Основы мировоззренческих позиций в философских учениях
Мировоззрение
- необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его
элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные
<блоки> знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений,
надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное
понимание людьми мира и самих себя. На протяжении истории сущ. 4 типа
мировоззрения: Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому
прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение,
которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на
художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях,
рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями)
социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно
отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как
для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для
современного сознания – архаичной, формой мировоззрения. Близким к
мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение,
развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного
сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в
отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и
необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая
всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога
переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что
душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие
«мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма
общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически
обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение,
скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой
даже не умеющего ни писать ни читать. Философия – мировоззренческая форма
сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека
могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем
мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на
протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий.
Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были
своеобразным выражением и хранителем исторического. У истоков формирования
научного мировоззрения в философии древних стоял Пифагор. Пифагоризм был первым
древнегреческим философским идеализмом как мировоззренческой реакцией на первый
древнегреческий материализм. Фалес и Пифагор были основоположниками
первоначальных философских мировоззрений, так как «вода» Фалеса и «число»
Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальнейшее
развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и
Платона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже
на принципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ
мыслятся «атомы» как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы
материального мира. У Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а
духовные, именно «идеи». Они тоже принципиально неделимы. Таким образом, мир
«атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не «вода» Фалеса и не «число»
Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого вполне закономерно образуются
именно качества, причем самые разнообразные. Что-то подобное предлагал в школе
Фалеса один из его учеников Анаксимандр, высказав мысль, что в основе всего
лежит некий «апейрон», неопределенное по отношению к любым из возможных своих
состояний и модификаций материальное основание. А это была уже серьезная
«заявка» на то, что видимый мир не сводится к своей сущности, а содержит в
глубине этой «видимости» некую сущность. 2 Термин “философия” -
греческого происхождения, означающий любовь к мудрости. Так в древней Греции
называли любой вид теоретического знания, в котором находил свое отражение
жизненный опыт отдельного человека или многих поколений. Первоначально такое
знание выставлялось в виде афоризмов, сентенций, пословиц или поговорок. Со
временем оно превращается в целостную систему, в которой находит свое выражение
отношение человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе т.е его
мировоззрение.
В силу указанных
особенностей, философское знание выступает как отвеченное абстрактное знание,
внутренне непротиворечивое.
Т.о
предметом философии выступает духовный мир человека, его личностное содержание,
которое проявляется в многообразных отношениях к миру природы, к другим людям,
к самому себе.
Философия – не
единственная форма выражения духовности человек. Наряду с ней существует
мифология и религия. Мифология – это такая форма выражения личностного
начала в которой вымысел переплетается с реальностью, знание с фантастикой. Это
эмоционально-поэтическое восприятие мира, которое нередко лишено внутренней
рациональной логики. Мифология была характерной формой развития культуры в
древности. Религия – такая форма духовности, которая предполагает веру в
сверхъестественного творца всего существующего, а также веру в загробную жизнь
(христианство, ислам, иудаизм, буддизм, конфуцианство). Отличительной чертой
религии является присутствие уже существующего знания, которое достаточно
понять и заучить, поэтому религиозная духовность отличается консерватизмом и
догматизмом. Т.о личностное начало человека может быть выражено в одной из 3-х
основных форм духовности: философия, мифология, религия. 3Античный мир — эпоха
греко-римской классической древности. Античная философия — это последовательно
развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет.
Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость Древнего
Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай;
Древняя Индия. Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:
— натуралистический
период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты,
пифагорейцы);
— гуманистический период
(основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические
проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
— классический период
(это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
— период эллинистических
школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы,
стоики, скептики);
— неоплатонизм
(универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные
черты античной философии:
1) античная философия
синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность
важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;
2) античная философия
космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;
3) античная философия
пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;
4) античная философия
почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика
Античности называется логикой общих имен, понятий;
5) античная философия
имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от
последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали
человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они
достигли необычайных высот;
6) античная философия
функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи
старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия. сновные имена античной
философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан,
Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ,
Платон, Аристотель, Эпикур. Античная философия многопроблемна, она исследует
разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические;
методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.
В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное;
рациональное; логическое.
В античной философии
разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ,
Платон и Аристотель. Социальная проблематика в античной философии содержит
широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания
и интересы власти; имущественное деление общества. По мнению античных
философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание
истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него
должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей. нтичная философия
оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие
человеческой цивилизации.
досократский
период развития философии шло в рамках так называемых философских школ.
Наиб.
известные школы:
1.
милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) 6 в. до н.э.
2. эфесская
(Гераклит Эфелесский)
3.
пифагорейский союз (Пифагор)
4. Элейская
(Фарменит)
5.
Атомистическая (Демокрит)
Общее
направление досократической философии – натурфилософия, т.е. объяснение природы
посредством умозрительных величин без эмпирических (оньетных) оснований.
В этот
период чётко обозначены направления философии: материализм и идеализм.
Для
милетской школы осн. проблемой явл. проблема субстанции (первооснова мира).
Ответ на вопрос о первооснове искали не в сверхъестественных объяснениях, а в
окружающ. мире, его стихиях, в вещ-ве (Фалес – вода, Анаксимандр –
апейрон-неопределённая субстанция, Анаксимен - воздух).
Представитель
эфесской школы Гераклит близок к идеям милетской школы. Первооснову видит в
огне. Следовательно, эфесская и милетская школы – материалисты. Гераклит явл-ся
основателем историч. первой формы диалектики (наивная диалектика). Диалектика
заключается в понимании подвижности и изменчивости мира.
Элейская
школа (Фарменит) – относится к идеалистич. направлениям. Ей представители в
заочном споре с Гераклитом сформулировали свою идеалистическую диалектику.
Диалектика элеатов отрицает движение на основании того, что существуют
противоречия между чувственным восприятием мира и мышлением. Доводы разума для
элеатов важнее очевидности. Познать мир можно только силой разума, а не опытом.
Элеаты были основателями онтологии. Вопросы о первооснове мира решали в
гедеалистическом духе.
Важный этап
античной философии – атомизм (Левкипп, Демокрит, позднее Эпикур). Атомизм –
движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Демокрит
утверждает, что мир состоит из мельчайших материалистических частиц – атомов и
пустоты, которые являются условием движения атомов. Атомы находятся в
постоянном вихревом движении. Из их комбинаций образуются все вещ-ва в мире, в
том числе и душа человека. С помощью этой модели Демокрит пытался построить
цельную картину мира. Также он впервые сформулировал принцип причинности, с
помощью которого возможно объяснить самые разные явления («ничто в мире не
происходит без причины»).
Поворотным
пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до
н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи лудрости. Сам
Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах
и площадях, отсюду вступал в философские споры.
Неоценимая
заслуга Сократа состоит в том, что в его фактике диалог стал основным методом
нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ
критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм
выражался а отказе от претензий на обладание достоверным знанием. Сократ
применял повивальное искусство, именуемое мэйевтикой — искусство определять
понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял
ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий
(благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ впервые начал
использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что
явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.
Сократ
прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины
при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в
обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине
посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности
суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать
целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в
развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека,
его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание
переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению
истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое
изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его
философии — восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Его
неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и
упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Сократ твердил, что он
знает только то, что он ничего не знает.
Сократ
акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из
первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность,
провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира,
и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения
всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен
души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в
Бога.
В вопросах
этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель
проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать
дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать
людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению!
Политические
воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна
принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и
непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал
резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки
зрения: «Худшее — это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей,
разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень
профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ
ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и
кого может и должен избирать на руководящие посты.
Атомистика
Демокрита
Знаменитый
греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое,
понимая под ним неделимое - атом. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное
множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по
Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и как таковое,
непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том что бытие не множественно.
Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом
- и мир чувственных вещей представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность
которой составляет атомы и их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их
можно только мыслить. Демокрит предложил продуманный вариант механистического
объяснения мира: целое у него представляет сумму частей, а беспорядочное
движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной сущего. В
атомизме отвергается положение элиатов о неподвижности бытия. Стремясь найти
причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество
отдельных «бытий» - атомов, которые трактует материалистически. Этика Эпикура:
физический и социальный атомизм. Полный отказ от социального активизма
Отдельный человек а не одно целое Вот отправной пункт эпикуровской этики.
Индивид - первичен: все общественные связи, все отношения людей зависят от
отдельных лиц, от субъективных желаний. Общественный союз не высшая цель, но
лишь средство для личного благополучия индивидов. Атомистическая натурфилософия
Эпикара: реальным является бытие отдельных атомов, а то, что составляется из
них - вещи и явления видимого мира, весь космос в целом, - это лишь вторичное
образование, скопление атомов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|