Предметное и методологическое познание
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА
ПРЕДМЕТНОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
1. Предметное
познание
1.1. Эмпирические основы
1.2. Теоретические основы
2. Методологическое познание
2.1. Эмпирическое основы
2.2. Теоретические основы
3. Роль
методологии в развитии познания
1. Предметное познание
Предметное познание протекает на
прикладном и на философском уровнях.
На стадии прикладного предметного
познания каждой предметной области соответственно множеству выделяющихся
основных объектов изучения образуются относительно самостоятельные устойчивые
системы знаний в виде так называемых предметных наук и предметных учений.
Предметная наука (предметное
учение) как система знаний представляет собой науку об объектах познания
соответствующей предметной области, не являющихся методами и теориями.
Предметные науки, как правило, получают названия типа "предметология"
(зоология, филология, стоматология, экология, социология и т.д.),
"предметика" (физика, ботаника, информатика и др.), либо получаемые
по иным правилам словообразования, обычно позволяющим явно подчеркнуть
основной предмет познания. Предметные учения получают наименования по фамилии
автора (учение Павлова, учение Дарвина и проч.). Возникновение предметных наук
и учений характерно как для прикладной, так и для философской ступеней
познания.
Следует отметить, что на любой стадии
познания получаемые новые знания интегрируются с уже имеющимися в относительно
самостоятельные устойчивые образования ещё одного вида, представляющие собой
разнообразные научные основы рассматриваемой предметной области, соответствующие
двум основным уровням познания - эмпирическому и теоретическому.
1.1. Эмпирические основы
Развитие науки на эмпирическом уровне
прикладного предметного познания обычно соответствует самому начальному этапу
человеческого познания конкретной предметной области. Эмпирическое познание, как
правило, становится исходным и для всех других более высоких стадий и ступеней
познания.
Период эмпирического познания знаменует
первое вторжение науки в область, где прежде безраздельно властвовало только
искусство. Эмпирический уровень познания реализует лишь возможности описания и
предсказания фактов, свойств и явлений рассматриваемой предметной области, но
не даёт им объяснения. Последующее развитие науки эмпирического уровня познания
характеризуются всё большим использованием количественных методов, но в простейших
формах - в виде статистических данных.
В итоге развития любой (частной) науки
на уровне эмпирического предметного познания формируются эмпирические основы
предметной науки, включающие в свой состав следующие основные элементы:
Эмпирические факты - это
факты, приводящие к эмпирическим выводам. Эмпирические факты на стадии
прикладного предметного познания - предметные, а на стадии философского
предметного познания - философско-предметные. На основе эмпирических фактов,
представляющих собой первичные знания соответствующей стадии познания, с
помощью познавательных методов (а иногда и реализующих их средств)
эмпирического уровня образуется массив вторичных знаний в виде эмпирических
данных.
Методические
основы предметной науки эмпирического уровня складываются как
результат объединения методов получения эмпирических знаний, которые,
как правило, являются простейшими познавательными.
В их перечень обычно входят измерение,
сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция.
Метод - совокупность
приёмов или операций практического или теоретического освоения
действительности, подчинённых решению конкретной задачи.
Измерение - познавательный
процесс, имеющий целью определение характеристик материальных объектов с
помощью соответствующих измерительных приборов.
Сравнение - сопоставление
объектов с целью выявления признаков сходства или различия между ними .
Анализ - метод
исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически
расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из
которых затем исследуется в отдельности как часть расчленённого целого.
Синтез - мысленное или
практическое соединение частей предмета, расчленённого в процессе анализа,
установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как
единого целого.
Индукция - форма мышления,
посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее
положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса.
Дедукция - форма
мышления, посредством которой новая мысль выводится чисто логическим путём из
некоторых данных мыслей-посылок .
Абдукция - метод
исследования, заключающийся в генерировании и проверке новых научных гипотез на
основе имеющихся фактов.
Гипотеза (научная) -
научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
Эмпирические данные (научные данные
эмпирического уровня) представляют собой совокупность (относящихся к
рассматриваемым объектам, предметам, ступеням и стадиям познания) научных
{эмпирических) положений, в том числе научных (эмпирических) выводов, гипотез,
соотношений, принципов, концепции, закономерностей и законов, вытекающих из
эмпирических фактов, известных науке, и обусловленных ими научных
(эмпирических) рекомендаций.
Научные положения - это
выраженные в виде чётких формулировок основные научные результаты-сведения (как
ранее известные, так и вновь выдвинутые в процессе проведенного исследования),
имеющие научное объяснение.
Объяснение - этап,
форма научного исследования, состоящие в раскрытии сущности изучаемого
объекта.
Обоснование - цепь
рассуждений, приводящих к неопровержимым выводам.
Доказательство - рассуждение,
имеющее целью обосновать истинность (или ложность) какого-либо утверждения.
Научные выводы представляют
собой итоговые утверждения, имеющие научное обоснование.
Соотношение - взаимная связь
между чем-нибудь.
Принцип - основное
исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения и т.д..
Концепция -
определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета {явления,
процесса), основная точка зрения на предмет.
Теория - в наиболее
общем случае это совокупность обобщённых положений, образующих какую-либо
науку или ее раздел.
Особую ценность представляют научные
выводы, приводящие к формулированию ранее неизвестных законов и закономерностей.
Закономерность - это объективно
существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений, описанная, как
правило, на качественном, содержательном уровне.
Закон - необходимое,
существенное, устойчивое, повторяющееся соотношение между явлениями (необходимая
связь явлений).
Научные рекомендации представляют
собой научные выводы предписывающего типа.
Эмпирические научные результаты,
получаемые на философской ступени познания, оказываются применимыми не только
по отношению к различным предметным наукам, возникающим на стадии прикладного
предметного познания, но и к разнообразным предметным областям. Польза науки,
даже если она не достигает своего совершенства, как правило, оказывается
настолько ощутимой, что побуждает дальнейшее ее развитие, а недостатки
используемых научных методов восполняются за счёт искусства тех, кто
занимается практической деятельностью. Дальнейшее познание выводит науку на
более высокий уровень теоретического познания.
1.2. Теоретические основы
Развитие науки неразрывно связано с непрерывным
совершенствованием методов. Именно это обстоятельство находит выражение в
утверждении, о том, что "развитому знанию предмета" обычно
предшествует "выработка научного метода". Для теоретического познания
характерны такие общенаучные познавательные методы исследования, как
абстрагирование, выдвижение гипотез, моделирование, идеализация, обобщение,
мысленный эксперимент и др.
Абстрагирование - процесс
мысленного выделения, вычленения отдельных или общих интересующих в данный
момент признаков, свойств и отношений предмета и мысленного отвлечения от
множества других признаков, свойств и отношений этого предмета.
Моделирование - метод
исследования, основанный на построении моделей.
Модель - объект, который
отображает или воспроизводит свойства другого объекта (оригинала) и
используется для его исследования.
Особая роль при выполнении исследований
принадлежит математическим моделям - аналитическим и имитационным.
Математическая модель - это
модель, представленная в виде совокупности математических соотношений.
Математическое соотношение - математическая
структура, отображающая взаимосвязь понятий (конкретных или абстрактных)
представленных в символьной форме.
Аналитическая модель - математическая
модель, представленная в виде совокупности математических утверждений.
Математическое утверждение - математическое
соотношение, описывающее взаимное соответствие (равенства, неравенства,
принадлежности, истинности, ложности и др.) понятий, представленных в
символьной форме.
Имитационная модель - математическая
модель, представленная в виде совокупности математических предписаний.
Математические предписания -
математические соотношения, устанавливающее последовательность операций
(арифметических, логических и др.) над понятиями, представленными в символьной
форме.
Идеализация - мыслительный акт,
связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, которые не могут быть
созданы на практике опытным путём
Обобщение - логический
процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию,
а также результат этого процесса: обобщённое понятие, суждение, закон науки,
теория.
Результатом теоретического познания
является развитие теоретических основ предметных наук, возникающих как
на прикладной, так и на философской ступенях познания. В составе теоретических
основ предметной науки в наиболее общем случае могут быть выделены следующие
основные элементы:
исходные эмпирические основы;
исходные теоретические основы;
методические основы;
теоретические результаты.
Исходные эмпирические основы представляют
собой неопровергаемые (на данном этапе развития науки) знания, воспринимаемые
как отправные, от науки эмпирического уровня, выступающей в роли предшественницы,
к науке более высокого - теоретического уровня.
Исходные эмпирические основы включают
множество относящихся к предмету изучения данной науки научных фактов, эмпирических
гипотез и концепций, выявленных эмпирических соотношений, необходимых
для выполнения теоретических построений.
Научный факт - это факт, имеющий
описание и обоснование в результате обобщения определённого класса событий,
явлений, процессов. Как известно, научный факт - это особый тип знания,
связанный с непосредственным истолкованием наблюдений или экспериментов;
существенными чертами научного факта являются его воспроизводимость и/или
постоянство, инвариантность относительно индивидуальных особенностей
наблюдателя.
Исходные теоретические основы предметной
науки в качестве элементов включают:
понятийный аппарат - совокупность
специфических терминов, понятий, категорий и определений, вводимых в рамках
создания теоретических основ соответствующей науки;
термин - слово или
словосочетание, являющееся названием определённого понятия какой-нибудь
специальной области науки, техники, искусства;
понятие - целостная совокупность
суждений об отличительных признаках исследуемого объекта;
категория -
основное понятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения
явлений действительности и познания;
определение - пояснение,
раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в виде одного
повествовательного предложения;
аксиома - отправное,
исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства других
положений этой теории, в пределах которой она принимается без доказательства;
постулат - принцип или
положение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого в
её рамках.
В совокупности исходные эмпирические
основы и исходные теоретические основы представляют собой первичные знания
предметной науки, главным образом об основных объектах изучения и их элементах.
Методические основы предметной науки интегрируют
в своём составе два основных элемента - научно-методический аппарат и
методологические основы данной науки.
Научно-методический аппарат - это
разработанный и разрабатываемый в ходе развития науки и практики
соответствующей предметной области арсенал процедурных знаний (в том числе и
материально реализованных), применяемых для обоснования и доказательства
теоретических результатов данной науки.
Термины "теоретические
основы", "методические основы", "научно-методический
аппарат", "методологические основы" обычно не упоминается в
энциклопедических изданиях, но применяются в научной деятельности, особенно в
практике экспертизы научных работ, потому что при частом обращении к ассоциируемым
с ними совокупностям элементов требуются краткие названия.
В сущности, научно-методический аппарат
представляет собой инструментарий для получения научных результатов.
Элементами научно-методического аппарата являются
апробированные на практике, прошедшие экспертизу специалистов, официально
признанные и опубликованные (научные) методы (способы, приёмы, методические
подходы, методики) решения научных и практических задач в области описания и
анализа свойств рассматриваемых объектов познания, Синтеза и оптимизации
требуемых свойств, объяснения (доказательства) и предсказания (прогнозирования)
рассматриваемых явлений (процессов), а Также конкретные реализации этих методов
в виде методик и средств (вычислительных, моделирующих, испытательных и
др.) теоретического и Экспериментального исследования, приводящие к
получению научных (в том числе и практических) результатов, обладающих
обоснованной степенью достоверности. В составе научно-методического аппарата
могут оказаться самые разнообразные методы, модели и алгоритмы, начиная от эвристических
и вплоть до строгих математических. Элементы научно-методического аппарата
создаются с учетом вполне определённых
ограничений и допущений, что влияет на область их применимости и на целесообразное
разнообразие.
Методика - совокупность
методов, приёмов целесообразного проведения какой-либо работы.
Допущения - предположения,
положенные в основу упрощения описания реальною объекта (процесса),
используемые при исследовании.
Ограничения - требования к
форме представления и пределам изменения варьируемых данных, вводимые при
исследовании.
Методологические основы предметной
науки, являясь (наряду с научно-методическим аппаратом - см. рис.3) важнейшей
составной частью её методических основ, объединяют в своём составе методы
(научного) обоснования конкретных элементов научно-методического аппарата и
сами обоснования.
Таким образом, в предметной науке могут
быть выделены две группы методов - предметные и методологические.
Страницы: 1, 2
|