Понятие философии как науки
Введение
1 Предмет философии
2 Метод философии
3 Функции философии
4 Роль философии в культуре
Заключение
Список литературы
Пожалуй, ни
об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь
разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.
Философия –
«любовь к мудрости» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в
VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор
не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее
соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.
Для
греческого философа Платона философия - это мышление о вечном и непреходящем.
Пифагор усматривал в философии не обнаружение окончательной истины, а лишь
любовь к мудрости и к нравственной жизни. Аристотель видел корень философии в
удивлении, а предмет ее - в исследовании «первых начал и причин». Одновременно
философия помогает познать и цель деятельности. К философии стремятся не ради
пользы, «эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой
себя»[1].
Фактически
первое знакомство с философией и как с учебным предметом, и как с
мировоззренческим знанием порождает много вопросов. Проблема углубляется и тем,
что ясные и абсолютные ответы фактологических наук (естественных, таких как
ботаника, химия; точных, таких как математика и др.) уже формируют определенный
алгоритм мышления, соответствующий функциональным особенностям этих дисциплин[2].
Цель работы –
рассмотреть понятие философии.
Задачи работы
- определить предмет философии, обозначить метод философии, рассмотреть
основные функции философии, определить ее роль в философии.
В общих
чертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира,
которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. В
отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие
отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Поэтому
предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире.
Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они
реализуются - в природе, в обществе, или в мышлении.
Между
предметом и структурой философии складываются прямые и обратные связи.
Предметная специфика привносит в структуру философии идею концептуального
единства мира, а структура философии раскрывает в предметности мира его
конкретное богатство и бесконечное многообразие.
Предмет
философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама
философия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта в
предмете философии:
Онтологические
отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое
и всемирное бытие.
Гносеологические
отношения, указывающие на познаваемость самого мира.
Структура
философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой
является сам человек и его деятельность, то философия получает
антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и
результатов деятельности.
В общей
структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины.
Онтология как
учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об
обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о
вселенной и космосе (космизм) и др.;
Гносеология
как учение об общих законах и формах познания;
Логика как
учение о нормах и законах мышления;
Эстетика как
учение о красоте и гармонии мира;
Этика как учение
о нравственном отношении человека к миру.
На стыке
философии с другими формами общественного сознания возникают такие
синтетические области, как философия права, философия религии, философия
искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой
из этих областей складываются еще более мелкие подразделения. Например, в
философии науки сложился целый спектр дисциплин - философские проблемы физики,
философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы
математики и др.
В общей
структуре философии выделяются следующие элементы:
1)
философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие,
сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и
действительность и др.;
2)
философские идеи (выражения концептуальных замыслов). Например, идея развития,
идея абсолютного духа, идея материи. На базе идей формируются философские
принципы, теории, идеалы;
3)
философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального
единства мира; принцип детерминизма (причинности);
4)
философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы
добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так
и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание
человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его
жизни.
5)
философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития,
теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую форму
умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философских
учениях может получать разное, порою противоположное истолкование. Свое
концентрированное выражение зрелая теория получает в методе. Поэтому
философские теории могут выступать методологическими средствами для обоснования
различных философских учений.
2
Метод философии
Каждая наука
имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей
методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что
философский метод (от греч. methodos - путь познания) есть система наиболее
общих приемов теоретического и фактического освоения действительности, а также
способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы
других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке
является отражением логики и закономерностей развития объективной
действительности. Это относится, конечно, только к такой философии, которая
опирается на науку.
Философский
метод задает общие принципы исследования и, по словам Ф.Бэкона, сравним с
факелом, освещающим путь. Однако различные философские школы и направления, в
соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и
используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций
соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем - это
теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и
законах.
Переходя к
более конкретному рассмотрению вопроса о методах философии, следует прежде
всего указать на материализм и идеализм. Об их содержании речь шла выше. В
данном же аспекте следует обратить внимание на то, что они выступают как
наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания
с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя
или сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистические
предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как
отражение в сознании объективной действительности; во втором - как самопознание
сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный
идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм).
Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию.
Следующий
аспект дифференциации философских методов - диалектика и метафизика. Под
диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях
развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности.
Хотя такое ее понимание было не всегда. Зарождение и начало становления
диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как
стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды
первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они
рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что
уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.
Так,
материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и
изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, т.е. прежде всего
на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период
идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог
с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике
понятий», о субъективной диалектике.
Таким
образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с
идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во
втором - как идеалистическая диалектика. Классическим представителем
идеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) является
Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А
классиками материалистической диалектики (равно как и диалектического
материализма) являются К.Маркс и Ф.Энгельс, которые придали ей целостный и
научный характер.
Диалектика
возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом
мышления и познания. Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной,
статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному
рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод
характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу:
либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В
социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с
нами, тот против нас». При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению
многообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение
высшей формы движения материи к низшей. Так, например, для материализма Нового
времени было характерно сведение различных форм движения материи к
механической. Поэтому он и получил название механистического материализма,
который, в свою очередь, является проявлением метафизического материализма.
Понятие
«метафизика» имеет и другое, не затрагиваемое здесь значение, а именно -
философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия.
Необходимо
отметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагает
рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «огрубление»,
«упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на
существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне
научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается
движение, за статикой - динамика, а за деревьями - лес, то такой элемент
метафизики просто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый момент
диалектического познания. Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот
момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета исследования
вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и возводится в
абсолют. В этом, кстати, гносеологические корни всех односторонних
теоретических концепций. Суть их в том, что идеальный фактор (мысль, сознание,
идея) отрывается от материального, абсолютизируется и противопоставляется
материальному в качестве абсолютно автономного демиурга (творца) бытия. При
этом забывается, что. в конце концов, мышление, идеальное возникает на базе
материального.
Следует,
однако, отметить, что плохую услугу познанию оказывает не только абсолютизация
покоя, но и абсолютизация его противоположности - движения. И то и другое есть
выражение метафизического способа исследования. И если в первом случае мы
встаем на путь, ведущий к догматизму, то во втором - на путь, ведущий к
абсолютному релятивизму. Для подлинной диалектики нет не только покоя без
движения, но и движения без относительного покоя.
Релятивизм
(от лат. relativus - относительный) - методологический принцип, заключающийся в
абсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннего
подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительной
устойчивости.
Помимо
указанных методов философия включает в себя и другие.
Отметим
некоторые из них, имеющие наибольшее, по нашему мнению, значение. Сенсуализм
(от лат. sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу
познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности
органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс,
Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).
Рационализм
(от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия
людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).
Иррационализм
- философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль
разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам
постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и
др.).
Бурное
развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению
методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются
внутренние механизмы, логика и организация знания. В частности, рассматриваются
критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика
и рост научного знания, структура научных революций и другие.
Все названные
философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и
образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая
методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как
уже говорилось, и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы
исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой.
Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов
выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два
качества философии не следует смешивать.
Предмет и
специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая
вопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего
- это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим,
понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней
мировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, - это указать на
двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их
тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.
Философия
характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций,
которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного
потенциала в реальную действительность. Все многообразие функций философии
можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из
которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и
задач.
Многообразие
функций философии обусловлено той ролью, которую философия играет в
человеческой жизни. Философия - это не только умозрительная мировоззренческая
система, но и конкретно-практический способ человеческого существования в мире
и отношения к миру. Философия проявляется как особым образом организованный
строй и уклад самой человеческой жизни, с широким спектром исторически
открывающихся возможностей, от примитивных форм наивно-натуралистического
образа жизни (Диоген в бочке, современный хиппи, бомж), до интеллектуального,
творческого вживания в виртуально-информационную кибер-реальность.
Страницы: 1, 2
|