рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Предмет философии и его становление

Предмет философии и его становление

Содержание


Предмет философии и его становление

Основные аспекты философского знания

Основные философские школы Древнего Китая

Древнегреческая философия: основные школы,мыслители, проблемы

Основные положения Сократовской философии

Философские школы эллинистической эпохи (эпикурейцы, стоики, скептики)

Философия Августина

Проблема веры и разума

Основные проблемы и направления философии Нового Времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Основные идеи "философии жизни" (Фридрих Ницше)

Философия Русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский)

Экзистенциализм и его представители (французский и немецкий экзистенциализм)

Многообразие концепций происхождения и сущности человека

Мозг, психика, интеллект

Единство чувственного и рационального познания

Системная организация общества

Социализация личности

Глобальные проблемы: возникновение, сущность, содержание, общечеловеческий смысл

Основные противоречия

Итоговый тест

Используемая литература



Предмет философии и его становление


В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо:

1. Зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или создания изучают науки сегодня;

2. Определить возможные направления развития науки;

3. Уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой.

Однако применить эти критерии к философии не предоставляется возможным, потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872-1970гг.), "представляет собой размышления о предметах, знание которых еще невозможно".

Сегодняшнее значение философии в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки". Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук и критерии вычисления "предмета науки", определения последнего к философии полностью не подходят. Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, (Аристотель 384-322 до н. э), в качестве критерия предмета философии выделял степень "общего". Философия занимается общими вещами, "вечными" и "божественными" первоначалами. Она показывает нам "первоначала бытия и познания".

Философия - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и мыслители Нового времени: Декарт, Гегель. Такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось "классическим". Философия определялась как "… наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Такое определение является "собирательным". Можно посмотреть и на другие определения предмета философии. "Любовь к мудрости" - так переводится само слово философия с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии - мудрость, но как определить мудрость?

Древние греки определили мудрость как некий космический "Ум", который правит всей Вселенной. Есть и другие определения мудрости.

Философия учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс).

В XIX-XX вв. предметом философии называли "мировое целое", "сущность и законы общества", "изучение наиболее общих понятий", "познание Универсума", науки о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства.

Возможны разные определения предмета философии, зависит все от того, на каких позициях находится сам философ.

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к глубоким теоретическим рассуждениям. Впервые употребил древнегреческий ученый философ Пифагор (около 580-500 г. до н. э). В начале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным (включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни).

Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, начавшийся за тысячелетие до нашей эры, до рождества Христова. К. Ясперс, немецкий философ XX века, именно это время назвал оселевым временем. В период между 800 и 200 гг. до нашей эры произошел самый резкий поворот в истории. В это время происходит много необычайного. Именно в этот период в Китае жили мыслители Конфуций, Лао-дзы, Мо-цзы, именно тогда и появились все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии были рассмотрены все возможные взгляды действительности вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидида и механика Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.

Философия не столько дает человеку новое знание о тех или иных явлениях, сколько ведет к более глубокому пониманию жизни и отношения человека к окружающей его действительности, к совершенствованию его способа видения мира. Занятия философией вырабатывают навыки свободного творческого мышления, воспитывают вкус к нему. А это помогает человеку добиваться успехов в решении самых различных жизненных и профессиональных задач.


Основные аспекты философского знания


Уже в древности философы говорили, что в философском знании можно выделить три основных слоя. Первый связан с вопросом: как следует жить? (т.е. как жить, чтобы жизнь была прекрасной?). Но для того чтобы найти ответ на этот вопрос, надо сначала ответить на другой: как устроен мир, в котором люди живут? Это составляет второй слой философского знания. А для получения знаний о мире необходимо решить третий вопрос: как познавать мир? Решение его образует еще один слой философского знания. Научить людей правильно жить - это главная цель философии.

Поиски ответов на указанные вопросы привели к формированию трех ветвей философского знания:

1) о людях и обществе, о жизни человека и делах человеческих;

2) о природе, об окружающем людей мире,

3) о познании мышления. В дальнейшем за философией осталось исследование лишь исходных оснований, на которые опираются всевозможные научные знания в каждой из этих ветвей. В результате образовались три главных раздела философского знания.

1. Исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается гносеология (теория познания).

2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология (теория бытия).

3. Исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливает этика (теория морали), аксиология (учение о ценностях, т.е. о том, что люди ценят - добро, справедливость, истина, красота и т.д.), социальная философия (теория общественной жизни).

В процессе развития культуры возникают и другие философские науки.

Логика - наука о формах и способах рационального мышления.

Философия и методология науки - наука о методах и формах научного познания.

Философия истории - наука, изучающая общие принципы объяснения хода человеческой истории и исторического познания.

Философская антропология - наука, ставящая своей задачей понять, что есть человек, какова сущность человека и человеческого бытия.

Эстетика - наука, изучающая эстетическое отношение человека к действительности и художественную деятельность людей.

Различные философские дисциплины не отгорожены друг от друга непроходимыми границами, есть немало философских проблем, которые, так или иначе, затрагиваются сразу несколькими дисциплинами. Например, вопрос о ценностях освещается - в разных аспектах - не только в аксиологии, но и в философии культуры (культурные ценности), в этике (добро как ценность), в эстетике (красота как ценность).

Важное место в составе философского знания занимает история философии. Нельзя разобраться в философии, не изучая ее истории.


Основные философские школы Древнего Китая


В рамках одной и той же школы очень часто выступали философы, стоящие на противоположных идейно-мировоззренческих позициях. Отношения между школами сводились к реализации двух основных направлений в философии: материализма и идеализма. На раннем этапе, во времена Конфуция и Мо-цзы отношение мыслителей по основным проблемам не носило четкого выраженной позиции. Мистика, мифология, религия, элементы материализма и идеализма тесно переплетались.

В исторических записках Сымя Цяня (I-II век до нашей эры) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая:

"сторонники учения об Инь и Янь" (натурфилософы);

школа служилых людей - Жуцьзя (конфуцианцы);

школа "моистов", "номиналистов" - Миньцзя (софисты);

школа законников (легистов) - Фацзя;

"школа Дао и Дэ" - даосисты.

Классификация носит условный характер, ибо у нее отсутствуют единые основания.

Натурфилософы развивали учение о противоположных началах (мужское и женское, темное и светлое, восход и заход).

Выдающимся направлением китайской философии является конфуцианство. Это учение характеризует идеализацию древности (золотой век), культ предков, выполнение норм сяо - сыновняя почтительность и забота о родителях. Идеал "благородного человека" присущ конфуцианству: такой человек - представитель высших слоев общества и его скромность, бескорыстие, сдержанность - необходимые черты. Разработка ритуала: отношения высших к низшим, младших к старшим. Общественные потребности, забота о их реализации - удел правителя.

Отсюда строгое подчинение всех слоев общества и государственных чиновников по рангам.

Даосизм - учение о великом Дао, всеобщем законе, Абсолюте. Дао господствует во всем: всему дает форму, имя. Взгляды сторонников Дао на природу человека вытекают из учения о первозаконе.

Китайская философия древности антроцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние.


Древнегреческая философия: основные школы,мыслители, проблемы


Несмотря на своеобразие философских учений в различных странах в развитии учений различных периодов сохраняется существенная преемственность. Это позволяет говорить о том, что все человечество всегда было связано.

В античной Греции философия формируется в период, когда смысл человеческой жизни, привычный социальный и домашний уклады начинают разрушаться, видоизменяться. Прежнее традиционно-мифологическое моровоззрение оказывается недостаточным для объяснения многих фактов, новых веяний жизни.

Экономическая основа этих ломок состояла в развитии судоходства и торговли, появлений колоний, росте городов и численности населения, возникновение богатства и его распределения. В VI веке до нашей эры появился Херсонес-Севастополь, равный Афинам и другим крупным европейским центром павший под гнетом татаро-монголов в XIII в. н.э. Шло разложение социальности, рушился, уходил из-под на жестко-сословный быт, существовавший веками.

Греческая античная философия условно делиться на 4 основных этапа своего развития.

1 этап охватывает период с VII до V вв. до н.э. Этот период называют досократовским, а философы, работавшие в это время, характеризовались как досократики. (Сократ 169-399 до н. э). К этому этапу относятся Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорийцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).

2 этап охватывает период с половины V и до конца IV в. в. до н.э. он характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов - Сократа, Платона и Аристотеля.

3 этап в развитии античной философии конец IV-II вв. до н.э. обозначается как эллинистический. В этот период появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст и Эпикур. 4 этап период I в. до н.э. - V-VI в. в, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влиянием которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. В Римской философии можно выделить три философских направления: стоицизм (Сенека Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик). В III-V столетия н.э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видимым представителем, которого был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.


Основные положения Сократовской философии


Сократ (ок.469-399 до н. э) - древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократовского метода. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание или мудрость. Вопросы Сократа о том, что такое красота, справедливость, дружба, мудрость, храбрость, заставляли задумываться людей не только о философских понятиях, но и о жизненных ценностях. Сократ разъяснял предназначение человека в обществе, его обязанности, его взаимоотношения с законами, необходимость почитания богов, образование, воздержания от грубых страстей - то есть практическую ориентацию в жизни для человека, руководствующегося совестью, справедливостью и гражданским долгом.

Он учил бескорыстно, сам, подавая пример скромности в житейском обиходе. В беседе он поглубже запрятывал свое знание предмета и внешне казался ровней какому-нибудь неопытному собеседнику, заодно с которым пускался на поиски истины.

Его одно из известнейших изречений - "знаю, что ничего не знаю" - является объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Центром совей философии, Сократ сделал человека, его отношение к общине, обществу, законам и не в последнюю очередь его отношение к богу или богам. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал, что излишним и принципиально невозможным изучение природы и объяснение природных явлений.

В отличие от предшествовавших ему материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде - всего в его отношении к природе и призывали "прислушиваться к природе". Сократ подчеркивал значение совести, "внутреннего голоса", который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.