рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Представление о логике мышления и познания философов XIX – начала 20 вв.


3. Дайте сжатую характеристику представлений про логику мышления и познания философов 19 - початку 20 ст. на примере взглядов таких философов как Дж. Буль, Г. Фреге, Б. Рассел, А. Уайтхед и др.


Английский логик Джордж Буль (1815-1864) разрабатывал алгебру логики - один из разделов математической логики. Предметом его изучения были классы (как объемы понятий), соотношения между ними и связанные с этим операции. Буль переносит на логику законы и правила алгебраических действий.

В работе "Исследование законов мысли", которая оказала большое влияние на развитие логики, Буль ввел в логику классов в качестве основных операций сложение (" + "), умножение ("х" или возможен пропуск знака) и вычитание (" - "). В исчислении классов сложение соответствует объединению классов, исключая их общую часть, а умножение - пересечению. Вычитание Буль рассматривал как действие, противоположное сложению, - отделение части от целого, то, что в естественном языке выражается словом "кроме".

Буль ввел в свою систему логические равенства, которые он записывал посредством знака " =", соответствующего связке "есть". Суждение "Светила есть солнца и планеты" в виде равенства им записывается так: х = у + г, откуда следует, что х - г = у. Согласно Булю, в логике, как и в алгебре, можно переносить члены из одной части равенства в другую с обратным знаком. Буль открыл закон коммутативности для вычитания (х - у= - у + х) и закон дистрибутивности умножения относительно вычитания (г (х-у) = гх - гу). Он сформулировал общее правило для вычитания: "Если от равных вычесть равные, то остатки будут равными. Из этого следует, что мы можем складывать или вычитать равенства и употреблять правило транспозиции точно так же, как в общей алгебре".

Предметом исследования ученого были также высказывания (в традиционной логике их называют суждениями). В исчислении высказываний, по Булю, сложение (" + ") соответствует строгой дизъюнкции, а умножение (" х" или пропуск знака) - конъюнкции.

Чтобы высказывание записать в символической форме, Буль составляет логическое равенство. Если какой-либо из терминов высказывания не распределен, он вводит термин V для обозначения класса, неопределенного в некотором отношении. Для того чтобы выразить частноотрицательное суждение, например "Некоторые люди не являются благоразумными", Буль сначала представляет его в форме "Некоторые люди являются неблагоразумными", а Затем выражает в символах обычным способом.

Диалектика соотношения утверждения и отрицания в понятиях и суждениях у Буля такова: без отрицания не существует утверждения, и, наоборот, во всяком утверждении содержится отрицание. Утверждения и отрицания связаны с универсальным классом: "Сознание допускает существование универсума не априори, как факт, не зависящий от опыта, но либо апостериори, как дедукцию из опыта, либо гипотетически, как основание возможности утвердительного рассуждения".

Различая живой разговорный язык и "язык" символический, Буль подчеркивал, что язык символов лишь вспомогательное средство для изучения человеческого мышления и его законов.

Немецкий математик и логик Готтлоб Фреге (1848-1925) предпринял попытку свести математику к логике. С этой целью в первой своей работе по математической логике "Исчисление понятий" он определил множество как объем понятия и таким образом получил возможность определить и число через объем понятия. Такое определение числа он сформулировал в "Основаниях арифметики", книге, которая в то время осталась незамеченной, но впоследствии получила широкую известность. Здесь Фреге определяет число, принадлежащее понятию, как объем этого понятия. Два понятия считаются равночисленными, если множества, выражающие их объемы, можно поставить во взаимооднозначное соответствие друг с другом. Так, например, понятие "вершина треугольника" равночисленно понятию "сторона треугольника", и каждому из них принадлежит одно и то же число 3, являющееся объемом понятия "вершина треугольника".

Если Лейбниц только наметил программу сведения математики к логике, то Г. Фреге предпринял попытку сведения довольно значительной части арифметики к логике, т.е. произвел некоторую математизацию логики. Символические обозначения, принятые им, очень громоздки и поэтому мало кто полностью прочитал его "Основные законы арифметики". Сам Фреге особенно и не рассчитывал на то, что его произведение найдет читателей. Тем не менее труд Фреге сыграл значительную роль в истории обоснования математики в первой половине XX в. В этом произведении Фреге писал: "В моих "Основаниях арифметики" (1884) я пытался привести аргументы в пользу того, что арифметика есть часть логики и не должна заимствовать ни у опыта, ни у созерцания никаких основ доказательства. В этой книге (речь идет об "Основных законах арифметики". - А. Г.) это должно быть подтверждено тем, что простейшие законы арифметики здесь выводятся только с помощью логических средств". Итак, Фреге полагал, что он логически определил число и точно перечислил логические правила, с помощью которых можно определять новые понятия и доказывать теоремы, и что таким образом он и сделал арифметику частью логики. Фреге не подозревал, однако, что построенная им система не только не представляла собой логического обоснования содержательной арифметики, но была даже противоречивой. Это противоречие в системе Фреге обнаружил Бертран Рассел.

В послесловии к "Основным законам арифметики" Фреге писал по этому поводу: "Вряд ли есть что-нибудь более нежелательное для автора научного произведения, чем обнаружение по завершении его работы, что одна из основ его здания оказывается пошатнувшейся. В такое положение я попал, получив письмо от господина Бертрана Рассела, когда печатание этой книги близилось к концу". Противоречием, которое обнаружил Рассел в системе Фреге, был знаменитый парадокс Рассела о множестве всех нормальных множеств.

Причину своей неудачи Фреге видел в использованном им предположении, что у всякого понятия есть объем в смысле постоянного, строго фиксированного множества, не содержащего в себе никакой неопределенности или расплывчатости. Ведь именно через этот объем он и определил основное понятие математики: понятие числа.

Вслед за Г. Фреге очередную попытку сведения математики к логике предпринял видный английский философ и логик Бертран Рассел (1872 - 1970). Он также автор ряда работ из области истории, литературы, педагогики, эстетики, естествознания, социологии и др. Труды Рассела в области математической логики оказали большое влияние на ее развитие. Вместе с английским логиком и математиком А. Уайтхедом Рассел разработал оригинальную систему символической логики в фундаментальном трехтомном труде "Principia Mathematica". Выдвигая идею о сведении математики к логике, Рассел считает, что если гипотеза относится не к одной или нескольким частным вещам, но к любому предмету, то такие выводы составляют математику. Таким образом, он определяет математику как доктрину, в которой мы никогда не знаем, о чем мы говорим, и не знаем, верно ли то, что мы говорим.

Рассел делит математику на чистую и прикладную. Чистая математика, по его мнению, есть совокупность формальных выводов, независимых от какого бы то ни было содержания, т.е. это класс высказываний, которые выражены исключительно в терминах переменных и только логических констант. Рассел не только вполне уверен в том, что ему удалось свести математику к такого рода предложениям, но и делает из этого утверждения вывод о существовании априорного знания, считает, что "математическое познание нуждается в посылках, которые не базировались бы на данных чувства". Отсюда видно, что Рассел разрывает две взаимосвязанные ступени познания - чувственную и рациональную. Он отбрасывает в математике первую ступень познания и переходит сразу к абстрактному мышлению, а это и есть априоризм, стремление показать, что математические истины - истины разума, никак не связанные с опытом, с чувственным восприятием мира.

От чистой математики Рассел отличает прикладную математику, которая состоит в применении формальных выводов к материальным данным.

Для того чтобы показать, что чистая математика сводится к логике, Рассел берет систему аксиом арифметики, сформулированную Пеано, и пытается их логически доказать, а три неопределяемых у Пеано понятия: "нуль", "число", "следующее за" - определить в терминах своей логической системы. Все натуральные числа Рассел также считает возможным выразить в терминах логики, а следовательно, свести арифметику к логике. А так как, по его мнению, вся чистая математика может быть сведена к арифметике, то и математика может быть сведена к логике. Рассел пишет: "Логика стала математической, математика логической. Вследствие этого сегодня совершенно невозможно провести границу между ними. В сущности это одно и то же. Они различаются как мальчик и мужчина; логика - это юность математики, а математика - это зрелость логики"". Рассел считает, что не существует пункта, где можно было бы провести резкую границу, по одну сторону которой находилась бы логика, а по другую - математика.

Но в действительности математика несводима к логике. Предметы изучения этих наук различны. Нами ранее были указаны характерные черты, присущие логике как науке. У математики другие задачи и функции.

В большом трехтомном труде "Principia Mathematica" есть две стороны. Первая - заставляющая видеть в нем один из основных истоков современной математической логики. Все, что связано с этой стороной Principia Mathematica, получило в дальнейшем такое развитие в математической логике, которое сделало эту новую область науки особенно важной для решения не только труднейших задач теоретической математики и ее обоснования, но и целого ряда весьма важных для практики задач вычислительной математики и техники.

Другая сторона этого произведения - точнее, даже не самого этого произведения, а философских "обобщений", делаемых логицистами со ссылкой на него, - принадлежит уже к области попыток использовать его для "доказательства" положения, что математика-де сводится к логике. Именно эта сторона и относится к области неправильных выводов. Именно ее и опровергает дальнейшее развитие науки, которое обнаружило, что эта попытка Рассела не удалась. И это не случайно. Дело не в том, что Рассел в каком-то смысле не совсем удачно построил свою систему. Дело в том, что и нельзя построить формальную "логическую систему" с точно перечисленными и эффективно выполнимыми правилами вывода, в которой можно было бы формализовать всю содержательную арифметику. Это обстоятельство представляет собой содержание известной теоремы австрийского математика и логика К. Гёделя о неполноте формализованной арифметики, из которой следует непосредственно, что определение математических понятий в терминах "логики" хотя и обнаруживает некоторые связи этих понятий с логикой, но не лишает их тем не менее специфически математического содержания. Формализованная система имеет смысл лишь при наличии содержательной научной теории, систематизации которой данная формализованная система должна служить.

Однако Г. Фреге и Б. Рассел пришли в логическом анализе к ряду интересных результатов, относящихся к понятиям "предмет", "имя", "значение", "смысл", "функция", "отношение" и др. Особо следует подчеркнуть важность разработанной Расселом теории типов (простой и разветвленной), цель которой состоит в том, чтобы помочь разрешить парадоксы в теории множеств. Рациональное зерно разветвленной теории типов Рассела состоит в том, что она является конструктивной теорией.

4. Дать ответ на тестовое задание


Отношение, которое существует между двумя понятиями, объем которых только частично входит друг в друга:

а) отношение противоположности (контрастности);

б) отношение соподчинения;

в) отношение пересечения;

г) отношение подчинения.

Правильный ответ - в).

В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого понятия. Содержание этих понятий различно.

В отношении пересечения находятся понятия "юрист" (А) и "депутат Верховного Совета" (В): некоторые юристы являются депутатами Верховного Совета (как некоторые депутаты Верховного Совета - юристами).

С помощью круговых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов (рис.2).


Рис.2.


А - юрист

В - депутат Верховного Совета

В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть кругов) мыслятся те юристы, которые являются депутатами Верховного Совета, в несовместившейся части круга А - юристы, не являющиеся депутатами Верховного Совета, в несовместившейся части крута В - депутаты Верховного Совета - не юристы.

Понятия, находящиеся в отношении пересечения, называются пересекающимися (перекрещивающимися).


Литература


1.                Иванов Е.А. Логика. - М., 1996.

2.                Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров; Под ред. Д.П. Горского. - М.: Просвещение, 1991.

3.                Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник. - М.: Высш. школа, 1982.

4.                Івін О.А. Логіка. - К., 1996.

5.                О.М. Бандурка, О.В. Тягло. Курс логіки. - Київ, 2002.

6.                Тофтул Л.Г. Логіка. Посібник для студентів ВНЗ. - Київ, 1999.

7.                В. Є. Жеребкін. Логіка. - Київ, 2001.

8.                Ивин А.А. Никифоров А.Д. Словарь по логике. - М., 1998.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.