рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основы мировоззренческих позиций в философских учениях

Диалектика (греч. - искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл диалектика логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектика - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), мегарцы диалектика называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века в философии термин диалектика употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл диалектику, особое учение о сущем, Абеляр - искусство различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении "логика", а иногда под диалектика подразумевали искусство дискутирования. В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектика (И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915, с. 66). По Гегелю, диалектика- своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. - Л., 1929, с.70 - 71). Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. диалектика - метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектика у Гегеля - учение о самодвижении понятий; метод диалектика раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка. Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что ":в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий:" (Ф.Энгельс, "Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11). В марксистской философии термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие - это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи - задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.

Категории диалектики. Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.

Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.). Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. 2 Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». 3. Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

М. и Э. рассмотрели человека как практически действующие существо. Образ жизни принципиально отличен от животного. Животное приспосабливается а человек преобразует мир. По М. и Э. труд создал человека. Человек создает искусственную среду обитания (геогр. среда), в которой живет полноценно. Преобразуя природу, человек преобразовывает себя. Из дикаря он становился культурным существом. В ходе труд. деятельности прошли изменения - прямохождение. Лапа трансформировалось в руку, что нужно для трудовой деятель-ности. Формировалось и соц. качество. Можно выжить только в коллективе. Развивалась речь, увеличился мозг. Ср. V мозга обезьяны – 350 см3, а челов. – 1300 см3. Развивались лобные доли, ответственные за мысл. деят. Усиливалась дифферен-циация в полушариях. Левое – абстрактно-логические операции. Правое – пространственная ориентация, конкретно-чувственное мышление. Только ребенок может стать соц. существом. По мнению М. человек конечно природно-социальное существо, но сущность у него социальная. Формируется она совокупностью общественных отношений и проявляется в способностях к труду и мышлению. Учение об обществе. Материалисты и идеалисты до Маркса в объяснении общества стояли на идеал-их позициях, т.е. считали, что главным является общественное сознание. М. 1-м создал матер-ое суждение об обществе. По М. главным в жизни общ-ва является матер-ая жизнь или общественное бытие. Поэтому, каково бытие, такого и сознание людей. Меняется бытие, меняется и сознание. Ядром матер. жизни является промышленное производство и с/х. М. обозначал его термином «Способ производства». Он включает производи-тельные силы. Производственные отношения – это те, которые складываются в процессе производства. Сначала они соответствуют уровню производительности сил но тормозят, усиливаются противоречия, дост. конфликта и разрешаются революцией. В результате рев-ии происходит смена способа производства. Способ производства у М. является критерием деления исторического процесса на общественно-экономические формации. Выделяет 5 способов производства общественно-экономических формаций. Развитие общества до коммунизма М. назвал пред историей. История общества начинается с коммунизма. Коммунизм не есть придел общест-го развития. Внутри себя он будет проходить этапы развития. Большое место в учение об обществе занимает теория класс-сов и классовой борьбы. Э. написал труд «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва». Причина распада общества на классы – частная собственность. С возникнове-нием классов связано и появления гос-ва, которое являлось диктатурой господствующего класса. Классовая борьба проходит через всю ист. общества. Борьба капитал. общества будет обостряться, разрешится социал. революцией, это и ознаменует переход к новой формации – коммунистической. Его прогноз не осуществился. Они переоценили рев. способность, недооценив способность буржуазии. Радикально сокращен раб. день, увеличена з.п., улучшены условия труда. Все это привело к затуханию классовой борьбы.

В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития. Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества: Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положен ие в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне. Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством. Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.                                     36 Одним из важных элементов социальной структуры является социальная группа. Важное значение в обществе выполняет такая социальная группа, как социально-этническая общность. Этнос – это сложившаяся на определенной территории совокупность людей, которые имеют общие культурные ценности, язык, психологический склад. Определяющими моментами этой группы являются быт, одежда, жилье, т. е. все то, что называют культурой этно Формирование этноса происходит на основе единения экономической жизни и территории, хотя многие этносы в дальнейшем развитии утрачивали общность территорий (переселенцы). Существуют определенные свойства, которые отделяют один этнос от другого: народное искусство, язык, традиции, нормы поведения, т. е. та культура, в которой люди живут всю жизнь и передают ее из поколения к поколению (этническая культура). Историки и социологи создали теорию развития этноса: от родовых объединений к тотемическим кланам, а затем к кланам, которые объединились и образовали народности, а затем возникли нации. Эта теория постоянно претерпевала различные изменения. Свою точку зрения по вопросу об этнических общностях имел Л. Н. Гумилев: этнос – основа всех элементов и форм социальной структуры. Всю историю Гумилев рассматривал как взаимоотношения этносов, которые имеют свою структуру и поведение, отличающие один этнос от другого. Гумилев говорил о понятии субэтноса, который является не-отделившейся частью этноса, но имеющей собственные отличия (поморы в России). С точки зрения Гумилева, есть такие формы общностей, как конвиксия – люди, объединенные жизненными условиями (семья), и консорция – люди, объединенные общими интересами (партия). Мы видим, что Гумилев говорил о принятых в социологии определениях социальных общностей и организаций. Можно сказать, что этносом является только та культурная общность, которая осознает себя как этнос и обладает этническим самосознанием. Этнические явления меняются очень медленно, иногда в течение столетий. Если признак этнического самосознания не утрачен, то, как бы ни была мала группа людей, она не исчезает (например, «расказачивание» не привело к исчезновению такой этнической группы, как казаки). Сегодня в мире проживает более 3000 различных этносов. С вопросом об этнических общностях возникают и вопросы межэтнических конфликтов. Это связано с религиозной нетерпимостью. Проживание на одной территории различных этносов способствует межэтническим конфликтам, а иногда следствием этого является ущемление прав этнического меньшинства и главным образом считывание интересов крупных этносов (например, межэтническая политика КПСС). Чтобы избежать этого, каждая личность должна сочетать в себе навыки общения с людьми иных национальностей, уважение к языку другого народа, знание языка коренной национальности. Таким образом, процесс развития социально-этнических общностей сложен и противоречив и во многом зависит от экономических, социальных и политических условий общества.

В переводе с греческого politike - политика - значит искусство управления государством, искусство управления людьми. Это слово древнего происхождения и соотносилось нередко с понятием "полис", с городом-государством типа Афин, с общением людей, регулированием общений в таком государстве. По Аристотелю (384-322 до н.э.), являвшемуся крупнейшим древнегреческим философом, написавшим сочинения "Политика" и "Афинская политая" (часть "Политии"), политика должна выполнять нравственно-воспитательную роль и содействовать государству в достижении общего блага и справедливости. Понятие справедливости неотрывно у него от представлений о государстве и праве, которое является, по его убеждению, "регулирующей нормой политического общения". При рассмотрении политической сферы все чаще обращают внимание на разграничение понятий "государство" и "гражданское общество". Если первое понятие прочно связывается с политическими структурами, то второе имеет ряд значений (иногда, например, отождествляют понятия "гражданское общество" и "буржуазное общество"). Наиболее распространенным в последнее десятилетие является тот смысл, который исключает государство, противополагается государству. "Гражданское общество" - это понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т.д.; это есть сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти. В гражданском обществе все граждане государства могут проявлять себя, могут открыто выражать свое отношение к тем или иным действиям, официальных властей, могут протестовать против тех или иных решений государственных органов, и нередко под влиянием неофициальных структур официальные структуры вынуждены пересматривать свои решения" Неполитическая, негосударственная сущность фажданского общества подчеркнута также в следующем определении этого понятия: "Гражданское общество - это совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов, призванных обеспечивать, главным образом, негосударственными и неполитическими методами удовлетворение их потребностей и интересов".         38 Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство возникает на определенном этапе общественного развития и представляет собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Вопрос о происхождении государства является обсуждаемым и поныне, так как этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах его происхождения. Различные теории высказывают различные причины возникновения государства: теологическая – Божественная сила; договорная – сила разума, сознания; психологическая – факторы психики человека; органическая – биологические факторы; материалистическая – социально-экономические факторы; теория насилия – военно-политические факторы и т. д. Формирование государства – длительный процесс, у различных народов мира он шел разными путями. На Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.) устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства. В Афинах и Риме рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Формирование древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Существует мнение, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (закрепление крестьянства и крупная частная собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю). Подходы к изучению сущности государства:

1) классовый – государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения;

2) общесоциальный – государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе государство понимается как средство для обеспечения общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны. Выделяют также и религиозный, и национальный, и расовый подходы в понимании сущности государства, в рамках которых будут доминировать религиозные, национальные, расовые интересы в политике конкретного государства.        39 Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества

Духовная жизнь человека и человечества — феномен, который отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.

Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее. Духовность — сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.

Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «вкеличност-ным», составляющим «мир человека». Духовная жизнь — важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность. Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смыс-ложиэненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражений объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире.

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами духовной жизни общества принято считать также:

духовные потребности; духовную деятельность и производство;

духовные ценности; духовное потребление; духовные отношения;

проявления межличностного духовного общения.

Сознание - одна из форм проявления нашей души, преисполненная глубокого содержания. Понятие "душа" шире понятия "сознание". Например, чувства – это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Самые первые представления о сознании возникли в древности. По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию вещей. По Платону помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет способность (по возращении на землю в человеческом теле) воспринимать то, что она видела “там”. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание - особое свойство высокоорг. материи. Это означает, что между созн. и материей сущ. и различие, и связь, и единство. Сущностью созн. является его идеальность, кот. выражается в том, что составляемые сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот. они возникли. Идеальное не явл. чем-то самостоятельным по отношению к созн. в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. Идеальное и матер. не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пресаженное в чел. голову и преобразованное в ей. Сознание сущ. не всегда. Оно возникло в ходе истор. развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем. Cтруктура сознания. Сознание структурно организованно, представляет систему элементов. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и актю внимания как свой необходимый компонент. Чувства, эмоции суть компоненты сознания. Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.

Сознание и бессознательное. Бессознательное выражается в существовании жизненного опыта, информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти. Бессознательное проявляется в импульсивных действиях, когда человек не даёт себе отчета в последствиях своих поступков. Два вида неосознанных действий: никогда не осознававшиеся и ранее осознававшиеся действия. Не все в бессознательном является ранее автоматизированным. Именно за счет неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики шире сознания как такового. В душе содержится огромное богатство испытанных ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Когда припоминается какое-либо представление или мысль, они выносятся из тьмы бессознательного и поднимаются до уровня существования в сознании.Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений и желаний. Сознание создает нормы, законы, заповеди, правила подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявляться только в анормальных или ненормальных областях.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.