Русская религиозная философия XIX - XX веков (Контрольная)
смотреть на рефераты похожие на "Русская религиозная философия XIX - XX веков (Контрольная) " [pic] КАЛУЖСКИЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ МИНСТРОЙ РОССИИ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Контрольная работа № I вариант № 8 по предмету “Философия “ по теме: “Русская религиозная философия XIX - XX веков.” курс 3 группа ЗБ31-У шифр Б-96-128 работа выслана в техникум 7 июня 1997 года Фамилия Карасев Имя Андрей Отчество Викторович Домашний адрес: г. Калуга, пер. Литейный, д.7, кв. 92 Оценка _______________ Дата _____________ Подпись преподавателя ________________________ Контрольная работа предъявляется при сдаче экзамена. Оглавление : 1. Формирование русской религиозной философии: славянофильское учение о
мессианской роли русского народа и соборности. 2 . Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология. 3. Проблема веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме
(Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк). Формирование русской религиозной философии: славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности. Философская мысль в России начинает зарождаться в ХI в. под влиянием
процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает
знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-
историческую концепцию, обосновывающую включенность «русской земли» в
общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие
русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-
практических наставлений и обоснования особого предназначения православия
Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным, в этом смысле,
является созданное во времена правления Василия III учение игумена
Елиазаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме». Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на
протяжении ХVI - ХVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства
двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской
мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской
духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в
процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции
считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран
Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.
Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти
две тенденции получили в 40 - 60-х гг. ХIХ в. Первую тенденцию представляли
славянофилы, а вторую - западники. Идеологию западников поддерживали такие
авторитетные мыслители и общественные деятели как В. Г. Белинский, Н. Г.
Чернышевский, А. И. Герцен . СЛАВЯНОФИЛЬСТВО Славянофильство как одно из главных направлений политической и
философской мысли ХIХ в. оставило заметный след в духовной истории страны.
Славянофилы создали социологическую и философскую концепции, в которых
придали своеобразную форму русскому национальному самосознанию. Они
поставили проблемы России и Запада, особого пути России, общины и
государства, положили основание русской религиозно-идеалистической
философии второй половины XIX в.
Главная фокусирующая задача славянофильства заключена в поисках места
культуры русского народа в системе культур Запада и Востока. В ответ на
нигилизм Чаадаева и космополитизм западников славянофилы утверждали, что русская история, социальные структуры, быт, национальное сознание, т. е.
вся культура, не должны подводиться под другие, неадекватные ей модели. Она обладает собственными жизненными ценностями и собственными перспективами. Немало пищи для размышлений русского человека о своем национальном
достоинстве давала и область политических отношений, сложившихся после
смерти Петра I. Превращение дома Романовых в немецкую династию,
бироновщина, гольш-тинцы, откровенные симпатии Петра III и Павла I к
пруссачеству, подчинение ими внешней политики династическим интересам,
офранцуживание дворянства - таковы факты свидетельствующие о существовании
многих причин, болезненно затрагивающих русское национальное чувство. Сильное возбуждение чувства национальности у многих европейских народов
было вызвано наполеоновскими войнами. Для России в этом смысле решающее
значение имела война 1812 г., которая всколыхнула народную энергию и
заставила передовых людей того времени по-новому взглянуть на историческую
роль русского народа и международное значение России. С этого времени
понятие «народность» прочно входит в русскую литературу и общественную
мысль. Конечно, перечисленные выше факты не могут толковаться как система или
идеология славянофильского типа. Но они заключают в себе много моментов,
послуживших известной почвой, на которую опирались славянофилы при
выработке своей историко-социологической концепции и особенно своего
взгляда на историю России. Идеология славянофильства претерпела известную
эволюцию. На 30-е и начало 40-х годов падает становление политической и
философско-социологической теории старших представителей славянофильства -
А. С. Хомякова и И. В. Киреевского, заложивших основы этого учения. Они
сохраняют руководящее положение в кружке вплоть до 60-х годов. В 40-е и 50-
е годы славянофилы оформляются в группу единомышленников, ставшую
значительной силой в идейной борьбе. В это время вокруг Хомякова и И.
Киреевского объединяются братья Аксаковы, Самарин, П. Киреевский, Кошелев
и другие менее влиятельные лица. После крестьянской реформы 1861 г.,
которая по-новому поставила все общественные вопросы, славянофильство
переживает упадок и постепенно утрачивает былую общественную значимость. В
качестве главных деятелей пореформенного славянофильства наряду с И.
Аксаковым, Самариным и Кошелевым выступают новые деятели: Ап. Григорьев, П. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев. К ним примыкает Ф. М.
Достоевский и отчасти Вл. Соловьев. Первоначальную философскую подготовку лидеры славянофильства Хомяков и
И. Киреевский получили в кружке московских любомудров. Идеализм
Шеллинга соответствовал их образу мышления, сложившемуся в результате
религиозного домашнего воспитания. Позже ими была использована
«философия откровения» для обоснования примата веры над знанием и
несостоятельности рационального мышления. Система позднего Шеллинга и
сочинения византийских богословов составили главные теоретические
источники философии славянофилов. Славянофильство оставило следы не только в консервативных и религиозно-
идеалистических учениях второй половины ХIХ в. По крайней мере, три пункта
историко-социологической концепции славянофилов были использованы и
получили - иное звучание в идеологи и русской революционной демократии
второй половины ХIХ в., а именно: община как социально-эконо-мическая форма народного бытия, особый путь России - идея, возникшая из факта ее
отсталости, и отрицание государственности, явившее собой форму протеста
против самодержавного деспотизма. Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское
направление в общественной мысли России. В основе их философского учения
лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и
культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения
славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития
всей мировой цивилизации. По мнению А.С. Хомякова, именно православие
сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал
русскую землю в ее бесконечном объеме». А. С. ХОМЯКОВ Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860) был, по определению Герцена,
«Ильей Муромцем славянофильства». Он происходил из семьи богатого тульского
помещика, в которой поддерживался старый патриархальный быт и глубокая
религиозность. В семье из поколения в поколение передавался культ царя
Алексея Михайловича, у которого служил сокольничьим дальний предок. Хомяков
с раннего детства воспитывался в духе набожности; верноподданичества и
сословных традиций. дворянства. Вместе с тем в родительском доме он
получил отличное образование: овладел несколькими иностранными языками, под
руководством профессоров Московского университета изучал философию,
историю, математику и другие науки. А позже окончил университет кандидатом
по математическому отделению. В начале 20-х годов Хомяков познакомился с Веневитиновым и сблизился с
кружком «любомудров», особенно с братьями Киреевскими и Кошелевым. В
Петербурге Хомяков встречался со многими декабристами, сотрудничал в
«Полярной звезде». Ему даже были известны замыслы революционно
настроенного офицерства, однако политическое брожение накануне восстания
декабристов не затронуло будущего славянофила. В спорах с членами тайного
общества Хомяков доказывал неосуществимость их планов и в принципе
отвергал возможность революционного переустройства России, а позже
восстание 14 декабря 1825 г. назвал «заговором юнцов», не понявших духа. В начале 1825 г. Хомяков оставил военную службу и уехал за границу. В
письмах к друзьям в Россию он высказывал неприязнь к европейскому образу
жизни и восхищался славянскими странами, где принимали его как «брата и
единоверца». По возвращении на родину Хомяков вошел в литературные круги
Москвы и Петербурга, опубликовал ряд стихотворений и поэму «Ермак». После
кратковременного возвращения на военную службу во время турецкой войны в
1829 г. Хомяков окончательно вышел в отставку и поселился в подмосковном
имении, проводя зимние месяцы в Москве. Здесь, в Москве, он и развернул
бурную деятельность по сколачиванию кружка своих единомышленников,
названного вскоре славянофильским. На протяжении всей своей последующей жизни Хомяков сотрудничал в
различных периодических изданиях, преимущественно славянофильского
направления, выступал со статьями по вопросам крестьянской реформы,
социологии и философии. Из них наиболее значительными являются: «О
старом и новом» (1839), «О сельских условиях» и «Еще раз о сельских
условиях» (1842), «По поводу Гумбольта» (1849), «По поводу статьи
Киреевского о характере просвещения Европы и его отношении к просвещению
России» (1852), «По поводу отрывков, найденных в бумагах И. В. Киреевского»
(1857),
«О современных явлениях в области философии (письмо Самарину)», «Второе
письмо о философии к Ю. Ф. Самарину» (1859). Хомякову принадлежит большое
число богословских сочинений, написанных как результат полемики с
теоретиками католицизма. Но главный его труд - «Записки по всемирной
истории, или Семирамида», который остался незаконченным. Даже такой
горячий поклонник Хомякова, как Самарин, усмотревший в «Семирамиде» «много
свежих и светлых мыслей», вынужден был признать, что в «Записках»
недостает точных данных и в этом отношении труд 6езоружен. Все современники - единомышленники и противники - отмечали огромные
познания Хомякова, редкую начитанность, полемический талант и ведущую роль в выработке славянофильской идеологии. Герцен, не раз имевший случай
померяться силами с Хомяковым в жарких спорах, происходивших в московских
салонах, дал ему следующую характеристику: «Ум сильный, подвижный, богатый
средствами и неразборчивый на них, богатый памятью и быстрым
соображением, он горячо и неутомимо проспорил всю свою жизнь». Это был
«действительно опасный противник; закалившийся бретер диалектики, он
пользовался малейшим рассеянием, малейшей уступкой. Необыкновенно даровитый
человек, обладавший страшной эрудицией, он, как средневековые рыцари,
караулившие богородицу, спал вооруженный. Во всякое время дня и ночи он
был готов на запутаннейший спор и употреблял для торжества своего
славянского воззрения все на свете - от казуистики византийских
богословов до тонкостей изворотливого легиста. Но главной чертой этой
личности была глубокая религиозность. На все он смотрел глазами
православного христианина. Ю. Ф. Самарин в предисловии ко второму тому
сочинений Хомякова так и писал: «Хомяков жил в церкви». Через призму
православной догматики преломлялось у него решение всех коренных
практических и теоретических вопросов. Религиозным духом пронизана его историко-социологиче-ская концепция,
которая занимает едва ли не центральное место в работах Хомякова. Она
всецело подчинена основной для славянофилов проблеме коренного различия
исторических путей России и Запада и доказательству самобытной
исключительности русского народа, что выводилось из неодинаковости
внутренних «начал» русской и западноевропейской жизни. За «начала»
принимались формы религиозного мировоззрения: в первом случае - православие
как истинное христианство, во втором - католицизм, в котором, по его
убеждению,. учение Христа подверглось искажению. Религия рассматривается не
только как движущая сила, но и как фактор, определяющий общественное и
государственное устройство, народный быт, мораль, склад характера и
мышление народов. Для обоснования своих выводов Хомяков обращается к теоретическим и
историческим аргументам, прослеживая историю западноевропейских,
славянских, особенно русского, народов с древнейших времен. При этом истоки
современной жизни он пытается отыскать в библейских легендах о «первой
общине», «ноевом ковчеге», «деяниях Хама» и т. д., находя еще там
зачатки будущих конфессиональных направлений. Первыми древними государствами, принявшими христианское вероучение,
были Греция и Рим. В духовном облике греков, несмотря на многобожие,
носившее земной характер, и отрицательную роль философии, которая
принимала «все сущее за необходимо сущее», все-таки преобладали «внутренняя
духовность» и внутренняя свобода человека. Поэтому Древняя Греция приняла
учение Христа в чистоте, передав его в таком виде Византии. Византия
погибла, но успела освятить Русь, в чем и состоит ее великая
историческая роль. Другая линия, по которой шло развитие, берет начало от
древних римлян, которые не знали религии как богопознания. Для них
верховным божеством было государство и право, а христианство, возведенное
в ранг государственной религии, было подчинено земным целям. В германском мире западное христианство подверглось еще большим
искажениям в духе юридического формализма и логического рационализма.
Нарушение символа веры на Западе повело за собой разделение церквей на
католическую и православную и к разъединению путей Востока и Запада. В Западной Европе все более и более развертывалась внутренняя борьба,
ставшая главной чертой ее истории. Начало этой борьбе положила сама
католическая церковь стремлением пап к светской власти, организацией
военно-монашеских орденов, крестовыми похода ми, насильственным насаждением
католицизма. Возникшее протестантство только обострило внутреннюю борьбу, а
реформация еще больше усилила односторонне рассудочный характер западного
просвещения, что привело к полному безбожию. Гегель довел до последней
крайности логический рационализм и подготовил материализм,
распространение которого свидетельствует об окончательном падении
Запада в социальном и культурном отношениях. Результатом духовного краха
европейских народов являются революции конца ХVIII и первой половины
ХIХ столетий. Иначе, по мнению Хомякова, протекала история России, которая
подвергается им предельной идеализации. Славян он выводит от древней
иранской народности - вендов, от которых они унаследовали высокую
духовность, нравственную чистоту и поклонение свободно творящему
божеству. Славяне отличались кротостью, жили свободными общинами; им были
чужды стремления к захвату и подчинению других народов, жажда власти и
аристократизм. В конце Х в. «мирной проповедью», без насилия на Руси было
принято христианство как вера, близкая духовному складу русского народа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|