Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме
|
|
Министерство Здравоохранения УР
Ижевская Государственная Медицинская Академия
Кафедра философии и гуманитарных наук
Курсовая работа
На тему
«Проблема человека
в Конфуцианстве. Человек и природа в
Чань-буддизме»
Научный
руководитель: заведующий кафедрой философии и гуманитарных наук
доцент
Трефилов В.А.
Исполнитель:
студентка группы 206
лечебного факультета
Коротаева Ю.В.
Ижевск, 1999
Ижевск - 1999
|
|
ижевскИИврвр
Содержание
Содержание..................................................................................................... 2
Введение.......................................................................................................... 3
Конфуцианство как этико-политическое
и религиозно-философское учение............................................................... 5
Место человека в конфуцианстве
Глава 1. Конфуций
о человеке
§1 Человек.................................................................................... 7
§2 Конфуцианские
начала, знание............................................. 8
§3 Ритуал и
воспитание.............................................................. 9
§4 Низкий человек
и благородный муж.................................... 10
§5 Достойный
правитель............................................................ 11
§6 Гуманность
Конфуция............................................................ 13
Глава 2. Позднее конфуцианство о человеке
§1 Толкование
человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы 14
§2 Позднее
конфуцианство
1. Хань Юй.......................................................................... 16
2. Чжу Си............................................................................. 17
3. Ван Янмин...................................................................... 19
§3 Современное
конфуцианство Чэнь Юланя.......................... 20
Чань-буддизм.................................................................................................. 21
Учение о человеке в Чань-буддизме
§1 Человек
Хуэйнена
1. Учение о Едином............................................................ 23
2. Истина............................................................................. 24
3. Просветление.................................................................. 25
§2 Учение Чань в
искусстве....................................................... 26
Человек и природа.......................................................................................... 27
Заключение..................................................................................................... 30
Список
литературы........................................................................................ 33
Введение
Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих
отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл и ценность
человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах
разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни
философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы
приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах
(разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них
является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое
качество можно считать специфическим человеческим? Есть ли вообще в человеке
какое-то внутреннее устойчивое ядро? Философы отвечают на эти вопросы
по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки, то есть от
того, что данное философское направление выдвигает в качестве высшей ценности.
Конкретные позиции обуславливаются, в частности, и тем, как рассматривается
человек – «извне» или «изнутри». Изучение человека «извне» предполагает
осмысление его отношений с природой (космосом), обществом, богом и самим собой.
Приобщение к тайне человека «изнутри» сопряжено с постижением его телесного,
эмоционального, нравственного и духовного бытия. Но правомерно ли искать
проблему человеческого бытия в художественных и философских памятниках Востока.
Так, создание «Книги Песен» («Ши цзин») относится к временам, когда в Китае
философские школы еще не сложились, и впоследствии ее использовали в своих
учениях не только конфуцианская, но и другие школы, которые часто искажали
первоначальный смысл. Оригинальный текст «Книги истории», или «Книги
документов» («Шу цзин») вообще не сохранился до наших времен. Он был изменен в
значительной степени как Конфуцием, так и его последователями. Китайское
произведение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») является единственным
произведением китайской классической литературы, которая более или менее
непосредственно передает взгляды Конфуция. Но это лишь одна сторона проблемы.
Западному читателю, не знакомому с языком Китая, сложно понять не только
иносказательный смысл написанного, но, иногда, и прямой и, казалось бы,
очевидный. Для этого нужно также знать культуру древнего Китая, его обычаи и
предфилософию. И, наконец, трудность представляет то, что в сохранившихся до
наших дней произведениях человек Китая «растворен» в космосе, един с ним и
неотделим от него. Все это делает затруднительным постижение природы и смысла
человека в понимании древнекитайских философов.
Целью данной работы является изучение проблемы человека в религиях
Востока, в частности в Конфуцианстве и в чань-буддизме, по работам различных
современных авторов (историков, философов), обобщение разрозненного и, порой,
противоречивого материала и создание стройной системы знаний и положений,
определяющих место человека во Вселенной.
Конфуцианство как этико-политическое
и религиозно-философское учение.
Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В ряде
публикаций дается «компромиссное» определение конфуцианства одновременно как
религии и как этико-политического учения. Конфуций - создатель нравственно-
религиозного учения – оставил глубочайший след в развитии духовной культуры
Китая, во всех сферах его общественной жизни – политической, экономической,
социальной, моральной, в искусстве и религии. По определению Л.С.Васильева: «Не
будучи религией в полном смысле этого слова, конфуцианство стало большим
нежели, чем просто религия. Конфуцианство – это также и политика, и
административная система, и верховный регулятор экономических и социальных
процессов, - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации
китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации». По своему
миропониманию, способу объяснения мира и места человека («цивилизованного», а
не «варвара») в этом мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом,
чем в религиозном плане.
Конфуций основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они
записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное
конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») – произведение
совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном
нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно
увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил
наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Основная задача
Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В
центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы
воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако его идеалы не в будущем, а
в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною.
Древность постоянно присутствует в настоящем. Будущее не привлекает слишком
большого внимания – ведь время движется по кругу; и все возвращается к своему
истоку. Кульминация конфуцианского культа прошлого – «исправление имен» («чжэн
мин»). Конфуций признавал, что «все течет» и что «время бежит, не
останавливаясь». Поэтому конфуцианское «исправление имен» означало не
приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся общественным
бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым значением. Поэтому
Конфуций учил. Что государь должен быть государем, сановник – сановником, отец
– отцом и сын – сыном не по имени, а реально, на самом деле. Идеализируя
древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности – конфуцианскую
этику. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие»,
составляющие в целом «правильный путь» - дао.
В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах
на устройство мира. По представлениям древних китайцев, человек возникает после
того, как изначальный эфир (или пневма, «ци») делится на 2 начала: Инь и Ян,
Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколотость
мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и
пассивное, твердость и мягкость, покой и движение,
Место человека в
конфуцианстве
Глава 1. Конфуций
о человеке
§1. Человек
Древнекитайский мыслитель Кун-цзы
(Конфуций – 551 – 479 до н.э.) жил в эпоху, когда вопросы стабильности
государства вышли на первый план. Как правильно управлять государством, чтобы
сохранить в нём неизменный порядок - вот что волнует Конфуция в первую
очередь. Человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он
занимает определенное место. Поэтому учение о человеке неотделимо от учения об
управлении государством. Цель конфуцианского учения о человеке – показать, как
должен вести себя человек в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко
выраженную практическую направленность, а теоретический аспект является
подчиненным: обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения
и отношений между людьми. Достаточно познакомиться с произведением «Лунь-юй»
(Беседы и высказывания), которое все исследователи считают наиболее
достоверным выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет
проблемы человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель
(цзы) Кун.
Мировоззренческую
основу учения о человеке Конфуций не обсуждает. Кун-цзы предлагает свои
рекомендации, исходя из традиционных китайских взглядов на устройство мира. Из
контекста его высказываний становится понятно, что человека он рассматривает
как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять.
Это объясняется срединным положением человека относительно Неба и Земли: с
одной стороны, человек вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое
и, выступая связующим звеном между Небом и Землей, а с другой – человек
занимает в мироздании уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с
Небом, так и с Землей. Традиционные для китайских мировоззренческих систем
категории – дао (истинный путь) и дэ (одаренность) – также используются в
«Лунь-юй» без обсуждения и дополнительных комментариев. Вообще Конфуций
предпочитал не занимался вопросами мироздания и мировоззрения, в частности,
отказывался высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном
поведении.
Обсуждать вопрос
о природе человека, как свидетельствует «Лунь-юй», Конфуций избегал,
ограничившись расплывчатым высказыванием: «По своей природе (люди) близки друг
другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от друга».
§2.Конфуцианские начала,
знание
Конфуций четко
разграничивает людей, обладающих различным социальным статусом в зависимости от
моральных качеств, которым он приписывает надчеловеческое, вселенское значение
и тем самым утверждает неизбежность и незыблемость социального расслоения. По
его мнению, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже
социального неравенства.
Моральные
качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» –
гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» – долг,
справедливость; «ли» – ритуал, этикет; «чжи» – ум, знание.
Основа
человеколюбия – «жень» – «почтительность к родителям и уважительность к старшим
братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства.
«Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Конфуций
обращается к доверию (Синь) как к политической и нравственной категории.
«Управляя царством, имеющим 1000 боевых колесниц, следует серьезно относиться к
делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о
людях; использовать народ в соответствующее время. Идею Доверия он проводит
сквозь все свое учение.
Все эти начала
опираются на знания в конфуцианском смысле. Имеются в виду не теоретические
знания, а знания правил поведения с обязательным применением из на практике.
Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Знать –
«значит знать людей». Познание природы его не интересует. Его вполне
удовлетворяет то практическое знание, которым обладают те, кто непосредственно
общается с природой – земледельцы, ремесленники. Конфуций допускал врожденное
знание. Но оно редко: «Те, кто обладает врожденным знанием, стоят выше всех, а
за ними следуют те, кто приобрел знание благодаря учению». Учение у Конфуция должно
обязательно дополняться размышлением. Отсюда вытекает, что отождествлять
конфуцианскую ученость с книжной премудростью не совсем справедливо. Хотя в
конфуцианстве авторитет мудрецов древности и изложенного ими учения был всегда
высок, на первый план выходит правильное поведение, а не знание само по себе.
Ценность знания в том, чтобы способствовать правильному поведению.
§3. Ритуал и воспитание
Применяются
конфуцианские знания по правилам этикета, без которых их использование не будет
«правильным», а человеческое поведение окажется нерегулируемым. Задача
воспроизведения норм возлагается на самого человека: «Сдерживать себя, с тем
чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть
человеколюбие…Осуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно
зависит от других людей?» Так гуманность связывается с ритуалом, причем человек
должен приложить определенные усилия, чтобы преодолеть себя, включиться в
систему отношений, регулируемых правилами этикета, и добиться того, чтобы дальше
проявлять себя наилучшим образом без дополнительных усилий, то есть стать
«благородным мужем» (Цзюнь-цзы).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|