рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук

Свойства пространства: 1) пространство трехмерно, т.е предметы обладают трехмерным пространством; 2) пространство бесконечно, т.е материальный мир не имеет ни начала, ни конца.

Свойства времени:

1) вечность – время всегда существовало;

2) одномерность, одноправленость, т.е. время течет;

3) необратимость.

Пространство и время, как формы материальности имеют общие свойства: 1) объективность вытекает из самой материи; 2) вечность – вечна сама материя; 3) абсолютность и относительность; 4) бесконечность; 5) прерывность и непрерывность; 6) внутренняя противоречивость.

В теории относительности Эйнштейна установлена органическая связь между пространством и временем.

Они объединены в единый пространственно-временной интервал - «пространство-время», который находится внутри инерциальной системы отсчета, между двумя ее событиями.

При переходе от одной инерциальной системы отсчета к другой, которая движется относительно первой, пространственно-временной интервал остаётся неизменным, а пространственные величины (расстояния и углы) и временные величины (промежутки времени и частоты) изменяются.

Принцип относительности Эйнштейн обобщает принцип относительности Галилея на все физические процессы и распространяет на гравитацию максвеллов понятие поля. Теория относительности устанавливает новые толкования пространства, времени и массы.

Во всех известных характеристиках физические понятия пространства и временем до настоящего времени не определяются, не подводятся логически под другое понятие.

Философские категории пространства и времени определяются следующим образом: пространство и время - основные формы существования материи, которые неотделимы друг от друга и от материи.

Понятие формы существования материи характеризует понятие пространства и времени, но их не определяет. Формами материи является всё объекты Вселенной, от элементарных частиц до галактик и шаровых скоплений.

Все, что существует в пространстве и времени в состоянии покоя или в состоянии движения, существует в вечном кругообращении.

Абсолютное время и абсолютное пространство, которое Ньютон относил к иному, чем материальный, порядку бытия, с развитием науки стало биологическим временем-пространством, которое постулирует Вернадский.

Если мы измеряем время, какие способы бы мы ни примеряли, мы измеряем тем самым время жизни, связанное с особым пространством жизни.

Тема 5. Проблема происхождения жизни на земле


Укажите конкретно-научную и философскую ограниченность гипотез самозарождения жизни и панспермии. Можно ли гипотезу панспермии считать заведомо ложной? Снимает ли эта гипотеза проблему возникновения жизни?

Покажите связь философских категорий «причинность» и «целенаправленность», «необходимость» и «случайность» с современным решением вопроса о происхождении жизни. Какие еще философские проблемы возникают в связи с проблемой происхождения жизни?

При различии исходных философских и теоретических позиций большинство мыслителей Древнего и Нового времени убеждены были в том, что жизнь, живые организмы не только когда-то зародились при определенных условиях в неживой материи, но что этот процесс самозарождения живых организмов повсеместно происходит на Земле и в настоящее время.

Однако в XVII-XVIII вв. был поставлен ряд эмпирических опытов, которые вынудили сторонников концепции самозарождения все более ограничивать круг живых организмов, в отношении которых признавалась возможность их спонтанного возникновения из неживой материи, пока этот круг не замкнулся на микроорганизмах, микробах или, как их называли в XVIII в. – «на мельчайших живых зверьках». Однако, опытами Спалланцани (XVIII в.) и Пастера (XIX в.) было доказано, что микробы могут возникать только в присутствии других микробов, самозарождения же микробов в различных органических настоях не возникает.

С этого времени всем теориям самозарождения в тех исторических формах, в которых они существовали до середины XIX в. приходит конец, и положение – «все живое происходит только от живого» начинает считаться одним из фундаментальнейших обобщений биологической науки.

На смену теории самозарождения во второй половине XIX в. приходит теория панспермии или теория занесения жизни на Землю различными космическими телами. Считается, что основателем этой теории был Г.Э. Рихтер. Используя факты падения на Землю космических объектов, он предположил, что вместе с ними на Землю могли быть занесены и какие-либо мельчайшие простейшие живые организмы, которые, найдя благоприятные условия для существования и размножения, дали начало всем последующим формам живых организмов. При этом считалось, что эти простейшие живые организмы вообще рассеяны в космическом пространстве и они-то и являются вечным несотворимым и неуничтожимым источником жизни во Вселенной.

Однако, если этой теории придавать законченный характер, то она должна быть дополнена положением о принципиальном отличии живого от неживого. Это дополнение принимается последовательными сторонниками теории панспермии. Согласно ему жизнь вечна, она только меняет свою форму, но никогда не создаётся из неживой материи. В этом пункте теория панспермии имеет много общего с теорией самозарождения. В основе обеих концепций находятся либо метафизические представления об отождествлении живого и неживого, либо столь же метафизическое противопоставление живого неживому. В любом из этих случаев не прослеживается реальная диалектическая связь живого и неживого, отсутствует понимание живого как определенного этапа, характеризующегося в то же время качественным скачком, происхождением принципиально нового.

Интенсивные теоретические поиски в области проблемы происхождения жизни не могут не сопровождаться постановкой и обсуждением специфики философских вопросов, таких как: соотношение биологического и физико-химического, соотношение причинного и теологического подходов при объяснении происхождения жизни, соотношение необходимости и случайности в процессах химической и предбиологической эволюции, проблемы законов исторического развития и др.

Наше познание в основном нацелено на раскрытие существенных и необходимых связей предмета, определяющих его существование. Познание сущности и закона одновременно является и познанием общего, того, что характеризует целый класс однородных явлений. Но каждый представитель этого класса наряду со всеобщими имеет и индивидуальные черты, возникновение и проявление которых определяется случайностью. Полное знание о том или ином объекте будет достигнуто только в том случае, когда знание необходимых черт предмета будет дополнено знанием случайных, уникальных черт этого явления. Это требование дополнять знание необходимости знанием случайности особенно важно для таких отраслей науки, как геология, биология, история. Так, понимание процесса зарождения жизни на земле должно базироваться на знании общих и необходимых закономерностей эволюции и возникновения новых структурных уровней существовании материи. Но поскольку мы говорим о происхождении жизни в земных условиях, которые являются относительно уникальными, важно знать также и конкретные условия, существовавшие на Земле в период зарождения жизни, а они были в значительной мере случайными по отношению к общим законам эволюции материи.

Существуют различные точки зрения на роль необходимости и случайности в процессе зарождения живого. Например, французский биолог Ж.Моно, анализируя проблему происхождения жизни, приходит к выводу о фундаментальной роли случайности в этом процессе. Сам процесс зарождения живого представляется ему как цепочка случайных, маловероятных событий. Случайность в его концепции приобретает абсолютный характер и отрывается от необходимости.

Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития.

Целенаправленность – действие или поведение допускает истолкование как направленное на достижение некоторой цели, т.е. некоторого конечного состояния, при котором объект вступает в определенную связь в пространстве или во времени с некоторым другим объектом или событием.

Тема 6. Проблема происхождения и сущности сознания


Тезисно сформулируйте сущность вышеперечисленных концепций, назовите их основных представителей. Каковы, на Ваш взгляд, основные недостатки этих концепций? Можете ли Вы указать их достоинства?

С какими другими философскими проблемами связано решение вопроса о происхождении и сущности сознания?

Объективно-идеалистический концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог – у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей. Субъективный идеализм абсолютизирует человеческое сознание (сознание конкретного индивида) как первичное по отношению к чувственному миру и противоположное ему. Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм - базируется на постулате – «Существую только я и мои ощущения. Весь мир – комплекс моих ощущений». Сознание, с точки зрения солипсистов, - это единственно достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Фихте).

Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому – психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).

Диалектический материализм рассматривает сознание в неразрывном единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Активный творческий характер сознания проявляется в превращении идеального в реальное через деятельность человека, т.е. будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека.

Механистический способ познания предмета сознания или часто налагающейся на «сознание» личностной индивидуальности представляет собой исследование этого «сознания» не как неповторимого субъекта, а как типического и повторяющегося объекта.

Представленное многообразие концептуальных подходов к проблеме происхождения и сущности сознания обусловлено сложностью и многогранностью исследуемого феномена, а также уровнем освоения действительности, характерным для конкретной исторической эпохи.


Тема 7. Проблема источников знания, способов и границ познания. Разум или чувства?


Сформулируйте основные аргументы представителей этих концепций, назовите наиболее ярких представителей. Соответствует ли деление философов на сенсуалистов и рационалистов их размежеванию на материалистов и идеалистов?

Подтвердите примерами свою точку зрения.

Охарактеризуйте позицию И. Канта по проблеме соотношения разума и чувств. Есть ли «рациональное зерно» в априоризме Канта?

Какое понимание интуиции Вы считаете наиболее приемлемым? Каково ее отношение к разуму и чувству? Как понимали интуицию рационалисты, и как она трактуется в иррациональной гносеологии? Каковы, на Ваш взгляд, основные достоинства и недостатки указанных способов решения проблемы о соотношении разума и чувств?

Как решают представители указанных выше концепций проблему познаваемости мира?

Укажите основные источники и причины возникновения агностицизма. Какие еще проблемы познания вскрывает агностицизм? Что такое гносеологический догматизм и абсолютный релятивизм?

Вопреки теории рационализма английский философ Джон Локк полагал не только главным, но и единственным источником познания ощущения. Это учение называется сенсуализм. Жан-Жак Руссо был сторонником сенсуализма. Он абсолютизировал роль чувств и принижал роль теоретического мышления. Полагал, что чувства представляют собой высшую и более ценную сферу духовной жизни людей, чем разум, так как развитие форм разума разрушило в человеке первоначальную гармонию и ослабило его естественную мощь.

Французский мыслитель Рене Декарт считал, что верное знание должно быть основано на инстинктах предпосылок, главным источником которых является опыт. В то же время он уделял основное внимание методам построения теорий на основе знаний, полученных с помощью опыта. Именно человеческую мысль Р.Декарт считал доказательством самого существования человека. Человеческое познание согласно Декарту является результатом верного применения разума. Это философское учение получило название «рационализм».

Сущность философского иррационализма состоит в отрицании возможности разумного, логического познания действительности. Позднее ведущим течение философского иррационализма стала философия жизни. Ее крупнейшими представителями были В. Дильтей, Ф. Ницше и А. Бергсон для них именно человеческая жизнь является основой бытия. Поэтому основная задача философии – не выработка методов абстрактного познания, а изучение вопросов, реально волнующих каждого конкретного человека.

Гегель – философ-идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только абсолютная идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир – природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат ее развития.

Гносеологические взгляды Канта включают в себя анализ трех ступеней познания. В работе «Критика практического разума» Кант утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Вместе с тем органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутренне содержание остается недоступным познающему разуму. Он проводит мысль о том, что абстрактное мышление, оперируя общими понятиями, прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов, следовательно, и здесь эта сущность остается непознаваемой, ибо общие понятия, по мнению философа, возникают до опыта, априорно, и не имеют связи с объективным миром.

Способность постижения истины или идеи изобретения, открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логики именуется интуицией. Интуиция – это способность к постижению истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную.

Так как из всех внешних чувств наиболее важным для познания является зрение, то всякое прямое, или непосредственное, усмотрение истины получило название «интуиции» - от латинского слова intuitus, буквально означающего «созерцание», «усмотрение», «видение», то есть усмотрение с помощью зрения. Точно так же если под «интеллектуальной интуицией» ученый понимает только прямое постижение умом истины, не выведенной из других истин посредством доказательства и не усматриваемой одними лишь внешними чувствами, то и против такого применения этого термина не может быть никаких принципиальных возражений. В этом случае термин «интеллектуальная интуиция» будет обозначать, как и термин «чувственная интуиция», только определенный факт знания или вид знания и отнюдь не будет необходимо связан с какой-либо философской теорией, объясняющей этот факт.

Учение об интеллектуальной интуиции как непосредственном усмотрении с помощью ума необходимых и всеобщих связей вещей должно быть строго отличаемо и от учения о так называемых врожденных идеях и от учения об априорном знании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.