, что Г.Лейбниц с нескрываемой иронией относился к чисто номиналистической трактовке логики, изложенной у Дж.Локка, согласно которой логика понимается как особая наука о знаках. Лейбниц вскрывает трудности, связанные с таким пониманием логики. Прежде всего, констатирует он, “наука о рассуждении, составлений суждения, изобретении, по-видимому, очень отлична от знания этимологии слов и словоупотребления , представляющего нечто неопределенное и произвольное. Кроме того, объясняя слова, приходится делать экскурсии в область самих наук, как это видно по словарям; с другой же стороны, нельзя заниматься науками, не давая в то же время определений терминов”.

     Поэтому вместо того разделения философии на три разные науки, которое Дж.Локк копирует у стоиков (логика, физика и этика), Лнйбниц предпочитает говорить о трех разных аспектах, под которыми выступает одно и то же знание, одни и те же истины, - теоретическом (физика), практическом (этика) и терминологическом (логика). Прежней логике здесь просто соответствует терминологический аспект знания, или, по выражению Лейбница систематизация знания по терминам в справочнике. Разумеется, такая систематизация, даже самая лучшая, не есть наука о мышлении, ибо Лейбниц имел о мышлении более глубокое представление. А подлинное учение о мышлении он относил к метафизике, следуя в этом смысле терминологии и сути логики Аристотеля, а не стоиков. (Ильянков, 1984)

     Идея Г.Лейбница о возможности и продуктивности сведения рассуждений к вычислениям в течение многих лет  не находила развития и применения. Символическая логика начала создаваться лишь в середине XIX в. Ее развитие связано с деятельностью Лж.Буля, А.М.Де-Моргана, Ч.Пирса, Г.Фреге и других известных ученых. Значительный вклад в создание символической логики внесли русские ученые П.С.Порецкий, Е.Л. Буницкий и др.

     Таким образом, к началу текущего столетия символическая логика оформилась в качестве относительно самостоятельной дисциплины в рамках логической науки. Применение методов символической логики к решению проблем поставленных традиционной логикой, а также проблем которые даже не могли быть ею поставлены, вызвало в начале ХХ в. революцию в логике. Именно использование методов символической логики отличает логику современную от традиционной. Вместе с тем в современной логике сохраняются все достижения и вся проблематика традиционной логики.

     Диалектическая логика также имеет древнее происхождение. Идеи диалектики мышления восходят к древневосточной и античной философии. Основные категории диалектической логики использовались уже в ранней греческой классике /VI – V вв. до н.э./, однако они не были объединены в систему, и диалектическая логика была далека от выделения в самостоятельную науку. В развитие диалектической логики внесли определенный вклад Платон и Аристотель, отдельные идеи этой логики высказывались средневековыми философами. Классические формы диалектической логике придали немецкие философы Нового времени Кант, Фихте, Шеппинг и в особенности Гегель. Диалектическая логика Гегеля является систематическим учением, хотя она и разработана в позиции объективного идеализма.

     Диалектическую логику на материалистической основе разрабатывали К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И. Ленин. Дальнейшее развитие она получила в трудах современных философов. (Ю.В.Ивлев, 1994)


Логика формальная и диалектическая

  

     Поскольку мысли выражаются в языке, они имеют звуковые, или языковые формы. Одна и та же мысль может выражаться в языке по-разному. Например, предложения “Петр – студент”, “Peter is a student”, “Peter ist student”выражают одну и ту же мысль. Можно привести  примеры различных способов выражения некоторой мысли в одном языке, например, в русском.

     Кроме звуковой формы, каждая мысль имеет логическую форму (логическую структуру).

     Логическая структура мысли, выраженной приведенными выше предложениями, такова: “Некоторый определенный предмет обладает некоторым определенным свойством”, или при другом подходе: “Некоторый определенный предмет является элементом некоторого определенного класса предметов”.

     Как выявлять логическую форму более сложных мыслей, а также процессов мышления (рассуждений)?

     Для нахождения способа, позволяющего выявлять логические формы различных мыслей и процессов мышления, выделим наиболее общие свойства и характеристики вещей и явлений, наиболее общие отношения между веществами и явлениями, а также наиболее общие свойства и характеристики самих мыслей и отношения между ними. Эти свойства, характеристики и отношения являются предметом изучения логики. Они выражаются следующими словами и словосочетаниями: “суть” /”есть”, “является”/, “все”

 / “каждый, “ни один”/, “некоторые”, “если …то”, “и”, “или”, “следовательно”, “неверно, что…” /”не”/ и некоторыми другими, называемыми логическими терминами, в отличие от нелогических терминов, обозначающих вещи и явления или выражающих свойства и отношения, не являющиеся предметом логики.

     Чтобы выявить логическую форму мысли, нужно отвлечься от большей части содержания нелогических терминов, входящих в словосочетание, выражающее эту мысль. Сделать это можно различными способами. Можно, например, опустить нелогические термины в этом словосочетании и поставить вместо них многоточия, штриховые и другие линии. При этом следует вместо различных вхождений одного и того же термина чертить одинаковые линии, а вместо вхождений различных терминов – различные линии. Последние замечания как раз и говорят о неполном отвлечении от смысла нелогических терминов. По типу линий можно восстановить тип нелогических терминов, “от большей части смысла” которых произошло отвлечение.

     Второй способ отвлечения от смысла нелогических терминов заключается в замене этих терминов символами – переменными. И в этом случае вместо различных вхождений одного и того же термина ставится одна и та же переменная, а вместо различных терминов – различные переменные. Кроме того, вместо терминов различных типов ставятся и переменные различных  типов.

     Пусть даны рассуждения:

(1)   Все металлы являются теплопроводными веществами.

Все металлы являются электропроводными веществами.

Следовательно, некоторые электропроводные вещества являются теплопроводными.

(2)   Следователь – юрист.

Следовательно, хороший следователь – хороший юрист.

(3)   Муха – животное. Следовательно, крупная муха – крупное животное.

В двух последующих рассуждениях подразумевается слово “все”.

     В результате замены нелогических терминов переменными получим, соответственно, выражения:

(1)   Все М суть Р. Все М суть S. Следовательно S суть Р.

(2)   Все S суть Р. Следовательно, все Sq суть Pq.

(3)   Все S суть Р. Следовательно, все Sq суть Pq.

Они выражают логические формы указанных рассуждений.

     Таким образом, логическая форма – это структура мысли, или процесса мышления, получаемая в результате отвлечения от смысла /от его большей части/ нелогических терминов.

     Логическая форма выражает часть содержания мысли. Она информативна.

Так, содержание, выражаемое логической формой первого рассуждения, таково: “Если все предметы класса М включаются в класс Р. и все предметы класса М включаются в класс S, то некоторые предметы класса S включаются в класс Р”. Иными словами, каждая мысль имеет звуковую, или языковую, форму выражения и содержание. Все содержание делится на логическое и нелогическое. Логическое содержание выражается логическими терминами и отчасти нелогическими, а нелогическое нелогическими.

     Логические формы можно классифицировать по типам. Основными типами логических форм являются понятие, суждение и умозаключение.

     Понятие – это мысль, в которой обобщены и выделены в класс предметы на основе системы признаков, общей только для предметов этого класса.

     Пример понятия: действие или бездействие, квалифицированное законом в качестве наказуемого (понятие преступления).

     К суждениям относятся мысли, в которых утверждается наличие или отсутствие свойств у предметов, отношений между предметами, связей между предметами.  Примеры:  (1) Курящий человек говорит много, но невпопад.  

(2) Человек, курящий с серьезным видом, считает, что мысли огромной государственной важности витают у него в голове, а витает только дым, да и то не в голове, а около нее.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.