Предметные методы (входящие
в состав научно-методического аппарата методических основ предметной науки) -
это методы обоснования (описания, анализа, синтеза и оптимизации) свойств тех
объектов изучения предметной науки, которые не являются методами.
Методологические методы (входящие
в состав методологических основ предметной науки) - это методы обоснования
методов, развиваемые в рамках создания методологических основ (методологии)
предметной науки.
Следует акцентировать внимание на
диалектической взаимосвязи методологических основ предметной науки с
методическими основами предметной области: входящие в состав методологических
основ теоретические обоснования элементов научно-методического аппарата
осуществляются методологическими методами, развиваемыми в рамках методологии
предметной области. При этом, например, методы доказательства применимости
метода М в различных предметных науках рассматриваемой предметной области - это
знания, относящиеся к методологии предметной области, в то время как
доказательство применимости метода М в конкретной предметной науке - знания,
относящиеся к данной предметной науке.
Теоретические результаты представляют
собой вторичные знания предметной науки, получаемые на основе первичных знаний,
и включают в свой состав
теоретические данные;
логические (предметологические) основы данной науки.
Теоретические данные представляют
собой арсенал декларативных (непроцедурных) знаний об основных объектах
изучения и их элементах, полученных с применением разработанного
научно-методического аппарата как в интересах непосредственной отдачи
практике, так и в целях дальнейшего развития соответствующей науки, выраженный
в виде теоретических выводов и других более сложных теоретических
построений (в том числе теоретических положений, законов,
закономерностей, гипотез, соотношений, принципов, концепций, рекомендаций и
др.), вытекающих из рассматриваемой и пополняемой базы научных фактов.
Логические основы предметной
науки представляют собой множество непроцедурных вторичных знаний,
объединяющих допустимые правила логического вывода, обоснования и
доказательства теоретических данных (включая общие и частные модели, формульные
описания, расчетные соотношения и другие теоретические построения и
конструкции).
К необходимым признакам теории следует отнести:
нетривиальность, то есть
неочевидность теоретических положений, способов получения результатов и/или
самих получаемых результатов, исключающая ситуации, когда "и
без теории все ясно":
прагматичность - теория
как метод должна быть приложима к практике, т.е. должна давать научные обоснования
выводов и рекомендаций, полезных для практической деятельности.
Всякая теория создается при вполне
определённых допущениях и ограничениях, что влияет на область её применимости:
она описывает, объясняет и предсказывает вполне определённую совокупность
фактов, свойств и явлений той предметной области, к науке которой эта теория относится.
Основываясь на общественной практике и давая целостное, достоверное,
систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях
действительности, теория выступает как наиболее совершенная форма научного
обоснования и программирования практической деятельности.
Подводя итог сравнению теории и метода,
следует особо отметить, что теория во многом представляет собой описывающие,
объясняющие и доказывающие {декларативные, непроцедурные) знания, отвечающие на
вопросы.
Методы предметной науки, не являясь
основным предметом её изучения, а лишь выступая в качестве необходимого
инструмента для получения знаний.
В структуре теории можно выделить
основные элементы, соответствующие ранее рассмотренным ранее элементам
конкретной науки. В частности, логически взаимосвязанные элементы теории,
объединяющие в споём составе общие и частные методы решения научных и
практических задач соответствующей предметной области, в совокупности образуют
научно-методический аппарат данной теории.
В наиболее развитом виде теория включает
в качестве элементов своего научно-методического аппарата представленный
в набор более элементарных взаимоувязанных методов, охватывающих все основные
этапы познания применительно к той предметной области, к которой она
относится.
Содержательное описание - это
описание на естественном (профессиональном или литературном) языке.
Формальное описание - описание
в специфических терминах и символических обозначениях той или иной теорию
Формализованное описание - содержательное
описание с элементами формального описания.
Процесс перехода от содержательного к формализованному и
формальному описанию (процесс формализации) развивается от использовании
первичных идеализаций через выдвижение теоретических концепций к построению на
основе располагаемого научно-методического аппарата (или вновь создаваемою)
более или менее общей теоретической модели рассматриваемых явлений
(процессов).
Факторы - это причины,
обстоятельства, движущие силы, определяющие причинно-следственные связи в
рассматриваемом явлении (процессе).
Показатель - качественная или
количественная характеристика, вводимая для оценки отдельного свойства или
совокупности свойств рассматриваемого объекта (процесса). Показатель обычно
имеет наименование, обозначение и значение. Различают количественные
показатели (значение - численная величина) и качественные показатели (значение
- словесное, неколичественное описание меры проявления рассматриваемого
свойства или совокупности свойств).
Параметр - это показатель с
пределами допустимых значений, определяемыми конкретной смысловой
интерпретацией.
Критерий - необходимый
и/или достаточный признак, на основе которого производится оценка (классификация)
или выбор объекта по значениям одного критериального показателя (простой
критерий) или нескольких критериальных показателей (сложный критерий).
Соотношение, в соответствии с которым вычисляется значение критериального
показателя, называется целевой функцией.
В рамках философского предметного
познания возникают задачи распространения научных результатов между
предметными областями и развития наук на стыках той или иной предметной области
(например, физики) с другими (так возникли ядерная физика, биофизика,
геофизика, астрофизика и т.д.).
Расширение и углубление познания
окружающего мира на предметной стадии философской ступени познания находит
выражение в возникновении философских учений в более или менее развитом виде
(например, дедуктивная логика Декарта, аристотелевская логика) как систем
знаний о наиболее общих законах и закономерностях развития окружающего мира.
Относительно самостоятельное философское учение представляет собой диалектика,
интегрирующая ряд философских предметных наук (диалектика природы, диалектика
познания и др.) и сама интегрирующаяся с другими философскими науками и
учениями (так, например, возникла материалистическая диалектика).
Философское учение (как система знаний)
обычно формируется как наука о науке в том смысле, что в рамках вводимых общих
категорий (например, в метафизике Аристотеля - сущность, материя, форма,
возможность, действительность, движение, количество, противоречие; в философии
Канта - множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, субстанция,
причина и действие, возможность и невозможность, необходимость и случайность и
т.д.) сосредотачивается внимание на выявлении закономерностей возникновения и
развития объектов познания из разнообразных предметных областей и на
разработке в рамках методологического познания философских принципов, выражающих
методические и методологические подходы к решению самых разнообразных научных
и практических задач.
На философском уровне познаются свойства
и отношения объектов, инвариантные относительно того или иного множества
предметных областей, а также закономерности возникновения, применения и
развития методологий и их составных элементов. Это обеспечивает всеобщность
эмпирических и теоретических основ философского уровня.
2. Методологическое познание
На стадии прикладного методологического
познания в каждой предметной области образуются (см. рис.2) относительно
самостоятельные устойчивые системы знаний в виде методологий.
Методология как
частная система знаний, возникающая на методологических стадиях познания,
является в существенной степени (и это отражено в её названии, происшедшем от "метод"
и "...логия") учением о методах (и теориях), возникающих
на соответствующих ступенях познания. Методологию не следует сводить к
совокупности методов, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности
измерений, зоология к совокупности зверей и т.д.
Наиболее важные точки приложения методологии:
выявление объекта и предмета исследования;
постановка научной задачи или проблемы
(именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие,
например, к выдвижению псевдопроблем, что существенно затрудняет получение
результата);
построение путём сочетания известных
элементов научно-методического аппарата и/или создания новых элементов,
пополняющих научно-методический аппарат науки, метода (или теории) решения
рассматриваемой научной задачи (проблемы) и оценка его применимости;
решение проблемы выбора между
конкурирующими методами и теориями, поиск критерия истинной теории;
анализ обоснованности и оценка достоверности получаемых
выводов;
оценка научно-технического уровня и
значимости получаемых научных результатов.
Другими словами, методология формирует
представление о последовательности движения исследователя в процессе решения
научной задачи (проблемы): даёт научное обоснование основных компонент
проводимого научного исследования, таких как:
объект исследования - это
вполне определённая часть познаваемой предметной области (процесс, явление и
т.п.), изучение которой является целью исследования;
предмет исследования - та
сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании.
Один и тот же объект может быть предметом
ряда различных исследований. Пример, относящийся к военной науке:
объект исследования - боевые действия
(БД) войск;
предмет
исследования (варианты):
На стадии методологического познания
получаемые знания интегрируются (на уровне элементов как действующих, так и
пока ещё складывающихся, иногда альтернативных, методологических теорий) в научные
основы методологической науки эмпирического и теоретического уровней.
2.1. Эмпирические основы
Эмпирические основы
методологического уровня и предметного уровня по составу элементов
не отличаются. Особенностью является лишь то, что эмпирические факты на стадии
прикладного Методологического познания - методологические, а на стадии
философского методологического познания - философско-методологические (отражают
свойства философских предметных наук и учений, процессы их возникновения и
развития, а также свойства методологий различных предметных областей).
2.2. Теоретические основы
Теоретические основы методологической
науки в качестве составных элементов включают
исходные
эмпирические основы (методологической науки); исходные теоретические основы
(методологической науки); методические основы (методологической науки)
методологические результаты.
По своей структуре теоретические основы
методологической науки аналогичны теоретическим основам предметной науки.
Понятийный аппарат
методологического уровня познания представляет собой совокупность
специфических понятий, категорий, терминов и определений, вводимых в рамках
создания методологических основ данной науки (так понятийный аппарат
философского уровня включает совокупность специфических философских
терминов и понятий - объект, субъект и др., а также наиболее общих категорий -
единичное, особенное, всеобщее и др., вводимых по определению в рамках создания
философских теоретических основ науки, причём "философские понятия и
представления обладают предельной общностью";
Методические основы
методологической науки включают научно-методический аппарат
методологической науки и методологические основы методологической науки, объединяющие
в своём составе методы обоснования и сами обоснования конкретных элементов
научно-методического аппарата методологического уровня.
Научно-методический аппарат
методологической науки включает более или менее широкий набор
средств (способов, приёмов, методических подходов, методов, методик) описания,
анализа, объяснения (предсказания) и синтеза (оптимизации) свойств
рассматриваемого множества методов и теорий, а также их практического
использования в научной и практической деятельности.
Методологические результаты интегрируют
в своём составе логические основы методологического уровня и
методологические данные.
Методологические данные - это
совокупность методологических положений и выводов (в том числе методологических
гипотез, соотношений, принципов, концепций, закономерностей и законов, вытекающих
из рассматриваемых методологических фактов) и обусловленных этими выводами методологических
рекомендаций, которыми следует руководствоваться при применении и развитии
наук как частных систем знаний. (уровень методологии предметной области) и
науки в целом как общей системы знаний (уровень всеобщей методологии научного
познания).
В рамках развития методологических наук
наиболее совершенно, формой организации знаний является методологическая
теория. Основным объектом изучения методологической теории, в отличие от
предмет! ной, является та или иная совокупность методов.
Методологическая теория имеет структуру, аналогичную ране
рассмотренной, применительно к теории вообще, и включает не которую
совокупность взаимоувязанных частных методологических методов, применяемых
по отношению к методам теориям тех или иных наук, выступающим в качестве
объекта методологии.
Примером методологической теории,
возникшей в довольно широкой предметной области, а именно в области технических
наук, является теория принятия технических решений.
Результатами наиболее глубокого развития
методологических теорий является возникновение метатеорий.
Метатеория - теория,
анализирующая структуру, методы и свойства другой, так называемой содержательной
теории.
3. Роль
методологии в развитии познания
Развитие методологических наук на стадии
прикладного познания приводит к возникновению методологий тех или иных
предметных областей, а на стадии философского познания - к развитию всеобщей
методологии научного познания.
Методология образуется
той частью науки, которая представляет собой учение о способах системного
познания окружающего мира, и в этом смысле представляет науку о науке данной
предметной области. Как система знаний, методология обеспечивает анализ
имеющихся и возникающих методов и теорий предметных наук, выявление
закономерностей их построения и разработку методологических выводов и
рекомендаций по развитию методов и теорий соответствующей предметной области,
а также по их практическому использованию. Исследователь (разработчик) для
достижения поставленных целей, руководствуясь методологией, которая может
включать как ранее известные элементы, так и вновь предлагаемые, и, как
правило, сочетая процессы исследования с процессами разработки, добивается той
или иной организации знаний в виде совокупности избираемых известных, а также
вновь предлагаемых элементов научно-методического аппарата. Совокупность таких
элементов, приобретающая (в их логической взаимосвязи и взаимообусловленности)
в простейшем случае форму частного либо более или менее общего метода решения
конкретной научной задачи, а в более сложных случаях - форму теории, выступают
в качестве инструмента, с помощью которого выполняется исследование
(разработка), а конкретный способ проведения исследования (разработки) находит
выражение в той или иной методике.
Методика исследования (разработки)
представляет собой выбранную исследователем (разработчиком) совокупность
взаимоувязанных элементов (методов, приёмов, операций, средств, более
элементарных методик) известного и предлагаемого научно-методического
аппарата, применяемых в определенной логической последовательности в ходе
проведения исследования (разработки) или его составной части, имеющей
относительно самостоятельное значение (например, методика эксперимента), для
решения конкретной научной задачи или научной проблемы.
Возникающие и диалектически
развивающиеся методологические науки и учения философского уровня, посягающие
на роль всеобщей методологии научного познания, интегрируются с философскими
предметными, науками и учениями в единую систему знаний (см. рис.2) - философию.
Противоречия в знаниях различных философских наук и учений служат
неиссякаемым источником дальнейшего совершенствования философии, которая на
протяжении своего многовекового развития выступала как всеобъемлющая наука
о науках.
Конечная цель развития научных знаний -
обеспечение исследовательской деятельности в науке и практике соответствующей
предметной области в интересах наиболее эффективного решения возникающих научных
и практических задач.
Что же касается искусства, которое в
донаучный период проявлялось на низшем уровне как индивидуальное умение
приспосабливаться к ситуации, то оно по мере развития науки все более
превращается в умение специалиста приспособить схему действий, даваемую наукой
(теорией, методологией или философией) для типовой ситуации, к условиям
конкретной обстановки. За счёт этого сфера применения науки в рассматриваемой
предметной области расширяется (более искусным становится тот, кто в большей
степени опирается на достижения науки), а сфера искусства соответственно всё
более сокращается. Наука и в дальнейшем отвоёвывает у искусства всё более новые
позиции, и в пределе этот процесс ведет к полному господству науки и
постепенному вытеснению или даже к отмиранию искусства в конкретно
рассматриваемой предметной области. Однако, выесняясь, а в ряде случаев и
полностью отмирая в данной предметной области, искусство не исчезает в целом,
так как постоянно находит в окружающем нас поистине необъятном для познания
мире всё более новые области приложения и тем самым открывает новые горизонты
для науки.
Страницы: 1, 2
|