Основные проблемы философии Ф.Ницше
Столичный Гуманитарный Институт
Заочное отделение
Факультет психологии
специальность психолог
Реферат
По дисциплине : Философия
Тема: Основные
проблемы философии Ф.Ницше
Выполнила:
Студентка 1 курса ,группы ПС6
Пшеничникова И. Г.
Проверил : преподаватель
Зарипов Р.Г.
г.Омск –2002
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
1. Основные
понятия философии Ф. Ницше
1.1 Ницше как философ……………………………………………………4
1.2 Философский нигилизм………………………………………………..6
1.3 Воля к власти……………………………………………………………8
2. Концепция
личности в философии Ф.Ницше
2.1 Личность как
объект философского изучения Ницше :
по материалам
ранних
работ……………………………………………13
2.2 Представление о личности в зрелых работах Ницше……………17
3. Ницше и гуманизм
3.1 Классический гуманизм
3.2 «Физиология» гуманизма Ницше…………………………………...21
Заключение………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………..28
Введение
Философия – это система взглядов
на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философские произведения,
если они действительно осмысливают бытие человека и окружающую
действительность, тоже оказываются личностными, выражающими личность и
переживания философа, его отношение к действительности. Поскольку переживания у
разных философов различны, различны отношения, поскольку и пониманий этого мира
в философии множество.
Среди философов
Ницше- нарушитель спокойствия и благородный пират. Он вспугивает спящих,
таранит крепости обывателей, сметает моральные постулаты, убивает Бога, рушит
церковные устои. Ницше, говорит Цвейг, стремится на своем паруснике ко всему
неизведанному, весело и дерзко, с мечом в руке и бочкой пороха под ногами.
Философские
труды Ницше ,по большей части не предъявляют больших требований к интеллекту
или образованности читателя. Их суть представляется ясной и однозначной, цели-
обширными и очевидными, а язык – понятным. В силу доступности его текстов
читатель обнаруживает, что либо философия проще, чем он полагал, либо он сам
умнее, чем думал раньше. Ницше считал себя прирожденным психологом -
«призванным быть психологом и разведывателем душ». Некоторые вещи, которые он
высказывает, поражают воображение своей точностью и целенаправленностью
диагностики. С точки зрения Ницше, психология лежит в основе всего, и тесно
переплетается с другими частями его учения.
В силу всего выше
сказанного, стремление понять творчество Ницше для меня, как студентки
психологического факультета, актуально.
Цель данного реферата провести обзор литературы о философии Ф . Ницше:
важнейших идеях, понятиях, взглядах, системе в целом.
1.Основные понятия философии Ф.Ницше
1.1
Ницше как философ
Философия Ницше –
это прежде всего философия индивидуума, но не индивидуалиста. Стремление
понять личность, найти выход из кошмаров эпохи - эпохи двойной морали во всем :
в отношениях с людьми, нациями, государствами , в отношении к самому себе –
такой видится цель философских построений Ницше. Отсюда и поэтическая форма
этих построений, ибо можно ли осознать личность, используя биологические,
медицинские, психологические термины ? Отсюда и зачастую афористический их характер
– стремление выразить свои мысли в ёмких, четких и одновременно кратких фразах.
Но здесь и причина трагедии Ницше. Действительно, что может быть
соблазнительнее для интеллектуального обывателя, чем краткие, легко
запоминающиеся и на первый взгляд не требующие глубокого вдумывания ( настолько
они кажутся очевидными и понятными ) формулировки, так отвечающие
подсознательным устремлениям и желаниям. Например :
«Ты идешь к женщинам ? Не забудь плетку!».[1] Но при этом не надо забывать и
то, что «величайшее в великих – это материнское. Отец- всегда только
случайность»[2]
Иными словами к Ницше и его трудам
нельзя подходить с позиций однозначной логики : Она по меньшей мере двузначна,
но чаще всего многозначна и определяется контекстом. Конечно, можно заявить,
что все это вызвано больным сознанием философа. Но не та ли эта болезнь,
которая обостряет восприятие и позволяет увидеть то, что недоступно так
называемому здоровому разуму ? Да и где она, граница между здоровьем и болезнью
у человека , пытающегося «вывернуть» свой разум в мучительном процессе
самопознания ?
Философские поиски Ницше-это
поиски морали для свободного человека на пути разрушения традиционных
ценностей, ориентация на которые разрушает человечность, личность, а в конечном
итоге и самого человека. Все существовавшие и существующие морали, по мнению
Ницше, не просто несут на себе печать общества и условий его существования и
выживания, но направлены, и это главное, на обоснование и оправдание
обладания .Иными словами, они корыстны, а потому и антигуманны.
Все, даже так называемые общечеловеческие моральные ценности при внимательном
их рассмотрении оказываются ширмой, маскирующей корысть. Так не лучше ли
сказать об этом прямо, назвать вещи своими именами и либо отказаться от этих
«моральных» ценностей, либо жить в соответствии с ними? Но последнее вряд ли
возможно для человека, потребляющего и стремящегося к потреблению и живущего в
обществе- стаде. А потому все демократические движения, по мнению Ницше,
следуют этой морали стадных животных, имеющей свои корни в христианстве ( см.:
По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии Будущего// Ницше Ф. Соч.:В 2-х
т. Т.2). И вполне естественной и логичной выглядит ницшевская критика
христианства и христианской морали, ибо эта критика есть следствие неприятия
буржуазно-либерального духа христианства и буржуазного рационализма.
Философия Ницше как философия
жизни носит антропоморфный характер, возвращая человека в природу и в тоже
самое время очеловечивая природу, наделяя её антропоморфными чертами, и прежде
всего волей к власти. Принцип воли к власти- основной динамический принцип
философии Ницше- управляет развитием и человека, и мироздания. Отсюда жизнь
есть абсолютная реальность, и она постижима из себя самой. И человеческая душа,
человеческий интеллект порождены жизнью и включены в неё. Здесь можно углядеть
определенное биологизаторство, определенную редукцию духовного к
биологическому. Но это только одна сторона ницшеанской философии жизни. Можно
заметить и другую сторону, связанную с постоянным поиском людьми своих связей с
мирозданьем. И признание естественности души в жизни, их слитности с
мирозданием. И признание естественности души в жизни, их слитности с
мирозданием выглядит вполне логичным в контексте таких поисков. Тогда и безумие
философии Ницше предстает не иррациональным, а вполне естественным в
предпринимаемых философом попытках выявить определяющее в развитии личности
через принцип воли к власти, управляющий миром и человеком, особенно если этот
принцип толковать так же широко, как это делает
Ницше.
По Ницше, воля к власти- это не
просто стремление к господству сильного над слабым, но и стремление сделать
слабого сильным. Слабость относительна и определяется, с одной стороны,
положением человека среди других людей, а с другой – степенью самопознания
личности. Личность свободна и сильна, если она осознаёт себя личностью,
которая может поступать и поступает в
соответствии с этим осознанием. Но осознание не только индивидуально, оно ещё
социально и исторично. И только при выполнении всех этих условий мы имеем
действительно свободного и морального человека. Живущего в свободном и
моральном обществе. Идеалом здесь является свобода не в христианском понимании,
которая есть несвобода, внутреннее порабощение, смирение перед силой, а свобода
античности и Возрождения – в свободном обществе подобный культ, навязанный
христианским лицемерием, невозможен . Переход
же к такому обществу возможен не на пути насильственного уничтожения
существующего общества несвободы, ибо всякое насилие порождает новое насилие, а
именно на пути возрождения идеала свободной сильной человеческой личности.
Известно, что до революции
философия Ницше была чрезвычайно популярна в России. Совпадение, резонанс
свободолюбия русской интеллигенции. Ищущей пути понимания сущности свободы в
контексте космизма и связанного с этим индивидуализма в лучшем смысле этого
слова- в смысле суверенитета личности – со свободомыслием Ницше, с его
свободолюбием и неприятием вещного, стяжательского прагматизма, христианского
двоемыслия обусловили понимание, хотя и критическое, взглядов Ницше.
Ницше включает в философию два
средства выражения- афоризм и стихотворение ; формы, сами по себе
подразумевающие новую концепцию философии, новый образ и мыслителя, и мысли.
Идеалу познания, поискам истинного он противопоставляет толкование и оценку.
Толкование закрепляет всегда частичный, фрагментарный «смысл»
некоего явления ; оценка определяет
иерархическую « ценность» смыслов, придает фрагментам цельность, не умаляя и не
упраздняя при этом их многообразия. Именно афоризм являет собой как искусство
толкования, так и нечто толкованию подлежащее; стихотворение – и искусство
оценки, и нечто оценке подлежащее. Толкователь- это физиолог или врачеватель,
тот кто наблюдает феномены как симптомы и говорит афоризмами. Ценитель – это
художник, который наблюдает и творит « перспективы», говорит стихами. Философ
должен быть художником и врачевателем, одним словом ,- законодателем.
Такой тип философа является к тому
же древнейшим. Это образ мыслителя -досократика , «физиолога» и художника,
толкователя и ценителя мира. Как понимать эту близость будущего и
первоначального ? Философ будущего является в то же время исследователем старых
миров, вершин и пещер, он творит не иначе , как силой воспоминания . том, что
было по существу забыто. А забыто было, по Ницше, единство мысли и жизни.
Единство сложное : жизнь в нем ни на шаг не отступает от мысли. Образ жизни
внушает манеру мысли, образ мысли творит манеру жизни. Мысль активизируется
жизнью, которую в свою очередь утверждает
мысль. У нас не осталось даже представления об этом досократическом единстве
мысли и жизни. Остались лишь те примеры, где мысль обуздывает и калечит жизнь,
переполняя её мудростью, или те, где жизнь берёт своё, заставляя мысль
безумствовать и теряясь вместе с ней. Не осталось иного выбора : либо
ничтожная жизнь, либо безумный мыслитель. Либо жизнь слишком мудрая для
мыслителя, либо мысль слишком безумная для человека здравого .
1.2 Философский нигилизм.
Для
философии Ницше нет готового названия типа «идеализм», «реализм» или даже
«экзистенциализм». Иногда он говорил о своей философии как о «нигилизме»
являющемся центральным понятием его философии. В его ранних работах содержатся
идеи, которые как эхо, отзываются в его поздних книгах, как будто все они уже
содержались в этих первых.
Его мысль постоянно пульсирует, так что из
любого отдельно взятого фрагмента его текста может быть реконструирована почти
вся полнота его философии.
Слово «нигилизм» означает
негативность и пустоту; фактически же оно указывает на два направления мысли,
которые, несмотря на отличие от позиции самого Ницше, тем не менее сохраняют с
ней частичное сходство. Нигилизм пустоты, в сущности, идет от буддийского или
индуистского учения, согласно которому в мире, в котором мы живём и который,
как кажется, мы знаем, нет ничего от изначальной реальности и наша
приверженность ему есть приверженность иллюзии. Реальность сама по себе не
имеет ни имени, ни формы, а то, что имеет имя и форму, - это всего лишь
приносящая страдание иллюзия, которой все разумные люди хотели бы избежать,
если бы осознавали её в качестве приверженности к мнимому и знали бы путь
избавления. Жизнь лишена смысла и назначения, она представляет собой
нескончаемую смену рождений и смертей, затем новых рождений, так, что постоянно
вращающееся колесо существования вечно движется в никуда. Поэтому если нам
требуется спасение, то нам следует стремиться именно к спасению от жизни. Этот
восточный пессимизм, представленный в Европе философией Артура Шопенгауэра,
основывается на совокупности метафизических положений, очень похожих на те,
которые выдвигал Ницше. Он говорил, что « старался с какой-то загадочной
алчностью продумать пессимизм до самой глубины и высвободить его из
полухристианской, полунемецкой узости и наивности, с которой он предстал
напоследок в этом столетии». Он, однако не согласился с выводами, сделанными
Шопенгауэром и восточными философами. Ницше добавляет, что, кто бы ни
анализировал пессимизм « тот, быть может… сделал доступным себе, даже помимо
собственной воли, обратный идеал : идеал человека, полного крайней
жизнерадостности и мироутверждения ». Ницше оказался способен – на основе
метафизического нигилизма самого бескомпромисного типа – обосновать тот подход
к жизни, который своей утверждающей силой в любом отношении противоречил
нигилизму как пустоте : это его « новый путь к «Да».
Нигилизм негативности представлен
движением и известным как нигилизм; он процветало в последние десятилетия
девятнадцатого века в Европе. Особенно в России 50-60-х годов, и получило своё
наиболее известное выражение в романе И.Тургенева « Отцы и дети» (1861).
Русский нигилизм, в сущности, представлял собой негативную и деструктивную
установку по отношению к совокупности моральных, политических и религиозных
учений, которые нигилисты воспринимали как ограниченные и обскурантистские. В
противовес своим старшим современникам нигилисты заявляли, что они верят в
ничто, хотя конкретно это означало, что они утратили доверие к убеждениям,
вкусам и установкам старшего поколения, а заодно и к их авторитету. Они верили
в реальный факт, причем делали это некритически, неразборчиво, встав на позицию
вульгарно – материалистически интерпретированной науки.
Нигилизм Ницше представляет
собой не идеологию, а метафизику, и ни в каком другом отношении его отличие от
нигилистов не является столь заметным, как в его трактовке науки. Её он
рассматривает не как хранилище истин или метод их открытия, а как набор удобных
фикций, полезных соглашений, который не в большей степени укоренен в реальности,
чем любой другой альтернативный ему. И она не в большей, но и в не меньшей
степени, чем религия, мораль или искусство, была проявлением того, что он
назвал «волей к власти», а именно неким импульсом и порывом навязывать
хаотичной, в сущности, реальности форму и структуру, трансформировать её в
доступный человеческому пониманию мир до тех пор, пока он не станет удобным для
нас. Но это было её единственным оправданием, ибо любая другая навязанная
форма, отвечающая той же цели, в той же мере была бы оправданной; содержание
здесь значит не более чем функция, а фактически не значит ничего. И в
соответствии с данной теорией истины, которая была его собственной, Ницше
обязан был сказать, что он ни во что не верил, поскольку в силу метафизической
честности не был на это способен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|