Философия
функционирует в двух фундаментальных измерениях - созерцательном и
созидательном, которые на разных этапах истории и в разных проблемных сферах философской
действительности взаимодействовали и чередовались в иерархическом господстве
друг над другом. В связи с этим, менялась приоритетность и степень активности
разных функций философии в истории человечества. Одни функции чрезмерно
возрастали по своему значению и вытесняли другие, не менее важные функции
философии. Это вело к искажениям и перекосам в сути самой философии. Так,
господство теологической функции в средневековой философии, вело к превращению
самой же философии в служанку религии, а господство идеологической функции
превратило советскую философию в усердную служанку научного социализма, в
наукообразное и идеологизированное мировоззрение.
По своему
назначению все функции философии можно свести в две большие группы -
мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как на
созерцательную, так и на созидательную деятельность. Первая группа -
мировоззренческие функции, предназначенные для формирования всеобщего,
системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на
определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире. Среди
мировоззренческих функций следует отметить такие, как гуманистическая,
информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная,
воспитательная, художественно-эстетическая и др.
Гуманистическая
функция - одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала
по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности
исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.
Информационно-отражательная
функция предназначена для организации всеобщего субстанциального основания, в
котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную
сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир
символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.
Идеологическая
функция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным
группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные
на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком
направлении, которое ведет к достижению поставленных целей, к решению проблем.
Социально-нравственная
функция состоит в том, что утверждает в общественной жизни
сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.
Художественно-эстетическая
функция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием
идеалов гармоничного единства и красоты.
Вторая группа
- методологические функции, которые предназначены для организации наиболее
общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это
особая форма знания о способах организации средств деятельности по
целенаправленному преобразованию вещей о объектов окружающего мира. Метод
всегда проявляется в том, как надо организовать деятельность, чтобы достигнуть
поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на
какой-то метод.
Какие же
методологические основания философия открывает для деятельности человека. В
широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет ее
мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности
тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение
составляет неотъемлемую часть любой методологии.
Прежде всего
здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие
методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы,
применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах
движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия),
релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу
присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди
методологических функций следует отметить такие как логическую, гносеологическую,
эвристическую, селективную, интеграционную и др.
Логическая
функция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в
качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью
направлении.
Эвристическая
функция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний
о них в разных сферах бытия.
Селективная
функция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора
необходимых признаков, свойств, вещей и отношений в процессе деятельности.
Интеграционная
функции направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их
одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного
результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что
классическая философия исходила из непосредственного соответствия между
предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен
познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов
применяться не может. Постклассическая же философия разработала
методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне
познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут
познаваться одним универсальным методом.
Методологическая
функция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философия
выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов
познания и освоения действительности человеком.
Следует
выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез
об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом
степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия
опирается на науку. Наконец, нельзя не упомянуть функцию философии как школы
теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории
философии.
Критическая
функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на
саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности
проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности
критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к
существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую
роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение
имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а
не абстрактный нигилизм.
С критической
функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios -
ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого
объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных,
эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в
переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути
движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых
ценностей.
Социальная
функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и
охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить
двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его
материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в
общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую
ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно
предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в
разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого
общества. Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и
направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При
этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько
каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий
характер, философия должна быть адресована каждому человеку.
С социальной
функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной.
Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую
роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических
ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким
образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая
особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры
и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет;
когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани
бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.
Думается, что
именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны
В.Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos - смысл, и therapeia -
лечение) - теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в
том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими
проблемами, поставленными перед человеком жизнью»[3].
Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит
логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, - это
больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.
Следует
подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из
них предполагает остальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать,
например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и
гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем
только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского
знания[4].
Философия
играет огромную роль в развитии культуры.
Философия
зависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формирует
ее. Духовная жизнь общества составляет главный процесс формирования и развития
его духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни общества
является развитость индивидуального сознания: способность человека осознавать
самого себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая
направленность мировоззрения, мера развитости образования, науки,
информационной жизни общества.
Культура -
не объективация, не вещь, поступившая в обработку сознания, а состояния
сознания, продуцирующего феномены. в том числе и собственные вещные аналоги.
Поэтому метафизика не имеет своего места в культуре, никогда не является
видимой. Наоборот, фиксация состояний сознания однажды порождает некоторую
последовательность, считываемую уже не умозрительно, а res extensa.
Утопический проект авторского «ноу хау» относительного смыслового горизонта
однажды реализуется как актуальная тотальность того, что потребляется всеми с
готовым вложенным образом целостности. А уже после этого кажется, что нет ничего
естественнее, чем культура.
Итак,
первое - описательность, связанная с вопросом, и следовательно с
парадоксом. Парадокс - пустая ячейка смысла. которая непрерывно
заполняется, и тогда происходит движение смыслообразования в культуре.
Заполнение происходит в единственном месте - месте непрозрачности
авторского замысла о мире. Парадокс в том, что существование стабильных
(культурных) объектов возможно, когда сознание, непрерывно порождающее аналоги
своих состояний, сводит их в картину, элементы которой образуют некоторое
единство относительно общего основания, то есть соотносимы через ключевой
признак, который как раз очевиден. Оказывает, что объект есть тогда, когда в
вещи вложено различие, а не единство. Умная задача различения родов сущего уже
выполнена, и перед нами таблицы спецификации «объектов» или «красивых» вещей.
Но тогда мы никогда не узнаем, какова генеральная задача инстанции или машины,
непрерывно порождающей культурные миры (они ведь, застывая. предстают как
замкнутые и соотнесенные друг с другом относительно временной оси). Об этой
задаче мы можем узнать только параллельно с данной инстанцией (или машиной),
порождая вещи в единицу экзистенциального времени. Но всякую сборку (монтаж)
объекта культуры предваряет разъятие, поскольку акт творения уникален. Сознание
всегда действует «со шва» и предполагает бесконечные умножения того, что есть в
условиях отсутствия прямого целеполагания (иначе вещи культуры давно бы
закончились).
Творение в
этих условиях - выведение к очевидности (зримости) путем фиксации неочевидного,
работа с эквиваленциями. Здесь не может быть первообраза, так как
первоочередность давно утрачена в подобиях. Оригинал угадывается… или
конструируется (монтируется). Вместо процедуры вложения первообраза, подведения
онтологической модели под то, что есть в культуре, мы совершаем операцию
сканирования и отслеживания шумов сущего. Инстанция смысла фальсифицируется
через множество серий вещных аналогов творящего слова. Все серии замыкаются на
первое лицо, держателя культурных значений. Вопрос о том, что такое культура,
неизбежно сводится к проблеме стабилизации сознания первого лица, усилия
отталкивания которого от тотальности вещей и тотальности знаков рождают
культурную стратагему. Санкционированная мною объективация - это
феноменологическое единство жизни, разнесенное по таблицам подобий, после чего
оно снова запускается в оборот как единство культуры.
Итак,
культура - это растождествленное сознание, разнесенное по множеству
позиций в глубине сущего и непрерывно их объединяющее. Считать непосредственно
матрицу сущего, то есть объективировать истину, невозможно и не нужно —
таков замысел о человеке. Модель прямой трансляции разума к миру культуры
неприложима: мы всегда имеем дело с побочными продуктами работы мироустройства[5].
Подведем
краткие итоги проделанной работе.
Освещая
собственно проблему происхождения и сущности философии, дадим краткую
характеристику двух основных точек зрения на сущность философского знания:
сциестической (от латинского «сциенциа» - наука) и культурологической. В рамках
сциентистской концепции предмет философского знания определяется так: философия
– это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого
мышления. В рамках культурологической схемы философия рассматривается как часть
культуры, а ее предмет определен как способ осмысления предельных оснований
культуры (жизь-смерть, счастье, смысл жизни и др.).
Методологически
с этими схемами связаны теории возникновения философского знания, гносеогенная
и мифогенная.
Важнейшей
функцией философии является смыслообразующая функция, содержанием которой
является отсекание смысла бытия человека и человечества и формирование такой
картины мира, которая соотествует этому смыслу.
Остальные
философские функции детерминированы и скорее объединяют, чем дифференцируют
философию от других мировоззренческих и общественных феноменов (религия,
политика, право, мораль и др.). К ним относятся: познавательная,
информационная, оценочная и др.
В заключении
следует подчеркнуть нашу точку зрения. По нашему мнению, философия должна
рассматриваться как мировоззренческий феномен, часть культуры, а предметом ее
рассмотрения будут являться определенные основания культуры и бытия, как
общественного, так и индивидуального.
1. Ахиезер А.С. Об
особенностях современного философствования. //Вопросы философии. 1995. №12.
2.
Лавриненко
В.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3.
Огарков
А.Н. Философия культуры: что это такое? // Вопросы философии, № 2, 2003.
4. Философия:
Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Винокуровой. Новосибирск: НГАУ,
2004.
5.
Франкл
В. Человек в поисках смысла. М.: ИНФРА-М, 1990.
[1] Ахиезер А.С. Об особенностях современного
философствования. //Вопросы философии. 1995. №12. С. 23.
[2]
Философия: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Винокуровой.
Новосибирск: НГАУ, 2004. С. 7.
[3] Франкл В. Человек в
поисках смысла. М.: ИНФРА-М, 1990. С. 160.
[4]Лавриненко
В.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 88.
[5]
Огарков А.Н. Философия культуры: что это такое? // Вопросы философии, № 2,
2003. С. 51-52.
Страницы: 1, 2
|