Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук
Тема
1. Проблема научности и многообразия философского видения мира
В
чем сущность этого различия? Какие существуют разновидности материализма и
идеализма? Что такое основной, по мысли Ф. Энгельса, вопрос философии? Является
ли «основной вопрос философии» действительно основным? Если да, то в каком
смысле?
Материализм и
идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом
материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает
через «призму» природы. Главным объектом внимания идеалистической философии
являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу
берется духовная жизнь человеческого общества - то это - объективный идеализм.
Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это - субъективный
идеализм.
Материалисты
идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе
материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления
и на их основе объясняют все остальное. Короче говоря, материалисты идут от
мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру.
Идеалисты пытаются
объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, высшее через низшее.
Идеализм существует в
двух формах: объективный идеализм (направление философии, которое
считает первичным внечеловеческое сознание) и субъективный идеализм (первичное
- сознание человека, индивида. Мир – производная сознания человека).
Существует три формы
материализма: наивный стихийный материализм античного мира (не
подтверждённые никакими научными доказательствами гениальные догадки); метафизический
материализм XVII-XVIII веков; диалектический материализм.
Как
известно, этот вопрос был сформулирован Фридрихом Энгельсом следующим образом:
«великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об
отношении мышления к бытию». Разумеется, просто воспроизвести ее мало для
правильного ее понимания. Ясно, например, почему вопрос о статусе духа и
материи является основным: сведение различных философских проблем к наиболее
общим рано или поздно выявляет фундаментальную дихотомию: материя-дух,
нерациональное-рациональное, бесформенное – оформленное и т.д. Но отсюда еще не
ясно, почему одни философы стали материалистами, а другие – идеалистами, и
почему и те, и другие до сих пор не могут никак между собой договориться?
Тема
2. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?
Каковы,
на Ваш взгляд, причины возникновения метафизики и диалектики как способов
мышления? Укажите основные историко-философские разновидности метафизики,
назовите их ведущих представителей. Раскройте сущность диалектики и метафизики
с позиций современной философии. Охарактеризуйте основные принципы (черты)
диалектического мышления.
Проблема учета связей
исследуемой вещи с другими вещами занимает важное место в диалектическом методе
познания, отличая его от метафизического. Метафизичность мышления многих
ученых-естествоиспытателей, игнорировавших в своих исследованиях реальные
взаимосвязи, существующие между объектами материального мира, породила в свое
время немало трудностей в научном познании. Преодолеть эти трудности помог начавшийся
в XIX в. переход от метафизики к диалектике, «...рассматривающей вещи не в их
изолированности, а в их взаимной связи».
Диалектический
метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании,
рассматривает предмет в единстве его противоположных определений диалектика -
метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство
противоречий.
Сущность метафизики
определяется в горизонте бытийно-исторического, спекулятивного мышления,
приводящего к понятию духовности мира как целого. Показано, что, будучи
сердцевиной философии, метафизика приуготовляет принципы философствования. Из
служанки богословия (Аквинат) она превращается в философию абсолютного духа
(Гегель) и в философию земной жизни (Ницше). У Хайдеггера метафизика становится
вопрошанием о мире в целом, о сущем как таковом. Она полностью освобождается.
Проблема человека ставится и решается в русле онтологии, в выявлении связи
единичного существования с абсолютным. Определяющими направлениями мысли служат
метафизика существования, абсолютного духа, философии жизни, бытия и Ничто.
Обосновывается воззрение на метафизику как науку об онтотеологической природе
вещей.
На основе
теоретического мировоззренческого содержания в диалектике как логике
формулируется ряд регулятивных правил (принципов), внешне достаточно простых,
но глубоко обоснованных, способных вести к истине, к раскрытию внутренней
логики развивающегося объекта.
В одной из
работ, изданных в 70-е годы по диалектической логике - в коллективной монографии
«Диалектика научного познания», указывается, например, что существует четыре
вида (группы) законов диалектической логики. К первой группе относятся основные
и неосновные законы развития, действующие во всех сферах действительности:
природе, обществе, мышлении. Вторую группу составляют специфические
диалектические законы познания, вникающие на основе такого применения общих
законов к сфере познания, которое связано с существенным преобразованием
последних: в формулировки этих законов включаются характеристики познавательных
процессов, отсутствующие в характеристиках процессов природы и общества,
поскольку они таковым не свойственны. Третья группа - законы познания, присущие
лишь объективируемой сфере исторически развивающегося познания и формулируемые
на основе категориальных терминов, которых нет в формулировках законов, общих
для всех трех сфер действительности. К четвертой группе авторы относят законы
познания, регулирующие общий процесс формирования знания - процесс отображения
диалектической по своему характеру действительности в научных понятиях,
отличающихся по самой своей сути жесткостью и определенностью. В этом аспекте
одно из определений диалектической логики таково: диалектическая логика есть
наука о научном познании, исследуемом на основе и в связи со сформулированными
выше группами законов диалектики.
Тема 3.
Проблема соотношения философии и частных (конкретных) наук
Проанализируйте
указанные концепции, назовите их основных представителей. Каковы предпосылки
возникновения этих концепций? Укажите, как в рамках этих концепций решаются
следующие вопросы: Что такое философия? Каковы ее предмет и метод? Могут ли
частные науки успешно развиваться, не обращаясь к философии? Каковы механизм и
границы взаимодействия философии и частных наук? Что такое сциентизм и
антисциентизм как типы мировоззрения? Какая концепция, на Ваш взгляд, более
приемлема и актуальна? Аргументируйте свой ответ.
Натурфилософия (лат. natura - природа) - философская концепция
природы, основанная на той презумпции, что последняя должна быть истолкована в
своей автохтонности. Натурфилософия была введена в философский оборот Сенекой.
Под натурфилософией следует понимать не просто «философию природы», но
философскую концепцию природы как объясненной «из самой себя».
Позитивизм (фр.
positivisme, от лат. Positivus - положительный) - направление в методологии
науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические
исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод.
Основная цель позитивизма - борьба с метафизикой. Основоположником позитивизма
является французский философ Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль,
Герберт Спенсер.
Диалектика -
философская концептуализация развития, понятая как в онтологическом, так и в
логико-понятийном ее измерениях, и соответственно конституирующаяся в
историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода.
Исходно в античности - искусство вести беседу, спор; философский диалог,
противостоящий риторике и софистике. Сам термин диалектика впервые употреблен
Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения
истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы
философской диалектики принято считать Гераклита, придавшего традиционным
мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую и в то же время не порывающую с
образами форму. Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Накопив
достаточно большой эмпирический материал, естествознание приступило к
теоретическому обобщению этого материала. Осознается, что основной массив
знаний о мире, необходимых в практической деятельности формируется в науках
естественно научного цикла. Начинается процесс превращения натурфилософии в
теоретическое естествознание.
Становление
дисциплинарной структуры науки, институциональная профессионализация научной
деятельности сделали настоятельной задачу осмысления сущности научно
познавательной деятельности, критической оценки предпосылок и процедур научной
деятельности, протекающей в разных когнитивных и социокультурных условиях;
значения и роли мировоззренческих и философских идей и представления в развитии
научных исследований.
По моему мнению,
нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных
потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не
только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то
можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики,
общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель
рассматривал философию, прежде всего, с точки зрения «науки логики».
Выводы, полученные
в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и
сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области
конкретных наук являются и виднейшими представителями философии.
Естественно, что
современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в
себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои
законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом
своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким,
вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию
законов конкретных наук, то задача второго уровня - выявление более общих
закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает
теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том
случае, если сама философия претендует на научность.
Однако
философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама
оказывает воздействие на их развитие, причем как положительное, так и
отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия
естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское
мировоззрение, которое так или иначе воздействует на первоначальные позиции
ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости
развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики,
евгеники, генной инженерии и т.п.). Взаимозависимость философии и частных наук
хорошо выразил И.В. Гете. «От физика, - писал он, - нельзя требовать, чтобы он
был философом; но ...он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить
феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он
был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и
желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных
пунктов, где эти частности сходятся».
Сциентизм (от лат. scientia - наука, знания) - это система убеждений, утверждающая
основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о
мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и
призывают строить остальные науки по их образу и подобию.
Одновременно со сциентизмом
возникла его антитеза – антисциентизм. Он весьма пессимистически относился к
возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР. Антисциентизм
требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и
способам деятельности.
Вопрос о том,
можно ли решить дилемму сциентизм - антисциентизм, нуждается в глубинных размышлениях.
Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации
в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует
достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные
возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые
проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и
сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые
свидетельства технического подъема.
Антисциентисты
видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их
пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку
надежд в решении экономических и социально-политических проблем.
Тема 4.
Проблема пространства и времени
Назовите основных представителей
субстанциальной и релятивистской концепций пространства и времени. В чем
состоят метафизические и идеалистические интерпретации этих категорий? Каковы
основные свойства пространства и времени? В чем проявляются органическая
взаимосвязь пространства и времени, их абсолютный и относительный характер?
Какой вклад в философское осмысление этих категорий внесли специальная и общая
теории относительности?
Представители
субстанциальной концепции: Демокрит, Ньютон. Представители релятивистской
концепции: Представители: Аристотель, Лейбниц.
Пространство
не есть эмпирическое понятие, выводимое из внешнего опыта. В самом деле,
представление о пространстве должно уже заранее быть дано для того, чтобы те
или иные ощущения были относимы к чему-то вне меня (т. е. к чему-то в другом
месте пространства, а не в том, где я нахожусь), а также для того, чтобы я мог
представлять себе их как находящиеся вне и подле друг друга, стало быть, не
только как различные, но и как находящиеся в различных местах. Представление о
пространстве не может быть поэтому заимствовано из отношений внешних явлений
посредством опыта: сам этот внешний опыт становится возможным прежде всего
благодаря представлению о пространстве. Пространство есть необходимое априорное
представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний. Никогда нельзя себе
представить отсутствие пространства, хотя нетрудно представить себе отсутствие
предметов в нем. Поэтому, пространство следует рассматривать как условие
возможности явлений, а не как зависящее от них определение; оно есть априорное
представление, необходимым образом лежащее в основе внешних явлений. Время не
есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле,
одновременность или последовательность даже не воспринимались бы, если бы в
основе не лежало априорное представление о времени. Только при этом условии
можно представить себе, что события происходят в одно и то же время (вместе)
или в различное время (последовательно). Время есть необходимое представление,
лежащее в основе всех созерцаний. Когда мы имеем дело с явлениями вообще, мы не
можем устранить само время, хотя явления прекрасно можно отделить от времени.
Следовательно, время дано a priori. Только в нем возможна вся действительность
явлений. Все явления могут исчезнуть, само же время (как общее условие их
возможности) устранить нельзя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|