рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Понятие философии как науки

Философия функционирует в двух фундаментальных измерениях - созерцательном и созидательном, которые на разных этапах истории и в разных проблемных сферах философской действительности взаимодействовали и чередовались в иерархическом господстве друг над другом. В связи с этим, менялась приоритетность и степень активности разных функций философии в истории человечества. Одни функции чрезмерно возрастали по своему значению и вытесняли другие, не менее важные функции философии. Это вело к искажениям и перекосам в сути самой философии. Так, господство теологической функции в средневековой философии, вело к превращению самой же философии в служанку религии, а господство идеологической функции превратило советскую философию в усердную служанку научного социализма, в наукообразное и идеологизированное мировоззрение.

По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы - мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность. Первая группа - мировоззренческие функции, предназначенные для формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире. Среди мировоззренческих функций следует отметить такие, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

Гуманистическая функция - одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

Информационно-отражательная функция предназначена для организации всеобщего субстанциального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.

Идеологическая функция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведет к достижению поставленных целей, к решению проблем.

Социально-нравственная функция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.

Художественно-эстетическая функция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием идеалов гармоничного единства и красоты.

Вторая группа - методологические функции, которые предназначены для организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей о объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется в том, как надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.

Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет ее мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.

Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.

Логическая функция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.

Эвристическая функция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.

Селективная функция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношений в процессе деятельности.

Интеграционная функции направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.

Методологическая функция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Наконец, нельзя не упомянуть функцию философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios - ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В.Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos - смысл, и therapeia - лечение) - теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью»[3]. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, - это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания[4].


4 Роль философии в культуре


Философия играет огромную роль в развитии культуры.

Философия зависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формирует ее. Духовная жизнь общества составляет главный процесс формирования и развития его духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни общества является развитость индивидуального сознания: способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая направленность мировоззрения, мера развитости образования, науки, информационной жизни общества.

Культура - не объективация, не вещь, поступившая в обработку сознания, а состояния сознания, продуцирующего феномены. в том числе и собственные вещные аналоги. Поэтому метафизика не имеет своего места в культуре, никогда не является видимой. Наоборот, фиксация состояний сознания однажды порождает некоторую последовательность, считываемую уже не умозрительно, а res extensa. Утопический проект авторского «ноу хау» относительного смыслового горизонта однажды реализуется как актуальная тотальность того, что потребляется всеми с готовым вложенным образом целостности. А уже после этого кажется, что нет ничего естественнее, чем культура.

Итак, первое - описательность, связанная с вопросом, и следовательно с парадоксом. Парадокс - пустая ячейка смысла. которая непрерывно заполняется, и тогда происходит движение смыслообразования в культуре. Заполнение происходит в единственном месте - месте непрозрачности авторского замысла о мире. Парадокс в том, что существование стабильных (культурных) объектов возможно, когда сознание, непрерывно порождающее аналоги своих состояний, сводит их в картину, элементы которой образуют некоторое единство относительно общего основания, то есть соотносимы через ключевой признак, который как раз очевиден. Оказывает, что объект есть тогда, когда в вещи вложено различие, а не единство. Умная задача различения родов сущего уже выполнена, и перед нами таблицы спецификации «объектов» или «красивых» вещей. Но тогда мы никогда не узнаем, какова генеральная задача инстанции или машины, непрерывно порождающей культурные миры (они ведь, застывая. предстают как замкнутые и соотнесенные друг с другом относительно временной оси). Об этой задаче мы можем узнать только параллельно с данной инстанцией (или машиной), порождая вещи в единицу экзистенциального времени. Но всякую сборку (монтаж) объекта культуры предваряет разъятие, поскольку акт творения уникален. Сознание всегда действует «со шва» и предполагает бесконечные умножения того, что есть в условиях отсутствия прямого целеполагания (иначе вещи культуры давно бы закончились).

Творение в этих условиях - выведение к очевидности (зримости) путем фиксации неочевидного, работа с эквиваленциями. Здесь не может быть первообраза, так как первоочередность давно утрачена в подобиях. Оригинал угадывается… или конструируется (монтируется). Вместо процедуры вложения первообраза, подведения онтологической модели под то, что есть в культуре, мы совершаем операцию сканирования и отслеживания шумов сущего. Инстанция смысла фальсифицируется через множество серий вещных аналогов творящего слова. Все серии замыкаются на первое лицо, держателя культурных значений. Вопрос о том, что такое культура, неизбежно сводится к проблеме стабилизации сознания первого лица, усилия отталкивания которого от тотальности вещей и тотальности знаков рождают культурную стратагему. Санкционированная мною объективация - это феноменологическое единство жизни, разнесенное по таблицам подобий, после чего оно снова запускается в оборот как единство культуры.

Итак, культура - это растождествленное сознание, разнесенное по множеству позиций в глубине сущего и непрерывно их объединяющее. Считать непосредственно матрицу сущего, то есть объективировать истину, невозможно и не нужно — таков замысел о человеке. Модель прямой трансляции разума к миру культуры неприложима: мы всегда имеем дело с побочными продуктами работы мироустройства[5].

Заключение


Подведем краткие итоги проделанной работе.

Освещая собственно проблему происхождения и сущности философии, дадим краткую характеристику двух основных точек зрения на сущность философского знания: сциестической (от латинского «сциенциа» - наука) и культурологической. В рамках сциентистской концепции предмет философского знания определяется так: философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. В рамках культурологической схемы философия рассматривается как часть культуры, а ее предмет определен как способ осмысления предельных оснований культуры (жизь-смерть, счастье, смысл жизни и др.).

Методологически с этими схемами связаны теории возникновения философского знания, гносеогенная и мифогенная.

Важнейшей функцией философии является смыслообразующая функция, содержанием которой является отсекание смысла бытия человека и человечества и формирование такой картины мира, которая соотествует этому смыслу.

Остальные философские функции детерминированы и скорее объединяют, чем дифференцируют философию от других мировоззренческих и общественных феноменов (религия, политика, право, мораль и др.). К ним относятся: познавательная, информационная, оценочная и др.

В заключении следует подчеркнуть нашу точку зрения. По нашему мнению, философия должна рассматриваться как мировоззренческий феномен, часть культуры, а предметом ее рассмотрения будут являться определенные основания культуры и бытия, как общественного, так и индивидуального.

 


Список литературы


1.   Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования. //Вопросы философии. 1995. №12.

2.   Лавриненко В.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3.   Огарков А.Н. Философия культуры: что это такое? // Вопросы философии, № 2, 2003.

4.   Философия: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Винокуровой. Новосибирск: НГАУ, 2004.

5.   Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: ИНФРА-М, 1990.


[1] Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования. //Вопросы философии. 1995. №12. С. 23.

[2] Философия: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Винокуровой. Новосибирск: НГАУ, 2004. С. 7.

[3] Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: ИНФРА-М, 1990. С. 160.

[4]Лавриненко В.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 88.

[5] Огарков А.Н. Философия культуры: что это такое? // Вопросы философии, № 2, 2003. С. 51-52.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.